Проект «Организация совместной деятельности детского сада и семьи по использованию мультипликации для развития нравственного поведения и связной речи детей».
статья по развитию речи

Долгобородова Евгения Владимировна

Представленный материал содержит направления работы по организации совместной деятельности детского сада и семьи по использованию мультипликации для развития нравственного поведения и связной речи у детей.

  Сегодня, имея ограниченное количество рычагов воздействия на семью, детский сад ставит своей первоочередной задачей поиск путей привлечения родителей к образовательному процессу. Участие родителей в учебно-воспитательном процессе создает благоприятные условия для развития нравственного поведения и связной речи детей, но для того, чтобы оно было эффективным, работа с родителями должна быть хорошо спланированной.

Цель реализации проекта: использовать мультипликацию, как форму организации совместной деятельности детского сада и семьи для развития нравственного поведения и связной речи детей.

Назначение проекта:

·     объединить усилия детского сада и семьи по развитию нравственного поведения и связной речи детей с помощью мультипликации;

·     повысить медийную грамотность всех участников проекта (педагогов, родителей, детей);

·     определить положительную динамику использования мультипликации как форму взаимодействия всех участников проектной деятельности и как средство развития нравственного поведения и связной речи детей;

·     инициировать педагогов к использованию современных форм работы с родителями;

способствовать развитию форм инновационной деятельности ДОУ и семьи.

Реализация проекта предполагает:

  • освоение теоретических и практических навыков использования мультипликационных технологий в организации совместной деятельности и как учебного инструментария в развитии нравственного поведения и связной речи детей;
  • формирование опыта совместной деятельности по реализации проекта среди всех его участников (педагог, ребенок, родитель);
  • повышение уровня развития нравственного поведения и связной речи детей, исходя из потребности использования мультипликации в организации своей собственной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

 «Детский сад №8 «Ручеёк»

ПРОЕКТ

«Организация совместной деятельности детского сада и семьи по использованию мультипликации для развития нравственного поведения и связной речи детей».

Разработала: Долгобородова Евгения Владимировна,

учитель-логопед высшей кв. категории

г. Дальнегорск, 2018 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка………………………………………………….......3

Некоторые итоги реализации проекта (подготовительный этап)….……8

Некоторые итоги реализации проекта (основной  этап)…………….……11

Результаты проекта…………………………………………………….…....14

Литература …………………………………………………………………..15

        

Пояснительная записка.

«Каждое мгновение той работы,

которая называется воспитанием,-

это творение будущего и взгляд в будущее»

В.А.Сухомлинский.

В наше время, в век доступной медиа-среды современные дети вправе выбирать то, что их привлекает. Информационные технологии дают нам новые возможности. Однако ребёнок не может самостоятельно выделить нужную и полезную информацию, поэтому достойные произведения современного искусства, как правило, остаются в стороне. И один из видов этого искусства – мультфильм. 

Мультфильмы всегда рассматривались как художественные произведения, создаваемые для психологического развития ребенка. К сожалению, многие мультфильмы выпускаются такого содержания, что для детей они вовсе не подходят. К сожалению, высокий темп жизни не дает родителям времени вникать в каждый фильм и случается, что дети смотрят то, что ни в коем случае не должны смотреть. Все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания подрастающего поколения. 

Исследования отечественных педагогов и психологов, таких как И.Н.  Алешина [1], И.Я. Медведева [15] показывают, что мультфильмы довольно эффективное воспитательное средство: они демонстрируют ребенку самые разные способы общения и взаимодействия с окружающим миром, формируют эталоны хорошего и плохого поведения. Дети часто копируют поведение и манеру речи героев мультфильмов, точно так же, как копируют поведение взрослых. Но отмечают, что мультфильмы могут быть средством развития и формирования нравственных качеств детей только при условии правильного их отбора для просмотра детьми. И.Я. Медведева [15] считает, что с выбором мультфильма надо быть намного осторожнее, чем в выборе книги, так как зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее.

Поэтому, чтобы дети были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее. Это возможно при условии организации совместной деятельности всех участников образовательного процесса.

Речь – способ познания действительности. Формирование связной речи - приоритетная задача любого дошкольного образовательного учреждения, так как результаты и качество процесса общения напрямую зависят от уровня ее сформированности.

Мы работаем с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Отличительной особенностью таких детей является нарушенное формирование у них навыков связной речи, обусловленное недоразвитием основных компонентов языковой системы: фонетико-фонематического, лексического, грамматического, а также недостаточной сформированностью звуковой и смысловой сторон речи. Поэтому использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ преимущественно словесных методов и приемов не имеет должного эффекта. Соответственно, необходимо найти новые, эффективные формы и методы работы, направленные на повышение качества учебного процесса, а также поддержание интереса детей дошкольного возраста к образовательной деятельности.

Согласно ФГОС к структуре примерной адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с ТНР большое значение имеет речевое развитие дошкольников. Накопленный опыт познавательной, речевой, игровой деятельности, богатый запас представлений, развитие творческого воображения и фантазии позволяет детям творчески использовать богатство родного языка.

И где накопить этот опыт как не в привычной для детей обстановке.  Через мультфильмы ребёнок узнаёт новое: явления, названия, слова, юмористические ситуации. Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребёнку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют у малыша первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения.

В исследованиях (А.А.Гуськова, А.Ф. Лалетина и др.) [9], [14] отмечено, что средства мультипликации усиливают наглядность, повышая осознанность воспринимаемого материала. Динамичность, красочность и яркость мультфильмов, просмотр которых сопровождается выразительным озвучиванием героев, музыкой, вызывает у детей эмоциональные переживания, что в свою очередь благоприятно влияет на речевую деятельность и обогащает её чувственную основу.

Беседы  с детьми на тему «Как я провел выходной», «Любимые мультфильмы»,  позволили нам сделать вывод о том, что «лучшим другом»  ребенка в выходные дни становится телевизор (85 % опрошенных детей). Дети не знают, что полезно, а что вредно смотреть. Даже при многократном просмотре мультипликационного фильма наши воспитанники не всегда понимают сюжетную линию, не запоминают последовательности событий, не замечают существенных деталей, а если и замечают, не могут сделать из увиденного правильных выводов.

На просьбу пересказать знакомый мультфильм, рассказы характеризуются бедностью языкового оформления. Отмечается непоследовательность в изложении, смысловое несоответствие частей высказывания, их искажения. Дети смотрят, в основном иностранные мультфильмы, родители не советуют репертуар и не беседуют с детьми о мультфильме после просмотра. К сожалению, мультфильмы используются родителями как средство, помогающее занять детей на какое-то время, и их просмотр носит исключительно развлекательный характер.

Экспрес-опрос, проводимый с родителями по  проблеме «Что я знаю о пользе мультфильмов?» выявил:

  • многие родители не вникают в содержания мультфильма;
  • часто родители не ограничивают для ребенка время просмотра телевизора;
  • родители не отбирают мультфильмы, соответствующие возрасту ребёнка;
  • родители не знают, какие мультфильмы благотворно влияют на развитие связной речи детей.

Таким образом,  остро обозначилась проблема, которая заключается в том, что у детей страдает связная речь, а родители не знают, как способствовать речевой активности детей.

С нашей точки зрения, инновационной технологией, также  позволяющей решить данную проблему, может стать применение мультипликационных фильмов во время НОД в качестве современного, эффективного наглядного средства, позволяющего устранить пробелы в развитии связной речи и повышения нравственных качеств у детей.

Участие родителей в учебно-воспитательном процессе создает благоприятные условия для развития нравственности и речевых способностей ребенка. И для того, чтобы родители были активными помощниками, а совместная деятельность стала продуктивной,  работа должна быть хорошо спланированной.

Таким образом, мультипликационные фильмы становятся эффективным средством наглядности только при условии целенаправленной, системной работы педагогов (учителя-логопеда, воспитателей, родителей) и соблюдении ряда педагогических условий.

Работу  построили в режиме проектной деятельности.

Проблема: дети подготовительной группы в сюжетных играх копируют поведение отрицательных героев из иностранных мультфильмов, у них недостаточно сформирована мотивация на просмотр «полезных» мультфильмов, слабо развита связная речь, они не могут  пересказать знакомый мультфильм, соблюдая сюжетную линию.

Цель: развитие нравственного поведения и связной речи воспитанников c ТНР средствами мультипликации.

Задачи:

1) изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

2) выявить особенности влияния мультипликаций на детей, их положительные и отрицательные стороны;

3) разработать и провести анкетирование детей по данной теме;

4) разработать диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности связной речи детей 6-7 лет;

5) разработать формы деятельности для  развития связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами мультипликации;

6) создать условия для развития грамотной связной речи детей в процессе пересказов любимых мультфильмов по серии сюжетных эпизодов.

Мониторинг:

  1. Анкетирование родителей, опросники, тесты.
  2. Диагностика речевого развития (авторская диагностика Нищевой Н.В)
  3. Внешняя и внутренняя экспертиза продуктов деятельности проекта.

Ожидаемый результат.

В результате реализации проекта предполагаем, что:

― повысится активность и заинтересованность родителей в воспитательно - образовательном процессе, родители станут активными помощниками в развитии связной речи и навыков общения у детей;

― дети приобретут умение связно логически последовательно рассказывать, у них  появится мотивация к просмотру «полезных» мультфильмов;

― улучшатся  детско-родительские отношения с помощью диалогического эмоционально-насыщенного общения.

― будет создан банк материалов по  организации непосредственно образовательной  деятельности для развития связной речи дошкольников с использованием мультипликационных фильмов.

Некоторые итоги реализации проекта.

(подготовительный этап)

После очередного выходного дня мы проводили беседу с детьми на тему "Как я провел выходные". Дети с большим интересом рассказывали о том как и где они отдыхали Некоторые дети уже в пятницу с нетерпением ожидали выходного дня и рассказывали, куда они собираются поехать, что они будут делать вместе с мамой и папой. Кто-то ходил с родителями на лыжах, кто-то катался на санках, кто ездил к бабушке на блины, кто-то даже ходил  в музей. На вопрос: «Что полезного вам принесли эти выходные?», ребята отвечали, что они укрепили здоровье, получили позитивный заряд от общения с близкими людьми. Но были и такие ребята, которые просидели дома у телевизоров, за просмотром мультфильмов и на вопрос о пользе выходных ничего не могли сказать.  И тогда дети задумались, что полезного в мультфильмах и зачем их смотреть? И если смотреть, то, какие мультфильмы?

Однако  на просьбу пересказать знакомый мультфильм, рассказы характеризуются бедностью языкового оформления. Отмечается непоследовательность в изложении, смысловое несоответствие частей высказывания, их искажения. Мы решили проверить состояние связной речи детей (Н.В. Нищевой) и выяснили, что у них имеется нарушение в развитии навыков связной речи. При составлении описательных рассказов дети почти не использовали в речи прилагательные и наречия. Они не могли составить связный, логически последовательный рассказ по картине самостоятельно. Им требовалась помощь организующего и стимулирующего характера. Такая же картина возникала при составлении рассказа по серии сюжетных картин. Они не соблюдали последовательность в распределении серии картин и оттого рассказ не имел смысловой целостности. (см. таблицу №1)

Таблица №1

Диагностика связной речи детей

Общие данные по группе

Пересказ рассказа

Описательный рассказ

Рассказ по картине.

Рассказ по серии картин

1

Начало учебного года

56%

47%

45%

50%

2

Середина учебного года

63%

68%

53%

57%

3

Конец учебного года

Данные таблицы № 1 говорят, что у детей незначительная динамика в развитии связной речи.  

Исследования и беседы с детьми и родителями по вопросам занятости детей в домашних условиях выявили, что у большего количества детей просмотр мультфильмов в выходные дни занимает треть свободного времени. Привлечение родителей к сотрудничеству по развитию связной речи у детей посредством мультфильмов мы начали с анкетирования. Из анализа анкет выяснили, что большинство родителей не ограничивают своих детей в выборе мультфильмов. Право выбора мультфильма принадлежит ребенку. Чаще всего дети выбирают зарубежные мультфильмы.

Так или иначе, дети смотрят мультфильмы, и мы не можем запретить им это, но мы можем повлиять на родителей. Поэтому, чтобы сделать родителей помощниками в реализации задач по обучению и воспитанию детей и наделить их знаниями по рациональному использованию медиа-среды, мы решили предложить им совместный проект, с рекомендациями использования мультипликационных фильмов с целью усовершенствования речевого развития, а также повышения уровня нравственных качеств у детей.

В работе над связной речью детей, мы решили использовать мультипликационные фильмы во время НОД и просмотра в семье, так как считаем, что они могут:

  • способствовать успешной реализации коммуникативных навыков ребенка;
  • в игровой форме вызовут у детей интерес к рассказам и пересказам;
  • придадут уверенность в себе, сформируют у них самостоятельность и нравственное поведение.
  • разовьют навык самоконтроля.

Зная, что в каждой семье есть телевизор, мы подобрали мультфильмы, которые подходят по возрасту детей и несут в себе речевую нагрузку, соответствующую их возрасту. Разработали перспективный план, с целью включать фрагменты мультфильмов в занятия, связанные с развитием и обогащением словаря детей, совершенствованию связной речи.

На первом этапе своей работы мы разработали буклет  для родителей «Мультфильмы: их влияние на развитие ребенка», приглашающий родителей принять участие  в родительском собрании по теме «Мультфильм, речь + мы». 

Главным условием работы с мультфильмом в домашних условиях является организованная совместная деятельность взрослого с ребенком. Этому надо было родителей научить. Для этого мы продумали ряд мероприятий (см. План действий проекта)

Мы  считаем, что теоретические и практические занятия помогут родителям грамотно организовать общение с ребенком перед телевизором.

Оформили стенд «Мультфильм и формирование связной речи  ребенка», где поместили материал о том, какими бывают связные высказывания, в статье познакомили родителей с особенностями, характеризующими связную речь, раскрыли её поэтапное формирование и влияние мультфильмов на её развитие.

Разработали конспекты совместных мероприятий:

  •  «Развитие связной речи детей дома», консультация;
  •  «Мультики бывают разные», консультация;
  • «Как замотивировать ребёнка на просмотр «нужного» мультфильма», семинар-практикум;
  • «Какие мультфильмы и в каком возрасте смотрим», консультация-практикум;
  •  «История создания мультфильма», консультация;
  • Перспективный план НОД по развитию фонематических процессов и связной речи средствами мультипликационных фильмов;
  • Перспективный план по использованию фрагментов мультфильмов, соответствующих лексической тематике.

Выводы:

Реализация подготовительного периода показала, что форма работы и содержание в ней были выбраны правильно:

  • был выявлен уровень знаний родителей о мультфильмах и использовании их в развитии речи своих детей;
  • родители проявили интерес к проектной деятельности;
  • родители проявили активность в вопросах сотрудничества с детским садом.

Дальнейшее взаимодействие всех участников проекта позволит успешно реализовать его задачи и найти более современные и интересные формы сотрудничества семьи и детского сада

(основной этап)

Провели родительское собрание по проблеме «Как стать участником реализации совместной проектной деятельности» по теме «Мультфильм, речь + мы». На собрании присутствовало 80% родителей.  Обсуждались результаты проведенной промежуточной диагностики по вопросам развития связной речи детей (общие по группе). Привела ряд рассказов воспитанников о том, что они смотрят по телевизору и по компьютеру в выходные дни.

Получив реальную картину, на основе собранных данных анкет родителей, мы увидели, что они не имеют представления о «полезных» мультфильмах, не подбирают репертуар и не  практикуют совместные просмотры с детьми.

И мы предложили родителям найти пути совместной деятельности детского сада и семьи. На вопрос, что волнует родителей на данный момент во взаимодействии их ребенка с медиа-средой, получили информацию, что они хотели бы грамотно организовать это взаимодействие, без ущерба для физического и психического здоровья детей, но не знают, как и с чего начать. Состоялся разговор об эффективном использовании телевизора в домашних условиях. Предвидев ситуацию, мы предложили родителям объединить усилия детского сада и семьи для развития связной речи детей средствами мультипликации. В конце собрания мы  предложили родителям рекомендации, как правильно подходить к выбору мультфильмов, чтобы они развивали речь ребёнка и нравственное поведение дошкольника.

В дальнейшем мы предлагали родителям письменные консультации, консультации-практикумы с использованием фрагментов мультфильмов и обсуждением их положительных сторон. На семинаре-практикуме «Как замотивировать ребёнка на просмотр «нужного» мультфильма», вместе с родителями разработали памятку грамотного просмотра мультфильма. Из консультации-практикума «Какие мультфильмы, и в каком возрасте смотрим», родители узнали, какие мультфильмы полезны для детей разных возрастов.  В ходе подгрупповых консультаций мы объясняли родителям значимость дальнейшей работы по развитию связной речи и нравственного поведения у детей средствами мультипликации.

Параллельно проводились занятия с детьми с использованием мультфильмов (целиком или фрагментарно) во время прохождения лексических тем согласно перспективному плану. А также, включались небольшие короткометражные мультфильмы, наполненные звуковым и интонационным содержанием на логопедических занятиях.

В течение внедрения мультфильмов в НОД нами отмечено, что дети через мультфильмы получали положительные эмоции, радовались, сопереживали, плакали. Выделяя любимых мультипликационных героев, дети начинали подражать им, вести себя, как они, применять знания, полученные в мультфильме.

В свободное от занятий время мы с детьми разгадывали загадки о любимых героях, участвовали в конкурсах рисунков о положительном и отрицательном персонажах мультфильмов, делали поделки героев мультфильмов, лепили их из пластилина, дорисовывали рисунки Незнайки и раскрашивали. Играли в игры «Путешествие в Мир эмоций» (умение различать эмоциональные состояния персонажей); «Отгадай персонажа по мимике и жестам».

Устраивали просмотр мультфильмов с целью знакомства с видами мультфильмов: пластилиновый, рисованный, кукольный. Проводили беседы «История возникновения мультипликации», «Как снимают рисованный мультфильм», «Какие бывают мультфильмы».

Воспитывает не экран, а тот взрослый, кто больше других общается с малышом. Роль мультфильма в данном процессе – лишь вспомогательная, это всего лишь средство воспитания, как и книги, игрушки, пособия. Но мультфильм -  средство очень сильное, т.к. предлагаемые на экране образы живо воздействуют на воображение ребенка, на его чувственную сферу, предлагают образ действий, мышления, стиль речи.

Данным видом деятельности заинтересовалось 35% родителей. Однако занятия проходили в интересной форме, что не могло не заинтересовать других родителей. После занятий дети делились впечатлениями, рассказывали новости родителям и постепенно процент единомышленников среди родителей увеличился до 60 % от общего количества.

На основе анализа результатов работы можно отметить положительную динамику (таблица № 2)

  • дети стали свободно высказываться, слушать друг друга, дополнять, обобщать, замечать ошибки и исправлять их;
  • рассказы детей стали лаконичней, точнее, усложнилась конструкция предложений, правильнее стало их построение;
  • дети стали употреблять в речи распространенные предложения с однородными членами, сложноподчиненные и сложносочиненные;
  • в рассказах детей появились союзы, указывающие причинные, временные связи;

Проведенная нами работа по развитию связной речи у детей дошкольного возраста позволяет сделать вывод о том, что выявленные и реализованные нами условия по развитию связной речи детей дошкольного возраста являются эффективными.

Результаты проекта.

Таблица № 2

Диагностика связной речи детей

Общие данные по группе

Пересказ рассказа

Описательный рассказ

Рассказ по картине.

Рассказ по серии картин

1

Начало учебного года

56%

47%

45%

50%

2

Середина учебного года

63%

68%

53%

57%

3

Конец учебного года

92 %

95%

89%

97%

1. У детей повысилось качество связных высказываний.

2. Воспитанники чаще смотрят «полезные» мультфильмы, у них  появится интерес к составлению рассказов по знакомым мультикам;

3. Сформировалась активность и заинтересованность родителей в воспитательно - образовательном процессе, они стали активными помощниками в развитии связной речи и навыков общения у детей;

4. Создан банк материалов по  организации непосредственно образовательной  деятельности для развития речевой деятельности дошкольников путем использования в процессе образовательной деятельности мультипликационных фильмов.

5. Обогатились родительско - детские отношения с помощью диалогического эмоционально-насыщенного общения.

Литература.

  1. Алешина И.Н. Об особенностях восприятия дошкольниками российских мультфильмов/ И. Н. Алешина, А. А.Андреева, Ю. Н. Тычинина // Вестник КРСУ. - 2013. - Т. 13. - №. 3. - С. 73 - 77.
  2. Амонашвили Ш. А. Истина Школы / Ш.А. Амонашвили - М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2006. - 306 с.
  3. Антилогова Л.Н. О взаимосвязи ценностных ориентаций и нравственной активности личности/ Л.Н. Антилогова //Сибирская психология сегодня: сб. науч. тр. Кемерово: Кузбассвуз издат. - 2003. - №. 2. - С. 13 - 17.
  4.  Богданова О.С. Этические беседы со школьниками / О.С. Богданова. - М., 2007. - 310 с.
  5. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/ Л.И. Божович // Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 2008. - 104 с.
  6. Бучилова И. А., Миронова А. А. Использование мультипликации в системе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2876–2880. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53580.htm.
  7. Виноградова Н. Д. Привычка - основа нравственного воспитания/ Н.Д. Виноградова. М., - 2004. - 85 с.
  8. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление  общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: АРД ЛДК, 1998. –320 с.
  9. Гуськова А.А. Мультфильмы в детском саду: логопедические занятия по  лексическим темам для детей 5 –7 лет. –М.: ТЦ Сфера, 2010. –176 с.
  10. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной группе. М.: издательство ГНОМ и Д, 2009.
  11. Куниченко О.В. Мультипликационный фильм как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста/ О.В. Куниченко // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2013. - №. 7. - 201с.
  12. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР. Нищева Н. В. –  СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
  13. Лалаева  Р.И.,  Серебрякова  Н.В.  Формирование  правильной  разговорной речи у дошкольников. –Ростов н/ Д.: «Феникс», СПб: «Союз»,  2004, 224 с.
  14. Лалетина А.Ф.  Анализ воспитательного потенциала мультипликационных фильмов//   Журнал «Начальная школа плюс До и После» № 8, 2010 г.
  15. Медведева И. Я. Кто соблазнит малых сих: СМИ против детей: статьи разных лет //И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова. - Клин: Изд-во Христианская жизнь. - 2006. - 94 с.
  16. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / C.В. Петерина М.: Просвещение, 2004. - 96 с.
  17. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Ульяновск: 2003.
  18. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Конспекты под- групповых занятий логопеда / Н.Е. Арбекова. — М. : Издательство ГНОМ, 2011. — 184 с
  19. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Нищева Н. В. –  СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
  20. Спирина А.В. Влияние восприятия телепередач с элементами насилия на отрицательные эмоциональные состояния детей дошкольного возраста: автореферат дисс. на соискание канд. пс.н. –Н.Новгород, 2009.–26 с.
  21. Технологии развития связной речи дошкольников Сидорчук Т.А.,Хоменко Н.Н. Ульяновск: 2004.
  22. Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи //Дефектология.-2001.-No4.-С.69-76.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект взаимодействия с родителями детей старшей группы «Моя семья» (совместная деятельность детского сада и семьи по духовно-нравственному воспитанию).

Долгосрочный проект взаимодействия с родителями детей старшей группы«Моя семья»  (совместная деятельность детского сада и семьи по духовно-нравственному воспитанию).     ...

семинар по теме: «Организация совместной работы детского сада и семьи в проектной деятельности по нравственному воспитанию дошкольников».

17.02.2017 г. На базе МБДОУ « Детский сад № 5»прошел городской семинар по теме: «Организация совместной работы детского сада и семьи в проектной деятельности по нравственному воспитанию дошкольников»....

Долгосрочный проект взаимодействия с родителями Старшей группы № 2 «В мире профессий» (совместная деятельность детского сада и семьи).

В дошкольном возрасте ребёнок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, он старается проявить себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности &ndash...

Проект "Совместная деятельность детского сада и семьи по развитию мелкой моторики "Затейливые пальчики"

Долгосрочный социально-значимый проект для детей старшего возраста...

Проект «Совместная деятельность детского сада и семьи по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни»

Цель: Поиск и разработка новых, современных форм сотрудничества педагогов детского сада с родителями, как условие позитивного физического развития ребенка и формирования родительской компетентности....

Долгосрочный проект по взаимодействию с родителями Старшая группа Тема: «Цветок семейного счастья» (совместная деятельность детского сада и семьи по духовно-нравственному воспитанию)

Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие.Как показывает практика, и подтв...