Конспект образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет «Экспедиция на остров»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Устимова Наталья Ивановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekspeditsiya_na_ostrov.docx36.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 7 города Кузнецка

Конспект

образовательной деятельности

по формированию лексико-грамматических средств языка

 и развитию связной речи

в группе компенсирующей направленности  для детей  6 – 7 лет

 «Экспедиция  на остров»

Разработала:  

 учитель-логопед:  Н.И.Устимова

Кузнецк

2017

Цель: закрепление  и обобщение  знаний детей по теме «Наш дом-земля».

Задачи:

- активизировать словарь по  изучаемой теме;
- совершенствовать грамматический строй речи  путем практического употребления предложно-падежных синтаксических конструкций , сложноподчиненных предложений;  - совершенствовать навык составления рассказа по серии  сюжетных картин;
- закреплять умение использовать все полученные навыки в свободной диалогической речи;

- продолжать развивать речемыслительную деятельность детей путем построения высказываний типа доказательства, рассуждения;

- развивать речевой слух, память, внимание, общую моторику;
- формировать навык   диафрагмального дыхания.

- продолжать развивать речемыслительную деятельность детей путем построения высказываний типа доказательства, рассуждения; 

- развивать речевой слух, память, внимание, общую моторику;
- формировать навык   диафрагмального дыхания;

- воспитывать гуманное отношение к природе, к живым организмам, к природным материалам;
- воспитывать инициативность,  навыки сотрудничества, взаимодействия в совместной деятельности.

Интеграция образовательных областей:  речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Материалы и оборудование: глобус, серии картинок рюкзак, ребус,  предметы , необходимые в походе, фонограмма  шума моря и пения птиц, корабль из  мягких модулей, макеты деревьев и острова, сетка, песок , гравий; емкости , имитирующие речку и родник.

Ход образовательной деятельности

 1.Организационый момент.

Логопед (в руках держит глобус, покрытый тканью)  приглашает детей в зал и читает загадку про глобус.

На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.

На нём уместилась 
Вся наша Земля: 
Моря, океаны, 
Леса и поля. 
И северный полюс 
Там тоже найдёшь, 
А если захочешь — 
В руках унесёшь. 

 Дети. Это глобус.  (Дети рассматривают глобус).

2.Основная часть.

а) Закрепление знаний по теме.

 Логопед. Глобус – это уменьшенная модель нашей планеты Земля, на которой изображена её поверхность. Что вы знаете о нашей планете?

Дети.  Наша планета из космоса кажется голубой, потом что на земле много морей, рек, озер и океанов. Наша планета  круглая. На планете Земля много лесов, пустынь, гор.  На планете живут животные, птицы, насекомые, рыбы и мы - люди. Мы дышим кислородом. На Земле есть материки  и государства.  Земля вращается вокруг солнца и вокруг своей оси. У Земли есть спутник – Луна. ( Примерные ответы детей)

б) Игровая ситуация «Отправляемся в экспедицию».

Дети замечают на глобусе  красный  флажок.

Дети. А почему здесь красный флажок? Что  он обозначает?

Дети. Это цвет опасности.

 Логопед. Красный флажок находится на острове.  Наверное, там что- то произошло! Мы организуем спасательную экспедицию на остров! С собой в путешествие возьмем необходимые вещи, потому что наше путешествие может быть трудным!

Д/И« Что  ты возьмешь с собой в поход?»

Дети подходят к столу, на котором разложены различные предметы: игрушки, аптечка, школьные принадлежности, компас, карта, спортивный инвентарь и т.д.; выбирают необходимые на их взгляд предметы.

Дети. Я возьму аптечку, чтобы оказать медицинскую помощь жителям. И т.д.

в) Игровая ситуация «Мы в пути».

Логопед. Рюкзак собран. Все поднимаемся на борт корабля!

Дети поднимаются на корабль.

Дети. Наш корабль отплывает от берега.

Звучит фонограмма со звуками шума моря.

Логопед. Мы представим, как плывем на корабле по морю, как покачивает нас на волнах, как брызжет вода  нам в лицо, как  ярко светит солнце….

г) Игровая ситуация «На острове».

Логопед. Вот и берег. Куда мы приплыли?

Дети открывают глаза. Высаживаются на берег. На импровизированном острове растет пальма, под скалой лежит бутылка, повсюду мусор.

 Дети.  Мы приплыли на остров.

Логопед.  Как выдумаете, кто на нем живет?

Дети.  На острове живут островитяне.

Логопед.  Какой странный остров. Вы кого-нибудь слышите или видите? Как можно сказать про такой остров?

Дети. Остров  безжизненный.

Логопед. Что же здесь случилось? Вы не видите никаких знаков? Может быть, местные жители оставили нам какое-нибудь сообщение? ( Дети находят записку). 

 В записке написано слово ПОМОГИТЕ и ребус: КАРТА и картинка ПЕНЬ. Над последними тремя буквами слова КАРТА – запятые, П= М (КАМЕНЬ).

Дети (читают и разгадывают ребус)

Логопед.  Где- то на острове есть камень! Может он нам поможет узнать, что же здесь произошло!

 Дети находят рисунки (сюжетный ряд).  Дети  восстанавливают последовательность событий и составляют рассказ  о том, как на остров приплыли пираты и разожгли костер и оставили после  себя мусор, и речку загрязнили, и засыпали родник (рисунки при помощи прищепок дети самостоятельно вешают на сетку, натянутую между деревьев).

Логопед.  Теперь мы знаем, что случилось. Как мы можем помочь островитянам?

Дети. Мы можем собрать мусор на суше и в речке.

Дети очищают остров под веселую музыку!

Логопед. Как вы думаете, можно ли  пить воду из реки?

 Дети. Эту воду нельзя пить и использовать ее для приготовления пищи, потому что…

д) Исследовательская деятельность.

Логопед. Ребята, вы знаете как происходит очищение воды в природе? ( С помощью песка и камней). В этой речке очень грязная вода.  Как мы можем очистить воду?              ( Сделать фильтр). Вспомним, из каких слоев состоит очистительный фильтр? Посмотрим в нашей аптечке, чем мы сможем воспользоваться для изготовления фильтра.

Многослойный фильтр: слой ваты, затем бинт, сложенный в 5-7раз, далее песок и гравий (Бутылка, песок и гравий находятся на острове).

Дети пропускают воду через фильтр. Затем проводят сравнение воды, очищенной во время опыта, с водой из водоема.

 Логопед. Какой вывод вы можете сделать, если сравнивать воду из реки и воду из фильтра?

Дети. Вода в реке грязная, а из фильтра очищенная.

Логопед. Можно ли пить воду из этого фильтра?  Почему?

 Дети.  Эту воду нельзя пить, потому что в ней еще остались вредные микробы и бактерии.

 Логопед. Что можно делать очищенной водой.

 Дети. Очищенной водой можно поливать цветы.

 Логопед. Интересно, откуда речка взяла свое начало? Где-то должен быть родник. Помните, на рисунках было  изображено, что пираты его закидали камнями?

Дети ищут источник и очищают его, убирая камни. Во время работы раздается пение птиц (фонограмма).

Логопед. Ребята, послушайте, птицы вернулись. Как вы думаете, почему?

Дети. Мы собрали мусор и расчистили источник чистой воды – родник.

Логопед.  Вы устали. Отдохнем немного. (Дети садятся на траву. Ладонь левой руки опускают  на живот. Дети дышат животом. Методика дыхания БОС  – диафрагмальное  дыхание).

 Логопед.   Ребята! Мы оставим островитянам видеосообщение,  в котором расскажем о нашей спасательной  экспедиции с самого начала! (Логопед дает участникам экспедиции немного времени, чтобы они все вспомнили, в это время начинает запись видеосообщения).

 Рассказ детей.

 Логопед. А нам пора возвращаться. Поднимаемся на корабль. Попрощаемся с островом.

3.Итог.

Логопед. Вот и закончилось наше путешествие. Надеюсь, что оно вам понравилось. Как вы думаете, можно теперь снять красный флажок с глобуса?

Логопед. Я думаю, что теперь вы настоящая команда спасателей, и если где-то случится беда, мы снова придем на помощь.

Логопед раздает детям на память  эмблемы  спасателей Юный  эколог.