Как развивать речь ребенка.
консультация по логопедии

Родители обычно хотят, чтобы дети скорее начали говорить, но не знают, что содействуют развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_razvivat_rech_rebenka.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед

Матвеева Т.С.

КАК  РАЗВИВАТЬ  РЕЧЬ  РЕБЕНКА.

Сообщение на педсовете.

Родители обычно хотят, чтобы дети скорее начали говорить, но не знают, что содействуют развитию речи.

Воспитание правильной и чистой речи у ребенка – одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению родному языку.

Многие важные этапы развития детской речи связаны с так называемым "ранним детством", т.е. с периодом от 1 до 3 лет. В этот период очень быстро развивается внимание ребенка к речи окружающих, способность понимать ее. Родной язык и всестороннее развитие должны быть поставлены в основу воспитания, к его народному духу, к его поэзии, ребенок приобщается с первых лет жизни.

1.  Одним из главных условий развития речи ребенка является его постоянная связь со взрослыми. В общении со взрослыми ребенок овладевает и речью, специфически человеческой формой общения.

2.  Речь взрослых является для ребенка тем образом, по которому он строит свою речь. Необходимо четко, с хорошей дикцией произносить слова, правильно строить предложения, разговаривать в меру громко и достаточно эмоционально.

3.  Говорить с ребенком нужно правильно, не искажая слов. Некоторые родители часто разговаривают с ребенком лепетной речью: "холесенький; пойдем тпруа; Вове бо-бо" и т.д. Такая подделка под детский язык совершенно неуместна, тормозит развитие речи.

4.  В период, когда ребенок только начинает говорить, следует одновременно  полными словами произносить более простое, легкоедля произношения ребенком слово: "Вот корова му-му", "Дождь пошел кап-кап".

5.  С  ребенком до 2-х лет говорить надо медленно, выразительно, звучно и часто повторять одни и те же слова в подходящий момент, чтобы ребенок запомнил их. Произносить новое слово всегда надо так, чтобы ребенок не только слышал, но и видел как его произносят.

6.  С ребенком 2-3 лет можно и нужно говорить и о том , что сейчас не находится в поле его зрения, что он видел сегодня утром на прогулке. Это упражняет не только его речь, но и вслушиваться в чужую речь и понимать ее без наглядного сопровождения.

7.  Иногда родители стремятся выполнять все детские желания, "читая мысли ребенка", и не давая ему обращаться с просьбой, объяснением. Этим самым снижается, тормозится потребность развернутой речи; ребенок лишается одного из стимулов овладения речью.

8.  вредно влияет на развитие речи и другая крайность: недостаточное внимание к ребенку. Следует обращаться к ребенку с разнообразными вопросами, которые касаются знакомых ему предметов, людей, событий, свидетелем которых он был.

Какие же виды занятий рекомендуются для обучения детей рассказыванию?

Для обучения рассказам по наблюдению мы проводим следующие виды занятий:

1. описание группы игрушек;

2. описание реальных предметов (растений, одежды и т.д.);

3. описание картин (настенных и настольных);

4. дидактические игры на описание (с наглядным материалом): "Загадки", "Магазин", "Почта", "Школа", "Путешествие" и др.

Для обучения рассказам по памяти мы проводим такие занятия:

1. описание предмета или события из индивидуального опыта ребенка (домашнее животное, любимая игрушка, день рождения);

2. описание предмета или события из коллективного опыта детей (наша белка, поездка в лес, праздник в д/с и т.д.);

3. дидактические игры на описание без наглядного материала: "Угадай, что задумали?", "Времена года", "Что за зверь?" – описываем характерные признаки зверя, не называя его, а дети отгадывают.

Для обучения придумыванию рассказов используются: придумывание рассказов об игрушках; настольный театр игрушек (рассказ – инсценировка); придумывание рассказов к картине; придумывание рассказов на тему, предложенную воспитателем.

Для обучения пересказыванию, можно проводить: пересказы прочитанного воспитателем текста; игры – драматизации; показ знакомых диафильмов с подбором текста детьми и др.

Для обучения детей рассказыванию в своей работе мы пользовались различными приемами: образец рассказа воспитателя, план рассказа, составление рассказа по частям, коллективный разбор плана, вопросы к отвечающему ребенку и группе детей, подсказ, указания, оценка детского рассказа и др.

Образец рассказа – это краткое живое описание предмета или события, доступное для заимствования детьми как по содержанию, так и по форме.

Как и любой рассказ, образец должен иметь воспитательно-ценное содержание, наталкивать детей на описание в их рассказах примеров хороших поступков, дружеских чувств. Чтобы приблизить содержание рассказа к опыту детей, мы использовали форму воспоминания из своего детства, например: "Когда я была маленькая, у меня была любимая игрушка – большой резиновый мяч. С одной стороны он был ярко-синий, с другой – красный. Лучше всего с ним было играть, когда собиралось много ребят, играли в волейбол, в круг, в школу мяча.

Для лучшего использования детьми образца рассказа мы брали короткие предложения. Сначала составляли план своего рассказа.

Вот, например, описание улицы:

1) название улицы;

2) какие здания есть на улице?;

3) почему улица красивая и чистая?

Образец рассказа является наиболее легким приемом обучения рассказыванию, так как он показывает детям готовый результат, к которому они должны стремиться, помогает отобрать аналогичное содержание для их рассказа. В то же время образец рассказа определяет примерный объем, последовательность рассказа и облегчает подбор словаря. Поэтому образец рассказа мы применяли на первых ступенях обучения рассказыванию в случае постановки перед детьми нового задания, а также, когда в группе не все дети умеют рассказывать.