Комплекс артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой для постановки звука [Р]
консультация по логопедии (старшая группа)

Комплекс артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой для постановки звука [Р]

(по методике Е.Ф. Архиповой)

 Учитель-логопед МБДОУ МО «Детский сад №6»

Зеберг Н.В

 

 

Забор –Окно –Мост –Парус –Цокает лошадь –Молоток –Дятел –Пулемет

«Парус»

Цель: подготовка верхнего подъема языка для звуков [р], [л].

Методические рекомендации: ребенок последовательно выполняет следующие упражнения: «Забор» —«Окно» —«Мост». Из положения «Мост» широкий язык поднимается к верхним резцам и упирается в альвеолы. Следить, чтобы язык не провисал, а был напряженным и широким, определялась подъязычная связка. Удержать под счет до 5. Язык поднят кверху.

«Цокает лошадь»

Цель: выработать тонкие дифференцированные движения кончиком языка для звука [р].

Методические рекомендации: из положения «Парус» при широко открытом рте цокать языком. Челюсть неподвижна. (Удерживается рукой. Выполнить 5—6 раз.) Язык за верхними зубами. Рука держит подбородок, чтобы он не двигался во время упражнения.

«Молоток»

Цель: подготовка артикуляции для звука [р]

Методические рекомендации: из положения «Парус» стучать языком и произносить звук [д]. Следить, чтобы кончик языка не опускался.

Примечание: если исправляется горловой звук, то произносится звук [т].Постучать со звуком [д, т] 5—6 раз. Кончик языка стучит вверху по альвеолам.

«Дятел»

Цель: формировать вибрацию кончика языка для звука [р].

Методические рекомендации: из положения «Парус» и «Молоток» произносить звук [д] в ускоренном темпе. Серии ударов языком по альвеолам напоминают стук дятла: «Выполняется 3-5 таких серий.

«Пулемет»

Цель: закрепить вибрацию кончика языка для звука [р].

Методические рекомендации: из положения «Парус» выполнять упражнение «Дятел» и добавлять воздушную струю, как толчок воздуха: «Д —ддд» + толчок сильной воздушной струи. Возникает вибрация языка —«дрр». Выполнить интенсивно 5 раз. Если не получается по подражанию, то добавляют упражнение №20. Язык вверху стучит по альвеолам со звуками «Д —ддд». После произнесения «Д —ддд» —сильно подуть на язык.

«Маляр»

Цель: растянуть подъязычную связку для звуков [р], [л], а для произнесения шипящих звуков найти место образования щели языка в форме чашечки у твердого нёба.

Методические рекомендации: из положения «Парус» продвигать язык по нёбу в передне-заднем направлении 3—4 раза. Челюсть должна оставаться неподвижной (контролируется рукой). Язык движется по нёбу вперед-назад.

«Фокус»

Цель: сформировать сильную правильно направленную воздушную струю для шипящих звуков и звука [р].

Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» сильно подуть на кончик носа, на котором приклеена узкая полоска бумаги (3 х 1 см) и сдуть ее. Выполнить 2—3 раза. Язык на верхней губе, дуть на кончик носа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika_dlya_r.docx2.48 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой для постановки свистящих звуков

Комплекс артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой для постановки свистящих звуков(по методике Е.Ф. Архиповой) Учитель-логопед МБДОУ МО «Детский сад №6»Зеберг Н.ВКомп...

Комплекс артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой для постановки шипящих звуков

Комплекс артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой для постановки шипящих звуков(по методике Е.Ф. Архиповой) Учитель-логопед МБДОУ МО «Детский сад №6»Зеберг Н.ВЗабор ...

Комплекс артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой для постановки звука [Л]

Комплекс артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой для постановки звука [Л](по методике Е.Ф. Архиповой)Учитель-логопед МБДОУ МО «Детский сад №6»Зеберг Н.ВЗабор –Окно...