Общая артикуляционная гимнастика
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)

Козлова Наталия Евгеньевна

Артикуляционная гимнастика

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. 

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки. 

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. 

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики 

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
  2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
  5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
  6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon obshchaya_artikulyatsionnaya_gimnastika.ppt2.76 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составила: учитель – логопед Козлова Наталия Евгеньевна ОБЩАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Слайд 2

Окошко Широко открыть рот — «жарко» закрыть рот — «холодно»

Слайд 3

Заборчик Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

Слайд 4

Дудочка С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

Слайд 5

Надули шарик Надуть щёки

Слайд 6

Сдули шарик Сдуть щёки

Слайд 7

Слоник Вытянув вперёд губы дудочкой, образовать «хобот слоника», «набирать водичку», слегка при этом причмокивая

Слайд 8

Заборчик Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

Слайд 9

Дудочка С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

Слайд 10

Орешки Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики – «орешки»

Слайд 11

Месим тесто Улыбнуться, пошлепать языком между губами — «пя-пя-пя-пя-пя…», потом покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

Слайд 12

Блинчик Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу (у держивать «блинчик», считая от 1 до 1 0)

Слайд 13

Лопаточка Улыбнуться, обнажить зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижние зубы

Слайд 14

Иголочка Улыбнуться, приоткрыть рот, язык высунуть далеко вперед, напрягать мышцы языка и сделать его узким (удерживать «иголочку», считая от 1 до 5)

Слайд 15

Качели Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы

Слайд 16

Киска сердится или Мостик Улыбнуться , рот открыть, кончик языка упирается в нижние зубы, выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

Слайд 17

Чистим зубки Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы

Слайд 18

Чашечка Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык, кончик и боковые края языка приподнять: получится «чашечка»

Слайд 19

Вкусное варенье Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу

Слайд 20

Лошадка Улыбнуться, открыть рот, пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки

Слайд 21

Грибочек Улыбнуться, поцокать языком, будто едешь на лошадке, присосать широкий язык к нёбу

Слайд 22

Гармошка Улыбнуться, сделать «грибочек» (т.е. присосать широкий язык к нёбу) не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)

Слайд 23

Барабан или Дятел Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами – «д-д-д-д-д...»

Слайд 24

Часики Улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

Слайд 25

Индюк Языком быстро двигать по верхней губе – «бл-бл-бл-бл...»

Слайд 26

Маляр Улыбнуться , приоткрыть рот, кончиком языка погладить («покрасить») нёбо

Слайд 27

Пароход гудит Улыбнуться , открыть рот, прикусить кончик языка и с напряжением произнести долгое «ы-ы-ы…»

Слайд 28

Поймаем мышку Улыбнуться , приоткрыть рот, произнести «а-а» и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)

Слайд 29

Парашют На кончик носа положить ватку, широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх

Слайд 30

Загнать мяч в ворота Вытянуть губы трубочкой и длительно (не надувая щеки) подуть на мячик