Упражнения для улучшения качества чтения
методическая разработка по логопедии
В методических рекомендациях собраны упражнения для улучшения качества чтения детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.15 КБ |
Предварительный просмотр:
КГБОУ «Бийская общеобразовательная школа-интернат № 3»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Упражнений для улучшения качества чтения
Подготовила:
Учитель-логопед Маркова Н.А.
2020г.
Упражнений для улучшения качества чтения
Подготовила: учитель-логопед
Маркова Н.А.
Здравствуйте, друзья! У ребенка техника чтения хромает? Предлагаю вам специальные упражнения по развитию техники чтения. И техника чтения твердо встанет на ноги, а потом еще и вперед поскачет.
Одна из важнейших целей обучения в начальной школе – формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования.
Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учеником при изучении почти всех учебных предметов.
Данный комплекс умений и навыков в школьном обиходе именуют «навыком чтения».
В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.
- Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.
- Беглость - это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).
- Выразительность - это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.
- Сознательность чтения или понимание текста, в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.
Каждый компонент, входящий в состав навыка чтения, сначала формируется, отрабатывается, как умение и посредством упражнений постепенно поднимается на уровень навыка, т. е. осуществляется без напряжения, автоматически.
Упражнения для повышения беглости чтения
- Чтение хором со взрослым.
- Чтение в ритме скороговорки.
- Чтение по «цепочке»: каждый ребенок в заданной последовательности читает по 1 слову, предложению или абзацу
- Бинарное чтение. Два ребенка (или взрослый и ребенок) одновременно читают один и тот же текст, затем рассказывают его содержание.
- «Очередь». Сначала текст читает взрослый, потом – ребенок.
- «Буксир». 2 варианта: • Читая текст, взрослый постепенно ускоряет скорость чтения. Ребенок (дети) также читает вслух, стараясь поспевать за взрослым; • Взрослый читает вслух, а ребенок – про себя. Затем взрослый прекращает читать, и ребенок должен показать в тексте то слово, на котором остановился взрослый.
- «Ловушка». Взрослый читает известный текст (например, про Ворсинку) и меняет в нем некоторые слова на синонимы. Задача ребенка – найти эту замену.
- «Голова и хвост». Взрослый начинает читать выбранное им предложение, ребенок должен быстро отыскать его в тексте и дочитать.
- «Прыжки». Чтение текста через слово.
- «Первый и последний». Чтение в слове 1-й и последней буквы, а в предложении – 1-го и последнего слова.
- Чтение по кругу. Ребенок и взрослый (или дети в группе) читают короткий текст по 1 слову друг за другом.
- «Прятки». Выбирается признак, по которому требуется отыскать слово в тексте, допустим, слово состоит из 2 или 3 слогов, начинается на букву К, имеет ударение в последнем слоге и т.д.
- «Кто быстрее?» Ребенку (детям) раздаются карточки с разными короткими текстами, на доске пишется предложение (или демонстрируется презентация на компьютере). Задача ребенка – по сигналу взрослого максимально быстро найти карточку с текстом, в котором содержится это предложение.
- «Фотоглаз». На доске пишется столбик слов, с которым учащиеся знакомятся некоторое время. Затем слова закрывают, а ученики по памяти должны их назвать;
- Чтение сквозь решетку.
- «Сканирование». Ребенку (детям) дается 20-30 секунд на то, чтобы «пробежать» глазами текст, и отыскать в нем заданную информацию. Например, ответ на вопрос «Почему мальчик не смог вынуть руку из кувшина?» (по тексту Л. Толстого)
- «Счет слов». На максимально высокой скорости ребенок (дети) читает текст и в то же время считает слова. Перед началом выполнения упражнения ребенку задается вопрос, ответить на который он будет должен по завершении работы.
- «Эх, раз! Еще раз!» Для этого упражнения нам потребуется секундомер и текст, который будем читать. Читаем в течение 1 минуты. Обращаем внимание на скорость чтения, а про выразительность пока можно забыть. Минута закончилась. Стоп! Сделаем отметку, где остановились. Чуток отдохнем и прочитаем этот же текст еще разок. Через минуту делаем засечку. Что это нам дает? Увеличение скорости чтения. И мотивация ребенка. Он сам увидит, что способен на большее.
- «Пол-арбуза» Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв. Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Это, кстати, уже труднее. Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация - это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.
Упражнения для формирования навыков выразительного чтения.
- Чтение с утрированной артикуляцией.
- Прочтение скороговорок с разной интонацией и темпом, высотой голоса.
- «Окончания». Отрабатывается четкость произношения окончаний слов. Продолжительность упражнения – не больше 30 секунд, так как ударение при это смещается на конец слова и делает его неузнаваемым.
- Выделение голосом различных слов в предложении.
- Выборочное чтение восклицательных и вопросительных предложений.
- «На одном дыхании». Делается глубокий вдох, после чего предложение читается от начала и до конца.
- Прочтение одного и того же предложения с различной интонацией.
- «Эхо». Взрослый читает несколько строчек стихотворения с определенной интонацией, ребенок должен повторить эти строчки с той же интонацией.
- Разметка текста: логическое ударение, паузы, ослабление и усиление голоса.
- «Ускорение». Выбранное предложение читают несколько раз, с каждым разом ускоряя темп и увеличивая силу голоса.
- «Голоса». Выбирается образ старушки, какого-нибудь животного или ребенка, подражая голосам которых ученики читают текст.
- Чтение с настроением. Один читает текст, другому же нужно определить его настроение.
- Чтение по ролям.
- «Замена». Чтение с заменой голоса героя (к примеру, слова Винни-Пуха голосом Пятачка).
- Чтение по ролям при отсутствии слов автора.
- Дикторское чтение. Текст делится на части и закрепляется за определенным «диктором», который готовится самостоятельно и с взрослым, чтобы показать остальным учащимся образец чтения.
Упражнения для понимания смысла текста.
- Озаглавливание текста.
- Словарная работа. Прочтение слов и подробное разъяснение их лексического значения.
- Подбор подходящих иллюстраций к тексту.
- Определение содержания текста исходя из иллюстрации.
- Выборочное чтение. Требуется найти в тексте описание природы, конкретного героя и т.д.
- Восстановление текста в его логической последовательности. Выбираются статьи из газет или журналов, затем их разрезают на части, перемешивают и дают ребенку в конверте.
- «Пропущенное слово». Взрослый читает текст, пропуская при этом одно слово. От ребенка требуется вставить в это место текста слово, которое будет подходить по смыслу.
- Восстановление текста. Короткий текст разрезается на мелкие части. Затем назначается команда из 2-3 детей, которой поручается восстановить исходный текст. Усложненные варианты упражнения – в конверт добавляют кусочки из других текстов, или смешивают в нем 2-3 разных текстов.
- Распространение предложений.
- «Убери лишнее слово в каждом предложении текста»
- Фантограммы. Упражнение выполняется в 2 вариациях: • Фантазии детей по поводу изменения содержания какого-то хорошо знакомого текста при замене одного условия (например, времени года, героя, места действия и т.д.); • Детям выдаются листки, на которых написано начало рассказа в виде 2-3 предложений. Каждый ребенок составляет свое продолжение рассказа. После этого все работы зачитываются, и определяется самый лучший рассказ.
- Подбор поговорок и пословиц, которые раскрывают главную тему текста
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/16/picture-178558-1358325264.jpg)
План работы по улучшению качества работы с детьми и родителями по физическому воспитанию
Проек о здоровом образе жизни...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/06/picture-238982-1367847017.jpg)
"Условия для улучшения качества обучения составлению расказа из опыта"
У детей пяти лет, поступающих в логопедическую группу, практически отсутствует связная речь. С первого дня в группе начинается работа над его развитием. Тематическое планирование на каждую неделю важн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-675980-1444131192.jpg)
Анкета для родителей воспитанников для улучшения качества работы дошкольного учереждения
Анкета для родителей воспитанников для улучшения качества работы дошкольного учереждения...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/24/picture-729316-1450942657.jpg)
План мероприятий по улучшению качества работы дошкольной организации
Открытость и доступность информации об организации....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/25/picture-921502-1590396074.jpg)
План по улучшению качества работы МДОУ по результатам независимой оценки качества образовательной деятельности МДОУ на 2017 год
Минобрнауки РФ разработаны и утверждены «Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций» с целью содействи...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/13/picture-985980-1513160101.jpg)
Анкета для родителей дошкольников по улучшению качества питания в ДОУ.
АнкетаУважаемые родители, в нашем детском саду ведется работа по улучшению качества питания детей. В связи с этим просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты. 1....