Консультация для воспитателей по автоматизации звуков у детей-логопатов.
консультация по логопедии

Песковатская-Круглова Яна Сергеевна

Последовательность работы по автоматизации звуков у детей с нарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley_po_teme.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей по теме: Автоматизация звуков у детей – логопатов.

 В последние годы наблюдается значительное снижение уровня развития речи дошкольников. При обследовании речи детей 4-5 лет специалистами-логопедами в разных  регионах страны показала, что у 79% детей зафиксированы различные речевые дефекты. В чем причина этого? В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей. По данным ведущего невропатолога России доктора медицинских наук И.С. Скворцова в настоящее время у 70% новорожденных выявлены перинатальные поражения головного мозга – центрального органа речевой функции. Подобные отклонения могут отрицательно отразиться на последующем развитии и обучении ребенка, а так как развитие речи находится в прямой зависимости от созревания и развития головного мозга, то при заболеваниях последнего речь страдает одна из первых.

В последнее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Число детей с нарушениями звукопроизношения постоянно возрастает. Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение специально организованного обучения позволяют исправить первичный дефект.

Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой).

Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.

Параллельно продолжается работа, начатая в подготовительном периоде, по развитию навыков звукового анализа, умения определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком.

Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.

При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах.

Автоматизировать поставленный звук нужно  в строгой последовательности:

 

 1. автоматизировать звук в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
 2. автоматизировать звук в словах (в начале слова, середине, конце);
 3. автоматизировать звук в предложениях;
 4. автоматизировать звук в чистоговорках, скороговорках и стихах;
 5. автоматизировать звук в коротких, а затем длинных рассказах;
 6. автоматизировать звук  в разговорной речи.

 В начале работы следует включить звук в слоги. Слог - наиболее простая единица речи по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию.

 На этом этапе даются упражнения, в которых нужно произносить слоги с переносом ударения: ша-ша, ша-ша, ша-ша-ша, ша-ша-ша, ша-ша-ша. В первое время нужно проводить активную работу по слоговым таблицам.

Автоматизировать в словах сначала нужно с опорой на слоги (ша- шар). На первых этапах следует проводить закрепление произношения слов, в тех, где нужный звук стоит в начале слова, потом слов, где звук - в конце и середине слова. Автоматизировать звук сначала нужно в словах простых по фонетическому составу, в которых не будет содержаться нарушенные звуки, потом в словах со стечением согласных. Для автоматизации звука используются следующие приемы: отраженное повторение, самостоятельное называние слов по картинке, прочтение слов. Полезными являются задания, которые направляют ребенка на поиск слов, содержащие данный звук (придумывание слов с данным звуком). Не нужно ограничиваться только тренировкой звуков в словах, следует вводить  упражнения на творчество, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний.

Далее следует автоматизировать звук в словосочетаниях, чистоговорках, в предложениях, связных текстах, разговорной речи. Сначала даются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком.

На данном этапе отрабатываются сложные формы звукового анализа и синтеза, формируется способность выделять звук в слове, находить его место по отношению к другим звукам.  Эта деятельность  позволяется развить эффективный процесс автоматизации. Когда ребёнок научится четко и быстро определять звуковую структуру слова, это будет являться необходимым шагом для верного и быстрого протекания этапа автоматизации.

Во время автоматизации звука нужно работать над просодической стороной речи: обращается большое внимание на ударение когда звук  автоматизируется в слогах и словах, на логическое ударением, когда звук автоматизируется  в предложениях, на интонацию во время закрепления произношения звука в предложении, связной речи.

Развивая фонетико-фонематическую сторону речи, проводится работа по обогащению словаря, его систематизация, работа по формированию грамматического строя речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: "Работа воспитателя по автоматизации звуков вне занятий".

Отрабатывать правильное произношение звука во фразовой речи. Последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения(стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребёнка....

консультация для родителей по автоматизации звуков.

Итоговая консультайия для родителей по автоматизайии звуков на летний период....

Консультация для родителей "Этап автоматизации звуков, зачем он?"

Советы родителям по автоматизации звуков в речи ребенка....

Консультация для родителей Тема: «Автоматизация звука Р»

помощь родителям при автоматизации поставленного звука...

Консультация "Игровые приемы на автоматизацию звуков в работе с детьми"

В  период работы над звуками речи в арсенале педагогов должно быть достаточно большое количество наглядно - игровых дидактических приёмов для того, чтобы занятие превратилось для ребёнка в увлека...

Консультация для родителей Тема "Автоматизация звуков в домашних условиях"

Что такое «автоматизация»?  Это постепенный, последовательный процесс введения правильного звука в речь ребёнка....

мастер-класс "Автоматизация звуков у детей- логопатов с использованием тактильно-кинестетической стимуляции"

материал по автоматизации звуков у детей с дизартрией с использованием  тактильно- кинестетической стимуляции по методике Архиповой Е.Ф....