Методическая разработка по логопедии по теме: "Дифференциация звуков Ш и С".
методическая разработка по логопедии

Березина Наталия Викторовна

Игровые логопедические задания,

которые помогут детям научиться различать и правильно произносить звуки Ш и С.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ш и С УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ГБДОУ № 42 КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА БЕРЕЗИНА Н.В.

Слайд 2

Нарушения звукопроизношения могут проявляться в отсутствии тех или иных звуков, искажённом их произношении или заменах одних звуков другими. Если длительное время ребёнок не произносил нужный звук и заменял его другим (например, звук Ш заменял на С), то в дальнейшем – после постановки и автоматизации звука – может наблюдаться неустойчивое употребление звуков (Ш и С, других звуков) в разных словах в силу их недостаточной дифференциации, то есть различения . Все артикуляционные позиции, необходимые для правильного проговаривания звуков (например, Ш и С), оказываются сформированными, но так как у ребёнка нет достаточного умения выбирать нужный из этих звуков, происходит их смешение. Ребёнок в одних словах может употреблять поставленный звук правильно, а в других – по-прежнему заменять его.

Слайд 3

В таком случае необходимо развивать умение дифференцировать смешиваемые звуки . Работа в этом направлении включает отчётливое проговаривание слогов и слов, повторение словосочетаний и предложений, заучивание пословиц, поговорок и стихотворных текстов, включающих смешиваемые звуки. От неторопливого, утрированного произнесения слогов и слов ребёнок должен постепенно переходить к более быстрому проговариванию словосочетаний, предложений, скороговорок со смешиваемыми звуками.

Слайд 4

Предлагаем Вашему вниманию игровые задания, которые помогут каждому ребёнку научиться различать и правильно произносить звуки Ш и С.

Слайд 5

1. Чёткое произношение изолированных звуков Ш и С («песенка змейки – шшш » и «песенка насоса – ссс »). Вы говорите ребёнку: «Послушай внимательно и повтори за мной сначала «песенку змейки – шшш », а потом «песенку насоса – ссс ». А далее продолжаете: «Посмотри на картинки. Что на них нарисовано?» (Ребёнок старается отвечать на этот и другие Ваши вопросы не односложно, а полной фразой, например: «На этих картинках нарисованы змейка и насос»). Пожалуйста, ещё раз правильно повтори их «песенки»: змейка шипит – …….; а насос свистит – ……. Молодец!

Слайд 6

Теперь важно уточнить вместе с ребёнком положение органов артикуляционного аппарата и характер воздушной струи при произношении звуков Ш и С. Вы говорите: «Вспомни и расскажи, какое положение занимают язык и губы при произношении звуков Ш и С». Примерный ответ ребёнка: «Когда я говорю (произношу) звук Ш, мой язык поднимается за верхние зубы в форме «чашечки», а губы становятся похожими на «бублик» (округляются). При проговаривании (произношении ) звука С мой язык «превращается в мостик» за нижними зубами, а губы улыбаются». Вы продолжаете: «Какая воздушная струя вылетает изо рта при произношении звуков Ш и С?» Примерный ответ ребёнка: «Когда я говорю (произношу) звук Ш, изо рта вылетает широкая и тёплая воздушная струя. А при проговаривании (произношении) звука С воздушная струя, наоборот, узкая и холодная».

Слайд 7

Для более успешной дифференциации звуков Ш и С ребёнком можно использовать графические изображения звуков и показ правильной артикуляции с опорой на кисть руки. Графические изображения звуков Ш и С: Звук Ш – язык поднимается за верхние зубы Звук С – язык опускается за нижние зубы Показ правильной артикуляции звуков Ш и С с опорой на кисть руки: пальцы подняты вверх – звук Ш пальцы опущены вниз – звук С

Слайд 8

2. Выделение звуков Ш и С из слогов и слов, воспринятых на слух. Игра «Внимательные ушки». Вы говорите ребёнку: «Я буду называть слоги (слова), а ты, услышав звук Ш, будешь показывать картинку со змейкой (или букву Ш), а услышав звук С – картинку с насосом (или букву С)». Далее Вы называете ребёнку слоги (слова) со звуками Ш и С, а он показывает нужную картинку или изображение буквы, которая обозначает соответствующий звук.

Слайд 9

3. Проговаривание различных слогов и слоговых рядов, содержащих звуки Ш и С. Вы предлагаете ребёнку внимательно слушать, запоминать и повторять за Вами слоги (слоговые ряды) со звуками Ш и С. Например: ша, сы , ас, шу , ши , су, яш , яс, ош , ыш , шо , ис , …; са-ша , шо-со , уш-ус , сы-ши , ус-уш , …; сы-сы-ши , аш-ас-аш , ис-ис-иш , шу-шу-су , …

Слайд 10

4. Отгадывание загадок. Вы предлагаете ребёнку отгадать загадку, найти подходящую картинку-отгадку, определить наличие звука Ш или С в слове, разделить картинки на две группы: со звуком Ш и со звуком С. С хозяином дружит, дом сторожит. Живёт под крылечком, хвост колечком. (Собака) В гардеробе я служу, на весу пальто держу. (Вешалка) Что за птица? Песен не поёт, гнезда не вьёт, людей и груз везёт. (Самолёт) Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка * ) У неё большая грива, есть копыта, есть и хвост. Скачет быстро и красиво – просто глаз не оторвёшь. (Лошадь) Сто одёжек и все без застёжек. (Капуста) * В слове пишется буква Ж, а произносится звук Ш.

Слайд 11

5. Игра «Доскажи словечко». Ребёнку нужно закончить фразу подходящим по смыслу и звучанию словом, определить наличие звука Ш или С в этом слове. Он соло пел среди ветвей, его назвали … (соловей). Встаёт на заре, Поёт во дворе. На голове гребешок. Кто же это? … (Петушок.) Серый волк в густом лесу встретил рыжую … (лису). Для птенцов и для зверят тоже нужен детский … (сад). В нашем доме на окошке сидят серенькие … (кошки). Кто альбом раскрасил наш? Ну, конечно, … (карандаш).

Слайд 12

6. Игра «Скажи наоборот». Вы предлагаете ребёнку закончить предложение подходящим по смыслу словом, противоположным по значению (« словом-наоборот ») и определить наличие звука Ш или С в этом слове. Двойки получать плохо, а пятёрки … (хорошо). Трава низкая, а дерево … (высокое). Ручеёк узкий, а река … (широкая). Лимон кислый, а сахар … (сладкий). Ночью темно, а днём … (светло). Гном маленький, а великан … (большой). После дождя земля сырая, а в жару … (сухая). Черепаха ползёт медленно, а заяц бежит … (быстро).

Слайд 13

7. Игра «Четвёртый лишний». Вы просите ребёнка повторить ряд слов в заданной последовательности, определить, какое слово лишнее и объяснить почему. Сапоги, шуба, босоножки, кроссовки (шуба). Собака, кошка, лошадь, лиса ( лиса ). Стол, шкаф, ложка, стул (ложка). Шапка, шарф, сарафан, шуба (сарафан). Картошка, капуста, груша, чеснок (груша).

Слайд 14

8. Многократное произнесение слов со звуками Ш и С. Контроль чёткого произношения данных звуков. Например: Саша, суша, сушка, пастушок, шелест, машинист, солнышко, стишок, смешок, совушка , веснушки, босоно ж ки (пишем букву Ж, а произносим звук Ш), спешить, услышать, душистый, пушистый и т.д.

Слайд 15

9. Многократное повторение словосочетаний из слов со звуками Ш и С. Контроль правильного произношения данных звуков. Например: Шумный класс, куст шиповника, вишнёвый сад, вкусная лапша, большая собака, сладкий шоколад, лесная опушка, полосатый шмель, сосновые шишки, сухие сушки, душистый ландыш, пушистая кошка, послушный малыш, ясное солнышко и т.д.

Слайд 16

10. Повторение чистоговорок с чётким проговариванием звуков Ш и С. Например: Су-су-су – воздушный шарик я несу. Со-со-со – Миша катит колесо. Аш-аш-аш – под сосной стоит шалаш. Су- су-су – мишку видели в лесу.

Слайд 17

11. Медленное и чёткое произнесение предложений (каждое 2 – 3 раза). Контроль правильного произношения звуков Ш и С. Ответы на вопросы: «Кто? Что делает? Где? Какой?» и т.п. Повтор предложений в быстром темпе. Например: У слона большие уши. Лёша поймал усатого сома. Кошка ест кашу из миски. Алёша любит салат, а Света любит шоколад. Пушистая кошка сидит на окошке. В сосновом лесу пахнет душистой смолой. В тишине слышен гул самолёта. Пастушок спешит домой.

Слайд 18

12. Повторение пословиц и поговорок. Объяснение их смысла, называние слов со звуком Ш и со звуком С. Например: Кашу маслом не испортишь. Поспешишь – людей насмешишь. Что посеешь – то и пожнёшь. Меньше слов, да больше дел. Любишь кататься – люби и саночки возить.

Слайд 19

13. Повторение скороговорок в нормальном и быстром темпе. Например: Шашки на столе, шишки на сосне. Саша любит сушки, а Соня – ватрушки. Совушка , совушка , большая головушка. Вымыли мышки миски для мишки. Смешные шутки у Саши и Мишутки. Села мышка в уголок, съела бублика кусок. Уронила белка шишку, шишка стукнула зайчишку. Сшила Саша Соне шапку.

Слайд 20

Занимаясь с ребёнком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, будьте терпеливы и спокойны, и у Вас всё получится. Хвалите ребёнка и радуйтесь вместе с ним каждой удаче . Опыт работы показывает: выполнив такие задания, и не один раз, дети чётко различают звуки на слух и безошибочно употребляют ранее смешиваемые звуки в самостоятельных речевых высказываниях. Желаем Вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Использование мнемотехники для автоматизации поставленных звуков в работе учителя-логопеда ДОУ

Использование мнемотехники для автоматизации поставленных звуков в работе учителя-логопеда ДОУ на идивидуальных и подгрупповых занятиях....

Методическая разработка по логопедии по теме: Авторская сигнальная схема, используемая для характеристики звука по плану.

Данная сигнальная схема поможет Вашим детям дать характеристику звука по схеме.  Автор: Лернатович Елена Анатольевнаучитель – логопедмуниципального казенногодошкольного образовательного учре...

Методическая разработка по логопедии на тему:"Автоматизация звука /Ш/ в словосочетаниях, предложениях,чистоговорках".

В этой работе я представляю систематизированный речевой материал для автоматизации звука /Ш/ Эффективность автоматизации звука в такой последовательности проверена мною на практике....

Педагогическая разработка коррекционно-развивающего занятия для детей подготовительной к школе группы с ОНР Тема: «Дифференциация сонорных звуков»

Разработка коррекционно-развивающего занятия для детей подготовительной к школе группы с ОНР в форме игры-сказки....

Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».

Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...

Методическая разработка учителя-логопеда «Использование игр и игровых приемов на этапе автоматизации изолированного звука и в слогах»

Этап автоматизации звуков описан в методике логопедической коррекции по исправлению звукопроизношения, как этап  формирования первичных произносительных умений и навыков.Его цель - научить ребенк...