Семинар. Организация и методика проведения словарной работы с дошкольниками
учебно-методический материал по логопедии

Мельникова Светлана Александровна

 Организация и методика проведения словарной работы с дошкольниками.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация и методика проведения словарной работы с дошкольниками. МБДОУ «Детский сад №26 «Теремок» учитель-логопед Мельникова С.А.

Слайд 2

С ловарная работа – это целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.

Слайд 3

Направления: расширение пассивного и активного словаря углубление понимания смысла слов использование усвоенных слов для построения связного высказывания подбор синонимов и антонимов, эпитетов и сравнений к заданным словам

Слайд 4

Лексическая работа включает : формирование умений оперировать словом выделять смысловую сторону слова сопоставлять, оценивать, проводить отбор слов

Слайд 5

Накопление словаря у детей: К году 10 - 12 слов. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь, к концу второго года жизни - 300 - 400 слов, к трем годам может достигать 1500 слов , к четырем годам количество слов доходит до 1900, в пять лет - до 2000 - 2500, в шесть - семь лет до 3500- 4000 слов.

Слайд 6

Состав словаря детей: Среди существительных: названия предметов обихода составляют - 36%, названия объектов живой природы - 16,5%; названия средств передвижения - 15,9 %. Третью часть всех слов составляют глаголы.

Слайд 7

Задачи словарной работы: обогащение словаря уточнение словаря активизация словаря устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь.

Слайд 8

Приемы развития словаря: Нулевая степень обобщения – имя собственное, название или имя единичного предмета. Когда дети (1-2 г.) усваивают слова, соотнося данное название только с конкретным предметом ; Первая степень обобщения – имя нарицательное, т.е. общее наименование однородных предметов, действий, качеств, усваивают к концу 2-го года жизни ; Вторая степень обобщения – слова, обозначающие родовые понятия усваивается после 3-х лет; Третья степень обобщения – слова, обозначающие родовые понятия для слов второй степени обобщения , усваивается к 5-6 годам.

Слайд 9

Система занятий, содействующих развитию словаря детей: 1. Занятия по первичному ознакомлению с предметами и явлениями: Демонстрация предметов и явлений; Дидактические игры. 2. Занятия по ознакомлению с особенностями предметов: Осмотры предметов; Занятия на сравнение; 3. Занятия по ознакомлению со свойствами и качествами предметов. Занятия по введению элементарных понятий о предметах и явлениях: По ознакомлению с видовыми понятиями; По ознакомлению с родовыми понятиями; Занятия на классификацию. 4. Занятия по обучению детей отгадыванию и составлению загадок.

Слайд 10

Игра, как средство развития словаря детей дошкольного возраста. « Магазин », «Больница», «Ателье», «Школа», … «Что из чего сделано?», «Кому что?», «Кто найдет, пусть возьмет», «Кто первый узнает?», « Чудесный мешочек», «Волшебный сундучок», … « Парные картинки», лото, домино «Транспорт» и по другим лексическим темам.

Слайд 11

Словесные игры для развития словаря: «Кто так умеет делать?»: махать крыльями, прыгать и т.п.; «Найди по указанному признаку»: что может быть большое? Что – круглое? Что – желтое, круглое? «Что делает?»: корова, автомобиль и т.п.; «Какой он?»: мяч, забияка и т.п.; «Назови целое»: стенки, донышко, ручка, носик, крышка; «Назови части»: у куклы, у грузовика, у платья; «Скажи одним словом»: яблоко, апельсин, банан, груша;

Слайд 12

Словесные игры для развития словаря: «Уточни название»: насекомые, обувь, цветок; «Дай три названия и больше»: гвоздика – цветок – растение, диван – мебель – вещь, плов – блюдо – пища – питание; «Что добавлено к слову?» Как изменяется слово, если к нему прибавить - ок , - ик , - очек , - еньк , - енька ? Сравните: гриб-грибок-грибочек, волк-волчище, мальчик-мальчишка; «Почему так называют?»: кукушка, самолет, девясил. «Скажи наоборот»: злой-добрый , веселый-грустный , тихий-громкий ; «Скажи по-другому»: жара – зной; ураган – буря, ветер; огорчаться – печалиться, плакать, грустить, тужить.

Слайд 13

Значение : словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей; овладение словарём является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития ребёнка; усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления; своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению.

Слайд 14

Тематические группы слов: Близких ребенку людей, их родственные и общественные отношения, их имена; Самого ребенка, части его тела; Предметы быта, игрушки; Вещи из интерьера помещений, где живет, находится ребенок (комната, двор, сад, парк, улица); Объекты живой природы (животные, части их тела, повадки; растения, их части, изменения, которые с ними происходят); Объекты неживой природы в сезонных изменениях (в разные времена года); Различные виды труда людей; Явления общественной жизни.

Слайд 15

Виды работы: Организованная образовательная деятельность Режимные моменты Праздники и развлечения Игра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Организация и методика проведения словарной работы с дошкольниками на занятиях и вне».

Педсовет проходит в нетрадиционной форме. Предварительная работа не сложная и интересная....

Семинар-практикум с воспитателями на тему "Организация и методика проведения словарной работы с дошкольниками"

Данный материал предназначен для проведения семинара-практикума учителя-логопеда с воспитателями ДОУ по организации словарной работы с дошкольниками....

Районный семинар для воспитателей «Организация и методика проведения сюжетно-ролевых игр на современном этапе в ДОУ»

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ре­бенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребе...

Организация и методика проведения словарной работы с дошкольниками на занятиях и вне их . Речевая сфера.

В статье показаны методы и приемы обогащения и активизации словаря для обеспечения высокого уровня подготовки детей к школьному обучению ....

Методика проведения словарной работы. Роль детской литературы в словарной работе

Чем богаче активный словарный запас человека, тем у него шире возможности выбора и более точного, более оригинального и выразительного оформления мысли; тем, следовательно, содержательнее, доходчивее,...

Организация и методика проведения поисково-экспериментальной деятельности дошкольников

Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации, дети становятся в ней субъектами - носителями предметно-практической деятельности и познания....

Организация и методика проведения занятий плаванием с дошкольниками.

Занятия плаванием для воспитанников детских садов уникальны тем, что включают в себя упражнения, нагрузка в которых, включает чередование напряжения и расслабления определенных групп мышц во время пра...