Технология коррекции фонематического слуха
методическая разработка по логопедии

Карпова Марина Александровна

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов и основой легкости овладения грамматическим строем языка, а значит успешного освоения письма и чтения. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonematicheskiy_sluh_dlya_mini_sayta.docx37.63 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретическое обоснование технологии коррекции фонематического слуха

Фонематическое восприятие представляет собой наиболее элементарный уровень распознавания речевых высказываний. Под этим подразумевается способность к дифференциации и категориальной идентификации всех фонем родного языка. Д.Б. Эльконин фонематическое восприятие определяет как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании». Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Р. М. Боскис, Г. А. Каше отводят большую роль формированию фонематического восприятия, т. е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы).


Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов и основой легкости овладения грамматическим строем языка, а значит успешного освоения письма и чтения. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи учителя - логопеда.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. По данным Т. А. Ткаченко, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.


Фонематическое восприятие начинает формироваться у детей в период от 1 до 4 лет при восприятии устной речи окружающих и при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемым образцом. Проговаривание слов — важное условие выделения и обобщения дифференциальных признаков фонем и их закрепления в памяти. Для дальнейшего развития фонематического восприятия важно сознательное и произвольное выделение детьми отдельных звуков в словах и сравнение речевых звуков (в возрасте 4—5 лет). Механизм фонематического восприятия при овладении чтением и письмом существенно перестраивается в процессе разложения слов на составляющие их речевые звуки, соотношения звуков с буквами и формирования новых звукобуквенных образов слов.

Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Р. М. Боскис, Г. А. Каше отводят большую роль формированию фонематического восприятия, т. е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

По данным Т. А. Ткаченко, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.

Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. Можно выделить следующие его уровни:

1. Первичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно.

2. Вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено вторично. Наблюдаются нарушения речевых кинестезий вследствие анатомических и двигательных дефектов органов речи. Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие - важнейший механизм развития произношения.

В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:

- трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;

- при сформированной артикуляции не различение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;

- невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.

Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов. С помощью выработки артикуляторных навыков можно добиться лишь минимального успеха, и притом временного. Стойкое исправление звукопроизношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние и на формирование письма. Поэтому развитию фонематического слуха уделяется большое внимание.

Изучая проблему развития фонематического восприятия у детей  с ОНР,  мы обращались к работам известных педагогов и психологов: Гвоздева А.И., Левиной Р.Е., ШвачкинаН.Х., Хватцева М.Е., Каше Г.А., Токаревой О.А., Спировой Л.Ф., Ястребовой А.В., Филичевой Т.Б., Чевелевой Н.А., Чиркиной Г.В. и др. специалистов.  Как выяснилось, что проблема обучения детей с ОНР, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие рассматривается исследователями с разных позиций. Представленные коррекционные методики содержат взаимодополняющие методы и приемы, которые можно эффективно использовать в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста, учитывая индивидуальные особенности детей и условия организации обучения.

Проанализировав методики, полагаясь на собственный многолетний опыт работы учителем – логопедом, учитывая данные обследования воспитанников логопедических групп (занесены в речевые карты), нами была разработана технология развития фонематического восприятия для детей с ОНР старших и подготовительных логопедических групп.

При построении технологии развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР мы использовали методики, созданные Филичевой Т.Б. и Чиркиной Г.В., Коноваленко В.В., Коноваленко СВ., Дьяковой Н.И., Волкова Г.Л., Ткаченко Т.А.

Цель:

  • Создать систему логопедических игр для развития фонематического восприятия у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
  • Вести работу по развитию фонематических процессов планомерно в соответствии с программой коррекционного воспитания и обучения и индивидуальными особенностями детей данной группы.
  • Объединить усилий учителя - логопеда, воспитателей и родителей по преодолению фонематического недоразвития у детей.

Коррекционная работа по развитию фонематического восприятия детей будет успешной при условии решения следующих задач:

  • развитие слухового внимания и слуховой памяти,
  • формирования навыков узнавания неречевых звуков,
  • различения высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз, различения слов, близких по своему звуковому составу,
  • дифференциации фонем, слогов, слов,
  • развитие навыков элементарного звукового анализа.

Описание технологии развития фонематического слуха

Технология коррекции фонематического слуха включает в себя следующие этапы:
I этап: диагностический – выявление уровня развития и особенностей фонематического восприятия;

2 этап: подготовительный – формирование предпосылок развития фонематического восприятия:

 а) обучение узнаванию неречевых звуков параллельно с формированием слуховой памяти и слухового внимания;
б) обучение ребенка различению высоты, силы, тембра голоса при помощи игр и упражнений, содержащих одинаковые звуки, сочетания фраз, отдельных слов
.
3 этап: обучение  различению близких по звуковому составу слов;

4 этап: дифференциация слогов;

5 этап: обучение различению фонем (звуков), понятие о гласных и согласных;
6 этап: развитие навыков  простого звукового анализа: разделение слов на слоги, выделение  ударного слога, анализ гласных звуков, затем согласных.

Логопедическая работа проводится в единстве с развитием языка и мышления: содержание усваиваемого речевого материала должно быть доступным и понятным детям, должно будить их мысль. Нельзя тренировать детей на длительном повторе бессмысленных звукосочетаний.  Нужно так или иначе осмыслить их, хотя бы в форме звукоподражания бою барабана - та-та-та-та и т.п. Кроме того, необходимо разнообразить логопедические приемы, если приходится многократно повторять один и тот же речевой материал.

Овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и ее грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной звуко - слоговой структуры. Поэтому, очень хорошие результаты дает одновременное изучение и звука, и его графического образа - буквы.

В самом начале, перед тем, как услышать слог, ребенок собственноручно под руководством взрослого материализует звуковой состав этого слога: рисует в заданной последовательности красный и синий кружки. Затем учитель - логопед произносит слог, последовательно выделяя интонацией звуки этого слога. Ребенок аналогичным образом повторяет слог, затем, последовательно нажимая пальцем на кружки, как на кнопочки, последовательно называет звуки этого слога. Так, незаметно для себя, как бы играя в звучащие кружки, ребенок овладевает представлением о составе слога из звуков. Несколько раньше, уже познакомившись со звуками - обитателями разноцветных Звуковых замков, ребенок в состоянии отличить гласный звук от согласного. Впоследствии ребенок читает слог, многократно пишет его печатными буквами, глядя на образец, и наконец, пишет слог самостоятельно, проговаривая его вслух и интонируя при этом, выделяя звуки.

Именно таким образом формируемые навыки звукового анализа и синтеза становятся в начале коррекционной работы надежной, естественной компенсаторной опорой центральной нервной системе ребенка с ОНР в плане коррекции и формирования всех компонентов речи. Начало коррекционного обучения строится на основе максимального использования сохранных анализаторов - зрительного и двигательного. Именно поэтому детям предлагается собственноручно изображать кружками звуковой состав слога (позже - слово) под кружками. Для указанного контингента детей такой подход гораздо более эффективен, нежели манипулирование готовыми кружками и буквами разрезной азбуки (которая тем не менее используется для разнообразия методов выполнения одних и тех же заданий). Собственноручное написание слогов и слов дает ребенку дополнительные возможности увидеть и кинестетически ощутить графические изображения выделяемых звуков. Важно отметить в этой связи, что качество этих написаний, с точки зрения каллиграфии, совершенно несущественно, поскольку данное упражнение имеет другие цели.

Необходимость в предваряющем звуковой анализ собственноручном изображении кружков, написании слогов и слов под кружками весьма быстро отпадает, дети достаточно быстро овладевают умением производить звуковой анализ в умственном плане. При дальнейшем обучении в качестве вспомогательных средств используются готовые схемы слов в виде кружков, «Звуковые домики», «Звуковые линейки». Но опыт написания слогов и слов под кружками оказывается полезным и впредь. Так, в случае затруднений ребенка в звуковом анализе слов можно кружками изобразить звуковой состав трудного слова, предложив ему написать данное слово под кружками. Определенный кружок при этом выступает в роли визуальной подсказки.

В результате одновременного изучения с первых же дней звуков и букв, обучению звуковому, затем слоговому анализу и синтезу на основе написания и чтения анализируемых слогов и слов в сознании ребенка образуется стойкая взаимосвязь между произнесенным звуком и соответствующей буквой. Это становится хорошим подспорьем в автоматизации звуков, их дифференциации. Читая слова с автоматизируемым звуком, ребенок, как правило, не допускает искажения этих звуков, и   специальной работы над дифференциацией, практически не требуется ни в устной, ни в письменной речи.

Первые успехи в чтении и печатании оказывают мощное психотерапевтическое воздействие на личность ребенка, стимулирует развитие познавательной деятельности. Овладев самыми элементарными навыками чтения и печатания, ребенок буквально выпрямляется на глазах: у него появляются самоуважение, уверенность в своих силах; резко возрастает познавательная активность; все психические процессы протекают на качественно новом уровне.

Чувство благодарности ребенка к учителю - логопеду в связи с этим формирует устойчивое положительное отношение ребенка, как к личности логопеда, так и к логопедическим занятиям. Ребенок с удовольствием занимается артикуляционной гимнастикой, постановкой звуков, деятельностью, требующей от него значительных волевых усилий, особенно если в работе присутствуют игровые моменты и красочная наглядность.

Возможности ребенка, страдающего ОНР, в овладении чтением и письмом значительно опережают его возможности в плане овладения самостоятельной устной речью. Слово сложного звукового состава ребенку легче прочитать и написать, чем произнести. Таким образом, ребенок приобретает через чтение и печатание путь к формированию и коррекции фонетической стороны речи, ее грамматического строя, обогащению словарного запаса.

Начало обучения строится на материале звукового анализа и синтеза, чтения и письма слов, произношение которых не расходится с их написанием. К приемам, использующимся на данном этапе, можно прибегать и впредь в качестве помощи ребенку в овладении произнесением слов сложного звукового состава, в коррекции аграмматизмов, если проблема написания трудного для ребенка слова является фонетической.

Так, например, если ребенок в устной речи опускает или переставляет звуки или слоги, искажает окончания и т. д., ему предлагается:

  • «написать» слово линиями (т.е. составить графическую схему слогового состава слова);
  • назвать с хлопком или без него и написать под соответствующей линией первый слог, прочитать его; подобным образом поступить с остальными слогами;
  • многократно прочитать дефектно произносимый слог;
  • многократно прочитать все слово;
  • произнести слово (громко, тихо).

Таким образом, можно помогать ребенку, овладевать правильным употреблением падежных и родовых окончаний прилагательных и существительных, местоимений, числительных, согласованием в роде, числе и падеже существительных и прилагательных, окончаний глаголов.

Наряду с этим очень полезно проводить игры для развития звукового анализа.  В игре 'Найди звук' дети находят заданный звук в именах, названиях предметов, придумывают слова на заданный звук и т. п.

Коррекционный процесс требует длительных упражнений с многократным повторением. Он не прост для детей, особенно имеющих незрелость эмоционально-волевой сферы, слабую регуляцию произвольной деятельности, зачастую страдающих малыми мозговыми дисфункциями. Поэтому, необходимо разнообразить организованную образовательную деятельность по формированию фонематических представлений, вносить в нее элементы игры.

Игра, как известно, в высшей степени активизирует ребенка к разговору и служит, таким образом, прекрасным средством коррекции и совершенствования его речи. Учителю - логопеду остается только целенаправленно, вдумчиво подбирать речевой материал. В игре дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя, усваивают правильное произношение звуков, на что потребовалось бы вне игры много времени и усилий. Такая легкость образования речевых рефлексов в игре обусловлена эмоциональностью ребенка. При проведении игры в подготовительной группе полезно указать ее цель: «Поучимся произносить звук С». При этом необходимо контролировать выполнение задания у каждого ребенка. Иногда, не прерывая игры, некоторым детям оказывается помощь напоминанием, показом артикуляции и т.д. Дети, усвоив новое слово, многократно повторяют его, играют с ним, тем самым закрепляют новые навыки. В игре ребенок, как установлено психологами, более успешно (в полтора-два раза) запоминает предложенное ему слово, чем по прямому заданию повторить его. Игра имеет большое место при закреплении (автоматизации) звуков, их дифференциации, требующем многократных повторений, что обычно утомляет детей, надоедает им.

Вот перечень некоторых игр, успешно используемых в каждом этапе работы по развитию фонематических процессов, ведь, как было сказано выше, только игровая форма коррекционной работы дает наилучшие результаты.

На первом этапе - развитие распознавания неречевых звуков, мы проводим упражнения на различение звуков окружающих шумов, звучание музыкальных инструментов, игрушек, голосов природы по схеме: Что звучит? Где звучит? Как звучит (громко — тихо, долго — кратко, высоко — низко).  Далее предлагаем детям задания на определение количества хлопков, ударов, сигналов, звонков и т. д. (сколько?); воспроизведение неречевых звуков -  хлопков, ударов, сигналов, звонков и т. д. с разной силой, темпом, ритмом.

 Игры, задания и упражнения, направленные на восприятие и различение неречевых звуков.

 «Где позвонили?» Для этой игры нужны колокольчик или дудочка. Одному ребенку завязывают глаза, а другой, передвигаясь бесшумно, звонит в разных местах. Ребенок должен показать рукой направление звука. Затем целесообразно поменяться местами.

«Солнце или дождик?» Учитель - логопед берет бубен: «Хорошо гулять в саду, если светит солнце. Вы гуляйте, а я буду весело звенеть в бубен. Услышав стук, скорее идите в дом. Итак, раз-два, раз-два, начинается игра!»

«Жмурки с голосом». Водящему завязывают глаза. Он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети лают, кричат петухом, кукушкой. Водящий, поймавший кого-нибудь, по голосу узнает, кого именно поймал он. «Тихо — громко». Учитель - логопед стучит в бубен тихо, потом громко, потом очень громко. Соответственно звучанию ребенок выполняет разные движения. Например, под тихий звук идет на носочках, под громкий — полным шагом, под более громкий — бежит. А теперь самое время поменяться ролями, верно?

«Кто это?» Учитель - логопед держит в руке несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребенок наугад вытягивает одну картинку так, чтобы дети не видели, какую именно он вытянул.

Затем следует подражание крикам животного и его движениям. Дети, следящие за игрой, угадывают, кого вытянул ведущий. Затем образец сличается с оригиналом — картинкой.

«Кто что слышит?» Взрослый за ширмой стучит молоточком, зенит в звонок, трещит трещоткой, играет на дудочке. А ребенок угадывает, каким предметом произведен звук.

«Продавец и покупатель». Для этой игры потребуются коробочки из-под киндер-сюрприза. Вначале две, затем больше. Содержимое — различные крупы. Можно взять горох, он перекатывается в коробке громко, и сахар, шуршащий тихо. Покупатель просит продать ему сахар, а продавец предлагает угадать, в какой из коробочек он находится. Коробочки не открываются, а просто встряхиваются.

«Узнай по звуку». Играющие становятся спиной к ведущему, который производит разные шумы: перелистывает книгу, рвет или мнет лист бумаги, ударяет предметом о предмет, подметает, режет. Играющие на слух определяют природу звука.

«Найди игрушку». Ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Малыш должен найти ее, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки. Соответственно, чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого. Меняемся? Хорошо!

Развитие слухового внимания.

Игра «Послушай, о чем говорит улица», «О чем говорит дом?»

Определить на слух направление звука источник которого расположен справа- слева – сзади – спереди.

Игра «Жмурки с погремушкой»; «Узнай, где звучит»; «Колокольчик» - дети передают за спиной колокольчик, ребенок должен угадать, за чьей спиной звучит колокольчик.

Воспитание слухового внимания можно проводить, используя звучание игрушек, предметов, музыкальных инструментов.

Игра «Солнце или дождик» с использованием бубна;

«Угадай, что звучит?»

Различение и воспроизведение звуков, издаваемых тихо - громко, далеко -близко

Игра «Барабан» - ребенок отыскивает спрятанный предмет, ориентируясь на силу ударов барабана;

«Зайчики»- определение детьми принадлежности громких и тихих звуков большому и маленькому зайчику.

«Далеко - близко».

Различение и воспроизведение темпа и ритма.

Игра «Топ-топ-топ»- в ускоренном и замедленном темпе;

Воспроизведение простых ритмов карандашом.

Воспроизведение сложных ритмов.

Игры и задания, направленные на различение высоты,

силы и тембра голоса.

Игра «Кто как кричит?»

«В лесу» - ребенок определяет, кто его позвал, близко или далеко;

«Три медведя» - определить, кому принадлежат реплики из сказки.

 «Определи лишний слог».

На последнем этапе ребенок учится различать отдельные фонемы (звуки).

«Парные картинки» - игра проводится сначала на звуках, далеких по артикуляции, затем - на оппозиционных звуках ( с-ш, з-ж, р-л, м-мь, с-з, ш- ж...).

На втором этапе - развитие узнавания и дифференциации фонем на слух.

вводятся речевые звуки. Можно предложить следующие упражнения:

  • различение и отхлопывание ритмического рисунка слова;
  • отхлопывание ритмического рисунка чистоговорки, скороговорки, стихотворения, отметить ударный слог движением руки;
  • узнавание по беззвучной артикуляции гласных звуков.

Работу начинаем с уточнения артикуляции гласных звуков. Гласный звук выделяем на основе звукоподражаний с использованием картинок, моделей артикуляции звуков. Например, девочка плачет: (а-о-о); волк воет (у-у-у); болит зуб (о-о-о). Обращаем внимание на положение губ (раскрыты, вытянуты кружочком, вытянуты трубочкой, растянуты в улыбку и т. д.). Сначала гласный звук в словах произносим с интонированием, затем с естественной артикуляцией и интонацией.

Игры, задания и упражнения, направленные на анализ, восприятие и различение речевых звуков.

«Выдели звук» - первый ударный гласный звук в слове.

Цель: определить первый звук в словах (с опорой на картинки);

Выделение начального гласного в безударной позиции (с опорой на картинки). Выделение гласного звука в середине слова (с опорой на зеркало).

«Загадки» - отгадать загадку и определить первый звук в слове-отгадке;

«Поезд» - подобрать для поездки в поезде предметы или картинки на определенный гласный звук;

«Кружки» - выложить на стол столько красных кружков, сколько гласных звуков произнес логопед

Узнавание согласного в слове (хлопнуть в ладоши на определенный звук).

Узнавать слова, в которых пропал первый или последний звук:

«Подскажи звук»; «Слово можно прошагать»; «Какое слово задумано?». Определять последовательность звуков, длину слова.

«Улавливай шепот». Игра заключается в том, что взрослый подает команды детям шепотом, четким и внятным, но уловимым только в том случае, если каждый вслушивается;

«Лягушка». Дети стоят в кругу. Водящий с завязанными глазами говорит, а дети в это время начинают движение по кругу:

Вот лягушка по дорожке скачет, вытянувши ножки, увидала комара, закричала... Тот, на кого указал водящий, говорит: «Ква-ква-ква». Ведущий угадывает, кто же так артистично квакал.

Дифференциация слогов, слов, отличающихся одним звуком (выделить лишний слог, показать нужную картинку: сок-сор; кол-гол …  Выделить слог, слово с заданным звуком отхлопываем или повторяем, например, игры «Поймай звук», «Запомни и назови!». 

  • определение наличия звука в звуковом, слоговом ряду;
  • определение места звука в ряду (в начале, в середине, в конце);
  • определение последовательности звуков в ряду;
  • воспроизведение артикуляции и самих звуков, произнесенных логопедом с использованием экрана, на слух с закрытыми глазами;

«Кто больше». Рассматривая вместе с ребенком картинки в книге, предлагаем ему найти среди них те, в названиях которых есть звук [р] (звук [с] и другие). За каждое названное слово дается поощрительное очко. Помогите ребенку, если он затрудняется, назовите несколько слов сами, выделяя заданный звук голосом, увеличивая длительность его произнесения;

определение количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру (1, 2, 3, 4). Слова предлагаются различной слоговой структуры;

Игры и задания, направленные на развитие восприятия звуков речи, слов близких по звуковому составу; различение слогов; различение фонем. На первом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.

Игра «Нелепица» - логопед называет картинку то правильно, то неправильно;

«Найди нужную картинку»- называются слова, сходные по звучанию;

«Выбери похожие слова» с использованием картинок-карточек;

На втором этапе ребенка учат различать слоги.

 «Рассели картинки по домикам». На доске — домики одно-, двух-, трех-, четырехэтажные. Дети по количеству слогов расселяют картинки в домики;

«Поезд». Детям предлагается макет поезда: паровоза и трех вагонов с цифрами 1, 2, 3. В первом вагоне «размещаются» слова-картинки из одного слога, во втором — из двух, в третьем — из трех слогов.

«Красный — белый». Для игры нужно приготовить два кружка (например, красный и белый). Взрослый предлагает ребенку внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть условленный звук ([л], [ш], например). Если в предлагаемом слове заданный звук есть, ребенок поднимает красный кружок, если нет — белый. Не забудьте поменяться ролями во втором туре;

«Разложи картинки в два ряда» (картинки разной слоговой структуры);

выделить первый слог из названий картинок, записать его, объединить слоги в слово или предложение и прочитать:

  • определить пропущенный слог в названии картинки: ...ва, до...га,ра...та;
  • составить слово из слогов, данных в беспорядке: та, ка, пус; воз, ро, па; ка, мор;
  • повторить слово или предложение, произнесенное по слогам: малъ-чи-ки иг-ра-ют в фут-бол;

«Поймай рыбку». Для этой игры нужна магнитная удочка. Это обычная палочка с привязанным к ней на ниточке магнитиком. На картинки из любого детского лото надеваются скрепки. Ребенок «вылавливает» удочкой разные картинки, называет их, определяя наличие или отсутствие в их названиях звука, выбранного заранее. Это могут быть [ж], [д], [к] и другие звуки. Можно усложнить игру, попросив определить место заданного звука в названии картинки. Так, в слове «самокат» [с] слышится в начале слова, в слове «весы» — в середине, а в слове «лес» — в конце. Итак, ловись, рыбка, большая и маленькая!

  • выделить из предложений слова, состоящие из двух или трех слогов;
  • по сюжетной картинке назвать слова из одного, двух, трех слогов;
  • придумать слова с двумя или тремя слогами;

«Кто внимательнее». Взрослый показывает картинки и называет их. Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах. Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук [з]. Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно;придумать слово с определенным слогом в начале слова, например со слогом СА:

  • придумать слово с определенным слогом в конце слова, например, со слогом на;
  • определить количество слогов в названиях картинок;
  • поднять цифру (1, 2, 3) в соответствии с количеством слогов в названии картинки;
  • по сюжетной картинке назвать слово из одного, двух или трех слогов;
  • составить слоги из букв разрезной азбуки: са, та, ка, на и т. д.;
  • изменить порядок звуков в слоге. Назвать полученный слот. Логопед читает слог. Дети воспроизводят звуки слога в обратной последовательности. Например, ку-ук, на-ан и т. д.;
  • составить из букв разрезной азбуки пары слогов, состоящих из одинаковых звуков: мо-ом, ша-аш ит. д.;

«Отстукивание слогов». Учитель – логопед напоминает ребенку, что каждое слово можно «отстучать» или «отхлопать» по количеству слогов: МА-ШИ-НА, БА-РА- БАЛ, ДОМ. Затем водящий громко и отчетливо называет слово. Играющий в бубен или в ладоши отхлопывает это слово. Если ребенок затрудняется, нужно «отстучать» слово вместе с ним;

«Цепочки слов». Эта игра — аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист — тарелка — арбуз. Вспомнили?

«Звенит-жужжит». Выбирается водящий. Он предлагает играющим задумать слова со звуками [з] и [ж]. Затем следует просьба произнести задуманные слова по очереди. Если в слове есть [з], ведущий констатирует: «Звенит». Если присутствует [ж]: «Жужжит»;

•        записать только слоги, начинающиеся с гласного звука; оканчивающиеся гласным звуком.

Так как фонематическое восприятие — это умственное действие по дифференциации фонем и установлению звукового состава слова, то на третьем этапе - формирование фонематического восприятия, вводятся упражнения на формирование звукового анализа и синтеза, и можно рекомендовать следующие упражнения:

  • анализ прямых и обратных слогов (например, ам, ом и т. д.);
  • узнавание звука на фоне слова в начале (в позиции под ударением, в безударной позиции), середине и конце слова.

Определение ударного гласного звука в начале слова проводится в трех вариантах: на слух, после произнесения слова ребенком, на основе слухопроизносительных представлений (например, по заданию подобрать картинку к соответствующему звуку).

Игры, задания и упражнения, направленные на развитие фонематического восприятия и анализа отдельных звуков.

«Разложи картинки»: в два столбика (звук в начале слова, звук в конце слова); в три столбика (звук в начале, в середине, в конце слова).

Игра с мячом «Закончи слово» слогом с заданным звуком;

Выделение заданного звука из предложения с использованием схемы и кружка.

«Подбери к картинке букву». Ребенок подбирает к картинке букву, которая соответствует первому звуку слова (предлагаемые картинки: облако, уши, ива);

Игра в лото. Предлагаются карточки с картинками, называется слово. Ребенок закрывает картинку той буквой, с которой начинается слово. Например, картинка с изображением астры закрывается буквой А;

подбор названий животных, птиц, насекомых, посуды, овощей, фруктов, цветов, деревьев и т. д., которые начинаются на заданный звук:

  • выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука;
  • по сюжетной картинке назови слова, которые начинаются с данного звука.

Упражнение «Скажи наоборот». Например, кость — гость, сайка — зайка, цвет — свет;

лото «Необычные цветы». На доску прикрепляется контур цветка с прорезями для лепестков и лепестки с изображениями различных предметов. Из предложенных лепестков дети выбирают только те предметные изображения, названия которых начинаются с заданного звука, и прикрепляют их к контуру цветка.

Игры, задания и упражнения, направленные на развитие фонематического синтеза.

Игра «Радист» выбрать картинку, подходящую к слову, названному учителем - логопедом отдельными звуками с интервалом;

Игра с мячом «Имена» - закончить имя недостающей частью, имена можно заменить названиями животных, растений, фруктов, овощей и т. д.;

Игра «Ворота» - замена гласных звуков в середине слова (с обязательным подбором картинок) Пр.: мол - мел - мал - мял - мул.

 «Подбери слова». Ребенок подбирает слова, которые начинаются на гласный [а], [о], [у];

Упражнение «Впиши букву». Дети вписывают букву в схему слова под картинкой:

  • отгадывание загадок и называние первых звуков в словах;
  • определение последнего согласного в слове.

Слова предъявляются в последовательности: односложные слова без стечения согласных, которые состоят из обратного, закрытого слогов (ум, дом, кот, сок, рак):

  • составить слова различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: дом, мак, сом, крот, стол, стул, волк, врач, крыша, канава, капуста;
  • восполнить пропуски букв в словах (количество пропущенных букв варьируется в зависимости от уровня подготовки ребенка — са..лет, с.це, соба..;
  • подобрать слова, где заданный звук был бы на 1, 2, 3-м месте (кот, окно, мак);
  • добавить 1, 2, 3, 4 звука к одному и тому же слогу так, чтобы получились разные слова (па — пар, пары, парад, паруса; ко — кот, козы, кошка, корова);
  • подобрать слова на каждый звук, составляющий исходные слова. Слова записываем на доске: сад            астра           кол
  • преобразовать слова путем наращения звуков и букв, перестановки звуков:

- в начале слова: рот — крот, мех — смех, Оля — Коля, дочка — удочка и т. д.;

- в конце слова: шар — шарф, бок — бокс, стол — столб, лис — лист, лиф — лифт; цепочка слов: жи — ежи — ужи — лужи — ложи — ножи — моржи;

- перестановка звуков: кочка — дочка, кот — кто, роза — коза, почка — точка, дар — рад, сон — кон;

  • образовать из звуков данного слова возможно большее количество новых слов (машинка — Миша, мак, манка, Маша, каша, шина, шик);
  • образовать цепочки слов так, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего;
  • составить графическую схему предложения и слова:

предложение

слово

слоги

звуки

  • вписать буквы в кружки (5 кружков). Дети вписывают в данные кружки третью букву следующих слов: рак, санки, спинка, нога, трава. Дети называют получившееся слово (книга);
  • разгадать ребусы;
  • разложить предметные картинки под цифрами 3, 4, 5 в зависимости от количества звуков в их названии: дом, забор, марка, палка, сыр, море, мак, стол, парк, полка, дрова.

Применение предложенных игровых приёмов работы позволяет детям с первых дней пребывания в логопедической группе включиться в работу, значительно повышает интерес к логопедическим занятиям в детском саду и дома, при закреплении изученного материала. Всё это положительно влияет на процесс развития фонематического восприятия у детей с ОНР.

Практическое значение технологии: представленная система игровых заданий может использоваться другими учителями - логопедами дошкольных образовательных учреждений в процессе коррекционно-логопедической работы на фронтальных и индивидуальных формах работы с детьми.

Методика обследования фонематического восприятия

Оценка способности различать особенности и порядок звуков в слове проводится на лексическом материале или при сравнении отдельных звуков, слогов, слов, фраз:

- дифференциация слов, различающихся одной из парных согласных

па — ба; са — за; то — до;

- дифференциация изолированных пар согласных п — б; ж — ш; с —з; к — г;

- дифференциация слов — квазиомонимов (различающихся одной фонемой) бочка — почка; коза — коса; крыша — крыса;

- деформированные фразы (услышать, найти и исправить ошибку).

Хозяйка сварила зуб.

На лугу паслась коса.

У девочки болел суп.

У девочки длинная коза.

У детей с ОНР нарушения фонематического восприятия возникают в результате отрицательного влияния стойких дефектов произношения на становление слуховых эталонов фонем. Как правило, у детей нарушена дифференциация одной или нескольких групп фонем при сохранной способности к различию остальных (даже более сложных) звуков. Иногда те же звуки смешиваются и в экспрессивной речи.

                                                   Литература

  1. Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции "Современные тенденции специальной педагогики и психологии" - Самара, СГПУ, 2003
  2. Гриншпун Б.М. Дислалия. // Хрестоматия по логопедии –т.1.- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997.-с.108-120
  3. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников.
  4. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей.- М.: 1994 .
  5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.: 1990.
  6. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР ("Осень", "Зима", "Весна", "Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна"). М.: Гном и Д, 2000-2001.
  7. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Экспресс - обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов. — М.: "Гном-Пресс", 2000.
  8. Краузе Е.Н. Логопедия.- СПб.: Учитель и ученик, Корона принт, 2003
  9. Лукина Н.А., Никкинен И.И. Научи меня слышать.- СПб.: "Паритет", 2003.
  10. Логопедия / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой.- В 2-х книгах. Книга 2. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1999
  11. Лалаева Р.И. Диагностика речевых нарушений. - М.: 1999.
  12. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб.: Союз, 1999.
  13. Логопедия Методическое наследие / Под ред. Волковой Л.С. - М.: Владос, 2003.
  14. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 1991.
  15. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2001
  16. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 2001.
  17. Работа логопеда с дошкольником (игры и упражнения)/ автор-составитель Большакова С.Е. – М.: АПО, 1996
  18. Спирова Л.В., Ястребова А.В. Нарушения речи у детей // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Волковой Л.С., Селиверстова В.И. В 2-х т.-М.: Владос 1997.
  19. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. СПб.: Питер, 1999.
  20. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПб., 1997. 25.
  21. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. СПб., 1999.
  22. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., 1998.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Игры на развитие фонематического слуха и коррекцию звукопроизношения"

Овладение произношением фонем предполагает сопряжённую деятельность сенсорно-перцептивного и моторного уровней речи. Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием характерны несформированнос...

« Игры на развитие фонематического слуха и коррекцию звукопроизношения»

Консультация для воспитателей  детского сада №2 «Солнышко» г.Пласт...

Современные технологии развития фонематического слуха у детей

картотека игр для развития фонематического  слуха у детей (из опыта работы коллег)...

Технология развития фонематического слуха

Уважаемые коллеги и родители!На этой странице Вы можете ознакомиться с современными логопедическими технологиями, которые я использую в своей работе....

Коррекция фонематического слуха у детей дошкольного возраста

Консультация для родителей и педагогов представлена в виде презентации. В ней раскрываются виды нарушений звуковой стороны речи и их особенности. Представлены игры и упражнения для развития слухового ...

Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа слов при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье раскрыта актуальность данного вопроса, представлены этапы работы по развитию фонематического слуха и формированию навыков звукового анализа....