Консультации для родителей
консультация (подготовительная группа)

Ефремова Людмила Владимировна

Консультации для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_rechi_i_myshleniya.docx24.63 КБ
Файл igry_dlya_giperakt_detey_2018g.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Тема: Взаимосвязь речи, движений и мышления.

Учитель-логопед: Ефремова Л.В.

Скажи мне, и я забуду,

 покажи мне,  и я запомню,

дай мне действовать самому,

и я научусь”

Конфуций

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных, речевых, творческих возможностей человека – от 3  до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, и, особенно, речь.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи – её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач обучения детей в начальной школе.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Многие авторы отмечают взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, поэтому при наличии речевого дефекта у детей особое внимание необходимо обратить на стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев.

Учеными также установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков АПН была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов.

Предлагаю методику, которая позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. Кинезиология– наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т.е. путём физической активности. Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие,  через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.

Таким образом процесс психического развития (внимание, память, мышление) детей дошкольного возраста происходит при условии их высокой двигательной активности. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций. Ребенок по своей природе готов постоянно двигаться, в движении он познает мир. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ. Своей молодостью и красотой Клеопатра также была обязана кинезиологии.

•  В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка улучшается память и концентрация внимания.

•  У многих детей при этом наблюдается значительный прогресс   в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями.

•  Кинезиологические упражнения  дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.

В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуется перед подобной работой применять кинезиологический комплекс упражнений.

        Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно – развивающие и формирующие программы! Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!

Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.

Кинезиологические упражнения:

 «Колечко». Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

«Кулак – ребро – ладонь». На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

«Лезгинка» Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течение 6-8 раз

 «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (гриб под елью, квадраты, треугольники, горизонтальные линии), буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

«Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

«Змейка». Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и чётко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы рук.

 «Горизонтальная восьмерка». Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев, хорошо выдвинутым изо рта языком.  

«Массаж ушных раковин».  Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем глаза закрыть. Повторить 7 раз.

«Перекрёстные движения». Выполняйте перекрёстные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперёд, в сторону, назад). Затем сделайте то же др. рукой и ногой.

«Качание головой». Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперёд и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.

«Дыхательная гимнастика». Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.

«Снеговик» Стоя. Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала "тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

 «Дерево»  Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

В заключении хочется добавить, что головной мозг к пяти годам по размеру и массе (90 %) почти равен мозгу взрослого человека. Очень интенсивно идет процесс развития извилин и борозд головного мозга. Однако следует учесть, что у ребенка доминирует правое полушарие, «отвечающее» за образное восприятие, эмоции и т. д., тогда как левое, «отвечающее» за речь, логическое мышление, еще не сформировано. Ребенок находится во власти эмоций, неуравновешенны основные нервные процессы: преобладает возбуждение, торможение обычно достигается с трудом. Это проявляется в непосредственности и искренности ребенка и в ярко выраженной неуравновешенности и отвлекаемости.

Характеризуя особенности развития детей четырех-пяти лет, предлагаю вам обратить внимание на признаки психомоторного неблагополучия во внешних проявлениях ребенка:

  • сгорбленность, приниженность, подавленность, напряженность (втянутая в плечи голова, руки прижаты к корпусу, пальцы напряжены или сжаты в кулаки);
  • походка — на цыпочках, неуверенная, вялая, спотыкающаяся или как у манекена;
  • позы — застывшие, скованные и однообразные;
  • движения — бесцельные, непродуктивные при высокой интенсивности или психомоторная заторможенность;
  • жестикуляция и мимика — вялые, бедные, маловыразительные, возможно гримасничанье или неподвижность лица;
  • речь — невнятная, невыразительная, монотонная, возможны заикания.

Будьте внимательны, если у ребенка наблюдается хотя бы половина описанных признаков.Побольше играйте с ребенком в подвижные игры, подарите ребенку заботу, внимание и любовь — он ждет их от вас и со временем вы заметите, что у ребенка улучшилась речь,  он стал внимательнее и смышленее.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Тема: «Коррекционные игры для гиперактивных  детей».

Учитель-логопед: Ефремова Л.В.

Обычно родители гиперактивных детей уже наслышаны от воспитателей об особенностях своего чада. Тем не менее не будет лишним еще раз описать портрет такого ребенка.

Итак, гиперактивный ребенок постоянно активен, импульсивен, его движения могут быть хаотичными. Он постоянно ерзает на стуле, много говорит, часто не доводит до конца начатое дело, забывает о поручениях, ненавидит скучные и длинные задания и не в состоянии их выполнить. Ему трудно быть последовательным и долго удерживать внимание на чем-то одном. Он перебивает собеседников в разговоре, отвечает не дослушав. Не способен долго контролировать свое поведение и подчинять его правилам.

Если этот портрет вам знаком, значит, вы имеете дело действительно с гиперактивным ребенком и вам хорошо известны все трудности. С которыми сталкиваются при его воспитании взрослые.

Но сам ребенок едва ли не больше страдает от своих особенностей. Ведь в основе синдрома гиперактивности , как правило, лежит минимальная мозговая дисфункция. Поэтому нельзя относиться к таким детям как к непослушным, капризным и упрямым. Они просто не могут контролировать некоторые свои проявления.

Игры для развития внимания.

«Лови - не лови»

Правила этой игры похожи на всем известный способ играть в «Съедобное – несъедобное».

Только условие, когда ребенок ловит мяч, а когда нет, может меняться в каждом коне игры.

Например, сейчас вы договариваетесь с ним, что если водящий бросает мяч, произнося слово, относящееся к растениям, то игрок ловит его. Ежели слово не относится к растениям, то отбивает мяч. Например, один кон игры мог бы называться «Мебель - не мебель». Аналогично можно играть в такие варианты, как «Летает – не летает», «Рыба – не рыба» и т.д.

Игра развивает не только внимание, но и обработки информации.

«Все наоборот».

Эта игра наверняка понравится маленьким упрямцам, которые любят делать все наоборот.

Взрослый в этой игре будет ведущим. Он должен демонстрировать самые разные движения, а ребенок должен выполнить движения, только совершенно противоположные тем, что ему показывают. Так, если взрослый поднял руку, ребенку следует опустить ее, если подпрыгнул – следует присесть, если вытянул вперед ногу – нужно отвести ее назад и т.п.

От игрока требуется умение быстро мыслить. Дополнить эту игру можно подбором антонимов. Например, ведущий скажет «теплый» игрок отвечает «холодный». (Бежать-стоять, сухой - мокрый, добро-зло, быстро-медленно и т.д.)

Игры для релаксации.

«Прикосновение».

Эта игра поможет ребенку расслабиться, снять напряжение, повысить его тактильную восприимчивость.

Подготовьте предметы, сделанные из различных материалов (кусочки меха, стеклянные вещи, деревянные изделия, вата, что-нибудь из бумаги), положите их на стол перед ребенком. Когда он их рассмотрит, предложите ему закрыть глаза и попробовать догадаться, чем вы прикасаетесь к его руке.

Можно прикасаться к шее, плечу, колену. Ваши касания должны быть приятными, неторопливыми.

«Солдат и тряпичная кукла»

Простой и надежный способ научить ребенка расслабляться – это научить его чередованию сильного напряжения мышц  и следующего за ним расслабления.

Предложите ребенку представить, что он солдат. Вспомните вместе с ним, как нужно стоять на плацу,- вытянувшись в струнку и замерев. Пусть ребенок изобразит военного, как только вы скажете ему слово «солдат». После того, как ребенок постоит в такой напряженной позе, произнесите другую команду - «тряпичная кукла». Выполняя ее, ребенок должен максимально расслабиться и слегка наклониться вперед так, чтобы их руки болтались, помогите им представить, что все их тело мягкое, податливое. Затем игрок снова должен стать солдатом и т.д.

Заканчивать игру следует на стадии расслабления, когда вы почувствуете, что ребенок достаточно отдохнул.

Игры, развивающие волевую регуляцию.

« Молчу – шепчу – кричу».

Гиперактивным детям трудно регулировать свою речь – они часто говорят на повышенных тонах. Эта игра развивает способность осознанно регулировать громкость своих высказываний, стимулируя ребенка говорить то громко, то тихо, то вовсе молчать. Выбирать одно из этих действий ему предстоит, ориентируясь на тот знак, который вы ему показываете. Заранее договоритесь об этих знаках. Например, когда вы прикладываете палец к губам, то ребенок должен говорить шепотом и передвигаться очень медленно, если вы положили руки под голову, как во время сна, ребенку следует замолчать и замереть на месте. А когда вы поднимите руки вверх, то можно разговаривать громко, кричать и бегать.

Игру лучше заканчивать на этапе «молчу» или «шепчу», чтобы снизить игровое возбуждение при переходе к другим занятиям.

«Замри»

В этой игре ребенку необходимо быть внимательным и суметь преодолеть двигательный автоматизм, контролируя свои действия.

Включите какую-нибудь танцевальную музыку. Пока она звучит, ребенок может прыгать, кружиться, танцевать. Но как только вы выключите звук, игрок должен замереть на месте в той позе, в которой его застала тишина.

Примечание. В эту игру особенно весело играть на детском празднике. Воспользуйтесь этим. Чтобы потренировать своего ребенка и одновременно создать атмосферу раскованности, ток как дети часто стесняются танцевать по - серьезному, а вы им предлагаете сделать это в игре. Можно внести и соревновательный мотив: те, кто не успел застыть после окончания музыки, выбывают из игры или подвергаются каким-то шуточным наказаниям (например, сказать тост имениннику).

Полезные активные игры для гиперактивных  детей.

Очевидно, что занятия спортом (плавание, виды нетравматической борьбы и т. п.) оказывают положительное влияние на саморегулирование активности ребенком. Одновременно тело получает выход энергии, что снижает мышечное напряжение и уменьшает возбудимость. Однако, если нет возможности водить ребенка в секцию, то можно заниматься дома.

Игры, способствующие снятию напряжение, уменьшению возбудимости и коррекции эмоциональной напряженности ребенка, а также научиться саморегуляции.

Комплекс «Кенгуру».

Комплекс направлен на снижение напряжения и успокоение.

Скажите ребенку, что будете играть с ним в кенгуру. Вы – мама кенгуру, а он ваш малыш, поэтому прижмите его к своему животу и начните прыгать. Кенгуру и кенгуренку надо допрыгать до гор (дивана), потом - до высоких пальм (шкафа) и т.д. Обнимая ребенка, следите, чтобы ваши прыжки были абсолютно синхронными. При этом замедляйте частоту прыжков.

Кенгуру и кенгуренок прячутся в норке. Наступила ночь. Кенгуренок закрывает глаза и слушает, как воет ветер. Надо дуть, как ветер, и ловить ветер ладонью, а потом направлять «ветер» в разные стороны. Упражнение строится по принципу вдох-выдох. На выдохе ребенок еле слышно пропевает - продувает звуки: у,о,а,з,с,ш.

Ветер надул в ушки, кенгуренок растирает свои ушки. А теперь надо затаиться, потому, что где-то рядом ходит опасная дикая собака Динго. И кенгуренок должен лечь на бочок и притвориться мертвым. При этом надо вообще не шевелиться. Руки и ноги надо расслабить, потому, что собака Динго будет трогать и дергать кенгуренка, проверяя, не притворяется ли тот. Родитель трогает и тихонько дергает ребенка за руки и ноги. Собака Динго ушла, а кенгуру просыпаются. Причесываются лапкой, умываются (нужно медленно растереть тело).

Комплекс упражнений «Макаронины».

Цель – снятие напряжения, уменьшение возбуждения.

Ребенок – макаронина. Длинная и твердая. Ребенок ложится на пол, вытягивается, а взрослый перекладывает «макаронину», перекатывает по полу.

Макаронину кидают в воду, которая кипит, поэтому макаронина постепенно размягчается и бурлит в воде (ребенок катается по полу), огонь прикручивают (ребенок постепенно катается менее интенсивно), а потом выключают (остановка движений).

Макаронина мягкая. Лежит в кастрюле. Сливают воду. Макаронину – ребенка поднимают за талию в воздух, ребенок должен безвольно свисать. Ребенка потряхивают – стряхивают воду. Потом кладут в тарелку.

Взяли вилку и тарелку и начали накручивать макаронину на вилку (крутите  ребенка вокруг своей оси на полу).

Теперь макароны поливают кетчупом (накрывают платком) и едят (тыкают пальцем в бока и спину – будто вилкой).

Комплекс упражнений «Черепашки».

Цель – регуляция двигательной активности.

Все превратились в черепашек. Черепашки медленно идут по кругу медленно – медленно. Вот мимо проехал грузовик – черепашки прячут голову и лапки. Грузовик проехал, черепашки начинают распрямляться. Тянут одну лапку в сторону, другую… все лапки, и теперь опять идут. (пролетает самолет, проходят люди, пробегает собака ….). Черепашки дошли до полянки, где много цветов и солнца, поэтому черепашки ложатся на живот и расслабляются, загорают. Надо закрыть глаза и представить, что солнечный лучик коснулся лапки, другой, щечки, ножки и т. д. (в это время взрослый дотрагивается пером или кисточкой до разных участков тела ребенка).

Упражнение – антистресс. (успокоение в моменты выброса отрицательной энергии).

Обнимите крепко ребенка, прижав его спиной к себе, фиксируйте руки крест-накрест на предплечьях. Говорите низким голосом, напевно:

Тик-так, тик-так, ходят ходики у нас,

Тик-так, тик-так, наступает тихий час.

Тик-так,тик-так, смотрит белая луна,

Тик-так, тик-так, как приходит тишина…

При этом раскачивайте тело ребенка слева направо, крепко удерживая.

А потом раздастся  - БОМ! (наклоните ребенка вперед или чуть встряхните)

И проснется старый дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...