Развитие словаря ребенка
статья по логопедии (старшая группа)

Романова Ирина Петровна

Речевое развитие, формирование лексики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_slovarya_rebenka.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие словаря ребенка

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека.

Язык служит основным капиталом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием обучения и воспитания. Наша речь важнейшее средство человеческого общения, которая тесно связана с формированием всех высших психических функций человека, поэтому различные формы и виды нарушения речи в той или иной мере отражаются на динамике развития психической деятельности ребенка.

Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Правильная речь формируется в дошкольном детстве. Малыш учится правильно произносить звуки, строить фразы, высказывать свое мнение по тем или иным вопросам. Своевременное формирование правильного произношения, понимания смысла слова и обогащение словаря, усвоение системы языковых понятий и закономерностей в области морфологии, словообразования, синтаксиса, формирование связной речи, имеют важное значение для общей культуры речи и, следовательно, для нормального речевого общения со сверстниками и взрослыми, для успешного овладения грамотой, а при поступлении в школу – для усвоения школьной программы.

Одной из основных задач развития дошкольников является словарная работа. Одновременно с усвоением лексического и грамматического значения дети учатся выбирать из словарного запаса те языковые средства, которые наиболее точно отражают замысел говорящего и делают высказывание выразительным.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКИ.

Работа для развития активного словаря.

Инструкция: Сейчас я буду тебе показывать картинки, а ты правильно назови.

Материал такой же, что и при работе по развитию пассивного словаря.

 прилагательные:

- Это какой цвет?

- Какой на вкус?

- Какая температура?

- Какой вес?

- Какая величина?

 глаголы:

-Кто что умеет делать?

- Кто как передвигается?

- Кто как голос подает?

- Что чем делаем?

  1. Классификация предметов по картинкам

Инструкция: «На какие две группы можно разделить слова?»

Овощи – фрукты

Домашние – дикие животные

Посуда – мебель

Одежда – обувь

Птицы – насекомые

  1. Группировка слов

Инструкция: «Сейчас я буду называть слова, а ты скажи какие слова из них лишние».

А) «Лишние» слова среди имен существительных:

Кукла, песок, юла, мяч.

Стол, шкаф, ковер, кресло.

Пальто, шарф, сапоги, шапка.

Слива, яблоко, помидор, абрикос.

Волк, собака, рысь, лиса.

Лошадь, корова, олень, баран.

Роза, тюльпан, фасоль, василек.

Комбайн, автобус, трамвай, мотоцикл.

Б) «Лишнее» слово среди имен прилагательных:

Грустный, печальный, глубокий, унылый.

Храбрый, звонкий, смелый, отважный.

Желтый, красный, сильный.

Крепкий, далекий, прочный, надежный.

Старый, изношенный, маленький, ветхий.

В) «Лишнее» слово среди глаголов:

Думать, ехать, размышлять, соображать.

Приехал, прибыл, убежал, прибежал.

Пришел, явился, смотрел.

Ненавидеть, презирать, наказывать.

Бросился, ринулся, накинулся, слушал.

Выбежал, вошел, вылетел, выскочил.

  1. Подбор синонимов к словам

Инструкция: Придумай слова «приятели» (Как слово можно назвать другим словом?).

Существительные:

Здание – (дом)

Хворостина – (прут)

Солдат – (боец)

Приятель – (друг)

Печаль – (грусть)

Глаголы:

Идти – (шагать)

Глядеть – (смотреть)

Льется – (течет)

Торопиться – (спешить)

Прилагательные:

Крошечный – (маленький)

Смелый – (храбрый)

Прежде – (раньше)

Прекрасный – (красивый)

  1. Подбор антонимов к словам

Инструкция: «Скажи наоборот»

Существительные:

День –                                                         Правда -

Утро –                                                         Богач –

Друг -                                                          Трусость –

Жара -                                                          Война –

Радость -                                                      Правда –

Глаголы:

Говорить -                                                    Войти –

Взял -                                                            Забыл –

Насорил -                                                     Одеваться –

Опускать -                                                    Смеяться –

Мириться -                                                   Закрываться –

Прилагательные:

Большой -                                                      Белый –

Высокий -                                                      Веселый –

Горький -                                                       Добрый –

Здоровый -                                                     Молодой –

Острый -                                                        Толстый –

Сухой –

  1. Развитие ассоциаций.

Инструкция: «Сейчас я называю слова, а ты скажи мне в ответ слово, которое пришло в голову».  " Подбери пару"

Слова называются по одному.

Существительные:

Стол, посуда, дерево, бабочка, собака, дом, смелость, цвет.

Глаголы:

Стоит, говорит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, бежать.

Прилагательные:

Желтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развитие словаря ребенка - один из важнейших показателей интегративных качеств дошкольника"

В материале изложена проблема развития лексико-грамматических категорий дошкольников в новейших условиях внедрения ФГОС. Даны нормативы развития лексико-грамматического строя  детей от 0 до 7 лет...

Буклет для родителей. Развитие словаря ребенка.

Рекомендации родителям по развитию и обогащению словаря ребенка в домашних условиях...

Дидактические игры на развитие словаря ребенка

Материал для педагогов и родителей...

«Развитие словаря ребенка – один из важнейших показателей интегративных качеств дошкольника»

Развитие словаря ребенка - один из важнейших показателей интегративных качеств дошкольника....

Буклет развитие словаря ребенка

Рекомендации для родителей по развитию словаря ребенка...

«Развитие словаря - основное направление речевого развития ребенка»

Способы расширения словарного запаса ребенка...