Развитие фонематического восприятия
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Автушенко Полина Андреевна

Материал предназначен для воспитателей и родителей. 

Краткая информация об этапах работы над развитием фонематического восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonematicheskoe_vospriyatie.docx17.39 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

                        Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, а Мишина машина превращается в мышей на машине. Мы часто можем увидеть, что у детей «каша во рту», они пропускают или заменяют звуки и слоги в словах. Виновником подобных досадных нарушений речи вполне может быть неразвитый фонематический слух.

Фонематический слух – это врожденная способность слышать и различать отдельные звуки речи.

Фонематический слух формируется в онтогенезе спонтанно.

Фонематический слух включает в себя 3 операции:

способность услышать и определить наличие данного звука в слове;

способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Фонематическое восприятия – это специально выработанные умения дифференцировать фонемы и определять звуковой состав слова.

Фонематическое восприятие спонтанно не формируется, для его развития необходимо специальное обучение детей.

Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

1. развитие неречевого слуха (развитие слухового восприятия, внимания, чувства ритма);

2. развития фонематического слуха;

3. формирование навыка элементарного звукового анализа и синтеза.

1 этап. Развитие неречевого слуха

На данном этапе используются игровые упражнения, направленные на:

  •  распознавание предметов по характерному шуму (звука) (губная гармошка, свисток, дудочка, погремушка, крупа в коробочке и т.д.);
  •  дифференциация шумов (звуков) (шелест листьев, шуршание бумаги, шум воды, ветра, хлопанье, скрип, стуки);
  • дифференциацию силы звучания предметов (большой барабан и маленький барабан);
  •  определение направления шума (звука).

«Угадай, на чем играли?»

Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.

Педагог знакомит детей с музыкальными игрушками: гармошкой, барабаном, дудочкой, бубном и др. Затем игрушки убираются за ширму. Сыграв на одном из инструментов, просит детей угадать, на чем он играл. Тот, кто угадал достаёт инструмент из-за ширмы и играет на нём.

«Что ты слышал?»

Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать шумы природы на слух по его звучанию.

Детям предлагается послушать аудиозапись: шум дождя, ветра, плеск волн, пение птиц и др. с одновременной демонстрацией соответствующих картинок (капли дождя, море с волнами, птицы и т.д.)

При повторном прослушивании дошкольники должны определить, что они услышали, выбрав одну из предложенных картинок.

 «Угадай, что звучит?»

Цель: учить детей дифференцировать шумы с контрастным звучанием.

«Угадай, что в коробочке?»

Цель: научить детей дифференцировать шумы с незначительными по силе звучания различиями.

«Угадай, что делают?»

Цель: научить детей соотносить характер своих действий с изменением силы звучания предмета.

Детям раздают по два флажка и предлагается выполнить следующее задание: если бубен звучит громко, то надо поднять флажки, если бубен звучит тихо, то надо держать руки внизу.

«Большой-маленький»

Цель: учить дифференцировать предметы по силе звучания.

Детям предлагается прослушать и сопоставить звучание больших и маленьких прдеметов (два барабана, два бубна, две погремушки, два колокольчика, два молоточка). Затем все предметы убираются за ширму, и детей просят угадать, какой предмет звучит – большой или маленький.

«Где позвонили?»

Цель: учить детей определять направления звука.

Дети садятся в круг. Взрослый (воспитатель\логопед) выбирает водящего, который становится в центре. По сигналу водящий закрывает глаза. В это время кому-нибудь из детей дается бубен (колокольчик и т.п.) и предлагается позвонить. Водящий не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если водящий ошибся, он отгадывает ещё раз, затем назначает другого водящего.

«Полянка»

Цель: узнавать ритмический рисунок.

На полянку собрались дикие животные. Каждый из них постучится по разному: заяц – 1 раз, медвежонок – 2 раза, белка – 3 раза, а ёжик 4 раза. По стуку догадайся, кто пришёл на полянку.

2 этап. Развитие фонематического слуха

На данном этапе используются игровые упражнения, с помощью которых дети учатся:

  •  различать одинаковые слова, фразы, звукокомплексы и звуки по высоте, силе и тембру голоса;
  •  различать слова, близких по звуковому составу;
  •  дифференцировать слоги;

 дифференцировать звуки (фонемы).

«Громко - тихо»

                Развитие умения менять силу голоса говорить то громко, то тихо. Используем парные игрушки (большую и маленькую).

«Три медведя»

                Развитие умения менять высоту голоса. Меняя высоту голоса, попросить ребёнка отгадать, кто говорит Михайло Иванович (низкий голос, Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка(высокий голос)).

                Произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

3 этап. Формирование навыков элементарного анализа и синтеза.

Этот этап имеет определенную последовательность:

  • Определение количества слогов в словах разной сложности.
  • Выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука.
  • Выделение первого и последнего звука в слове.
  • Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложений.
  • Определение места, количества, последовательности звуков в слове.
  • Творческие задания (придумать слова с заданным звуком)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия,  раскрываются приемы работы на каждом этапе....

Система работы по развитию фонематического восприятия звуков и навыков фонематического анализа и синтеза для детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка включает в себя перспективное планирование по развитию фонематического восприятия звуков и навыков фонематического анализа и синтеза для детей старшего дошкольного возраста I и...

Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".

Консультация "Развитие фонематического восприятия  у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....

«Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями»

laquo;Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями» В педагогике фонематическое восприятие и фонематический слух определяется как специальное ...

Перспективное планирование работы по развитию фонематического восприятия и навыков фонематического анализа

План включает в себя основные напраления  работы логопеда по формированию фонематического восприятия и навыков фонематического анализа у  детей старшей и подготовительной к школе групп...

Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха во время игры.

Развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического слуха во время игры....