Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников
консультация по логопедии

Шуракова Лариса Васильевна

Познакомила с системой игр и упражнений по предупреждению речевых нарушений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_rechevyh_narusheniy_u_mladshih_doshkolnikov.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников

Подготовила: учитель – логопед: Л. В. Шуракова

          Профилактика – это система мер по предупреждению речевых нарушений. Как показывает практика, с каждым годом число практически неговорящих детей возрастает. Причины этого явления неоднозначны: нарушения ЦНС, минимальная мозговая дисфункция, различные внутриутробные инфекции, гипоксия плода, хронические заболевания матери и натальные осложнения, которые возникают в процессе родов.

Неврологическая симптоматика, на которую необходимо обратить внимание родителям

- Слабый или монотонный первый крик ребенка при родовой деятельности.                                       - Ранний отказ от грудного вскармливания. Возможно, что у ребенка ослаблена (паретична) круговая мышца рта.                                                                                                                                                          - Укороченная подъязычная связка (уздечка). Это затрудняет грудное вскармливание. Возможно, придется подрезать подъязычную связку. Это решает хирург-стоматолог.                                                           - Сглаженность носогубных складок, спастичность (напряженность) верхних конечностей (рук).                                                                                                                                                                                                                    - Слабость иннервации в органах артикуляции, саливации, как результат – нечеткое звукопроизношение, смазанность речи.

          Для чистого звукопроизношения нужны сильные, подвижные органы речи: язык, губы. Мягкое небо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т. д., значит, можно упражнять и мышцы языка и губ. Для этого существует специальная артикуляционная гимнастика. Даже если ваш ребенок не говорит, она поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для частичного звукопроизношения.

          При подборе упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность: от простых упражнений к более сложным.

          Артикуляционная гимнастика с младшими дошкольниками проводиться как в пассивной, так и в активной форме. Пассивные движения органов артикуляции, которые выполняет взрослый, способствуют включению в процесс артикулирования мышц, до этого бездействующих. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Например, пассивная гимнастика для губ предполагает проведение следующих упражнений по методике Е. Ф. Архиповой:

- растягивание губ в улыбку (указательные пальцы обеих губ ставят в углы губ);

- поднимание верхней губы (движения от углов губ по носогубным складкам вверх к крыльям носа с обнажением верхних десен).

          Все движения выполняют по 3 – 4 раза, неоднократно повторяют в течение дня.

          Активная гимнастика сначала выполняется в медленном темпе и обязательно перед зеркалом. На первых занятиях можно ограничиваться и двукратным выполнением упражнения, главное чтобы оно было выполнено качественно.

          Затем количество повторений увеличивают до 10 – 15 раз. Когда ребенок научиться правильно выполнять все упражнения, зеркало можно убрать.

          Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, а лучше 2 раза в день – утром и во второй половине дня после прогулки. Будьте терпеливы, спокойны и ласковы. Если у ребенка не получается какое – то движение, можно использовать механическую помощь. Ручкой чайной ложечки или просто чистым пальцем помогите поднять ребенку язык вверх.

          Занятия должны проходить в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку: «Давай покажем мишке (птичке, лошадке), как правильно выполнять гимнастику для язычка». Можно показать ребенку мягкую игрушку и сказать, что она тоже будет с нами заниматься.

          Проводят упражнения – имитации: «Как лошадка скачет» и т. д. К  каждому упражнению можно подобрать картинку – образ. Она служит образцом для подражания какому – либо предмету.

          Очень эффективны игры и игровые упражнения на развитие речевого дыхания. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает четкую дикцию и произношение звуков. Желательно перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики выполнять 1 – 2 упражнения. Они помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить трудно произносимые звуки.

          Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. Выдох должен быть длительным, плавным. Нужно следить, чтобы щеки не надувались (на начальном этапе можно прижимать их ладошками). Не переусердствуйте! Достаточно 3 – 5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению. Приведем несколько дыхательных упражнений.

  •  «Футбол»

Оборудование: вата, кубики, карандаши.

Из кусочка ваты нужно скатать шарик. Это мяч. Ворота – два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками.

  • «Ветряная мельница»

Оборудование: вертушка.

Ребенок дует на вертушку, взрослый сопровождает действия ребенка стихотворным текстом.                                                                                                                                                                      Ветер, ветер, ты могуч,                                                                                                                                                                                    Ты гоняешь стаи туч!

  • «Шторм в стакане»

Оборудование: соломинка для коктейля и стакан с водой.

Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Нужно следить за тем, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

Памятка для родителей

          Обучение артикуляции звуков – очень сложная задача. Несмотря на то что в произнесении звуков ребенок начинает упражняться с полуторамесячного возраста, ему требуется почти 5 лет для овладения этим искусством.

          Нужно готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренировать его основные движения во время проведения артикуляционной гимнастики и при работе простыми по произношению звуками: [а], [у], [о], [и], [э], [б], [м], [ф], [в]. Также важно работать над дыханием, пропевать гласные звуки.

          Готовим артикуляционный аппарат и для правильного произношения звуков [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ы]. Проводим работу и над дыханием, игры на звукоподражание.

          Вызываем и закрепляем или уточняем произношение свистящих звуков [с], [з], [ц].

          Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляйте его. Лишь постоянное наблюдение за речью детей способствует успешному и быстрому формированию правильного произношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников на основе организации единого образовательного пространства».

Младший дошкольный возраст — период интенсивного развития всех психических функций.Основное новообразование этого периода — овладение речью, которая становится фундаментом для дальнейшего развития реб...

Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников

Необходимо следить за речевым дыханием ребёнка как базой для правильного развития речи. С детьми дошкольного возраста полезно проводить ежедневно следующие игры:...

ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Профилактика речевых нарушений - важное направление логопедической работы. консультация для родителей....

Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников

Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников.Необходимо следить за речевым дыханием ребёнка как базой для правильного развития речи. С детьми дошкольного возраста полезно проводить ежедневно ...

ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ. Консультация для родителей.

Профилактика речевых нарушений - важное направление логопедической работы....

Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников

Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников.Необходимо следить за речевым дыханием ребёнка как базой для правильного развития речи. С детьми дошкольного возраста полезно проводить ежедневно ...