Технология автоматизации звуков с использованием мнемотехники.
методическая разработка по логопедии

Нилова Наталья Михайловна

Краткое содержание

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

         

I теоретическая часть

1.        Актуальность. ________________________________________________2

2.        Цель, задачи. _________________________________________________5

3.        Планируемые результаты. ______________________________________6

4.        Особенности речевого и психического развития детей с ОНР.    _______7

5.        Что такое мнемотехника? _______________________________________8

6.        Подходы в работе с мнемотехникой. ______________________________8

7.        Требования к оформлению моделей мнемотаблиц. __________________9

8.        С какого возраста можно заниматься мнемотехникой? ______________ 10

9.         Последовательность обучения старших дошкольников приемам          моделирования.            _______________________________________________11

10.         Что такое чистоговорка, скороговорка?  __________________________ 13

11.         Этапы работы по заучиванию стихотворного текста, содержащего отрабатываемые звуки, с помощью метода ассоциативных цепочек            ___ 13

12.         Какое значение имеют скороговорки для ребенка? _________________ 16

13.         Маленькие секреты упражнений со скороговорками. _______________ 16

14.         Скороговорки бывают разные…_________________________________ 17  

15.         Виды заданий. ________________________________________________ 17

16.         Методика исследования звукопроизношения_______________________18

17.          Результаты диагностики. _______________________________________20

18.        Структура логопедических Занятий. ______________________________ 22

19.         Литература____________________________________________________31

II Работа с родителями.

III Работа с педагогами.

V Картотека чистоговорок, скороговорок.

V Картотека мнемотаблиц

Авторы: Ткаченко Т.А., Сычева Г.Е., Ленковец Т.И.

Краткое содержание

Актуальность

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приёмы, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда.

 Опираясь на современные требования к образованию, педагоги, в первую очередь, должны учитывать индивидуальность каждого отдельного учащегося и удовлетворять особые потребности каждого ребенка. В связи с тем, что правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного   развития любого человека, процесса социальной адаптации, выявление и устранение нарушений речи необходимо проводить в более раннем возрасте и с помощью соответствующих методов и приемов   .

 У детей с нарушением речи нарушения имеют чаще всего комплексный характер – помимо речевых проблем у ребенка наблюдаются проблемы с памятью, зрительным и слуховым восприятием, вниманием и много других им сопутствующих проблем, что еще раз доказывает необходимость комплексной работы с дефектом . В связи с этим параллельно с задачей коррекции звукопроизношения и развития лексико-грамматической сторон речи должна решаться другая не менее важная: развитие основных психических функций, а также создание условии для всестороннего развития ребенка в рамках логопедических занятий.

Многие логопеды согласятся с тем, что автоматизация звука – это один из наиболее трудных этапов работы над звуком, требующих больших затрат времени и усилий. Если детям постоянно давать однотипные задания, связанные с бесконечным повторением, проговариванием и заучиванием обычного текста, то вскоре вся работа станет не целесообразной. Интерес, на котором, в основном, основывается успех на занятии, пропадает. Вот тут на помощь может прийти технология мнемотехники. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в любое логопедическое занятие.

Данная технология является фундаментом, на котором появляется мотивация речевого общения, автоматизации звуков и коррекции лексико-грамматической стороны речи.  

Всем известно, что слова с неизвестным, абстрактным значением запомнить большинству людей сложно, тем более детям с ОВЗ (в автоматизации подбираются слова, показывающие разное место звука в слове, и они не всегда соответствуют словарному запасу ребенка). Если такое слово «заучить», то оно исчезает из памяти через несколько дней. Многим детям данный способ и вовсе не доступен.

Для прочного и одновременно лёгкого запоминания, слово наполняется содержанием – чем-то, что связано с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. У детей с ОВЗ это может быть опора на сохранный анализатор (если говорить о сочетанных дефектах).

 Для дошкольников мнемотехники имеют особое значение, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

У детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, кроме этого у нее есть удивительное свойство – исключительная фотографичность. Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго, необходимо трехкратное повторение его в течение первых пяти дней. Зрительный образ, сохранившейся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и   непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение. Данная технология способствует возникновению мотивации речевого общения, автоматизации звуков и коррекции лексико-грамматической стороны речи.

Актуальность и целесообразность использования мнемотехники в логопедической практике объясняется тем, что технология:

* открывает новые возможности, способствующие оптимизации работы учителя-логопеда;

* гармонично вписывается в работу по развитию индивидуальных способностей каждого, использование мнемотехники не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность;

*  способствует обогащению и актуализации словаря;

*  способствует развитию лексико-грамматической стороны речи;

*  способствует более качественной автоматизации звуков;

* носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).  

Цель: Совершенствование произносительной стороны речи.

Задачи:

*  Продолжать закреплять и автоматизировать поставленные звуки в

самостоятельной речи.

*  Развивать умение дифференцировать на слух и в речи оппозиционные звуки.

*  Формировать тонкие звуковые дифференцировки.

*  Развивать умение анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности ее фонетического оформления.

*  Совершенствовать навыки употребления в речевом контексте слов

сложной слоговой структуры и звуконаполняемости.

*  Продолжать работу по воспитанию правильного темпа и ритма речи, ее

богатой интонационно-мелодической окраски.

*  Развивать память, зрительное внимание, образное мышление.

Этапы работы по заучиванию стихотворного текста, содержащего отрабатываемые звуки, с помощью метода ассоциативных цепочек (мнемотаблиц и коллажей) включает в себя:

1. Вступительная беседа.

2.   Выразительное чтение стихотворения (наизусть) логопедом без установки на запоминание..

3.  Анализ произведения.

4. Построчная, покуплетная зарисовка содержания стихотворения в виде мне-мотаблицы или коллажа.

5. Повторное чтение стихотворения логопедом.

6. Самостоятельное чтение стихотворения детьми по мнемотаблице или кол-лажу.

7. Чтение стихотворения без опоры на мнемотаблицу или коллаж.

В результате использования технологии позволило:

 - повысить речевую мотивацию. Появления интерес к правильному произношению звука, в специально подобранном материале, насыщенном звуками, а также в самостоятельной речи.

-  ускорить процесс автоматизации необходимых звуков в результате лёгкого запоминания большого количества речевого материала.

 -  повысит скорости запоминания и улучшение речевого продуцирования;

- развить умения детей видеть главное, систематизировать полученные знания

-  Улучшить интонационную правильность и выразительность.

 -  развить умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

-  обеспечить психологический комфорт на логопедических замятиях;

- повысить осмысленность детьми литературного материала, то есть полное понимание текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

Автоматизация звуков с использованием мнемотехники

Дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами запоминания. На этапе автоматизации звуков в стихотворных текстах у них снижается самоконтроль за речь...

Консультация для логопедов "Постановка свистящих звуков с использованием мнемотехники"

В данной консультации дан материал по мнемотехники, которую можно использовать на индивидуальных занятиях. Приведены примеры мнемокарточек и мнемотаблиц....

Конспект индивидуальной непосредственной образовательной деятельности с использованием игровой технологии "Автоматизация звука "л".

Представленный конспект может быть использован на занятии по автоматизации звука"л" в слогах, словах и предложениях...

Автоматизация звука с использованием мнемотехники

Работая с детьми, имеющими различные речевые нарушения, я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциац...

Автоматизация звуков с использованием мнемотехники у детей с ТНР

Использование системы мнемотехники позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчает запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Р»

Цель: Закрепление правильного произношения звука [Р] в слогах, словах, предложениях по теме "Животные жарких стран".Коррекционно-образовательные задачи:Автоматизация звука Р в слогах, с...