Методика обучения леворуких детей.
консультация по логопедии (старшая группа)

Методика обучения леворуких детей.

«Особенности работы с леворукими детьми»

Подготовила :

учитель-логопед

 Присяжная Анастасия Константиновна

2019 год

• Одна из первых работ (1905, посвящённая проблеме леворукости, принадлежит англичанину, доктору медицины, практикующему в области офтальмологии и невропатологии Джону Джексону.

Автор был сторонником социальной теории леворукости и считал, что это результат привычки, а детей-левшей предлагал учить пользоваться обеими руками.

За последние 50 лет количество левшей в обществе возросло в 3-4 раза.

• Школьные педагоги отмечают, что дети-левши встречаются намного чаще, чем раньше. Это, в первую очередь, связывается с повсеместным прекращением переучивания левшей.

• При этом нельзя забывать про увеличение случаев патологической леворукости, возникающей в результате мозговой недостаточности, врождённой или приобретённой в раннем возрасте.

• Абсолютных правшей, у которых ведущими являются правые рука, нога, глаз и ухо, в европейской популяции, где пишут правой рукой и читают слева направо, - примерно 42%. У таких людей центр речи в 95% случаев находится в левом полушарии.

• У абсолютных левшей (их в среднем 8-10%) - все наоборот.

• Остальные 48-50% людей являются либо правшами с признаками левшества, либо левшами с признаками правшества. Таких людей называют парциальными, или мозаичными (частичными, левшами.

• Левшество – проявление устойчивой, неизменной психофизиологической характеристики, специфического типа функциональной организации головного мозга человека, имеющей кардинальные отличия от таковой у правшей, если это левшество – истинное, генетически заданное.

• Леворукость – это предпочтение, активное использование левой руки, то есть внешнее проявление того, что правое полушарие мозга взяло на себя (временно или навсегда) ведущую роль в обеспечении произвольных движений человека.

Формирование фонематического слуха у леворуких детей.

• Становление межполушарных связей у левшей происходит с опозданием.

• Эти дети часто демонстрируют грубейшее недоразвитие фонематического слуха.

• А доминирование правого полушария с его одномоментным восприятием информации приводит в дальнейшем к трудностям овладения фонематическим анализом.

Для левшей характерны следующие ошибки на письме и при чтении:

• трудности запоминания образа буквы (особенно заглавных);

• замены букв по оптико-кинетическому сходству;

• ошибки, связанные с недостаточностью фонематических процессов;

• несоблюдение границ слов и предложений, трудности в употреблении заглавных букв;

• «зеркальное» письмо и чтение;

• пропуски, антиципации, персеверации, перестановки букв и слогов

Трудности левшей при обучении математике.

• Ошибки при счете,

• ошибки при выборе порядка действий в числовом выражении,

• ответы в примерах часто отличаются от того, что ожидается, хотя бы на единицу, причем как в устных, так и в письменных вычислениях;

• Чтение задач часто вызывает у правополушарного ученика трудности в понимании содержания.

• Правополушарные дети решают арифметические задачи не с помощью выявления принципиального ключа, а каждый раз очень конкретно и индивидуально, с использованием бытовых ассоциаций.

Практические рекомендации для педагогов и родителей.

• Для леворукого ребенка жесткое соблюдение режима дня может быть непомерно трудным

• Медлительность левшей, с характерным застреванием в начале любого вида деятельности не должна стать предметом упреков.

• Ни в коем случае левшу нельзя торопить, в суете он или наделает массу ошибок, или остановится совсем.

• Необходимость создания спокойной доброжелательной атмосферы во время занятия

• Левши ведут себя иначе, пытаясь всеми силами добиться ясности в интересующем их вопросе

• Необходимость использования пошаговой подачи материала с выделением необходимых этапов в процессе усвоения любого алгоритма.

• Следует иметь в виду, что часто леворукого ребенка смущает не суть выполняемого действия, а объем задания

• Нужно поддерживать постоянную обратную связь с ребенком. Левша не может что-то изучать, не понимая.

Обучение письму леворукого ребенка.

• В классе за партой леворукий ребенок должен всегда сидеть слева от своего соседа.

• Настольная лампа должна располагаться справа от ребенка.

• Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола, и левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая лежала на столе и придерживала тетрадь.

• Не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо.

• Категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма

• Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно

• Для того чтобы в будущем у него не возникали проблемы при обучении письму, нужно еще до школы (после 5 лет) научить его правильно сидеть за столом, держать ручку и тетрадь.

Как правильно держать ручку.

• Ручка должна лежать на правой стороне среднего пальца. Указательный палец придерживает ее сверху, а большой поддерживает с правой стороны. Все три пальца нужно по возможности вытянуть и не сжимать ручку сильно.

• Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

• Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть не более 4 см. Это чуть выше, чем у праворуких. Необходимо для того, чтобы не закрывать линию письма.

• Указательный палец при этом не образует угол с ручкой, а как бы является ее продолжением. Держать ручку нужно так, чтобы она составила одну линию с рукой.

Общие рекомендации логопедической работы с левшами.

• Необходимо провести диагностику для определения коэффициента полушарной асимметрии.

• Для повышения эффективности обучения левшей необходимо как можно чаще обращаться к возможностям правого полушария: большую скорость и эмоциональность восприятия, целостность, образность, вовлечение непроизвольной памяти.

• При обучении леворукие больше ориентируются на чувственные ощущения (зрительные, осязательные и т. д., а не на речь. Для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок, предмет, наглядное пособие.

• Для леворуких трудна работа в больших группах при жестко регламентированных условиях и строгом соподчинении. Им необходима собственная инициатива и интуиция, индивидуальная работа, когда нет жесткого регламента, строгого подчинения.

Нормализация пространственных представлений.

• Следует максимально использовать внешние маркеры (цвета, различные формы и т. д.).

• Левша должен всё потрогать, почувствовать своим телом, руками.

• Осваивая внешнее пространство, нужно пытаться изобразить понятия «ближе-дальше, выше-ниже и т. д.» на листе бумаги в виде схемы, найти в книгах и фильмах.

• Рисуя, подскажите левше с чего начать, задайте алгоритм деятельности

Необходимо помочь левше выстроить алгоритм выполнения программы в любой деятельности, в том числе и учебной.

Работа с пространством.

• Ориентировка в собственном телесном пространстве

• Ориентировка в окружающем относительно себя

• Освоение направлений движения

• Ориентировка во взаимном пространственном расположении предметов

• Выполнение речевых проб Хэда (импрессивная вербализация)

• Ориентировка на плоскости

• Ориентировка на нелинованном листе бумаги

• Работа на доске

• Работа в перевёрнутом пространстве

• Вербализация пространственных ориентировок (работа с предлогами)

• Ориентировка в пространстве тетради

• Ориентировка в пространстве буквы

• Ориентировка в пространстве слога, слова, предложении

Анализ зрительного образа буквы.

• необходимо включить в работу зрительный анализ буквы, привлекать конструктивно-пространственные опоры (куда смотрит буква, откуда берет начало, из каких элементов состоит).

• Полезно проговаривать словами графическую структуру буквы: «Эта палочка вверху, эта идёт вправо…».

Формирование буквенного гнозиса.

Рассматривание буквы, её поэлементный состав.

Модель написания

Работа над образом буквы:

• собираем из элементов – одноцветных, разноцветных

• включение конфликтных элементов

• опознание букв в зашумовках

• выбор буквы в зашумлённом пространстве

поиск букв в сюжетном рисунке

• поиски сходства и различия сходных букв

• преобразование букв.

• соотнесение буквы с картинкой.

• Зрительное сопоставление и накладывание буквы на другую.

• При письме в тетради следует ввести для них специальные указатели и опорные точки.

• На занятиях нужно использовать конструирование букв из различных деталей.

• Правильное написание букв и цифр отрабатывается пошагово.

• Для лучшего запоминания словарных слов можно использовать метод орфографического ритмизированного произнесения слов и фраз.

• Послоговой ритм опирается на музыкальные и ритмические способности правого полушария и включает древнюю подкорковую память.

• Этот метод произнесения с ритмом может осуществляться со слуха, глядя на текст, по памяти.

Полезно, чтобы ребёнок не только проговаривал, но и слушал записанный ритмизированный текст, который должен подаваться то в оба наушника, то в один.

Орфографические правила.

• Левши пишут грамотно, не зная правил (языковое чутье, а после их изучения начинают допускать ошибки.

• Это связано с проблемами недостаточности динамических процессов.

• Возможно, им не хватает времени для проверки в процессе письма.

• «Цейтнотные» дислексия и дисграфия у леворуких обусловлены непосильным для ребёнка темпом деятельности.

• Леворукие дети по типу своей мозговой организации имеют право на замедленность любой деятельности.

Погоня за темпом чтения и письма может сыграть отрицательную роль в обучении таких детей.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения грамоте детей 5-6 лет

Обучение детей 5-6 лет звуковому анализу, умению вычленять ударение, ознакомление с буквами, обучение чтению, подготовка руки к письму....

Методика обучения грамоте детей 5-6 лет

Методические рекомендации по обучению детей 5-6 лет  звуковому анализу слов, вычленению ударения в словах....

Особенности обучения леворуких детей

При воспитании и обучении леворукого ребёнка задача взрослого - развивать в нём чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни....

Статья «Теория и методика обучения музыки детей дошкольного возраста»

    «Теория и методика обучения  музыки детей дошкольного возраста» Личность ребенка - объект и субъект воспитания и обучения. Сущность целостного педагогического проце...

Статья «Теория и методика обучения музыки детей дошкольного возраста»

    «Теория и методика обучения  музыки детей дошкольного возраста» Личность ребенка - объект и субъект воспитания и обучения. Сущность целостного педагогического проце...

Статья «Теория и методика обучения музыки детей дошкольного возраста»

    «Теория и методика обучения  музыки детей дошкольного возраста» Личность ребенка - объект и субъект воспитания и обучения. Сущность целостного педагогического проце...

Воспитание и обучение леворуких детей в детском саду

Воспитание и обучение леворуких детей в детском садуТитаренко Анастасия Александровнавоспитатель, МБДОУ г. Астрахани № 100 Ребёнок очень любопытен, и ему интересно то, что происходит вокруг, но и...