КОНСПЕКТ Занятие по развитию фонетика – фонематического слуха на восприятие звука Ш.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

КОНСПЕКТ
 Занятие по развитию фонетика – фонематического слуха
 на восприятие звука Ш.
Цель: Воспринимать и узнавать на слух звук Ш в неречевых звуках, в слога, в словах и в предложениях.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_sh_konspekt.doc 50 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

 Занятие по развитию фонетика – фонематического слуха

 на восприятие звука Ш.

Цель: Воспринимать и узнавать на слух звук Ш в неречевых звуках, в слога, в словах и в предложениях.

Задачи:

обучающие:

  • Обогащение словаря.
  • Составление предложений по опорным картинкам.
  • Определение  позиции звука Ш в слове.

   коррекционные:

  • Научить воспринимать на слух звук Ш.

развивающие:

  • Развивать фонематическое восприятие, слуховой контроль;
  • Развивать внимание, память, мышление.
  • Развивать чувство ритма.
  • Развивать слуховое внимание.

воспитательные:

  • Воспитывать умение вслушиваться в речь логопеда.
  • Воспитывать любовь к искусству.

Методические приемы:

  • игровая мотивация;
  • путешествие в другую страну.
  • игры;
  • поощрения.

Материалы и оборудование:

 Ноутбук для воспроизведения звуков (шум моря, шелест листьев, шипение телевизора.) Бумажные ворота, шумовые баночки, звуковая линейка для определения позиции звука Ш в слове. Контейнер с фишками. Предметные картинки:, Шар, шишка, шкаф, лошадь, чашка, ромашка, ландыш, мышь, малыш, телевизор. Пейзажные картины: море, время года «весна», шелест листьев.

Ход  занятия

     I. Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Сегодня у нас необычное занятие, мы с вами отправимся в волшебную страну «Шумов».

     II. Основная часть.

1. Выход на тему.

Логопед:

Для того чтобы отправиться в волшебную страну, нужно узнать какой звук правит этой страной. А для этого понадобится помощь ваших ушей. Слушайте внимательно, потом мне расскажите, что вы услышали. Готовы?

2. Игра: «Что или кто звучит»

Звучит: шум моря, шипение телевизора, шелест листьев.  Ко всему этому предлагаются картинки. Дети должны выбрать подходящую  картинку к звуку. И назвать, что они услышали.

Логопед: Ребята, как вы думайте при помощи каких звуков образуются эти шумы?

Дети: При помощи звука Ш

Логопед: Ребята значит, какой звук правит страной «шумов»?

Дети: звук Ш

Логопед: - теперь мы знаем, как зовут правителя волшебной страны, а кто такой правитель вы знаете?

Правитель - это  глава государствастраны. Кто помнит, как зовут правителя нашей страны России. ( Владимир Владимирович Путин).

Давайте начнем наше путешествие. Закроем свои глаза и считаем до пяти. (1,2,3,4,5.)

- Вот мы и в волшебной стране «Шумов». Но как вы видите, ворота закрыты, к счастью я знаю, как их открыть, нам надо пропеть волшебную песенку и  отстучать правильный ритм по воротам.        

Ша-ша; ша-ша-ша.

Шу-шу; шу-шу-шу.

Шо-шо; шо-шо-шо.

Ши-ши; ши-ши-ши.

Дети повторяют по образцу слоги с заданным ритмом.

- Ворота открылись, теперь мы можем пройти в волшебную страну. Посмотрите, в этом доме живут братья певцы. У них есть любимая игра: «Найди пару по звучанию» Давайте поиграем в их любимую  игру.

3. Игра: «Найди пару по звучанию»

Логопед дает инструкцию игры: У каждого брата есть пара по звучанию, то есть они одинаково звучат. Вам надо найти пары, так чтобы они одинаково звучали и если вы правильно нашли, то у каждой пары свой цвет донышка.

Братья певцы вам говорят спасибо, за игру.

Логопед: Ребята давайте проверим, насколько вы внимательны.

4. Игра: «хлопни в ладоши»

- Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши когда услышите звук [ш]. Слова: слон, машина, жираф, тигр, кошка, шиповник, малина, клюква, шина, карандаш.  Молодцы, вы очень внимательны. А значит вы сможете помочь решить серьезную проблему с которой столкнулись  жители страны «Шумов». Дело в том, что у них есть свои спортсмены, которые участвуют звуковых соревнованиях, но судьи не смогли наградить их призовыми местами. Так как не умеют определять место звука Ш в слове. Давайте научим их этому?

5. Определение положения звука Ш в слове.

Логопед: Вы будете судьями, вам надо будет наградить победителей призовыми местами, а победители это слова со звуком Ш. Если звук Ш в начале слова - это первое место, если в середине - второе место, если в конце - трете место. Детям дается  бумажный пьедестал и объясняется значение этого слова.

В спорте «пьедестал почёта» —  это возвышенная площадка для награждения победителей соревнований.

- Сейчас я буду называть название картинок, а вы их награждать.

Картинки: Шар, шишка, шкаф, лошадь, чашка, ромашка, ландыш, мышь, малыш.  

- Жители волшебной страны благодарны за вашу помощь.

 Логопед: Ребята, кто помнит какое сейчас   время года?

 Дети: Весна.

Логопед: В этой волшебной стране «шумов» не бывает времен года и жители совсем ничего не знаю о весне. У меня есть картинки, давайте по ни составим предложения об этом прекрасном времени года.

Детям предлагаются картинки и наводящие вопросы, дети составляют предложения вместе с логопедом.

6. Здоровье сберег.

- Вы наверное устали, давайте немножко отдохнем. Сейчас я включу музыку, которую написал композитор Петр Ильич Чайковский и называется она «Времена года, Весна». Ребята, композитор- это человек, пишущий музыку.  После того как вы прослушайте музыку, вам надо будет выбрать картину, которая  подходит под эту музыку.

- Сядьте на свои места, Закройте глаза и получайте удовольствие от красивой музыки.  

7. «Кто слушает внимательно?»  

Логопед ставит на стол контейнер с фишками.

Логопед: Давайте проведем соревнование. Я прочитаю вам стихотворение, вы послушаете его внимательно и возьмете по столько фишек, сколько слов со звуком Ш услышите. Победит тот, кто будет слушать внимательно.

Звонко с крыши капли скачут, 

Над окном сосульки плачут. 

Скачут капли мне в ладошку, 

И на бабушкину брошку, 

На ступеньки, на перила. 

Кошка даже рот открыла. 

Звонко скачут капли с крыши. 

К нам весна идет. 

Мы слышим: Кап! Кап! Кап! Кап! Н. Нищева

(Дети должны взять 7 фишек)

Итог занятия: Ребята пора возвращаться домой попрощайтесь страной «Шумов» и с его жителями. Закройте глаза, считайте до пяти (1,2,3,4.5.)  Откройте глаза, вот мы и дома.

В какой стране мы побывали? Какой звук правит этой страной? Что мы делали в этой стране?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения занятий в рамках реализации проекта по развитию фонетико-фонематического восприятия и артикуляционного образа звука . Прогулка по Звукляндии

Столкнувшить с трудностями в формировании и закрепления артикуляционного образа звука, имеющимися у дошкольников с ЗПР, из-за недоразвития аналитико-синтетической деятельности , а так же органической ...

Проект "Развитие фонетико-фонематического восприятия и артикуляционного образа звука . Прогулка по Звукляндии".

Проект реализовывался в группе детей с задержкой психического развития старшего возраста....

Наглядный материал к занятию по развитию фонетико-фонематической стороны речи. Звук и буква «У»

В презентации предстален наглядный материал - картинки - к комплексному занятию по развитию фонетико-фонематической стороны речи. Звук и буква «У». Представлен материал на выделение звука в словах в р...

Наглядный материал к комплексному занятию по развитию фонетико-фонематической стороны речи. Звук и буква «А».

В презентации предстален с Представлен материал на выделение звука в словах в разных позициях, составление слов и предложений с изученным звуком....

Игры на развитие фонетико-фонематического слуха у дошкольников, с использованием конструктора для объемного моделирования ТИКО.

Игры с использованием конструктора " ТИКО" по развитию фонетико-фонематического слуха, мелкой моторики и речевого дыхания....

Картотека игр и упражнений на развитие фонетико-фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста

Картотека игр и упражнений на развитие фонетико-фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста...