РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА Развитие речи
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Кочеткова Кристина Тамирлановна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Развитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_zaytseva_d.s._2024g.docx84.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 24»

Рассмотрено:

Педагогическим советом

Приказ №_____от _________

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ «Детский сад № 24»

__________ ЕН. Волкова

«   »________________2025г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Развитие речи

учителя-логопеда на 2025-2026 учебный год

Кочеткова К.Т.

(Разработана в соответствии с ФГОС ДО, ФОП ДО с учетом Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В. Нищевой)

Содержание

I.        Целевой раздел программы……………………………………………..

1.1        Пояснительная записка………………………………………………….

1.2        Цели и задачи программы……………………………………………....

1.3. Принципы программы……………………………………………………..

1.4. Характеристика возрастных особенностей воспитанников……………

1.5. Планируемые результаты логопедической работы. Целевые ориентиры……………………………………………………………………….

II.        Содержательный раздел программы……………………………………

2.1. Направления и содержание коррекционно-развивающей работы……..

2.2. Календарно – тематическое планирование……………………………....

2.3.        Система педагогической диагностики (мониторинг) достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы дошкольного образования………………………………………………….......

2.4. Взаимодействие с родителями (или лицами их заменяющими)………..

2.5. Взаимодействие с педагогами ДОУ………………………………………

III. Организационный раздел……………………………………………….......

3.1. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении………………………………………………………………………

3.2.        Комплектование группы………………………………………………....

3.3. Оснащение коррекционного процесса учебно-методическими материалами……………………………………………………………………..

Приложения

Приложение 1……………………………………………………………………

Приложение 2……………………………………………………………………

Список литературы………………………………………………………….....    

  1. Целевой раздел программы
  1. Пояснительная записка

Программа разработана и утверждена в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);
  • Федеральная адаптированная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденная Приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 № 1022;
  • Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (утверждены 28.09.2020, вступили в силу 01.01.2021).

Программа разработана с использованием «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» (автор Н. В. Нищева)1. (Далее — комплексной образовательной программы.)

Особенностью адаптированной программы является «реализация общеобразовательных задач с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ТНР (ОНР)».

Программа определяет требования к объему, содержанию образования, планируемым результатам, модели организации образовательно-воспитательного процесса.

Программа определяет базовое содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ТНР (ОНР) в различных видах деятельности:

  • предметной;

1 Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. — 3-е изд., перераб. и доп. в соотв. с ФГОС ДО. — СПб.:  ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023.

  • игровой;
  • коммуникативной;
  • познавательно-исследовательской.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО), программа направлена на создание условий для развития дошкольника, открывающих возможности для позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками; на создание развивающей образовательной среды как системы социализации и индивидуализации детей.

Согласно ФАОП ДО содержательный раздел программы включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и включение детей с ТНР (ОНР) в социум, и направлена на достижение максимальной реализации реабилитационного потенциала, учитывает особые образовательные потребности обучающихся с ТНР (ОНР), удовлетворение которых дают возможности общего образования.

Следуя рекомендациям ФАОП ДО, организационный раздел программы содержит календарный план воспитательной работы.

  1. Цели и задачи программы.

Цели:

  • обеспечить всестороннее и гармоничное развитие личности детей в группах компенсирующей направленности в ДОО в различных видах общения и деятельности с учетом специфики характерных ограничений для детей с тяжелыми нарушениями речи;
  • обеспечить условия для овладения детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью, коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты.

Задачи

В области общего развития:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоционального благополучия;
  • равное обеспечение возможностей для развития детей независимо от их места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей и особенностей, характерных для детей с тяжелыми нарушениями речи;
  • создание условий для развития детей в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и культурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития;

1.3. Принципы программы.

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:

  • принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
  • принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
  • принцип раннего воздействия на речевую деятельность ребенка с целью предупреждения вторичных отклонений;
  • принцип развития речи с опорой на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в норме);
  • принцип взаимосвязанного формирования фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка;
  • принцип дифференцированного подхода в логопедической работе к детям, имеющим различную структуру речевого нарушения;
  • принцип связи речи с другими сторонами психического развития.
  • принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

1.4. Характеристика возрастных особенностей воспитанников.

Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет

На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т.п.). Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности.

Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения.

Круг чтения ребенка 5–6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Ребенок способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно чтение с продолжением. Дети приобщаются к литературному контексту, в который включается еще и автор, история создания произведения. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.

К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели. Дети хорошо усваивают названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события.

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20–25 мин вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым.

Объем памяти изменяется не существенно. Улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства (в качестве подсказки могут выступать карточки или рисунки).

В 5–6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи и отношения.

Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет (включительно)

В сюжетно-ролевых играх дети этого возраста начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребёнка, болезнь, трудоустройство. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Продолжает развиваться восприятие, образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации. Развивается воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой.

Внимание дошкольников становится произвольным, время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. Продолжают развиваться все компоненты речи, диалогическая и некоторые виды монологической речи. Расширяется словарь. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст: ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Характеристика детей с ТНР и СНР

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря, грамматического строя, связной речи. Основной контингент старших дошкольников имеет нерезко выраженное недоразвитие речи и третий уровень речевого недоразвития.  

Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развёрнутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная  сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднён подбор однокоренных слов. Для грамматического строя  характерны ошибки в употреблении предлогов: в, на, под, к, из-под, из-за, между и т.д., в согласовании различных частей речи, построении предложений. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.

Дети с ТНР отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок. Многие дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе. Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально  организованной работы по их коррекции.

Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:

  • заменой звуков более простыми по артикуляции;
  • трудностями различения звуков;
  • особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой  затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев нерезко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

Характеристика детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР)

Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.

Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Своевременно не выявленные и не устраненные нарушения закрепляются, становятся стойкими.

Фонетическое недоразвитие речи – это нарушение в её звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.

Нарушение звукового оформления речи обусловлено неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики.

Различают следующие нарушения звуков:

- искаженное произношение звука;

- отсутствие звука в речи;

- замена одного звука другим, близким по  артикуляции.

1.5. Планируемые результаты логопедической работы. Целевые ориентиры.

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
  • правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
  • чётко дифференцировать все изученные звуки;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
  • различать понятия “звук”, “твёрдый звук”, “мягкий звук”, “глухой звук”, “звонкий звук”, “слог”, “предложение” на практическом уровне;
  • производить элементарный звуковой анализ и синтез;
  • овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
  • У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
  • способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
  • проявляет ответственность за начатое дело.

В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

  1. Содержательный раздел программы.

2.1. Направления и содержание коррекционно-развивающей работы.

Так как для обучения зачисляются дети, имеющие различные речевые нарушения (фонетическое, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, системное недоразвитие речи, тяжелое нарушение речи) важно, чтобы индивидуальная коррекционная работа включала именно те направления, которые соответствуют структуре речевого нарушения.

Нарушения устной речи

Направления коррекционной работы

Фонетическое недоразвитие речи.

- Коррекция звукопроизношения.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

- Развитие фонематического восприятия.

-Совершенствование слоговой структуры слов.

- Коррекция звукопроизношения.

Общее недоразвитие речи, системное недоразвитие речи.

-Пополнение словаря.

-Совершенствование грамматического строя.

-Совершенствование связной речи.

-Развитие фонематического восприятия.

-Совершенствование слоговой структуры слов.

- Коррекция звукопроизношения.

При фонетическом недоразвитии речи, фонетико-фонематическом недоразвитии речи, общем недоразвитии речи, системном недоразвитии речи коррекция звукопроизношения включает в себя следующие этапы:

  1. Подготовительный – 4-12 занятий;

Работа на подготовительном этапе направлена на:

- выработку четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке тех или иных звуков.

II.Этап формирования первичных произносительных умений и навыков – 20-50 занятий;

1.Постановка нарушенных звуков, используя различные способы имитационный, механический, смешанный.

Постановка звуков происходит в такой последовательности, которая определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме.

Изменения в последовательности постановки звуков зависят от индивидуальных особенностей детей.

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально: показ артикуляции перед зеркалом, показ профиля данного звука, показ положения языка кистью руки, наглядная демонстрация звука.

2. Автоматизация поставленных звуков.

  3. Дифференциация.

III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков – 3-4 занятия.

Этап формирования коммуникативных умений и навыков подразумевает автоматизацию поставленных звуков в спонтанной речи.

При фонетико-фонематическом недоразвитии речи и общем недоразвитии речи одним из важных направлений работы является развитие фонематического слуха.

В коррекционную работу кроме выше перечисленных включаются следующие этапы:

I. Развитие слухового восприятия, внимания (осуществляется одновременно с подготовительным этапом);

II. Развитие фонематического слуха (осуществляется одновременно с подготовительным этапом и этапом формирования первичных произносительных умений и навыков);

III. Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков).

При общем недоразвитии речи помимо выше перечисленных включаются следующие направления работы:

Пополнение словаря (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):

  1. номинативный словарь;
  2. предикативный словарь;
  3. словарь признаков;
  4. числительные и местоимения;
  5. навыки словообразования.

Совершенствование грамматического строя (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков): словоизменение, согласование.

Совершенствование связной речи (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков): пересказ, рассказ по серии сюжетных картин, рассказ по сюжетной картине.

        Преодоление недостатков «вторичных» нарушений в развитии, совершенствование неречевых психических процессов (устойчивости внимания, способности к запоминанию, способности к переключению, развитию логического мышления и т. п.

Тематическое планирование по лексическим темам

Старшая группа компенсирующей направленности

15-19 сентября

Осень. Признаки осени. Деревья осенью

22-26

сентября

Огород. Овощи.

29-3 октября

Сад. Фрукты.

6-10 октября

Лес. Грибы и лесные ягоды.

13-17 октября

Модники и модницы (Одежда, обувь, головные уборы)

20-24 октября

Игрушки

27-31 октября

Посуда.

3-7 ноября

Домашние животные

10-14 ноября

Дикие животные

17-21 ноября

Мебель

24-28 ноября

Транспорт

1-5 декабря

Зима. Зимующие птицы.

8-12 декабря

 Мир профессий.

15-19 декабря

Береги свое здоровье (Части тела человека и уход за ними).

22-26 декабря

Мама, папа, я – вместе дружная семья (Семья)

29 -31декабря

Новогодний праздник

12-16 января

Мир технических чудес: бытовая техника.

19-23 января

Пресноводные и аквариумные рыбы

26-30 января

Животные северных стран.

2 - 6 февраля

Животные жарких стран..

9 – 13 февраля

Продукты питания

16 – 20 февраля

23 февраля – День защитника Отечества.

24-27 февраля

«Комнатные растения»

2 - 6 марта

8 марта (Мамин праздник)

10-13 марта

Весна

16-20 марта

Перелетные птицы

23 -27 марта

Праздник весны и труда (труд людей весной)

30-3 апреля

Страна, в которой я живу. Дружат дети всей земли. (Мой город, моя улица)

6-10 апреля

Тайна третьей планеты. Земля наш общий дом. (Космос.)

13-17 апреля

Юмор в нашей жизни. (Знакомство с творчеством К. И. Чуковского).

20-24 апреля

Домашние птицы

27-01 мая

Мир насекомых.

4-8 мая

Тема. Этот День Победы!

12-15  мая

Цветы на лугу.

18-29  мая

диагностика

2.3.        Система педагогической диагностики (мониторинг) достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы дошкольного образования

Система педагогического мониторинга проводится без отрыва от образовательного процесса ДОО, осуществляется в соответствии с ФГОС дошкольного образования и обеспечивает комплексный подход к оценке индивидуальных достижений детей, позволяет осуществлять оценку динамики их достижений в соответствии с реализуемой программой дошкольного образования.

Учитель-логопед проводит мониторинг речевого развития в 3 раза в год в начале, середине  и конце учебного года (Приложение 3).

Во время мониторинга создается положительный эмоциональный фон взаимодействия между учителем-логопедом и ребенком. Материал для проведения мониторинга адаптирован для конкретной речевой группы, с учетом возрастных особенностей и с особенностями речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Комплексное обследование позволяет получить целостную картину речевого развития ребенка в результате проведения коррекционного обучения. Основными критериями оценки являются:

  • степень самостоятельности выполнения заданий;
  • полнота и обобщенность ответов;
  • степень соответствия детской речи условному эталону нормы.

Для выявления динамики речевого развития детей 5-6 лет с тяжелым нарушением речи исследованию подлежит:

Обследование словарного запаса

Содержание данного раздела направлено на выявление качественных параметров состояния лексического строя родного языка детей с ТНР. Характер и содержание предъявляемых ребенку заданий определяются возрастом ребенка и его речеязыковыми возможностями и включают обследование навыков понимания, употребления слов в разных ситуациях и видах деятельности.

Обследование грамматического строя языка

Обследование состояния грамматического строя языка направлено на определение возможностей ребенка с ТНР адекватно понимать и реализовывать в речи различные типы грамматических отношений. В связи с этим детям предлагаются задания, связанные с пониманием простых и сложных предлогов, употреблением разных категориальных форм, словообразованием разных частей речи, построением предложений разных конструкций и т.д.

Обследование связной речи

Обследование состояния связной речи ребенка с ТНР включает в себя несколько направлений. Одно из них - изучение навыков ведения диалога – реализуется в самом начале обследования. Для определения степени сформированности монологической речи предлагаются задания, направленные на составление ребенком различных видов рассказов: повествовательного, описательного, творческого и т.д. Важным критерием оценки связной речи является возможность составления рассказа на родном языке, умение выстроить сюжетную линию, передать все важные части композиции, первостепенные и второстепенные детали рассказа, богатство и разнообразие используемых при рассказывании языковых средств, возможность составления и реализации монологических высказываний с опорой (на наводящие вопросы, картинный материал) и без таковой.

Обследование фонетических и фонематических процессов

Ознакомительная беседа с ребенком дает первичное впечатление об особенностях произношения им звуков родного языка. Проверяется, как ребенок произносит звук изолированно, в составе слогов (прямых, обратных, со стечением согласных), в словах, в которых проверяемый звук находится в разных позициях (в начале, середине, конце слова), в предложении, в текстах. Обследование включает как отраженное произнесение ребенком слов и их сочетаний, так и самостоятельное. Особое внимание при этом обращается на неоднократное воспроизведение слов и предложений в разном речевом контексте. Результаты обследования фиксируют характер нарушения звукопроизношения: замены звуков, пропуски, искажение произношения, смешение, нестойкое произношение звуков, характер нарушений звуко-слоговой организации слова и т.д.

В рамках логопедического обследования изучению подлежит степень сформированности всех компонентов языка, а также операций языкового анализа и синтеза: выделение первого гласного звука в слове, стоящего под ударением, первого согласного звука в слове, последнего согласного звука в слове, гласного звука в положении после согласного, определением количества гласных звуков в сочетаниях, количества звуков в односложных словах и их последовательности и т.д.

В процессе комплексного обследования изучается состояние пространственно - зрительных ориентировок и моторно-графических навыков.

Проведению дифференциальной диагностики предшествует с предварительный сбор и анализ совокупных данных о развитии ребенка. С целью уточнения сведений о характере доречевого, раннего речевого (в условиях овладения родной речью), психического и физического развития проводится предварительная беседа с родителями (законными представителями) ребенка.

2.4. Взаимодействие с родителями (или лицами их заменяющими).

Выполнение коррекционно-развивающих задач, поставленных программой, обеспечивается благодаря интеграции усилий педагогов и родителей воспитанников. Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой.

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями воспитанников группы осуществляется в разных формах: встречи с родителями детей, имеющих патологии речи, информирование их о состоянии и особенностях речевого развития, выступление на родительских собраниях, анкетирование родителей с целью сбора анамнеза, общие и индивидуальные консультации для родителей, проведение семинаров, мастер-классов, создание папки для родителей «Советы логопеда».

Учитель-логопед и другие педагоги привлекают родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в письменной форме в специальных тетрадях.

Для работы с детьми используется также серия логопедических тетрадей Теремковой Н.Э. «Логопедические тетради для работы с детьми 5 - 7 лет с общим недоразвитием речи». Данные тетради помогают родителям лучше организовать совместную деятельность с ребенком дома.  Задания пособий подобраны в соответствии с изучаемыми в группе лексическими темами и требованиями программы. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые развивают его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что становится залогом успешного обучения ребенка в школе. Богатый иллюстративный материал пособий освобождает родителей от поиска необходимых картинок и помогает сделать занятия более интересными и яркими.

В папке «Советы логопеда» расположена информация, которая помогает  родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке,  папка содержит описание опытов, подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания.

Родители воспитанников группы также привлекаются к подготовке к утренниках, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях.

2.5. Взаимодействие с педагогами ДОО.  

Для комплексного воздействия предусматривается вовлечение в коррекционный процесс родителей, специалистов ДОО, прежде всего воспитателей. Преемственность в работе с воспитателями позволяет осуществлять контроль за речевой деятельностью детей в процессе  организованной образовательной деятельности и в образовательной деятельности в режимных моментах. В процессе реализации общеобразовательной программы воспитатели групп развивают фонематическое восприятие, мелкую моторику пальцев рук и артикуляторную моторику, формируют навыки звукового анализа и синтеза, расширяют словарный запас и совершенствуют грамматический строй речи. Родители ребёнка и педагоги детского сада постоянно закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки.

При организации образовательной деятельности прослеживаются приоритеты в работе взрослых участников образовательного процесса:

   Психолог:

-        психодиагностика;

-        выявление компенсаторных возможностей;

-        тренинговые упражнения.

Логопед:

-        диагностика, постановка и автоматизация звуков;

-        развитие фонематического слуха;

-        речевое и языковое развитие.

Музыкальный руководитель:

-        элементы логоритмики;

-        постановка диафрагмально-речевого дыхания;

-        развитие координации движений;

-        музыкотерапия;

-        развитие общей и мелкой моторики.

Воспитатель:

-        автоматизация звуков;

-        развитие фонематического слуха;

-        расширение словаря;

-        развитие связной речи.

Инструктор по физической культуре:

-        развитие крупной и мелкой моторики в играх и упражнениях;

-        интеграция речевой и двигательной функции;

-        развитие основных видов движения.

III.Организационный раздел

3.1. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

Детский сад работает 5 дней в неделю с 7.00 до 19.00.

Режим работы учителя – логопеда на одну ставку - 20 часов в неделю.

В соответствии СанПиНом продолжительность непосредственной образовательной деятельности для детей 6-го года жизни не более 25 минут, с детьми 7-го года жизни не более 30 минут.

Срок коррекционной работы  зависит от степени выраженности речевых нарушений, индивидуально – личностных особенностей детей, условий воспитания в учреждении и семье и составляет:

  • 6 месяцев – для детей с фонетическим дефектом (более 6 месяцев – для детей с фонетическим дефектом, обусловленным дизартрическими нарушениями);
  • 9 месяцев - для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (далее ФФН) и фонематическим недоразвитием при различных формах речевой патологии;
  • 2 года – для детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР) при различных формах речевой патологии;
  • 1-2 года – для детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи.

Дети, получившие коррекционную помощь,  выводятся с индивидуальных логопедических занятий по мере исправления речевого нарушения, в частности звукопроизношения на основании результатов логопедического обследования.

Правом для внеочередного получения  коррекционной помощи  пользуются дети в возрасте 5-7 лет, имеющие речевые нарушения, препятствующие успешному усвоению образовательной программы ДОУ или вызывающие появление вторичных нарушений социального характера, а также в целях обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования.

Образовательный процесс организуется с использованием педагогических технологий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии детей, учитывающих возрастные и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста.

Показателем работы учителя-логопеда в детском саду является состояние звукопроизношения детей, выпускаемых в школу.

  1. Комплектование группы

На основании результатов логопедического обследования воспитанников образовательного учреждения учитель-логопед составляет списки детей, нуждающихся в специализированной логопедической помощи.

Для занятий с логопедом комплектуются группы детей на основе заключения ТПМПК, консилиума ППк МБДОУ «Детский сад №24  «по приказу заведующего.

Зачисляются дети, имеющие:

- общее недоразвитие речи 3 уровня;

- системное недоразвитие речи;

- фонетико-фонематическое недоразвитие речи;

          - нарушение произношения – фонетический дефект;

В целях уточнения диагноза воспитанники образовательного учреждения с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом или медицинской сестрой в соответствующие лечебно-профилактические учреждения для обследования специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.).

3.3. Оснащение коррекционного процесса учебно-методическими материалами

№ п/п

Направление коррекционно-педагогической работы

Перечень пособий, игр, литературы и др.

1.

Оборудование логопедического кабинета

Логопедический стол с зеркалом, шкафы для пособий (1), бумажные салфетки, столы (6), стулья (12), письменный стол (1)

2.

Обследование устной и письменной речи

В.М. Акименко Логопедическое обследование детей. Диагностика. Методика

Т. А. Ткаченко

I. Альбом индивидуального обследования дошкольника.

II. «Дидактический материал по обследованию речи детей»  

Т.П. Бессонова

О.Е. Грибова

1.Обследование произношения.

2. Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.

3. Обследование слоговой структуры слова.

4. Обследование словаря.

5. Обследование грамматического строя речи.

Обследование самостоятельной речи.

Предметные и сюжетные картинки. Картинки и тексты со скрытым смыслом.

3.

Материалы для автоматизации и дифференциации звуков

Дидактический материал по коррекции звукопроизношения.

Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова «Учись говорить правильно»

Н. С. Жукова «Уроки логопеда»

а) Звуки [м], [м ], [н], [н ]

б) Звуки [в], [в ], [ф], [ф ]

Предметные картинки на свистящие, шипящие, сонорные звуки.

О. Е. Громова «Говорю правильно»

а) Звуки [р], [р ]

б) Звуки [ж], [ж ]

в) Звуки [л], [л ]

В. В. Коноваленко – карточки по автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи.

Н. В. Новотворцева «Рабочие тетради по развитию речи»

4.  

Лексика

Альбомы Н.Э. Теремковой. Индивидуальные логопедические домашние задания по темам: «Овощи», «Грибы», «Фрукты», «Ягоды», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «Мебель», «Посуда, «продукты питания», «Рыбы», «Животные и их детеныши», «Птицы», «Насекомые», «Транспорт», «Семья», «Профессии», «Инструменты», Растения», «Предметы быта», «Времена года», «Деревья», «Школьные принадлежности» и др. Наборы предметных и сюжетных картинок по темам.

Дидактические игры:

«Чей хвост? Чья голова?»,

«С какого дерева лист?»,

«Какой сок? Какое варенье? Какой суп? Какая каша?»

5.

Грамматика

С. Н. Федорова «Грамматика в картинках».

Дидактические игры «Буква сломалась»,

«Словообразование»,

«Ударение»,

Один - много»,

«Множественное число»,

Прочитай слово»,

«Узнай буквы»,

«Изографы»,

 «Ребусы»,

«Антонимы прилагательные»

6.

Дидактический материал по формированию связной речи

Наборы предметных и сюжетных картинок и др.

Дидактическая игра «Составь предложение».

Картинки для сравнения.

Г. Е. Сычева «Опорные картинки для пересказа текстов».

Дидактические игры:

«Играем с глаголами»,

«Логопедические тренинги – от глаголов к предложениям»,

«Развитие речи и чтение по слогам»

7.

Дидактический материал и специальные приспособления для развития мелкой моторики

Комплексы упражнений по развитию мелкой моторики и др.

Шнуровки, мозаики, пазлы, трафареты, грецкие орехи.

8.

Дидактический материал для развития памяти, внимания, мышления, зрительного и слухового восприятия

Игры и упражнения для развития и коррекции внимания и мышления и др.

Д/и «Конструирование из палочек»

Д/и «Выкладывание из веревочек»

Д/и «Что сначала? Что потом?»

Д/и «Найди и прочитай»

9.

Материал для развития фонематических процессов

Буквы – символы (гласные, согласные), схемы слов, схема звуков, предметные картинки и др.

10.

Занимательный материал

Ребусы, анаграммы, изографы, занимательная грамматика и т. д.

11.

Литература для детей

Сказки, рассказы, стихи, загадки, пословицы, скороговорки

12.

Материалы для работы с родителями.

Консультации и др.

13.

Методическая копилка.

Методические разработки, обобщение опыта работы, конспекты открытых занятий, выступлений.

Конспекты занятий.

14.

Учебно – методическая литература

-Н. В. Новотворцева «Развитие речи детей» 1,2 , 3 Ярославль Академия развития» 1997г.

-Н. С. Жукова «Формирование устной речи» 1, 2, 3 М. 1994г.

-И. Лопухина «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи» М. 1995г.

-Л. А. Лукьянова, Т.В. Пятница «Наглядно-игровые модели для развития и коррекции речи». Мозырь «Белый ветер» 2010г.

-О. Г. Приходько «Логопедический массаж» Санкт-Петербург. 2008г.

-А. Н. Корнев «Дислексия и дисграфия у детей» С-П 1995г.

- О. Е. Громова «Методика формирования начального детского лексикона» М. 2005г.

- И. Г. Выгодская «Устранение заикания у дошкольника в игровых ситуациях» М. «Просвещение» 1993г.

- И. Ю. Кондратенко Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте» М. 2005г.

- М. Е. Хватцев «Логопедия. Работа с дошкольниками» С-П. 1996г.

- О. А. Степанова Организация логопедической работы» М. 2004г.

- Я. В. Костина «Коррекция речи у детей: взгляд ортодонта М. 2008г.

- Н. В. Нищева «Система коррекционной работы» С-П. 2001г.

- В. В. Волина «Занимательное азбуковедение» М. 1994г.

- Т. В. Пятница «Лексика + грамматика=» Мозырь 2009г.

- Е. А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов» М. 1999г.

Приложение 1

Индивидуальный план коррекционного развития ребенка с ОНР

Направление (вид) коррекционной работы

Содержание коррекционной работы

Развитие общей и мелкой моторики

Совершенствование статической и динамической организации движений.

Развитие артикуляционной моторики

Подготовка артикуляционных укладов нарушенных звуков через упражнения артикуляционной гимнастики.

Развитие мимической мускулатуры

Нормализация мышечного тонуса, формирование объема и дифференциации движений мышц лица.

Развитие просодической стороны речи.

Развитие голоса, физиологического и речевого дыхания, темпа речи, и мелодико — интонационной окраски.

Коррекция звукопро-изношения

Постановка звуков Ш, Ж, Ч, Щ; С, Сь, 3, Зь, Ц; Л, Ль; Р, Рь; Й; К, Кь; Г, Гь; X, Хь; Т, Ть; Д, Дь. Автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях, тексте; дифференциация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, тексте со сходными по артикуляционным и акустическим признакам.

Коррекция слоговой структуры слова

1.Двухсложные слова из открытых слогов.

2.Трехсложные слова из открытых слогов.

3.Односложные слова.

4.Двухсложные слова с закрытым слогом.

5.Двухсложные слова со течением согласных в середине слова.

6.Двухсложные слова из закрытых слогов.

7.Трехсложные слова с закрытым слогом.

8.Трехсложные слова со стечением согласных.

9.Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом.

10.Трехсложные слова с двумя стечениями согласных.

11.Односложные слова со стечением согласных в начале или середине слова.

12.Двухсложные слова с двумя стечениями согласных.

13.Трехсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова.

14.Многосложные слова из открытых слогов.

Развитие фонематического слуха, восприятия и навыков звукового анализа

Обучение   определению   заданных   звуков в ряду других звуков, слогов, слов; выделению ударного гласного в начале слова и согласного в конце слова; определению места звука в словах. Деление слов на слоги, предложений на слова. Звуковой анализ небольших слов; составление слов из заданных звуков; определение ударного слога.

Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи.

Направление (вид) коррекционной работы

Экспрессивная речь. Работа над обобщающими понятиями, называнием времен года и профессий; подбор существительных по темам. Предметный словарь: называние детенышей, малознакомых предметов, частей тела и предметов. Словарь прилагательных: называние прилагательных по цвету, форме, качеству материала, подбор прилагательных к существительным, подбор синонимов, притяжательные прилагательные. Глагольный словарь: подбор глаголов к существительным, глаголы прошедшего времени, совершенный вид глагола, возвратные глаголы. Подбор антонимов. Импрессивная речь. Различение уменьшительно-ласкательных форм слова, приставочных глаголов, предложно-падежных конструкций.

Содержание коррекционной работы

Грамматический строй речи. Образование множественного числа существительных, существительных с уменьшительно-ласкательным значением, употребление существительных в косвенных падежах, согласование прилагательных с существительными, существительных с числительными, образование глаголов множественного числа и приставочных глаголов, употребление предложно-падежных конструкций.

Развитие связной речи.

Обучение составлению предложений, пересказу, составлению описательных рассказов, по серии сюжетных картин и по сюжетным картинам.

Развитие внимание памяти и мышления.

Развитие свойств произвольного внимания: объема, устойчивости, распределения, переключаемости. Развитие памяти: зрительной, слуховой, двигательной; объёма и долговременное™. Развитие мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, абстрактно-логического.

Прилолжение 2

Логопедический мониторинг на 20____- 20_____ уч. г.

Учитель – логопед: ____________________________

Ф.И. ребенка

Звукопроизношение

Фонематическое восприятие

Слоговая структура слова

Грамматический строй речи

Связная речь

Сентябрь

Январь

Май

Сентябрь

- Январь

Май

Сентябрь

Январь

Май

Сентябрь

Январь

Май

Сентябрь

 Январь

Май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Уровни: низкий – 1-2 балла; ниже ср. – 3-4 балла; средний – 5-6 баллов; выше ср. – 7-8 баллов; высокий – 9-10 баллов.

Список литературы

1. Боровцова, Л.А.  Документация учителя – логопеда ДОУ:

методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

2.Гомзяк, О.С.  Организация логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР  

 III уровня. — М. : Издательство ГНОМ, 2013.

3.Коноваленко, В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения / В.В. Коноваленко, СВ. Коноваленко, М.И. Кременецкая. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство ГНОМ, 2014.

4.Коноваленко, В.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи: пособие для логопедов / Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. – 2-е изд., испр. и доп.- М.: Гном -Пресс, 1998.

5.Пятница, Т.В., Солоухина-Башинская, Т.В.  Справочник дошкольного логопеда. -  Ростов-на-Дону,:Феникс. 2009.

6.Степанова, О.А.  Логопедическая работа в дошкольном образовательном учреждении: организация и содержание. -  М.:Форум. 2009.

7.Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно методические рекомендации /  Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. — М.:Дрофа, 2009.

8.Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В., Туманова, Т.В. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи 2-е издание. – Просвещение, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" (средняя группа)

Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" адресована учителям-логопедам, работающим с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи I-II уровня....

Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи"(старшая группа)

Развитие самостоятельной, связной, грамматически правильной речи и навыков речевого общения, способствующих социальной адаптации, личностному и познавательному развитию дошкольников с тяжелыми нарушен...

Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" для дошкольников 6 - 7 лет с ТНР.

ОНР II - III уровень речевого развития. Подготовительная группа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Вторая младшая группа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА "РАЗВИТИЕ РЕЧИ"Вторая младшая группа...

Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" для детей с тяжелыми нарушениями речи (Вариант 5.1,5.2)

Рабочая программа учителя-логопеда разработана на основе федеральной адаптированной общеобразовательной  программы начального общего образования,  для детей с тяжелыми нарушениями речи (вари...

Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" для детей с задержкой психического развития ( Вариант 7.1, 7.2)

Рабочая программа учителя-логопеда разработана на основе федеральной адаптированной общеобразовательной  программы начального общего образования,  для детей с задержкой психического развития...