Круглый стол для воспитателей: «Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики»
консультация по логопедии

Круглый стол для воспитателей:

«Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krugl_stol_dlya_vosp_rek_po_prov_ag.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

АОУ детский сад №4 «Рябинка»

Круглый стол для воспитателей:

«Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики».

        

Учитель-логопед

Матвеева Т.С.

2019

                                                                             

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Артикуляционная гимнастика необходима детям в любом дошкольном возрасте. Детям 3-4-х лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее поставить правильное произношение, а детям 5-6-ти лет способствует преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение. Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей. В дошкольном возрасте дети с удовольствием знакомятся со строением артикуляционного аппарата. Им доступно выполнение простейших артикуляционно-двигательных и мимических упражнений, например, «часики», «качели», «улыбка». Вначале дети учатся выполнять статические упражнения для разогрева мышц артикуляционного аппарата. Основной трудностью при выполнении статических упражнений является удержание артикуляционной позы в течении некоторого времени. Далее дети знакомятся с динамическими упражнениями: «лошадка», «маляр», «вкусное варенье». Дети учатся контролировать движения органов артикуляции вначале посредством подражания за взрослым, потом перед зеркалом. Детей учат обращать внимание на характер движений (быстро, медленно, ритмично, четко, спокойно), на положение органов артикуляции. В более старшем дошкольном возрасте детям становится доступно выполнение более сложных артикуляционных упражнений: «грибок», «гармошка» и т. д. Существуют разнообразные комплексы артикуляционных гимнастик.

 Работая над развитием артикуляционной моторики, решаются следующие задачи:

 - выработка правильного речевого дыхания;

 - развитие интонационной выразительности голоса;

 - развитие эмоциональной сферы ребенка.

Для оптимизации и поддержания мотивации ребенка к развитию артикуляционной моторики, можно использовать различный игровой материал, «Сказки о Веселом Язычке», также язычок в форме варежки, которая одевается на ведущую руку взрослого и ребенка, при этом рука выполняет синхронные движения.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:

 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики:

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

 5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок.

Подходить к выполнению упражнений творчески. Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Вывод: артикуляционная гимнастика полезна в любом дошкольном возрасте. Для ребенка это нелегко, поэтому запаситесь терпением и по возможности используйте игры. Соблюдая рекомендации по проведению гимнастики, и, подходя к работе творчески, вы быстрее добьетесь положительного результата.

Использованная литература:

  1. https://infourok.ru/razvitie-artikulyacionnoy-motoriki-u-detey-s-narusheniem-rechi-kak-effektivnoe-sredstvo-korrekcii-zvukoproiznosheniya-564497.html
  2. https://slovopedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=488 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики

советы родителям по проведению артикуляционной гимнастики...

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики дома....

Консультация для родителей на тему "Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики"

Советы и рекомендации логопеда для родителей по проведению артикуляционной гимнастики с детьми....

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

Консультация для родителей и воспитателей: Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть и мягкое небо....