Игры и упражнения для автоматизации звуков
картотека по логопедии

Кудряшова Надежда Владимировна

В данном пособии представлен речевой материал для автоматизации звуков на разных этапах работы. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

http://logorina.rusedu.net/

Речевой материал для автоматизации звуков Ш, Ж

(слова, словосочетания, предложения, чистоговорки, стихи, тексты)

Составитель:

Матыкина И.А.

Владимир, 2011

Слова

Задание 1. Чётко произносить слова.

Шаг, шагом, шаль, шар, шарф, шайба, шапка, шахта, шах, мышата, большая, ушанка, мешать, шорох, мешок, пушок, вершок, горшок, петушок, ширь, шик, шило, шина, шип, шить, ширма, дыши, ерши, пиши, камыши, малыши, ношу, пишу, тушу, прошу, парашют, шея, шей, шейка, шеф, мишень, ошейник, решение, вермишель.

Задание 2. Чётко произносить слова.

Решать, дышать, лошадка, шахматы, лапша, душа, шавка, ремешок, гребешок, большой, мышонок, шов, шок, шорты, порошок, хорошо, шёл, шёлк, шёпот, ушёл, нашёл, пришёл, вошёл, ушиб, ошибка, машина, кувшин, шили, решили, ковши, ширма, шифер, шум, шумный, шут, шуба, Шура, Шурик, шутка, мишутка, дышу.

Задание 3. Чётко произносить слова (без ударения на слоге).

Шаги, шагать, шалить, ваша, наша, ноша, ниша, каша, крыша, груша, Даша, Маша, Луша, шоколад, шинель, шипеть, широкий, шиповник, шипы, уши, мыши, наши, ваши, калоши, ландыши, камешек, шелуха, тише, выше, башенка, вишенка, шептать.

Задание 4. Чётко произносить слова (без ударения на слоге).

Паша, Миша, Яша, Алёша, Наташа, Андрюша, Катюша, шакал, шаланда, шалфей, шалун, шампунь, лошадь, вешалка, шатёр, афиша, шуруп, шутить, шутник, шумовка, хороший, горошина, младший, тишина, шимпанзе, клавиши, шитьё, баклуши, решек, горошек, плюшевый, шептунья.

Задание 5. Чётко произносить слова.

Подошва, швабра, швея, швы, шведы.

Шкаф, шкатулка, школа, школьник, пешком, шкода, шкурка.

Шла, шлак, шланг, шлагбаум, шлейф, шлем, шлёпать, шлёпанцы, шли, шлюпка, шлюз, шляпа.

Шмель, шмыгать.

Задание 6. Чётко произносить слова.

Шницель, кашне, шнурок, шнурки.

Шпалы, шпагат, шпага, шпатель, шпаклёвка, шпоры, шпион, шпиль, шпилька, шпинат, шпулька.

Штаб, штамп, штанга, штаны, штопать, штопка, штора, штопор, шторм, штука, штукатур, штурвал, штурман, штурм, штык, штиль.

Шхуна.

Задание 7. Чётко произносить слова (с ударением на слоге).

Ваш, наш, башня, пашня, кашка, рубашка, ромашка, букашка, карандаш, душ, тушь, ушки, мушка, пушка, душно, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, Яшка, яшма, гуляш, пешка, орешки, орешник, вешний, поешь, плюшка, клюшка, конюшня, лепёшка, рыбёшка, матрёшка, поварёшка, Бишка, вишня, мишка, лишний, парнишка, тишь, домишко.

Задание 8. Чётко произносить слова (с ударением на слоге).

Кошка, мошка, крошка, окошко, горошки, лукошко, ладошка, окрошка, картошка, Антошка, брошка, квакушка, ватрушка, радушный, ракушка, макушка, волнушка, болтушка, избушка, игрушка, петрушка, вышка, мышка, пышка, крышка, малышка, мартышка, покрышка, камыш, малыш, даёшь, льёшь, пьёшь, поёшь, берёшь, Алёшка.

Задание 9. Чётко произносить слова (с ударением на слоге).

Жар, жаль, жаба, жало, жалко, жабры, жатва, жатка, жарко, жалоба, ежата, вожак, вожатый, Жора, рожок, лужок, дружок, флажок, прыжок, кружок, пирожок, бережок, крыжовник, жир, жить, живо, жидкий, ножи, моржи, ежи, ужи, лежи, этажи, покажи, наживка, пружина, Женя, уже, уважение, этажерка, драже.

Задание 10. Чётко произносить слова (с ударением на слоге).

Пижама, урожай, бежать, лежать, дрожать, пожар, пожарник, жадный, жадина, жаворонок, утюжок, жёлудь, жёлтый, медвежонок, ежонок, жук, лежу, брожу, хожу, гляжу, дружу, покажу, абажур, тужурка, дежурный, дружить, кружить, житель, животные, жилет, оружие, жильё.

Задание 11. Чётко произносить слова (без ударения на слоге).

Жара, жалеть, жакет, кожа, лужа, лёжа, поклажа, пропажа,  лыжи, ножи, лужи, ёжик, ужин, пыжик, живой, живот, жираф, дюжина, прохожий, вижу, режу, вяжут, лижут, мажут, кожура, ежевика, желток, желе, жена, женитьба, желудок, желание, жетон, хуже, жеребёнок, мороженое.

Задание 12. Чётко произносить слова со стечением согласных.

Ждать, жмых, джем, жмурки, должник, ржавчина, жбан, жнейка, джунгли, лоджия, важный, каждый, бумажный, багажный, монтажник, можно дождик, ложный, кожный, ножницы, пирожное, художник, ножны, нужно, дружно, дружба, лыжник, булыжник, южный, нижний, ближний, книжный, между, прежде, одежда, надежда, невежда, однажды, дважды, подожду, нежный, вежливый, наждак, награждать, ножной, нужда, лыжня, денежный, побеждать.

Словосочетания

Задание 13. Чётко произносить словосочетания.

наша школа
шумные шалуны
душистый шампунь
шелуха шиповника
шумят камыши
тушёный шпинат
пышная плюшка
наша бабушка

большой шмель
пшённая каша
пушистая шляпа
большой шкаф
шипение кошки
шиншилловая шуба

швейная машина


Задание 14. Чётко произносить словосочетания.

шёлковая шаль
Дашина шапка
шутник мишутка
шпиль башни
шитьё шинели
душистые ландыши
шипы шиповника

катушка шёлка
шёлковая штопка
дешёвые книжки
широкополая шляпа
шёлковое кашне
большая кошка

Задание 15. Чётко произносить словосочетания.

жёлтая кожа
дюжина ежей
желе из ежевики
кожаный жилет
жидкое желе
живите дружно
тяжёлая одежда
можно ужинать
бежевое жабо
южная жара

кожаные вожжи
женина пижама
нижние этажи
живой ёжик
нужная одежда
нужна жнейка
желудёвый дождик
нужно бежать
жужжание жука
отважный Женя

Предложения

Задание 16. Чётко произносить предложения.

Наташа пишет.
Вот Маша.
У Маши шляпа.
У Лёши ландыши.
Ландыши хороши.
Миша и Паша едут на лошадке.
Малыши шагают в школу.
Школа большая.
Миша нашёл камешек.
На дороге шумит машина.
У шиповника шипы.
Паша и Наташа, прошу не шуметь.
Леша ел пшённую кашу.
Яша пошёл к камышам.
Миша играет в шахматы.
У Паши машина.
У машины широкие шины.
У Наташи шёлковый шарф.
Мышонок упал в кувшин.

Задание 17. Чётко произносить предложения.

Камыши шуршат.

У мыши - мышата.

Илюша гоняет шайбу.

Леше купили большую ушанку.

Наш Мишутка любит шутки.
Готовит Наташа пшённую кашу.
У нашей машины шипы на шинах.
Идёт пешком мышонок с мешком.
Маша и Даша шьют шубу Наташе.
Маша вышивает подушку.
Миша машет дедушке.
Во дворе Бишка.
Пташка прыгает у окошка.
Надевай на малышку рубашку.
Наш Антошка глядит в окошко.
Вот картошка на окрошку.
Плохо мышке одной в норушке.
У кошки ушки на макушке.
Кошка ловит мышку.


Задание 18. Чётко произносить предложения.

В одно ушко вошло, в другое вышло.
Лягушка прыгнула в кадушку.
В лукошке вишня, в мешке картошка.
Малышка ела кашку ложкой.
У Миши шапка-ушанка.
Маша надевает шапку.
Миша и Наташа шагают в ногу.
Алеша покупает шарик.
Катюша видела шакала в клетке.
Яша вешает шарф на вешалку.
Яша едет на лошади.
Наша Даша никогда не шалит.
Машутке шьют новую шубу.
На шубе виден шов.
Я ношу новую шубу и шапку.
У петушка гребешок.

Петушок, петушок, выгляни в окошко!

Миша моет шею и уши.

Машенька, дай башенку.

У Шавки новый ошейник.

Задание 19. Чётко произносить предложения.

На кухне кошка готовит лепёшки.

Любит лепёшки котёнок Тимошка.

Миша и Паша играют в шашки.

Миша проиграл две пешки.

Тётя Даша шьёт мне рубашку.

Маша, ешь кашу.

У Алёши новая книжка.

Тот багаж ваш, а этот наш.

Малыш уронил карандаш.

Миша пойдёт в душ.

Наш шалаш хорош.

Малыш нашёл ландыш.

Мои книжки в шкафу.

У Миши шишка на макушке.

В шахматах не хватает пешки.

Кошка катает катушку.

У бабушки в шкатулке много катушек.

Верушка любит лепёшки и ватрушки.

Дедушка и бабушка хотят тишины.

Швея шьёт на швейной машине.

Задание 20. Чётко произносить предложения.

Наташа шьёт на машинке кукле шапку.

У Катюши на подушке вышита кукушка.

Я нашла катушку у Маши под подушкой.

Петушки с моей ладошки клюют зёрнышки и крошки.
Мошки и букашки мешают Гоше и Пашке.

Мы видели кошку под нашим окошком.

У Миши шлем.

Мишины штаны надо штопать.
У дома вишня.

На окне широкая штора.

Миша и Маша ушли в школу.

Маша нашла в мешке шпагат.

В нашей конюшне лошадь.

У мамы шляпа с широкими полями.

Алеша и дедушка пошли собирать шишки.

Маша вышла на опушку и увидела кукушку.

Хороши в дорожку пирожки с горошком.

Две лягушки-попрыгушки пошумели на опушке.

Я нашла букашку на большой ромашке.

На опушке небольшой домишко.

Задание 21. Чётко произносить предложения.

По дороге бежит лыжник.

Женя дважды побеждал на лыжных гонках.

Одежда намокла от дождя.

Нужно каждый день гулять.

Однажды мы нашли ужа.

Пижама и жакет - это одежда.

Художник рисует лыжников.

Зима вьюжная и снежная.

Под дубом лежат желтокожие жёлуди.
Медведь - таёжный житель.

Жанна идёт к багажному вагону.

После дождя можно бегать по лужам.

Рядом с ежом бежали ежата.
Жора живёт на пятом этаже.

Моржи живут на севере, а жирафы - на юге.

В живом уголке живут жабы, ужи, ежи и жуки.

Дети не обижают животных, и животные любят их

Медвежонок бежит и от холода дрожит.


Задание 22. Чётко произносить предложения.

У Жоры есть флажок, у Тани - утюжок.
Медвежонок неуклюжий живёт - не тужит.

Хотели ежи под ёлкой жить, но там уже живут ужи.
У ёжика живот болит. Ежу поможет Айболит.
Два жука летят, жужжат: «Нужен дождик для ужат»
Монтажники выполняют важную работу.

В книжном магазине можно купить нужную книгу.

Булыжник был мокрый от дождя.

У Жоры отец - монтажник, а у Жени - художник.

Однажды Женя увидела большого оранжевого жука.

Каждый день мы гуляем в ближнем лесу.

Важные документы лежат в бумажнике.

Женя вырезает ножницами бумажные кружева.

Чистоговорки

Задание 23. Чётко произносить чистоговорки.

Ши-ши-ши - шина, шило, камыши.
Ша-ша-ша - купаем голыша.
Ша-ша-ша - наша Маша хороша.
Ша-ша-ша - выходи из камыша.
Шо-шо-шо - Паша пишет хорошо..
Шу-шу-шу - я письмо пишу.
Шу-шу-шу - помогите малышу.
Шу-шу-шу - Маша кушает лапшу.
Шу-шу-шу - шубу новую ношу.

Ше-ше-ше - кошка в шалаше.
Ше-ше-ше - шепчет Шура в шалаше.
Ши-ши-ши - ну-ка, попляши.
Ши-ши-ши - на поляне малыши.
Ши-ши-ши - кашу ешьте, малыши.
Ши-ши-ши — что-то шепчут камыши.

Задание 24. Чётко произносить чистоговорки.

Аш-аш-аш - шар, машина, карандаш.
Аш-аш-аш - я точу карандаш.
Аш-аш-аш - в лесу стоит шалаш.
Аш-аш-аш - дайте карандаш.
Ош-ош-ош - Буратино дали грош.
Ош-ош-ош - у меня нож.
Уш-уш-уш - принимаем душ.
Уш-уш-уш - тёплый душ.
Уш-уш-уш - в саду много груш.
Ыш-ыш-ыш - у Кати камыш.
Ыш-ыш-ыш - крепко спит малыш.
Ыш-ыш-ыш - у меня малыш.
Ашка-ашка-ашка - летит букашка.
Ошка-ошка-ошка - на окошке кошка.
Ушка-ушка-ушка - лягушка-квакушка.
Ышка-ышка-ышка - маленькая мышка.

Задание 25. Чётко произносить чистоговорки.

Жу-жу-жу - машину завожу.
Жу-жу-жу - я жука в руке держу.
Жа-жа-жа - на льдине два моржа.
Жа-жа-жа - мы видели ежа.
Жа-жа-жа - тут ежата у ежа.
Жа-жа-жа - подо мной два этажа.
Жу-жу-жу - в садик я хожу.
Жу-жу-жу - по лесу брожу.
Жу-жу-жу - как-то уж пришёл к ежу.
Жу-жу-жу - я с ужами не дружу.
Жу-жу-жу - молоко дадим ежу.
Же-же-же - на каком я этаже?
Же-же-же - мы выросли уже.
Же-же-же - дождь прошёл уже.
Жи-жи-жи - бегут ежи.
Жи-жи-жи - здесь живут ежи.
Жи-жи-жи - мне ежаток покажи.
Жи-жи-жи - в нашем доме этажи.

Задание 26. Придумай предложения по картинкам.

Задание 27. Найди на картинке, как можно больше предметов со звуком Ш.

Задание 24. Раскрась картинку, отыщи как можно больше предметов, в названии которых есть звук Ж.

Раскраска

Стихи для заучивания

***

Шумит на опушке
Мишка Топтыжка.
Шишка на макушке
У бедного мишки.

***

У Маши - котёнок Тимошка,
У Миши - мышонок Тотошка.
Не могут Тотошка с Тимошкой
Не шуметь хотя б немножко.

Воробей

- Воробей, чего ты ждёшь?
Крошек хлебных не клюёшь?

- Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки.

Ромашки

Есть на новом платье
У меня кармашки.
На кармашках этих
Вышиты ромашки.
Ромашки, ромашки -
Будто луговые.
Ромашки, ромашки -
Прямо как живые.

Лягушки

У речушки, вдоль опушки,
Мимо вспаханных полей
Шли ленивые лягушки
В гости к бабушке своей.

***

Пляшут мышки-шалунишки,
Кто на чашке, кто на крышке.
Тише, тише, тише, мышки,
Не мешайте спать братишке.

В избушке

В нашей избушке петух поёт,
Мышка-норушка избушку метёт,
Кошка на окошке штанишки шьёт,
Курочка на печке горшки скребёт.

***

Петушился, петушился
Забияка петушок.
Забияке где-то в драке
Оторвали гребешок.
Ходит он без гребешка.
Не похож на петушка.

Лишний

Окапывали вишни.
Сергей сказал:

- Я лишний.

Пять деревьев, пять ребят.
Я напрасно вышел в сад.
А как поспели вишни,
Бежит Серёжа в сад.

- Ну нет, теперь ты лишний, -
Ребята говорят.

Бабушка

Бабушка наша очень добра,
Бабушка наша стала стара.
Много морщинок у бабушки нашей,
С ними она ещё лучше и краше.
Бабушка тёплые варежки свяжет,
Бабушка вечером сказку расскажет.
Слушать её мы готовы часами,
Что позабудет, подскажем ей сами.

Пекарь

Я песок мешаю

С глиной, как муку.

На горячем камне

К ужину пеку

Крендель - для матрёшки,

Клоуну - лепёшки,

Пряники - для Мишки,
Заиньке - коврижки.

***

Мчатся бешено машины -
По шоссе шуршат их шины.
И в несущейся лавине
Слышен шёпот - шу-шу-шу.
Это шина шепчет шине:
«Я спешу, спешу, спешу!»

Шуршащая песенка
Шуршат осенние кусты.
Шуршат на дереве листы.
Шуршит камыш.
И дождь шуршит.
И мышь, шурша,
В нору спешит.
А там тихонечко шуршат
Шесть шустрых маленьких мышат.
Но все вокруг возмущены:
- Как расшуршались шалуны!

***

Неуклюжий медвежонок
Ежедневно ужин ждёт,
Ведь на ужин медвежонок
Пьёт охотно жидкий мёд.

Медвежата

Не знали медвежата,
Что колются ежата,
И давай с ежатами
Играть, как с медвежатами.
Вдруг медвежата в слёзы:
- Ёжики-занозы!
Испугались ёжики,
Несут щипцы и ножики
И давай по штучке
Вынимать колючки.

Мы не заметили жука

Мы не заметили жука

И рамы зимние закрыли.

А он живой,

Он жив пока,

Жужжит в окне,

Расправив крылья.

И я зову на помощь маму.

- Там жук живой,
Раскроем раму.

Тексты для пересказа

ОБРУЧАЛЬНОЕ КОЛЬЦО

На одном болоте жила-поживала жаба. Нашла она жестяное кольцо и спрятала его в кустах ежевики. В тот же день увидел жабу журавль, подошёл поближе и говорит ей жалобно: «Милая жаба! Я умоляю Вас быть моей женой!». «Хорошо! — отвечает жаба. — Приходите попозже, к кустам ежевики».

Журавль подошёл к ежевике с уже открытым клювом. Ему хотелось быстрее проглотить жабу. Но тут выбежала жаба и ловко сунула журавлю в клюв жестяной кружок. При этом жаба хитро сказала: «Вот тебе, журавушка, обручальное кольцо!».

Долго не мог удивлённый журавль закрыть клюв.

ЖУК И СОРОКОНОЖКА

Как-то утром на лесной дорожке* жук увидел сороконожку*. Сороконожка* была в жёлтой шляпке. «Как она хороша!» — подумал жук.

Подойдя к сороконожке*, вежливый жук приподнял свою шляпу. Сороконожка* тоже была вежливой. Она подала ему свои лапки для пожатия и прошептала: «Доброе утро, милый жук!»

Лапок было так много, что последнюю лапку жук пожал уже ближе к ужину.

БАБУШКИНЫ ПЫШКИ

Жила Наташа в новом доме и с детьми пока не познакомилась. Была у Наташи бабушка Луша.

Как-то бабушка напекла много пышек. Пышки вышли большие, пышные.

Наташа угостила пышками школьников, живущих на её этаже. Это были Лёша, Даша и Маша.

Так пышки помогли Наташе познакомиться с детьми!

Прослушай, а затем перескажи историю о девочке Наташе и её бабушке. Нарисуй на подносе несколько пышек, которые помогли Наташе найти друзей. Подробно объясни — как это случилось.

ПУШОК-ШАЛУН

Был у Даши кот Пушок. Ушла Даша в школу, а Пушок её дома поджидал.

Днём вошла Даша в дом и ахнула! На полу валялись и бабушкина шаль, и папина шапка-ушанка. А мамины шлёпанцы лежали в её шляпе, на шкафу! Кот-шалун сидел под вешалкой и шевелил ушами.

ТИШЕ ЕДЕШЬ — ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ

Шофер ехал по шоссе. Он вёз на машине мешки с картошкой.

Вдруг шофёр видит: по краю дороги плетётся лошадка. Везёт лошадь тележку*, а на ней, поверх таких же мешков, сидит мужик. Обгоняя тележку*, шофёр крикнул мужику: «На лошади далеко не уедешь!»

Неожиданно мотор машины заглох. Машина встала посреди шоссе. Обгоняя машину, мужик на лошади крикнул шофёру: «Тише едешь — дальше будешь!»

Прослушай, а затем перескажи историю об одной неудачной поездке. Нарисуй груз, который шофёр вёз в кузове машины. Объясни смысл пословицы.

ЖУРАВЛИ

Весной, когда тает лёд на болоте, можно услышать крик журавлей.

Журавль — большая серая птица на длинных тонких ногах. Осенью журавли улетают в жаркие страны, а весной возвращаются к нам.

Летят журавли клином. Впереди летит вожак. Вожак — это самый большой, выносливый, самый «уважаемый» журавль.

НА РЫБАЛКЕ

Был жаркий летний день. Нашёл Миша удочку, наловил жуков для наживки и пошёл на рыбалку. Сел Миша на бережок, ждёт клёва.

Наконец попалась Мише на крючок небольшая колючая рыбка— ёршик. Взял Миша в руки ёршика, а тот дрожит, бьётся, шевелит жабрами. Пожалел Миша ёршика, выпустил его в воду: «Плыви, малыш, живи!».

ПОДАРКИ ДЛЯ АЛЁШИ

Лёше было пять лет. У Лёши были мама, папа, дедушка и бабушка.

На Новый год бабушка купила Лёше книжку* о лошадях. Дедушка купил внуку шахматы. Мама купила Лёше заводную машину. А папа положил под ёлку коньки, клюшку и шайбу. Так в Новый год сбылись" все Лёшины желания!

Прослушай и перескажи историю о мальчике Алёше. Нарисуй недостающий подарок в рамке. Придумай ещё 2-3 подарка, в названии которых будет звук Ш (рубашка, карандаши, шапка).

УЖ И УЖИХА

Жили-были муж и жена, уж и ужиха. Жили они тихо, только иногда ужиха шипела на ужа: «Скучно** мне с тобой, ты даже ужалить не можешь!»

Как-то ужиха объявила ужу: «Я ухожу жить к ежу» — и ушла. Долго уж лежал без движения, грустил.

Прошла неделя, уж отправился к ежу повидать бывшую жену. В доме ежа он её не нашёл.

Ёж* пожаловался ужу: «Жить с твоей женой скучно**!». Потом погладил себя по животу и добавил: «Но на ужин она была хороша!».

ЁЖИК

По дороге в школу Наташа и Анжела нашли ежа. Ёж* лежал под ветками шиповника и не шевелился. Наташа подняла ежа, положила его в платок и побежала домой.

Два дня ежик жил у Наташи. Потом мама объяснила ей: «Ежу хорошо только на воле. В доме ёж* не выживет!».

Подумали подружки* и понесли ежа в лес. Анжела и Наташа положили ежа на дорожку*, а сами отошли подальше. Ёжик понюхал траву, пошипел, а потом маленькими шажками* побежал вдаль.

ПОЖАР

Недавно на нашей улице был пожар. Горел одноэтажный полуразвалившийся дом. Приехала к дому пожарная машина. Пожарные натянули шланги, и вода широким потоком обрушилась на огонь.

Жар становился всё тише, а огня — меньше и меньше. Пожарные ловко потушили пожар. Прохожие и жители улицы не тужили о доме: ведь его время уже прошло!

ЗЛАЯ ШУТКА

Паша был большим шутником, Только шутки у него не всегда были добрыми... Как-то увидел Паша у дома маленькую Машу. Тут же, на лавке, лежал Машин мишка.

Паша побежал домой за большим воздушным шаром. Шутник подбежал к мишке и обвязал его шнурком от шара. Когда Паша отпустил шар, маленький мишка полетел вверх.

Кому хорошо от такой шутки?

ЖИВАЯ ШЛЯПА

У Даши живёт кошка Машка. Машка — большая шалунья. То в кувшин залезет, то шляпу помнёт, то шубу поцарапает.

А недавно вот что вышло. Дашины школьные друзья Паша и Наташа сидели на диване. Они играли в лото. Вдруг видят — движется по полу шляпа. Наташа как крикнет: «Ой, шляпа-то живая!..»

Одна Даша знала, что это кошкины проделки.

Прослушай начало рассказа о живой шляпе и придумай его окончание. Перескажи историю целиком. Рядом со шляпой нарисуй то, что заставляло её двигаться.

ПОПУГАЙ ПЕТРУША

Был у Лёши попугай Петруша. Он сидел в клетке и весь день говорил одно и то же: «Петруша хороший! Петруша хороший!».

Как-то зашёл Лёша в комнату и видит, что* кошка Машка сидит у клетки, а её лапа уже за решёткой! Вот-вот кошка дотянется до Петруши! Лёша крикнул: «Машка, брысь, нехорошая!».

Кошка тут же убежала. А Петруша говорит: «Машка нехорошая! Машка нехорошая!» Вот так Петруша!



Предварительный просмотр:

http://logorina.rusedu.net/

Речевой материал для автоматизации звука Л

(слова, словосочетания, предложения, чистоговорки, стихи, тексты)

Составитель:

Матыкина И.А.

Владимир, 2011

Слова

Задание 1. Чётко произносить слова.

Лаз, лай, лада, лак, лама, лань, лапа, зола, дела, мала, пила, юла, лавка, лайка, лампа, лапка, ластик, ласты, чулан, талант, палата, смола, скула, палас, лоб, лов, лом, лось, лодка, ложка, локоть, лошадь, чулок, лотос, болото, калоши, логово, лук, луч, лужа, лупа, Луша, лунка, тулуп, белуга, шалун, луковица, валун, колун.

Задание 2. Чётко произносить слова.

Ласка, лапоть, кулак, калач, салат, халат, скала, водолаз, палатка, булавка, ласточка, ландыш,  лакомка, пастила, пчела, салазки; мелодия, село, дупло, лобзик, салон, талон, пилот, локон, лозунг, ломтик, колодец, Володя, голодный, холодный, поломка, уголок, солома, лыко, лыжи, столы, малыш, полынь, улыбка, лыжник, булыжник, лысина.

Задание 3. Чётко произносить слова (без ударения на слоге).

Мила, сила, пела, мыла, дула, бегала, обидела, одела, школа, лапша, писала, читала, кидала, велосипед, колобок, лото, холод, сало, соловей, волосы, полосатый, одеяло, акула, полотенце, мыло, шило, масло, весело, молоко, ладья, вилы, белый, милый, целый, смелый, спелый, унылый, пчёлы, бокалы, каналы, пеналы.

Задание 4. Чётко произносить слова (без ударения на слоге).

Пугало, тело, камбала, ломоть, носила, ладонь, свёкла, лопата, молоток, лопух, золото, ловушка, шпала, лука, луна, лужок, лужайка, лукошко, голубь, жёлудь, палуба, голубцы, получать, голубика, каникулы, малыши, полыхает, шпалы.

Задание 5. Чётко произносить слова.

Бланк, блок, блокнот, облако, область, обломок, яблоко, яблоня, обложка, блондин, блузка, каблук.

Глаза, глава, гланды, гладкий, игла, мгла, главный, гладиолус, гладить, глобус, глупый, глубина, глушь, смуглый, глыбы.

Злак, зло, злоба, злость, злы, повидло, седло.

Задание 6. Чётко произносить слова.

Клава, клавиши, класс, кладовая, клад, кукла, закладка, клапан, клок, клоун, наклон, пекло, стекло, клуб, клумба, клубок, клубника, клыки.

Пламя, план, плафон, плавать, плавник, пластинка, пластмасса, пластик, заплатка, платок, платье, плакат, плата, платан, плакать, планета, плащ, поплавок, пловцы, плов, плод, плот, плотно, плохо, пломба, площадь, дупло, тепло, плуг, плут, плутовка, плыть.

Задание 7. Чётко произносить слова.

Слава, сладкий, слабый, слазить, выслать, масло, слон, весло, слово, сложный, слушать, случай, служить, заслуга, слышать.

Флаг, флажок, флакон, фланг, флот, флоксы.

Шла, шланг, шлак, вышла.

Хлам, хлопать, хлопок, хлопоты, хлыст.

Ветла, метла, светло, котлы.

Задание 8. Чётко произносить слова (с ударением на слоге).

Бал, дал, жал, зал, мал, обвал, подвал, балка, галка, палка, скалка, скакалка, фиалка, спал, гол, вол, кол, пол, стол, холл, долг, холм, волк, долго, полк, полка, полный, молния, полдень, ныл, был, мыл, выл, остыл, забыл, пылкий, бутылка.

Задание 9. Чётко произносить слова (с ударением на слоге).

Упал, устал, бокал, канал, копал, писал, пенал, металл, галстук, финал, палтус, шакал, вокзал, полночь, укол, чехол, щегол, футбол, волны, ствол, болт, заколка, иголка, мукомол, посол, мял, снял, стоял, гонял, завял, менял, боялся, смеялся, взял.

Задание 10. Чётко произносить слова (с ударением на слоге).

Самосвал, сигнал, скандал, мочалка, гул, дул, мул, стул, булка, гулко, подул, махнул, саксаул, отгул, шагнул, бил, мил, поил, Михаил, забил, косил, купил, носил, учил, гостил, вилка, жилка, пилка.

Задание 11. Чётко произносить слова (с ударением на слоге).

Шёлк, ёлка, тёлка, чёлка, пчёлка, осёл, козёл, котёл, новосёл, щёлкать, метёлка, ел, мел, пел, сел, одел, умел, гудел, сидел, белка, мелко, сделка, поилка, косилка, носилки.

Задание 12. Чётко произносить слова (без ударения на слоге).

Алмаз, алфавит, халва, шалфей, балкон, выпал, капал, падал, сыпал, топал, салфетка, буйвол, кинул, дунул, стукнул, мускул, чулки, вулкан, султан, сеял, таял, сеялка, сокол, иволга, угол, солдат, волна, толпа, молва, колпак, столбы, узел, видел, Павел, дятел, пепел, факел, выучил, выпил, высадил, выскочил.

Задание 13. Чётко произносить слова с двумя звуками

Балалайка, колокол, глагол, лаял, плыл, колол, полол, послал, молол, делал, лакал, лазил, ласкал, гладил, плавал, наладил, ослабел, ловил, ломал, глотал, баловал, колотил, молотил,
доложил, положил, лопнул, слушал, служил, слышал, получил, улыбался, гладиолус.

Словосочетания

Задание 14. Чётко произносить словосочетания.

полосатое платье
палуба теплохода
гладкие полозья
осколок стекла
светлая голова
гнилое яблоко
милая улыбка
тёплый халат
белые клавиши
голубое платье
плохая лодка
тяжёлый молоток
белое полотенце
голубой платок
золотой кулон
голубые глаза
светлая луна
тёплый платок
глубокий колодец

Задание 15. Чётко произносить словосочетания.

светлые волосы
голубое одеяло
спелое яблоко
белый голубь
спелая голубика
голубой халат
смелый малыш
гладкие полы
белый халат
сладкое повидло
сломанная пила
спелая клубника
белое облако
голубые флажки
тёплое одеяло
глубокий котлован
тёплая ладонь
глубокая лунка
пластмассовая кукла

Задание 16. Чётко произносить словосочетания:

глубокая тарелка
колкая иголка
холодный подвал
толстая палка
жёлтый подсолнух
жёлтое одеяло
шёлковый платок
подсолнечное масло
белый мел
глупая галка
полный котёл
золотая вилка
весёлый новосёл
полосатый галстук

голубая иволга

Предложения

Задание 17. Чётко произносить предложения.

Мила ела салат.
Мила надела халат.

Лампа упала.

Мила подняла лампу.

Лайка лает на котёнка.

У котёнка одна лапка белая.

Ласточка поймала бабочку.

Луша взяла лопатку.

Мила вымыла ладони.

У Володи было лото.

Мила пила молоко.

Надя мылась мылом.

Лайка выследила лося.

С яблони упало спелое яблоко.

Около болота утки.

Володя будет пилотом.

Надя каталась на лодке.

Таня скакала на лошади.

В комнате светло и тепло.

Около палаток лопухи и полынь.

Задание 18. Чётко произносить предложения.

На небе луна.

Володя ловкий и смелый.

Володя идёт по лыжне на лыжах.

У халата полы до полу.

Мила вымыла полы.

Холодно. Дядя Лука в тулупе.

Вова и Мила - малыши.

Луша полола лук и свёклу.

Мила видела слона.

Слава идёт в кладовую за вёслами.

В глубоком колодце вода холодная.

В лавке спелые и сладкие яблоки.

Володя - смелый пловец и не боится глубины.

Клава надела на голову белый платок.

Из белого облака выплыла луна.

Спелое яблоко со стола упало.

Дядя Лука копает клумбу лопатой.

Володя и Слава плывут на лодке.

Клава мыла ладони мылом.

Собака унесла в чулан куклу.

Задание 19. Чётко произносить предложения.

Таня надела белое платье.

Над окном плакат.

У Тани на голове платок.

Мила плавает плохо.

По небу плывут облака.

У Милы новый блокнот.

Около дома клумба.

Клава посадила флоксы.

У Глаши голубые глаза.

Мила видела весёлого клоуна.

Клава купила яблоки.

Алла купила белое платье.

Мила несла голубой флаг.

Клава захлопала в ладоши.

У слона белые клыки.

Клава купила молоко и свёклу.

Мила сидела на лавке.

Лада купила ландыши.

Лана пила молоко.

Володя нёс холодную воду.

Задание 20. Чётко произносить предложения.

Лыжники идут по лыжне.

Мама готовила голубцы.

Лошадь увязла в болоте.

Клава ушибла локоть.

На халате вышиты ласточки.

У лайки белая лапка.

Володя кладёт в лодку вёсла.

Слава везёт салазки.

Алла шила платье.

Мила несла флаг.

Милу укусила пчела.

Клава захлопала в ладоши.

Клава купила молоко, масло, лук и свёклу.

Дядя Михаил коня напоил.
Павел поймал галку.
Павел уехал на футбол.
Михаил поставил бутылку на полку.
Папа купил ёлку.
Стул упал на пол, и я испугался.


Задание 21. Чётко произносить предложения.

Дятел долбил ёлку.
На ёлке Павел увидел белку.

Михаил играл в футбол и забил в ворота гол.

Павел поехал на вокзал.

Павел сел за стол.

У дома лаял пёс.

Малыш упал и плачет.

На пол упал клубок ниток.

Мила повесила на стул Клавину блузку.

Петя мыл пол.

Мила отодвинула стул.

Пилот надел пилотку.

На скакалке узел.

У Вовы упал пенал.

Около стола стул.

По волнам плыл плот.

Котёнок лакал молоко.

Павел получил письмо от Михаила.

Павел служил на флоте и плавал на подводной лодке.

Солдат доложил, что выполнил задание.

Задание 22. Чётко произносить предложения.

Петя сломал, а потом наладил велосипед.

Володя забыл, куда положил пенал.

Во дворе полаял и замолк пёс.

Кот ловил мышку, но не поймал - мышка убежала.

Вот весёлый колобок покатился, как клубок.

Павел ловил голубя.

Клава вышла на балкон.

Волк увидел белку.

Михаил вымыл бокал.

Павел починил стул.

На балконе - фиалки.

Михаил подмёл пол метёлкой.

Нил налил воду в поилку.

Павел положил халву на стол.

В углу сложен хлопок.

Луша подмела пол.

Слава пошёл в школу.

Около слона стоял слонёнок.

Белка сидела на ёлке.

Папа купил лопату, лом и пилу.

Чистоговорки

Задание 23. Чётко произносить чистоговорки.

Ла-ла-ла - лопата и пила.
Ла-ла-ла - лавка и юла.
Ла-ла-ла - ландыш и пчела.
Ла-ла-ла - лапа и смола.
Ла-ла-ла - лама и скала.
Ло-ло-ло - ложка и стекло.
Ло-ло-ло - лошадь и седло.
Ло-ло-ло - в комнате тепло.
Ло-ло-ло - вот у белочки дупло.
Ло-ло-ло - в лодке весло.
Лу-лу-лу - шкаф стоит в углу.
Лу-лу-лу - кукла на полу.
Лы-лы-лы - вилы и голы.
Лы-лы-лы - шпалы и полы.
Лы-лы-лы - у нас чистые полы.


Задание 24. Чётко произносить чистоговорки.

Ла-ла-ла - у меня юла.
Ла-ла-ла - на цветке пчела.
Ла-ла-ла - Мила маме помогла.
Ла-ла-ла - Мила в лодочке плыла.
Ло-ло-ло - ловко вымыла стекло.
Ло-ло-ло - светит солнышко светло.
Лу-лу-лу - Алла купила пилу.
Лу-лу-лу - наточили мы пилу.

Лу-лу-лу - Милочка полола лук.
Лы-лы-лы - у нас новые столы.
Лы-лы-лы - у Аллы белые полы.
Лы-лы-лы - Мила вымыла полы.

Задание 25. Чётко произносить чистоговорки.

Ал-ал-ал - Павел днём не спал.
Ал-ал-ал - в углу тёмный подвал.
Ол-ол-ол - пенал упал на пол.
Ол-ол-ол - садимся мы за стол.
Ул-ул-ул - Петя губы надул.
Ул-ул-ул - ветерок подул.
Ыл-ыл-ыл - суп давно остыл.
Ял-ял-ял - книгу Петя взял.
Ил-ил-ил - я котёнка напоил.
Ил-ил-ил - Лёня воду пил.
Ел-ел-ел - Вова кашу ел.
Ел-ел-ел - дятел прилетел.
Алка-алка-алка - у Аллы белая палка.
Олка-олка-олка - у меня иголка.


Задание 26. Чётко произносить чистоговорки.

Ал-ал-ал - пенал на пол упал.
Ол-ол-ол - вымыли пол.
Ол-ол-ол - Павел видел футбол.
Ул-ул-ул - ломаный стул.
Ул-ул-ул - пенал упал на стул.
Ул-ул-ул - Павел сел на стул.
Ыл-ыл-ыл - Павел пенал забыл.
Ил-ил-ил - я полы помыл.
Ил-ил-ил - Павел гол забил.
Ел-ел-ел - Павел суп не ел.
Ёл-ёл-ёл - кто-то в комнату вошёл.
Ёл-ёл-ёл - Павел пол подмёл.
Олка-олка-олка - на полу белая полка.
Илка-илка-илка - у Беллы новая вилка.

Задание 27. Найди на картинке, как можно больше предметов со звуком Л.

Задание 28. Придумай предложения по картинкам.

Задание 29. Раскрась картинку, отыщи как можно больше предметов, в названии которых есть звук Л.

Раскраска

Стихи для заучивания

***

Плыла на лодке лайка.
У лайки - балалайка.
Долго пела лайка мне
О погоде, о луне.

***

Мила вымыла ладони,
Мила сделала салат.
Маме помогала Мила.
Мама Милу похвалила.

***

Болонка лайку удивила.
Надела платье, белый бант.
Сказала: «У меня талант.
Могу я лаять, петь, скакать,
Вальс и ламбаду танцевать».

Стекло

У меня есть не простое,
А волшебное стекло.
Сквозь него всё золотое
И всегда светло-светло.

***

Мама свой халат надела
И уборку начала.
Дочка тоже, как сумела,
Уголок свой убрала.

Зима

Всё бело, бело, бело.
Много снегу намело.
Вот весёлые деньки!
Все - на лыжи и коньки!

***

Белым-бело!
Белым-бело!

Всю землю снегом замело!
Нарядным стало
Всё село -

Белым-бело, белым-бело!

В. Лифшиц

Обменяла куклу

Куклу Милу Лада мыла,
С куклы грязи не отмыла.
Но от мыла кукла Мила
Полиняла, как могла.
От обиды куклу Лада
Обменяла на осла.

Н. Кончаловская

Белый цвет

Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.

Е. Измайлов

Заяц белый

Заяц белый, заяц белый,
Ты куда за лыком бегал?
Заяц белый отвечал:
- Я не бегал, я скакал.

Забыл

Жил-был Забыл.
- Где жил?

- Забыл.

- Где был?

- Забыл.

- Что ел?

- Забыл.

- Что пил?

- Забыл.

5. Луговой

Волк

Вышел на охоту волк.
Он в охоте знает толк.
И коза, и гусь, и тёлка
Испугались злого волка.

Яблоко

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну, кому какое дело?

Просто

Яблоко

Висело.

Только конь сказал,

Что низко,

А мышонок -

Высоко,

Воробей сказал,

Что близко,

А улитка - далеко.

А телёнок озабочен

Тем, что яблоко

Мало.

А цыплёнок - тем,
Что очень
Велико и тяжело.
А котёнку всё равно.
- Кислое, зачем оно?

- Что вы? -
шепчет червячок. -
Сладкий у него бочок.

Г. Сапгир

Тексты для пересказа

ЯБЛОНЯ

Павел посадил в саду маленькую яблоньку. Ствол у яблоньки был тоненький — того и гляди, сломается. Сделал Павел кол и воткнул его в землю около яблоньки. Слабый ствол яблоньки и колышек Павел соединил бинтом. Подвязал яблоньку и успокоился. Оставалось ждать зелёных листьев.

Каждый день Павел ходил к яблоньке, поливал её. Внимательно наблюдал за ветками. Но зелёных листьев всё не было и не было!

Как-то Павел увидел из окна, что его яблонька наконец, зазеленела. Когда Павел подошёл ближе, то оказалось, что это на колышке, а не на яблоньке появилось несколько зелёных листиков! «Вот так колышек!» — подумал Павел.

АКУЛА

Алла и Володя захотели поплавать в лодке. Они взяли вёсла, сели в лодку и поплыли. Был тёплый день, вода казалась спокойной. Тут около скалы, над водой, показался плавник. К лодке плыла акула. Она была голодна. Акула билась о лодку, высовывала из воды свою зубастую пасть. Алла испугалась, кинулась на дно лодки и заплакала. Володя взял весло и стукнул акулу по голове. Акула уплыла.

БАБУШКА И ВНУЧКА

У Милы была бабушка Луша. Пока Мила была мала, она лежала в постели. Баба Луша одевала Милу, обувала. Она мыла внучке голову, поила Милу тёплым молоком.

Стала Мила большой, а баба Луша тяжело заболела. Она долго лежала в постели. Мила одевала бабушку, обувала, мыла ей голову и поила тёплым молоком.

ДОБРАЯ ЗЛАТА

Злата сидела на скамейке и ела булку с колбасой. Подошла к Злате бездомная собака. Она поглядела на колбасу, потом на Злату и тихо заскулила. По глазам собаки было видно, что она давно не ела.

Злата отломила половину булки и отдала голодной собаке. Та моментально всё съела. Затем собака потянулась к Злате и стала ласково лизать её ладони.

ЛОСЬ И ДЯТЕЛ

Лось стоял под ёлкой и глядел на Дятла. Дятел ухватился цепкими лапками за ствол ёлки и ловко сидел на своём хвосте. Он долбил ствол, выклёвывал из него личинок и жуков.

«Как дела, Дятел?» — воскликнул стоявший под ёлкой Лось. «Дела плохи! — ответил Дятел. — Галка меня подвела. Обещала не занимать моего дупла, а сама заняла. Вывела в нём птенцов. Остался я без дома!».

Лось, недолго думая, сказал Дятлу: «Слушай, а ты забодай Галку». И захохотал. Понял Дятел злую шутку Лося. Подумав, Дятел ответил: «Неплохая идея! Только ты, милый Лось, залезай ко мне на ёлку — вместе и полетим к Галке!»

ПРОПАВШИЕ ПРОДУКТЫ

Это было летом. Мама Володи уехала из дома по делам. Сыну она оставила деньги и велела сходить в магазин. Володя должен был купить два пакета молока, две пачки масла и упаковку сметаны. Володя взял сумку и пошёл в магазин. Он купил масло, сметану и молоко. Когда Володя заходил в подъезд, его окликнули знакомые мальчишки: «Володька, выходи, в футбол погоняем!» Володя вбежал в кухню, кинул сумку на пол и тут же выскочил на улицу. Через полчаса — в тепле, без холодильника — молоко скисло, масло потекло, а сметана стала жидкая и невкусная. А жалко!

Перескажи историю о мальчике Володе. Объясни и нарисуй то, что так расстроило маму.

ГОЛОДНЫЙ СЛАВИК

Славик шёл из школы домой. Он был такой голодный! Вбежал Славик на кухню, схватил со стола холодные оладьи, съел — не наелся.

Нашёл в холодильнике голубцы. Съел — опять голодно ему.

Взял тогда Славик сладкую пастилу. Съел — и тут же наелся. «И зачем я столько всего ел? — подумал Славик. — Хватило бы одной пастилы!»

Атак ли это?

Перескажи историю о голодном мальчике. Пронумеруй картинки с изображением кушаний по порядку. Объясни, в чём ошибка Славика.

ПЛОХОЙ ПОСТУПОК

У подъезда на ступеньках сидел маленький котёнок. Около него, опустив голову, стоял большой пёс — далматин. Пёс злобно лаял на котёнка.

Недалеко, на скамейке, сидел Влад, хозяин пса. Он глядел на свою собаку и улыбался. Маленький котёнок съёжился и пищал.

Из подъезда вышла пожилая женщина. Она подняла котёнка, а псу скомандовала: «Фу! Нельзя! Пошёл вон!» Потом женщина подошла к Владу и сказала: «Нашёл себе забаву! И тебе не стыдно?» Влад ответил: «А что? Я ничего не сделал!» «Вот это-то и плохо!» — заметила женщина.

ПОЛОСАТАЯ ПАЛКА

Владик гулял с Полканом и постоянно кидал ему палку. Полкан не хотел носить палку. Тогда Владик сам стал бегать за палкой. Он вставал на колени, зубами поднимал палку с земли и нёс её Полкану. Да, учёба шла тяжело!

Как-то Владик закинул палку особенно далеко. Полкана долго не было видно. Наконец Владик заметил, что Полкан несёт в зубах палку. Хозяин довольно заулыбался. Когда Полкан подошёл ближе, Влад увидел в его пасти... полосатый милицейский жезл!

ГОЛУБОЙ ПЛАТОК

Мила купила голубой платок. Он был гладкий, шёлковый, с кистями — загляденье!

Мила захотела надеть платок в школу. Когда Мила достала платок с полки, он оказался мятым. Стала Мила гладить платок. Но тут как назло в кухне зазвонил телефон. Мила выбежала из комнаты, а утюг оставила на платке...

Когда Мила вошла в комнату, она поняла, что голубого платка у нее не стало!

Перескажи историю о девочке Миле и её голубом платке. Раскрась картинки и дорисуй то, чего на них не хватает (дым, идущий от сожжённого платка и пр.)

СТРАННЫЙ КЛУБОК

Клавдия Ивановна сидела на лавке и вязала. Её белый кот бегал за голубями.

Вязала, вязала Клавдия Ивановна и уснула. Клубок ниток вывалился из её ладоней и упал на песок.

Кот заметил клубок и стал катать его. Забыв о голубях, кот толкал и толкал клубок лапками. Коту было так весело!.. Сначала клубок стал совсем маленьким, а потом его и вовсе не стало. Белый кот долго искал свой клубок.

КАК МАЛЕНЬКАЯ   ЭЛЛА СТАЛА БОЛЬШОЙ

Маленькая Элла очень хотела стать большой. Она всё делала для этого! Мамины туфли на высоких каблуках обувала. Волосы завивала. Бусы на шею надевала. Даже губы помадой подводила. Но все в доме всё равно называли Эллу малышкой.

Как-то Элла сама вымыла на кухне всю посуду и подмела пол. А потом сделала омлет! И тогда неожиданно папа сказал маме: «Наша Элла совсем большая стала!».

Видно, не каблуки и помада людей большими делают!

ЖАЛКО!

Это было летом. Мама Володи уехала из дома по делам. Сыну она оставила деньги и велела сходить в магазин. Володя должен был купить два пакета молока, две пачки масла и упаковку сметаны.

Володя взял сумку и пошёл в магазин. Он купил масло, сметану и молоко. Когда Володя заходил в подъезд, его окликнули знакомые мальчишки: «Володька, выходи, в футбол погоняем!»

Володя влетел в кухню, кинул сумку на пол и тут же выбежал на улицу. Через полчаса в тепле, без холодильника, молоко скисло, масло потекло, а сметана стала жидкой и невкусной.

А жалко!

НЕСОСТОЯВШЕЕСЯ ПУТЕШЕСТВИЕ

Семья готовилась к путешествию. Жена складывала в сумки множество ненужных безделушек. Пять сумок были полным-полны. Нести их было слишком тяжело.

Муж устал от тяжёлой ноши. Стоя у вагона поезда, он тяжело дышал. Когда поезд подъехал, муж сказал жене: «Жалко, что ты не взяла с собой шкафа!»

Жена схватилась за голову. Она вспомнила, что именно в шкафу, на полке, она оставила билеты на поезд!

ВОЛК И ОВЦА

Овца отбилась от стада, заблудилась в лесу и осталась там жить. Сложила она себе из веток шалаш, сделала в нём лежанку и окно. Живёт себе - не тужит.

Наступила зима, голодно и холодно стало в лесу. Повадился ходить к шалашу Волк. Стоит у шалаша, молит: «Пусти меня, хозяюшка! Бока совсем заледенели!»

Поняла Овца, что дела плохи. Пока Волка не было, побежала она в лес. Нашла под снегом клюкву и все бока измазала клюквенным соком. Потом нацепила на голову еловые ветки, встала в шалаше у окошка и вопит не своим голосом: «Я семь Волков съела, восьмого жду!» Услышал это Волк, увидел чудище косматое — и бегом от шалаша!

Перескажи сказку, выделяя звуки Л. Объясни — как Овце удалось перехитрить Волка. Раскрась изображение Овцы цветными карандашами.



Предварительный просмотр:

http://logorina.rusedu.net/

Речевой материал для автоматизации звука Р

(слова, словосочетания, предложения, чистоговорки, стихи, тексты)

Составитель:

Матыкина И.А.

Владимир, 2011

Слова

Задание 1. Чётко произносить слова со звукосочетаниями [тр] и др. (с ударением на слоге).

Травы, трап, трасса, травка, трос, трость, тройка, тропка, тропик, трогать, труд, трубка, трус, трудный, трутни, драп, драка, драчун, дранка, дрозд, дрогнуть, дрожжи, друг, дружба,

Задание 2. Чётко произносить слова со звукосочетаниями [тр] и др. (с ударением на слоге).

Тетрадь, матрос, метро, патрон, ватрушка, петрушка, осётры, квадрат, ядро, ведро, бедро, подросток, космодром, вдруг, подруга.

Задание 3. Чётко произносить слова со звукосочетаниями [тр] и др. (без ударения на слоге).

Трава, трамвай, трамплин, траншея, тропа, тростник, труба, трубач, драчун, дрова, дровосек, дрозды, дрофа, дрожать, другой, дружина, друзья,

Задание 4. Чётко произносить слова со звукосочетаниями [тр] и др. (без ударения на слоге).

Завтра, утро, хитрость, гетры, метры, театры, ветры, пудра, выдра, вёдра, тундра, бодрость, мудрость, кадры, кедры, щедрый, театр, педиатр, Пётр, осётр, фетр, центр, метр, литр.

Задание 5. Чётко произносить слова.

Брат, братик, брак, браво, брань, брать, кобра, зебра, образ, собрание, брови, брод, бронза, град, грамм, грач, гранит, грань, грамота, граната, граница, пограничник, графин, награда, край, кран, крабы, краска, красный, крапива, красавица, украинец, крот, кромка, крошка.

Задание 6. Чётко произносить слова.

Брошка, бросить, доброта, брус, брусок, брусья, брусника, брынза, брызги, брысь, бобры, обрыв, зубры, враг, врач, овраг, вражда, вроде, врозь, врун, вручать, ковры, виноград, гроздь, гром, грохот, грозы, громко, грозный, сугроб, груз, груша, группа, груда, кровь, кровать, кросс, микрофон, микроб, сокровище, круг, кружка, кружево, кружок, крупа.

Задание 7. Чётко произносить слова.

Грубый, грудь, грузди, грузин, грузовик, грузчик, нагрузка, грызун, игры, тигры, венгры, негры, кругом, крутой, крупный, вокруг, крыса, крышка, покрышка, крыша, Крым, закрыть, крыжовник, мокрый, укрытие, праздник, прадед, правнук, правильно, практика.

Задание 8. Чётко произносить слова.

Правда, прадед, прачка, направо, оправа, справка, пробка, продукты, продавец, просто, провод, проводник, простуда, запрос, напротив, пруд, прутик, пружина, прыгать, прыжок, Цифра, фрамуга, фраза, фрак, франк, франт, француз, Фрося, фронт, фрукты, хранить, охрана, сохранить, храм, хром, махровый, хрупкий, хруст.

Задание 9. Чётко произносить слова (с ударением на слоге).

Рак, раб, ура, рама, рана, Рая, рано, ранний, гора, дыра, жара, нора, кора, пора, детвора, рот, ров, рог, ром, ровно, Рома, роза, роща, перо, урок, герой, горох, пирог, сырой, сырок, руки, ручка, русый, Маруся, орудие, русский, рысь, рыба, рыжик, рынок, дары, шары, дворы, топоры.

Задание 10. Чётко произносить слова (с ударением на слоге).

Баран, буран, гараж, парад, жираф, карась, радио, баранка, радуга, равный, радость, раковина, сурок, мороз, народ, паром, ворона, дорога, корова, короткий, сорока, коробка, макароны, рожки, комары, корыто, рыть, рыжий, рытвина, сыры, нарыв.

Задание 11. Чётко произносить слова с двумя звуками.

Простор, разгар, размер, разговор, квартира, кругозор, проверка, проворный, фарфор, прорубь, оркестр, прорыть, аэродром, дроворуб, разбирать, распороть, трактор, тротуар, скоро-
варка, скороговорка, транспорт, программа, рупор.

Словосочетания

Задание 12. Чётко произносить словосочетания.

серая ворона
быстрая ракета
озорной воробей
морская рыба
российский сыр
дорогой подарок
царский трон
северный ветер
пёстрая рубашка
старший брат
открытая фрамуга
красивый графин
гром грохочет
крутой поворот
верный друг
румяный юра
трудный урок
другая сторона
мокрая трава
чёрная смородина


Задание 13. Чётко произносить словосочетания.

сорная трава
быстрая спортсменка
быстроногий страус
грозная стража

гитарная струна
громадная стройка
просторная квартира
быстрый разговор
красивый фарфор
красная крышка
чёрный воротничок
шиферная крыша
барабанная дробь
горные вершины
огромный город
курортный город
крупное зерно
морской ветер
правая рука
чёрная ворона


Задание 14. Чётко произносить словосочетания.

открытый кран

трудная работа
кружевной узор
кирпичный гараж
ровная дорога
дровяной сарай
крупная трата
раннее утро
острый топор
красный фанат
упругая пружина
северная граница
чёрный грач
срочный груз
барабанная дробь
старая дружба
русский народ
красивый шар
громадный пароход
горная тропинка

Предложения

Задание 15. Чётко произносить предложения.

Петру на завтрак дали ватрушку.
Друзья нашли в траве патрон.
Петр играет на трубе.
Тропка не видна в траве.
Друзья едут в метро.
Дуют ветры.

На стройку мы приехали в трамвае.
У матроса трубка.
Подруги увидели страуса.
Дрозды - дружные птицы.
В нашей стране много кедра.
Дрова лежат на траве.
Ведро стоит около костра.

Один за другим матросы идут по трапу.

Труба трубит, труба поёт, трубач по улице идёт.

Задание 16. Чётко произносить предложения.

Федор метёт двор.
Егор чистит ковёр.

В корзине арбузы.
На парте книги и тетради.
Егор в форме.
На стене карта.
В комнате яркий абажур.
Зимой в парке горка.
Насыпь сахар в кефир.
На марке наш герб.
У Германа мама доктор.
Федор надевает куртку.
В сумке огурцы и помидор.
Мурка за мышкой, а мышка в норку.
На ферме пожар.
Захарка дёргает за шнур.
Федор натёр паркет.
Мама даёт Егорке шар.
На тёрке трут морковь.
Захар держит топор.
Егор сидит на первой парте.
У Юры оторван карман.
Роме купят гармонь.
Мурка мяукает.
У Артёма первая пятёрка.
На конверте марка.
В кармане дырка.

Задание 17. Чётко произносить предложения.

Ветер раздувает парус.

Захар кормит кур.

Мурка стащила сыр.

Варвара чистит ковёр.

У норки чёрная шкурка.

Офицер носит мундир.

У мартышки в кормушке помидор.

Мы идём на базар за персиками и арбузами.

Повар кладёт сахар в тесто для торта.

На чердаке воет ветер.

На опушке порхают яркие бабочки.
Шофёр заводит мотор, и машина трогается.
На ферме доярки в белых фартуках и ярких косынках.
Командир ведёт торпедный катер.
В траве у корней кустарника пёстрый мухомор.
Пошла муха на базар и купила самовар.
Зайчик бегает по парте и по карте на стене.
В Крыму растёт крупный виноград.
На чёрной крыше красная труба.

Носороги, тигры, зебры и жирафы живут в жарких странах.

Задание 18. Чётко произносить предложения.

Юра гонит к воротам корову и барана.

У Раи розовые розы.

Вера ест пирожное.

В огороде растёт кукуруза.

У Мары оранжевый сарафан.

Кира собирает помидоры.

Вот рубашка с короткими рукавами.

Новая рубашка мне впору.

Юра умеет рубить топором.

У рыбака в неводе рыба.

Мы играем в новые игры.

Кира идёт на рынок.

Тигры рычат.

Рая и Рома собирают рыжики.

В сарае корыто и топоры.

У Юры в руках подарок.

Вот Вера и Мара.

У Веры шары и у Мары шары.

Рома идёт на урок.

Ира пасёт корову.

У Тамары красный карандаш.

В ручке старое перо.

Барабанщик громко барабанит.

Народы хотят мира.

Задание 19. Чётко произносить предложения.

В магазине продают продукты.

В пруду много карпов.

У Веры тёмные брови.

В зоопарке есть зебры и выдры.

У Иры красивая брошка.

Бобры роют норы.

Вера моет фрукты.

В овраге камни.

Ира будет врачом.

Ира открывает кран.

Кур кормят крупой.

В кружке крыжовник.

Краб напоминает рака.

Юра красит красками.

Коробка покрыта крышкой.

На рукавах красивые кружева.

Грузчики грузят грузы.

Дядя Рома умеет играть в разные игры.

На краю стола гроздь винограда.

В кружке красная брусника.

Чистоговорки

Задание 20. Чётко произносить чистоговорки.

Ра-ра-ра - начинается игра.
Ра-ра-ра - Рае нравится жара.
Ра-ра-ра - Кате спать пора.
Ра-ра-ра - поливать цветы пора.
Ра-ра-ра - у мышки есть нора.
Ра-ра-ра - весь мусор уберём с утра.

Ро-ро-ро - в городе метро.
Ро-ро-ро - у Ромы новое ведро.
Ро-ро-ро - у Розы старое перо.
Ру-ру-ру - заяц ободрал кору.
Ру-ру-ру - коза грызёт кору.
Ру-ру-ру - в роще бродит кенгуру.
Ру-ру-ру - ягод наберу.
Ры-ры-ры - Рома видит рыб.
Ры-ры-ры - застучали топоры.
Ры-ры-ры - Жора прыгает с горы.
Ры-ры-ры - у мальчиков шары.
Ры-ры-ры - не заметили жары.
Гра-гра-гра - хорошая игра.
Тара-тара-тара - грызёт сухарь Тамара.

Задание 21. Четко произносить чистоговорки.

Ар-ар-ар - повар, сахар, санитар.
Ар-ар-ар - стоит самовар.
Ар-ар-ар - улетел мой шар.
Op-op-op - помидор, топор, забор.
Ор-ор-ор - Вова несёт топор.
Ор-ор-ор - красный помидор.
Ур-ур-ур - шнур, контур, абажур.
Ур-ур-ур - щенок гоняет кур.
Ур-ур-ур - у нас короткий шнур.

Ыр-ыр-ыр - мы едим сыр.
Эр-эр-эр - ветер, вечер, офицер.
Ир-ир-ир - пассажир, зефир, кефир.
Ир-ир-ир - мы пьём кефир.
Ер-ер-ер - дядя Федя - офицер.
Ёр-ёр-ёр - на стене ковёр.
Арки-арки-арки - Рая собирает марки.
Орка-орка-орка - во дворе крутая горка.

Задание 22. Придумай предложения по картинкам.

Задание 23. Найди на картинке, как можно больше предметов со звуком Р.

Задание 24. Раскрась картинку, отыщи как можно больше предметов, в названии которых есть звук Р.

Раскраска

Стихи для заучивания

Мухомор

Возле леса на опушке,
Украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка,
Ядовитый мухомор.

***

Дружит Рома с носорогом.
Носорог тот - недотрога.
Не даёт потрогать рог
Недотрога-носорог.

***

Есть у Раи огород,
Там морковка и горох,
Справа огород Федоры,
В основном там помидоры.

***

На пруду и шум, и драка,
Там ругаются два рака.
Не уступит раку рак,
Как же обойтись без драк?
Раки,

Эх, и забияки!
Не обходятся без драки.
То и дело меж собой
Затевают драки.

Крот

Дни и ночи напролёт
Роет крот подземный ход.
Что же надо там кроту?
Потемнее темноту.

А. Кондратьев

Потешка

Вечером над озером
Ходит белый пар.
Это рыбы в озере
Ставят самовар.

Телефон

А вчера поутру
Кенгуру:

- Не это ли квартира
Мойдодыра?

Я рассердился да как заору:

- Нет! Это чужая квартира!

- А где Мойдодыр?

- Не могу вам сказать...
Позвоните по номеру
Сто двадцать пять.

Помидор

В огороде
Помидор

Взгромоздился на забор.

Притворяется

Негодник,

Будто сам он-

Огородник.

Мы со звуком Р играем
Мы со звуком Р играем,
Тигра мы изображаем:
- Ур-ур-ур, мур-мур-мур,
Гыр-гыр-гыр, фыр-фыр-фыр.
Мы со звуком Р играем
И вороне подражаем:
- Кар-кар-кар, кра-кра-кра.
Вот со звуком Р игра.

Л. Смирнова

Дворняга

Вышла дворняга
под дождь из сарая.
Стала дворняга
сырая-сырая.
Долго дворняга
сушилась, вздыхая.

Стала дворняга
сухая-сухая.
Вышла дворняга
опять из сарая.
Снова дворняга
сырая-сырая.
И тяжело

рассказать на бумаге,

как не везло

этой бедной дворняге.

Н. Слепакова

Радость

Рады, рады, рады
светлые берёзы,
и на них от радости

вырастают розы.

Рады, рады, рады

тёмные осины,

и на них от радости

растут апельсины.

То не дождь пошёл из облака

и не град,

то посыпался из облака
виноград.

К. Чуковский

Тексты для пересказа

ВОРОБЕЙ НА КРЫШЕ

На крыше огромного кирпичного дома сидел маленький Воробышек и внимательно смотрел во двор. Там, внизу, добрая старушка стояла около гаражей и кормила птиц. Из прозрачного пакета она сыпала на землю крупу, зёрна и хлебные крошки.

Сначала прилетела стая серых воробьев. Но скоро три крупные чёрные вороны налетели на воробьев и прогнали их от корма.

Наблюдавший за происходящим маленький Воробышек рассердился. Он распушил перышки и громко прочирикал: «Когда я вырасту, то обязательно стану Вороной!»

Прослушай забавную историю и объясни, что в ней смешного? Отчего воробышек решил стать вороной? Нарисуй свою картинку к сказке и расскажи её целиком.

ДОБРЫЙ ЛЕОПАРД

На дороге к цирку стоял Кролик и громко плакал. Проходил мимо старый Леопард и спросил: «Кто тебя расстроил, короткохвостый?». Маленький Кролик, рыдая, ответил: «Я билет потерял. А сердитая Ворона меня не пропускает».

Старый Леопард задумался. Затем предложил Кролику: «Прекрати реветь! Мы перехитрим Ворону. Сунь под мышки по батону и иди со мной рядом».

Гордый Леопард и дрожащий от страха Кролик приблизились к цирку. Строгая Ворона пропустила Леопарда, а Кролику с батонами загородила дорогу. «Без билета в цирк не пущу!» — прокаркала Ворона. Леопард принял грозный вид и возразил Вороне: «Разве ты не понимаешь, Ворона, что я в цирке могу проголодаться?». И, указывая на Кролика, прорычал: «А это мой гам-бур-гер!»

ВОТ ТАК ИГРА!

Пришел Рома первый раз в старшую группу детского сада. Подбежал к игрушкам. Постройку из кубиков развалил. У грузовичка дверку оторвал. Робота бросил в аквариум с рыбками.

Потом Рома направился к самой нарядной девочке Рае. Дёрнув её за рукав, Рома громко сказал: «Давай в войну поиграем!»

Рая посмотрела на Рому, потом на беспорядок, который он устроил в группе, и тихо ответила: «В войну ты уже поиграл!»

Прослушай историю, о мальчике Роме и перескажи её по отдельным картинкам. Пронумеруй картинки по порядку. Объясни, почему рассказ так называется. Оцени поступки мальчика и подробно расскажи, как ему следовало вести себя в детском саду.

СТАРЫЕ ИГРУШКИ

У сестёр Веры и Иры было много разных игрушек. Как-то мама убиралась в детской комнате. Она решила все старые игрушки выбросить на помойку. Картонную коробку со старьём мама отнесла к мусорному контейнеру.

Вечером Вера и Ира играли во дворе. Увидев коробку с игрушками, сестры очень обрадовались. Их игра продолжалась до темноты.

Когда радостные сестры вернулись с прогулки, в руках они держали картонную коробку со старыми игрушками.

СМЕШНОЙ ФРАК

Пётр Петрович купил красивый дорогой материал. Он пришёл в ателье, чтобы сшить себе праздничный фрак.

Мастер предложил мужчине раздеться. Он взял в руки сантиметр и стал снимать мерку. Когда мастер измерял грудь Петра Петровича, тот от щекотки стал громко смеяться. При этом Пётр Петрович размахивал руками и крутился во все стороны. Мастер с трудом завершил работу.

Затем закройщик отправился готовить фрак к примерке. Через три дня Петр Петрович пришёл на примерку. Он надел фрак, и его лицо стало грустным. При этом мастер не мог удержаться от громкого смеха!

БИТВА С   КОМАРОМ

Аркадий лежал в кровати и перелистывал интересный журнал. Вдруг над его ухом раздался противный комариный писк. Аркадий свернул журнал в трубочку и попытался прихлопнуть комара.

Сначала удары с грохотом сыпались на кровать. Затем Аркадий стал барабанить журналом по портьерам и картинам. Скоро пришла очередь телевизора.

Однако маленький комар упорно продолжал летать по комнате. Бегая за комаром, разъярённый Аркадий разбил хрустальную вазу, а затем опрокинул торшер... Обессилев, Аркадий сел в кресло и закрыл глаза. Рядом раздался противный комариный писк...

ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ

Два брата, Артём и Захар, всё время ссорились. То игрушки другу друга отнимут, то нагрубят один другому и по разным комнатам разойдутся. А как-то в воскресенье братья подрались.

Подозвал их отец. Протянул им несколько прутьев, связанных верёвкой. Попросил разломать прутья. Ребята, как ни старались, выполнить просьбу не смогли.

Тогда отец развязал прутья и велел братьям переломить их поодиночке. Артём и Захар быстро разломали все прутики.

Говорит отец сыновьям: «Так-то и вы: если дружно, вместе жить будете — никто вас не пересилит. А если будете ссориться, да всё врозь делать — с вами каждый легко справится».

РВАНАЯ РУБАХА

Сергей играл во дворе. Он залез на забор и порвал рукав у новой рубахи. Испугался Сергей, что мама его отругает. Вернулся домой и спрятал рубаху под кровать.

Скоро мама возвратилась с работы и обнаружила порванную рубашку. Расстроилась мама. Позвала Сергея и говорит: «Я тебя, Серёжа, накажу. Но не за то, что рубашку порвал. А за то, что правду скрыл!»

Глядя на картинки, перескажи историю о мальчике Сереже. Пронумеруй картинки по порядку. Придумай название рассказу. Подробно объясни, что Сережа сделал неправильно и как бы ты поступил в таком случае.

ОТКРЫТЫЕ ВОРОТА

Утром мама попросила Егорку полить огород. Сама она отправилась на работу. В огороде росли: морковь, картошка, огурцы, помидоры.

Взял, было, Егорка ведро, да увидел за забором друзей. Забыл Егорка про мамину просьбу! Выбежал за ворота и не закрыл их.

В огород забрались соседские куры, поросёнок Борька, бородатый козёл и беспризорный пёс Буран. Через некоторое время они вытоптали огород. Растения были съедены, урожай испорчен...

Ох, и отругает Егора мама, когда вернётся с работы!

ПОУЧИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

По картинкам составь рассказ с названием «Сюрприз». Объясни, что означает это слово. В пустой рамке нарисуй тот сюрприз, который обрадовал бы друга.

МУРАВЕЙ И ГОЛУБКА        

Муравей пришёл к ручью пить. Волна набежала и чуть его не потопила. Голубка несла ветку; она увидела — муравей тонет и бросила ему ветку. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть и хотел поймать голубку. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу. Охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнули и улетела.

ПЕРВЫЙ КОНЦЕРТ

Макар впервые оказался в консерватории. Вместе с ним на концерт пришли мама и сестра. Макар сел в красивое, красное кресло и посмотрел на сцену. Там стояли крупные музыкальные инструменты: барабан, арфа, фортепиано.

Скоро к зрителям вышли оркестранты и принесли с собой инструменты поменьше. Это были скрипки, тромбоны, английские рожки.

Последним на сцену вышел мужчина в чёрном фраке и повернулся спиной к зрителям. Он смотрел на оркестрантов и вдруг начал размахивать руками. Макар повернулся к сестре и прошептал: «Дяденька сердится. Ему инструмента не досталось».

УМНАЯ РЫБКА

Рыбка быстро плыла среди водорослей. Вдруг впереди она заметила жирного червяка. Сперва Рыбка собралась им позавтракать. Но потом пригляделась и увидела, что червяк прикреплён к рыболовному крючку. Поняла Рыбка, что это приманка рыбака.

«Посмотрим, кто кого перехитрит!» — решила Рыбка. Нашла она пустую ракушку. Раскрыла её створки и сняла червяка с крючка. Со своей добычей умная Рыбка быстро скрылась в водорослях.

ВЫЗОВ ВРАЧА

Придумать имена героям со звуком Р, составить рассказ с опорой на картинки.

КРАСАВЕЦ МУХОМОР

Вырос под вербой Мухомор. Посмотрел он в росинку на своё отраженье. Увидел в ней красную верхушку с белыми горошинами и загордился. Решил, что он самый яркий, самый красивый гриб.

Стал Мухомор над другими грибами насмехаться.

Сыроежка-малоешка! Что же ты такая серая да невзрачная?

А вы, Боровики-толстяки! Вам бы постройнее стать!

Эй, Груздь! На тебе грязи огромный груз!

Расстроились грибы, притихли. Вдруг видят —грибник с корзинкой приближается. Увидел он сыроежку — сорвал. Заметил груздя — в корзинку отправил. А Боровикам-толстякам грибник особенно обрадовался.

Приготовился Мухомор поверх других грибов в корзинке устроиться. Только грибник его брать не стал. Он от ядовитого Мухомора пошёл прочь. От самого красивого, самого стройного, самого яркого!..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для автоматизации звука "Т"

система игр и упражнений по автоматизации звука "Т" в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях...

Памятка для родителей "Игры и упражнения на автоматизацию звука Щ"

В памятке представлены игры и упражнения по автоматизации звука Щ для занятий с детьми 4-5 лет дома....

Игры и упражнения на автоматизацию звука К.

Данные игры и упражнения будут полезны на занятиях по автоматизации К....

Игры и упражнения на автоматизацию звука Ш

Данные игры и упражнения помогут формировать у дошкольников правильное звукопроизношение, разнообразят работу над закреплением правильного звукопроизношения....

Игры и упражнения на автоматизацию звука В

Данные игры и упражнения будут полезны при автоматизации звука В в слогах, словах, предложениях, текстах....

Игры и упражнения для автоматизации звука " р " в словах для детей дошкольного возраста

Игры и упражнения для автоматизации звука " р " в словах для детей дошкольного возраста на индивидуальных логопедических занятиях....

Игры и упражнения для автоматизации звука Л.

Аналогичные игры могут быть использованы для автоматизации любых других звуков....