Мастер-класс « Игры и упражнения по формированию слоговой структуры слова».
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Трушникова Алла Геннадьевна

Искажение слоговой структуры слова у дошкольника старше 4-х лет является симптомом глубокого нарушения фонематического восприятия, которое, в свою очередь, по мнению специалистов, свидетельствует об общем недоразвитии речи. А если нарушается слоговая структура слова, то мы можем иметь сразу ряд затруднений в речи, способность говорить, чётко и понятно поддерживать беседу, ясно выражать свои мысли.Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с детьми, имеющими системные нарушения речи,  и это является одной из причин возникновения дисграфии и дислексии у детей в школьном возрасте. 


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Трушникова Алла Геннадьевна,

                                    учитель-логопед высшей квалификационной категории

                                  Муниципального Бюджетного дошкольного            

                                  образовательного учреждения «Детский сад №8

                                                                                   комбинированного вида

Мастер-класс  « Игры и упражнения по формированию слоговой структуры слова».

Дата проведения: октябрь 2020 года.

Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме  устранения нарушения слоговой структуры слов путём теоретических аспектов и игровой практикой.    

Задачи:

1.Использовать в работе учителя-логопеда и воспитателя  по коррекции нарушений слоговой структуры слова новые современные ИКТ.

2.Соблюдать принципы коррекционной работы, направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова, для достижения наиболее эффективных результатов.

3.Вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к данной проблеме.

4.Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес ребенка к занятию.

Оборудование:  магнитная доска, магниты, картинки с предметами, проектор, интерактивная доска, ноутбук, интерактивные игры.

Раздаточный материал:  листы бумаги, на которых написано слово – «здоровье»; игры:  «гусеница», «пчелка», «путешествие на воздушном шаре»,  «собери слово», «слоги и слова», «собери бусы», «посчитай-ка»; бумажные облака с вопросами для педагогов.

 Ход мастер – класса.

1. Организационный момент.      

- Я должна вам сообщить тему нашего мастер - класса, но хочу, чтобы мы с вами вместе сформулировали её.

- Сейчас я вам покажу картинки и произнесу слова так, как называли дети эти слова:

АВТОБУС -  «татобу»

ПОМИДОР -  «мидор»

КАСТРЮЛЯ -  «кастуля»

ОБЕЗЬЯНА -  «бизяна»

КЛУБНИКА -  «лубика»

ТАРЕЛКА -  «талерка»

- Может быть, вы догадались, что это за слова?

-Что случилось со словами? (нарушался контур слова, были переставлены звуки, слоги, выпущены слоги из слова.)

-Да, нарушалась в целом слоговая структура.

 

Объявление темы мастер-класса «Игры и упражнения по формирова-нию слоговой структуры слова»

3.Теоретическая часть.

Теоретический аспект «Что такое нарушение слоговой структуры слова?». 

       Первые слова, которые начинает произносить ребенок, очень просты по своему звуковому и слоговому составу, ребенок начинает воспроизводить слоги, слова в порядке сравнительной силы. Так, сначала из всего слова передается только ударный слог, затем -первый предударный слог и, наконец, слабые безударные слоги.

       Точное воспроизведение слогового ряда, к сожалению, не всегда удается ребенку. Этот дефект произношения называется «Нарушение слоговой структуры слова». Маленькие дети могут переставлять, пропускать слоги в сложных по своей слоговой структуре словах.

       Искажение слоговой структуры слова у дошкольника старше 4-х лет является симптомом глубокого нарушения фонематического восприятия, которое, в свою очередь, по мнению специалистов, свидетельствует об общем недоразвитии речи.

       А если нарушается слоговая структура слова, то мы можем иметь сразу ряд затруднений в речи, способность говорить, чётко и понятно поддерживать беседу, ясно выражать свои мысли.

       - Как вы думаете, а надо ли заниматься этой проблемой? И к чему может привести данный дефект?

       -Конечно, коррекцией нарушений слоговой структуры слова необходимо заниматься под контролем специалиста. Коррекция осуществляется по нескольким направлениям:

- уточнение и закрепление значения слов;

- использование слуховой, зрительной и кинестетической функции;

- начинать работать с правильно произносимых звуков.

   Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с детьми, имеющими системные нарушения речи,  и это является одной из причин возникновения дисграфии и дислексии у детей в школьном возрасте

     Как же выявить трудности в воспроизведении слоговой структуры слова, его звуконаполняемости?

- можно повторить ряды слогов, состоящих из разных гласных и согласных

  звуков (па-ту-ко) ряды слогов, состоящих из разных согласных, но

  одинаковых гласных звуков (па-та-ка-ма); из разных гласных, но

  одинаковых согласных звуков (па-по-пу); из одинаковых гласных и

  согласных звуков, но с разным ударением (па-па-па, па-па-па, па-па-па).

- отстучать ритмический рисунок слова.

После 5 лет детям даётся задание повторить за логопедом предложения с большой концентрацией сложных слов, например:

Водопроводчик чинил водопровод.

Милиционер регулирует уличное движение.

В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

Строители работают на строительстве высотного дома.

Волосы подстригают в парикмахерской.

    Кроме того, детям предлагается самостоятельно  составить предложения по сюжетным картинкам. При этом виды работ должны варьироваться:

-назвать предметные картинки;

-повторить слова(слоги) за логопедом;

-ответить на вопросы (Где подстригают волосы?)

Построить коррекционную работу можно в два этапа:

– подготовительный; цель данного этапа – подготовить  ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка (мы об этом говорили ранее);
– коррекционный; цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка.

Практическая часть.

  - Все мы любим, играть в различные игры, а дети особенно. Сегодня я бы хотела вам показать, как можно играя, учить,  корректировать и овладевать слоговой структурой слова.

       Предлагаю вашему вниманию многофункциональные дидактические пособия, предназначенные как для коррекции нарушения слоговой структуры слова, так и для автоматизации звуков:

Игра «Гусеница»

Цель:  упражнять детей в умении делить слова на слоги, запоминая их последовательность, формировать  навык слогового и фонематического анализа слова, развивать мелкую моторику и сенсорику.

Ход игры:  детям предлагается определить количество слогов в слове (с использованием   наглядности или на слух) и выложить соответствующее количество цветных фишек на изображение гусеницы (пуговицы, крышечки, ракушки, камешки или другой материал).

Игра «Пчелка»

Цель:  упражнять детей в определении количества слогов в словах,  формировать навык слогового и фонематического анализа слова, закреплять умение детей  ориентироваться на листе бумаги.

Ход игры:  предлагаю детям наглядный материал (картинки), выложенные по порядку на доске, в каждом слове нужно определить количество слогов и, перелетая с цветка на цветок игрушкой – пчелкой спросить ребенка на цветке какого цвета сидит пчелка (каждому слогу соответствует один цветок).

Так же можно произносит слова на слух, определяя количество слогов в слове, перемещая игрушку-пчелку по цветкам.

Игра «Путешествие на воздушном шаре»

Цель:  закреплять умение делить слова на слоги, закреплять правильное произношение звуков в словах с разной слоговой структурой, упражнять в соотношении количества слогов в слове с цифрой.

Ход игры:  детям предлагается определить количество слогов в слове (картинка) и вставить картинку в корзину воздушного шара так, чтобы количество слогов в слове соотносилось с той цифрой, которая указана на корзине воздушного шара, четко произнося слово по слогам.

Упражнения на уровне слова:

Игра с мячом

Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного логопедом слова.

Игра «Телеграф»

Цель: развивать умение делить слова на слоги.
Материал: палочки.
Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.

Игра «Собери слово»

Цель:  упражнять детей в составлении слов из слогов, формировать навык слогового и фонематического анализа слов, закреплять правильное произношение слов с разной слоговой структурой, овладевать чтением слогов и слов различного слогового состава, развивать произвольное внимание, закрепление лексических тем «домашние животные», «дикие животные», «фрукты».

Ход игры:  детям предлагается выложить  слово под картинкой, где находиться один из слогов, остальные слоги нужно правильно расставить и прочитать это слово, затем сделать звуковой анализ слова.

Игра «Слоги и слова»                                                                                                                     

Цель игры:  закреплять умение делить слова на слоги, запоминая их последовательность, упражнять в правильном произношении звуков в словах, овладевать чтением слов и слогов различного слогового состава, запоминать некоторые грамматические нормы русского языка, развивать произвольное внимание, мелкую моторику рук.

Ход игры:  детям предлагается собрать пазл,  который состоит из картинки, слова  и слогов данного слова  (можно начинать собирать пазл с картинки, слова или слогов данного слова). Задание усложняется, нужно к каждому слогу подобрать картинку, начинающуюся на данный слог.

Игра «Собери бусы»

Цель:  упражнять детей в умении составлять короткие и длинные слова из различных слогов, формировать навык слогового анализа слов, упражнять навыки чтения слов и слогов, развивать мелкую моторику и сенсорику.

Ход игры:  разделить детей на команды и предлагается им собрать слова из слогов, которые написаны на различных фигурах,  затем нанизать их на веревочку, чтобы получились «бусы». Выигрывает та команда, которая быстрее и правильно соберет слова. Вопросы, – какие слова  вы подобрали, сколько их, какие слова у вас получились одинаковые, а какие разные?

Игра «Сосчитай, не ошибись»

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: пирамидка, кубики, камешки.
Ход игры: ребёнок произносит заданные логопедом слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.

Игра с мячом «Передай дальше»

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: мяч.
Ход игры: дети передают мяч друг другу  и одновременно называют слог заданного слова .

Игра «Назови правильное слово»

Цель: учить различать правильно звучащие слова.
Материал: картинки.
Ход игры: логопед произносит слова неправильно, ребёнок называет слова правильно (если ребёнку трудно выполнить задание, то в помощь даются картинки). Например, при изучении темы «Звук «С», детям предлагается узнать слова и расставить слоги по порядку: мо-са-лёт, ба-са-ка, ле-ко-со и т.д. Эту же игру можно использовать и при изучении лексических тем, таких, как «Фрукты»(пель-а-син, ва-сли и.т.д.), «Сад-огород» (Игра «Семена каких овощей и фруктов перепутались»:

Показал садовод.

Нам такой огород.

Где на грядках, засеянных густо.

Огурбузы росли.

Помидыни росли.

Редисвёкла, чеслук и репуста.

       Придумайте сами несколько таких необычных слов.

Упражнение «Что изменилось?»

Цель: учить различать разную слоговую структуру слова.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок объясняет различие между словами.
Слова: Кот, кошка, котёнок. Лис, лиса, лисёнок. Дом, домик, домище.  

             Гном, гномы, гномики. Лист, листик, листики.  и т.д.

Упражнение «Найди самое длинное слово и самое короткое слово»

Цель: закреплять умение делить слова на слоги.
Материал: картинки, червяк и гусеница.
Ход упражнения: ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.

Например, как вариант, при изучении лексической темы «Перелётные птицы», детям гораздо легче запомнить и произнести их название, если они отхлопают названия птиц и узнают, у какой птицы самое короткое название, у какой самое длинное (Соответственно: грач, ласточка, кукушка, соловей).

Упражнение «Сосчитай, не ошибись»

Цель: закреплять умение детей делить слова  на слоги.
Материал: картинки, карточки с цифрами. 
Ход упражнения: Логопед показывает картинки, дети показывают цифру, соответствующую количеству слогов в слове (вариант усложнения – цифру ударного слога).

Упражнение «Какое слово отличается»

Цель: учить различать слова с разной ритмической структурой.
Материал: картинки.
Ход упражнения: логопед называет серию слов, дети определяют лишнее слово (использовать картинки, если дети затрудняются).
Слова: бак, рак, мак, ветка. Вагон, бутон, батон, самолёт.

Упражнение «Назови одинаковый слог»

Цель: закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных словах (самолёт, молоко, прямо, мороженое).

Игра «Конец слова за тобой»

Цель: учить синтезировать слова из слогов.
Материал: мяч.
Ход игры: логопед начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог  (
обычно, это последний слог для автоматизации одного звука или дифференциации звуков).

Например: ША: ка…, ва…, Да…, Ма…, Ми…

                    СА: ли-са, ко-са, ро-са; бу-сы, ко-сы, воло-сы, подно-сы и т. д.

                    КА-ша, Па-ша, ко-жа, госпо-жа, Ми-ша, лу-жа и т.д.

Игра «Какое слово получилось?»

Цель: упражнять в простейшем слоговом анализе.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок, бросая мяч логопеду, произносит первый слог. Логопед, возвращая мяч, говорит второй слог и просит ребёнка назвать слово полностью.

Ребёнок:                           Логопед:                                Ребёнок:
                                         кет                                           букет
                                         фет                                          буфет
Бу                                      тон                                          бутон
                                         бен                                           бубен

Упражнение «Назови ласково»

Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имён существительных.
Материал: мяч.
Ход упражнения: логопед, бросая мяч ребёнку, называет предмет. Ребёнок, возвращая мяч, называет его «ласково».
Бант – бантик,   бинт – бинтик, куст – кустик, шарф – шарфик, лист – листик.

Упражнение «Назови слово правильно»

Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 7-го типа, развивать слуховое внимание и память.
Материал: предметные картинки.
Ход упражнения: логопед показывает картинку и произносит звукосочетание. Ребёнок поднимает руку, когда услышит правильное название предмета и называет его.

Логопед:                             Ребёнок:
Мосалёт                             
Ломасёт                             самолёт
Самолёт

Игра «Слоговые кубики»

https://fhd.multiurok.ru/8/c/4/8c457a0877555a9cebe2a953202eb77fb1028085/ighry-i-ighrovyie-uprazhnieniia-v-formirovanii-sloghovoi-struktury-slov_1.jpeg

Цель: упражнять в синтезе двухсложных слов.
Материал: кубики с картинками и буквами.
Ход игры: дети должны собрать слова из двух частей.

Игра «Цепочка слов»

https://fhd.multiurok.ru/8/c/4/8c457a0877555a9cebe2a953202eb77fb1028085/ighry-i-ighrovyie-uprazhnieniia-v-formirovanii-sloghovoi-struktury-slov_2.jpeg

Цель: закреплять умение анализировать и синтезировать двух- трёхсложные слова.
Материал: карточки с разделёнными на части картинками и словами.
Ход игры: дети выкладывают цепочку из слов (картинок) по типу домино.

Игра «Логокуб»

Цель: упражнять в слоговом анализе одно- двух- и трёхсложных слов.
Материал: куб, набор предметных картинок, карточки с цифрами.
Ход игры: дети выбирают из общего набора картинок те, которые соответствуют заданному количеству слогов и закрепляют их на определённой грани куба.

https://fhd.multiurok.ru/8/c/4/8c457a0877555a9cebe2a953202eb77fb1028085/ighry-i-ighrovyie-uprazhnieniia-v-formirovanii-sloghovoi-struktury-slov_3.jpeg

Игра «Поезд»

Цель: учить подбирать слова с заданной слоговой схемой.
Материал: поезд с вагончиками, набор предметных картинок, схемы слоговой структуры слов.
Ход игры: детям предлагается помочь «рассадить пассажиров» в вагоны в соответствии с количеством слогов.

Игра «Пирамида»

https://fhd.multiurok.ru/8/c/4/8c457a0877555a9cebe2a953202eb77fb1028085/ighry-i-ighrovyie-uprazhnieniia-v-formirovanii-sloghovoi-struktury-slov_5.jpeg

Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова.
Материал: набор предметных картинок.
Ход игры: ребёнок должен расположить картинки в заданной последовательности: одно вверху – с односложным словом, два в середине – с двухсложными словами, три внизу – с трёхсложными словами.

Упражнение «Собери слово»

Цель: учить синтезировать двух- трёхсложные слова.
Материал: карточки со слогами на тонированной бумаге.
Ход упражнения: каждый ребёнок выкладывает по одному слову. Затем обмениваются набором карточек и игра продолжается.

https://fhd.multiurok.ru/8/c/4/8c457a0877555a9cebe2a953202eb77fb1028085/ighry-i-ighrovyie-uprazhnieniia-v-formirovanii-sloghovoi-struktury-slov_6.jpeg

Упражнение «Подбери слово»

https://fhd.multiurok.ru/8/c/4/8c457a0877555a9cebe2a953202eb77fb1028085/ighry-i-ighrovyie-uprazhnieniia-v-formirovanii-sloghovoi-struktury-slov_7.jpeg

Цель: закреплять умение анализировать слоговую структуру слов.
Материал: предметные картинки, карточки со схемами слоговой структуры. Карточки со словами (для читающих детей).
Ход упражнения: 
Вариант 1. Ребёнок подбирает схемы к картинкам.
Вариант 2. Ребёнок подбирает картинки к схемам.

Игра «Наведём порядок»

Цель: совершенствовать слоговой анализ и синтез.
Материал: набор карточек со слогами на тонированной бумаге.
Ход игры: дети выбирают из общего количества слоги и расставляют их в нужном
 порядке.

https://fhd.multiurok.ru/8/c/4/8c457a0877555a9cebe2a953202eb77fb1028085/ighry-i-ighrovyie-uprazhnieniia-v-formirovanii-sloghovoi-struktury-slov_8.jpeghttps://fhd.multiurok.ru/8/c/4/8c457a0877555a9cebe2a953202eb77fb1028085/ighry-i-ighrovyie-uprazhnieniia-v-formirovanii-sloghovoi-struktury-slov_9.jpeg

Игра «Кто больше»

Цель: совершенствовать умение синтезировать слова из слогов.
Материал: набор карточек со слогами на бумаге одного цвета.
Ход игры: из общего количества слогов дети выкладывают как можно больше вариантов слов.

https://fhd.multiurok.ru/8/c/4/8c457a0877555a9cebe2a953202eb77fb1028085/ighry-i-ighrovyie-uprazhnieniia-v-formirovanii-sloghovoi-struktury-slov_10.jpeghttps://fhd.multiurok.ru/8/c/4/8c457a0877555a9cebe2a953202eb77fb1028085/ighry-i-ighrovyie-uprazhnieniia-v-formirovanii-sloghovoi-struktury-slov_11.jpeg

        Игра «Ребусы»  (интерактивная)

Цель игры:  упражнять детей в умении разгадывать ребусы, упражнять слогом синтезе, развивать логическое мышление и зрительную память, закреплять в делении слов на слоги, развивать интерес к интерактивным играм.

Ход игры:  детям предлагается отгадать ребусы и сделать слоговой анализ отгаданных слов.

Игра «Дикие и домашние животные»  (интерактивная)

Цель игры:  закрепить лексические темы «дикие животные» и «домашние животные»,  активизировать словарный запас по этим темам, закреплять слоговой анализ слова, продолжать развивать интерес к интерактивным играм.

Ход игры:  предлагаю детям  «убрать»  диких животных от домашних животных так,  в слове, у которых  имеется один слог, затем – два слога и т.д.

Игра «Что лишнее?»    (интерактивная)

Цель игры:  упражнять детей в умении классифицировать предметы по общему признаку, закреплять  лексические темы, расширять и активизировать словарный запас, закреплять умение делить слова на слоги.

Ход игры:  предлагаю детям « убрать»  лишний предмет, объяснить почему?  Затем назвать слова и дать  слоговой анализ данного слова.

 

        Таким образом, упражнения подбираются в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития  детей, их возраста и вида речевой патологии. Работа по коррекции слоговой структуры слов ведётся длительно, систематизировано, по принципу от простого к сложному, с учётом ведущего вида деятельности детей и с применением наглядности. Благодаря этому можно достичь значительных результатов по формированию слоговой структуры слова у детей.

5.Рефлексия.

Воспитатели делятся своими впечатлениями  мастер – класса (вопросы записаны на бумажных  облаках).

1. Что я сегодня узнала нового?

2. Что для меня было интересно?

3.  Я приобрела… 

4. Я поняла, что…

5. Теперь я могу…

6. Что меня удивило?

7.  Что я возьму для своей работы?

Литература:

1.З. Е.Агранович: Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей, Изд.: Детство-Пресс, 2008 г.
Подробнее: 
https://www.labirint.ru/books/45017/

2. С.Е.Большакова, Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Изд. Сфера,  2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова у дошкольников

Дидактические игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова у дошкольников...

«Логопедические игры и упражнения по формированию слоговой структуры слова».

Существует определенная зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребенк...

Игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот ...

Дидактические игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова

Практика логопедической работы показывает,.что часто на первый план в дошкольном возрасте  выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается  значение формирования  слоговой стр...