Консультация для родителей "Как научить ребёнка употреблять предлоги в речи?"
консультация по логопедии

Ольга Николаевна Шикина

Даны рекомендации по правильному обучению ребёнка  употреблять предлоги в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predlogi.docx34.43 КБ

Предварительный просмотр:

Одним из направлений коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи является обучение пониманию и правильному употреблению предлогов.

Предлоги в речи ребенка появляются позже всех знаменательных частей речи. Характерной закономерностью нормального развития речи детей является тот факт, что усвоение предлогов осуществляется только после того, как будут усвоены наиболее функциональные элементы языка – флексии (окончания).

У ребёнка с О.Н.Р. наблюдается та же последовательность в усвоении речи, что и у нормально развивающихся сверстников, но в более растянутые сроки.

На логопедических занятиях по формированию у ребёнка правильного употребления предлогов в речи необходимо научить  понимать пространственные отношения двух предметов, выраженные предлогами на, в, у, под, около и др. наиболее часто встречающимися в повседневной практике и наиболее простыми в смысловом отношении. Занятия должны проводиться в форме дидактических игр, игровых упражнений, занимательных заданий. Чтобы привлечь внимание ребёнка к звучащей речи используются игрушки, сказочные персонажи, хорошо знакомые ему предметы. Необходимо научить  внимательно слушать инструкцию, правильно выполнять требуемое действие. Например, логопед кладет кубик на стол и произносит: “Мяч на столе”. Предлог на выделяется голосом. Ребёнок делает то же. Затем спрашивают  ребенка куда он положил мяч. Если он не может ответит сам, то логопед это делает за него. Сначала  учат употреблять предлог в словосочетаниях, затем во фразах, не добиваясь четкости произношения слов. После знакомства с несколькими предлогами проводится работа по их дифференциации. Например, просят ребенка показать, где карандаш лежит в коробке, а где на коробке; где мяч лежит на стуле, а где под стулом.

 Во время консультаций родителям можно рекомендовать  поиграть с дребёнком дома в такие игры как “Кто где спрятался?”, “Что на ёлке, а что (кто) под ёлкой?”, “Кошкин дом” и другие.

 Начинать обучение нужно с наиболее простых предлогов на, под, обозначающих место действия и легко моделирующихся в процессе наглядной демонстрации. Уточняется понимание  пространственного расположения предметов, выраженного этими предлогами. Например, четко выделяя голосом предлог на , логопед просит выполнить следующие инструкции:

- Поставь чашку на стол, а машину на стул.

- Положи книжку на стол, мячик на пол, а куклу на кровать.

Когда задания с “маленьким словом на” будут выполняться без ошибок, можно объяснить правило:

Маленькое слово на, появляется тогда, когда предмет находится наверху.

После объяснения правила взрослый, а за ним ребёнок проговаривает сочетания слов с предлогом на, выделяя предлог голосом. Затем составляет предложения. На занятиях используется и картинный материал. Опора на зрительный анализатор всегда дает положительный эффект, поэтому помимо сюжетных и предметных картинок можно использовать схемы предлогов.

После усвоения предлога на, уточняется пространственное расположение предметов, выраженное предлогом под. Ребёнокучится выделять предлог под в предложении и составлять словосочетания и предложения с этим предлогом по наглядной ситуации, по сюжетным картинкам, по двум предметным картинкам. После усвоения грамматических конструкций с предлогами на и под проводится работа над их различением. Логопед дает “усеченное задание”:

- Положи мяч ... стул, а грибок ... стол, - и спрашивает: - Понятно, как нужно выполнить действия? Я пропустила маленькие, но очень важные слова. А теперь, послушайте ещё раз: Положи мяч под стул, а грибок на стол. Одинаковые или разные действия нужно выполнить? Чем они отличаются?

Необходимо учить ребёнка дифференцировать задания, вслушиваться в речевую инструкцию, удерживать в памяти её последовательность. Постепенно задания усложняются: в ряду “маленьких слов” надо выделить, например, слова под и на. Услышав их в ряду: на, из, в, под, около, между, над, ребёнок должен хлопнуть в ладоши.

Можно предложить детям задание на понимание обобщенного значения предлогов на и под: книга лежит на столе. А где ещё может лежать книга? Мяч упал под стол. Куда он ещё может закатиться? Ребёнка учат добавлять в предложение пропущенные предлоги. При обучении употреблению предлогов с различными падежами дети знакомятся с новыми значениями предлогов.  На одном из первых занятий ребёнку сообщают, что наши маленькие “слова-помощники” называются предлогами.

Затем ребёнка знакомят с предлогами из-за, из-под, с, со, над, служащие как для обозначения пространственного расположения предметов так и совместности действий, уточняют пространственные отношения, выраженные этими предлогами, учат выделять эти предлоги в тексте и составлять предложения с заданным предлогом по картине, схеме, наглядной ситуации, по двум опорным словам.                                                                Задачи коррекционного обучения решаются совместными усилиями логопеда с родителями. Наша задача научить  употреблять как простые, так и сложные предлоги в речи, помочь усвоить правила соединения слов, научить точно передавать смысловое намерение с помощью языковых средств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Научим ребёнка пользоваться ножницами".

Дорогие родители, не оставайтесь в стороне, помогите ребёнку! Научите   его пользоваться ножницами!...

Консультация "Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?"

Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?...

Консультация для родителей "Почему ребёнок путает предлоги?"

Казалось бы, что сложного в предлогах, ведь для нас взрослых людей различать предлоги проще простого....

Консультация для родителей «Учимся правильно употреблять предлоги в речи»

 Важнейшим показателем грамотной речи ребёнка является - умение правильно употребить предлоги.                          ...

Консультация для родителей «Учимся правильно употреблять предлоги в речи»

Важнейшим показателем грамотной речи ребёнка является - умение правильно употребить предлоги. Предлоги помогают, достичь сочетаемость слов в предложении и построить связное высказывание.    ...

Консультация для родителей " Учим правильно употреблять предлоги"

Консультация для родителей " Учим правильно употреблять предлоги"...