ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Данный материал предназначен для учителей-логопедов ДОУ. Предлагаются дидактические игры для детей с нарушением речи по формированию фонематического слуха.Применять можно в НОД, в совместной и индивидуальной деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonematicheskiy_sluh.pptx1.98 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №15» Лобанова Елена Анатольевна

Слайд 2

«Развитый фонематический слух и фонематическое восприятие - залог успешного овладения навыком чтения и письма.» Д.Б.Эльконин

Слайд 3

Изучение проблемы развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста освящено в работах Р. Е. Левиной, Г. А. Каше, Л. Ф. Спировой, Т. Б. Филичевой, М. Ф. Фомичевой, Г. В. Чиркиной, С. Н. Шаховской и др. Г. А. Каше Т. Б. Филичева Г. В. Чиркина Р. Е. Левина

Слайд 4

Фонематический слух - это способность правильно слышать и узнавать звуки. Фонематическое восприятие - это специальные умственные действия по дифференциации фонем(звуков) и установление звуковой структуры слова.

Слайд 5

В настоящее время наблюдается увеличение числа детей, имеющих нарушения звуковой стороны речи, среди которых значительную часть составляют дошкольники, у которых не сформирован или недостаточно сформирован фонематический слух. Для детей с недостаточно развитым фонематическим слухом характерно снижение слухового внимания и искажённое восприятие чужой и своей речи. Большую проблему для них составляют задания по выделению и различению слов близких по звуковому составу, что при восприятии обращённой речи может приводить к снижению понимания её смысла. У детей с ОВЗ нарушения фонематического слуха препятствуют полноценному усвоению в процессе обучения умственных операций, составляющих фонематическое восприятие. В связи с этим не формируются фонематические представления, умения и навыки осуществлять звуковой анализ и синтез, что ведёт к затруднениям овладению звуковым составом слова, а это в свою очередь отражается на процессах овладения чтением и письмом.

Слайд 6

Преодоление нарушений фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи. 1. Узнавание неречевых звуков. 2. Различение одинаковых звуко-комлексов по высоте, силе, тембру. 3. Различение слов, близких по звуковому составу. 4. Дифференциация слогов. 5. Дифференциация фонем. 6. Развитие навыков элементарного звукового анализа. Этапы формирования фонематического восприятия

Слайд 7

1. Узнавание неречевых звуков. Звуки окружающего мира. Звучащие игрушки. Игра «Что звучало?»

Слайд 8

2. Различение одинаковых звуко-комлексов по высоте, силе, тембру. Игры «Узнай по голосу». «Лягушка» Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки, Увидала комара, Закричала ...КВА-КВА-КВА По голосу водящий должен определить, кто лягушка. «Улиточка» «Улиточка, улиточка, Высунь-ка рога, Дам тебе я сахару, Кусочек пирога, Угадай, кто я.» Тот, чей голос улитка узнала, сам становится улиткой.

Слайд 9

3. Различение слов, близких по звуковому составу.

Слайд 10

4. Дифференциация слогов.

Слайд 11

5. Дифференциация фонем.

Слайд 12

6. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

Слайд 16

Развитие фонематического слуха у ребёнка – важная составляющая формирования личности, так как оно формирует правильную речь, а также умение «слушать и слышать». Кроме того, незамысловатые упражнения на тренировку речевого слуха не только пробуждаютпознавательную активность малыша,но и позволяют выработать условную двигательную реакцию на звуки. Всё это является залогом эффективного достижения качества образования в будущем.

Слайд 17

Жизнь была бы страшно скучной, Если б жизнь была беззвучной. Как прекрасно слышать ЗВУК: Шум дождя и сердца стук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи.

Презентация для педагогов по развитию фонематического слуха у дошкольников....

Картотека игр для развития фонематического слуха у детей с нарушениями речи

Картотека игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста...

Развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи.

Актуальность. Возрастные нормы. Направления работы....

Мастер –класс Игры для развития фонематического слуха у детей с нарушениями речи .

В настоящее время,  в системе воспитания и обучения детей дошкольного вохраста,  увеличивается число  детей, имеющих нарушения речи. Срели них значительную часть составляют дошкольники,...

«Музыка и речь» развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи совместная работа музыкального руководителя и учителя-логопеда.

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движ...

«Музыка и речь» развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи совместная работа музыкального руководителя и учителя-логопеда.

Из числа играющих выбирают водящего, который становится спиной кигрокам на расстоянии 2-3 метров. Несколько игроков (3-4) по сигналу ведущего подходят к нему поближе и со словами «...