Тема: «Обитатели морских водоемов» Цель: научить детей составлять описательные рассказы по плану –схеме. Целевые ориентиры: способствовать развитию у детей коммуникативной, познавательной активности, составлять текст опираясь на схему, умения делать вывод
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Маркина Светлана Александровна

Конспект образовательной деятельности по познавательной речевой деятельности в подготовительной логопедической группе ОНР

Тема: «Обитатели морских водоемов»

                                                                                   

Целевой ориентир: способствовать развитию у детей коммуникативной, познавательной активности, составлять текст опираясь на схему, умения делать выводы самостоятельно.

 

Задачи:

Коррекционно- обучающие: закрепить умение детей употребление прилагательных в речи. Обогащать речь прилагательными (медуза какая? прозрачная, опасная, медленная)

Коррекционно  - развивающие: развивать умения составлять описательные рассказы о животных морей и океанов по самостоятельному плану схеме; умение работать в группах.

Коррекционно –воспитывающие: воспитывать в детях приемлемые нормы вежливого речевого общения; воспитывать эстетический вкус при помощи звукового сопровождения и использованием ИКТ

Использование технологий: ИКТ технология, технология исследовательской деятельности (опыты, здоровье сберегающая технология(физкультминутка))

Материал и оборудование: мяч, демонстрационный материал об обитателях морских водоемов, музыкальное сопровождение.

Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное".

Организационная деятельность, подготовка к занятию

Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Структура занятия соответствовала требованиям ФГОС ДО.  Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме. Преобладали вопросы проблемно-поискового характера. Для активизации детей были использованы следующие методы:

1. Словесный (беседа, вопросы к детям, поощрение).

2. Наглядно-демонстрационный (схемы, картинки рыб, ракушки, сухой бассейн с макетами водных обитателей) .

3.Игровой (дидактическая игра «, физкультминутка).

4.Мультимедийная презентация (обитатели подводного мира ).

И приёмы: игровой, пояснения, указания, показ, поощрение, подгрупповая работа, анализ, беседа. Работа с планом-схемой.

Выполнению поставленных задач так же помогали наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе. Вопросы были просты и понятны детям, если вопрос вызывал затруднение, то использовался приём: дополнение предложения, начатого педагогом, что активизировало мыслительную речевую деятельность, приводило к необходимости самостоятельно находить решение. Старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания, создать доброжелательную атмосферу в процессе занятия, четко формулировать вопросы, соответствующие уровню развития детей, задачам занятия (обращение к опыту детей). 

Занятие состояло из 3 этапов: вводная часть, основная и заключительная. В водной части я ставила перед собой следующие задачи: настроить воспитанников на дружеское общение и подвести их к теме предстоящей образовательной деятельности. Организационный прием «Приветствие» был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений внутри детского коллектива. Я планировала заинтересовать детей и определить вместе с ними тему предстоящей деятельности.

При подготовке к занятию было продуманно расположение детей в пространстве группы - приветствие – стоя, игра «Кто где живет», просмотр презентации «Обитатели подводного мира»- стоя перед экраном . Все элементы занятия логически между собой объединены общей темой.  Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.

В ходе основной части я ставила перед собой следующие задачи - формировать у детей представление о подводном мире и морских обитателях, закрепить полученные знания развивать речь используя игровые моменты, применение и использование. На данном этапе я применила следующие приемы: игровой, пояснения, указания, показ, поощрение, подгрупповая работа, беседа, работа с планом схемой. Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме.

В занимательной форме были интегрированы моменты из образовательных областей "Речевое развитие" (развитие монологической и диалогической речи), "Социально-коммуникативное развитие"(умение общаться с взрослыми и со сверстниками выражать доброжелательность), "Безопасность"(работа с ракушкой и ИКТ), "Физическое развитие" (физминутка). Моя роль сводилась к направлению деятельности детей, обучению давать развернутые ответы. Это помогло добиться оптимального результата.

В каждом моменте занятия я старалась направлять детей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой. Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей. Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха. Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.

Контролировала собственную речь, стремилась к тому, чтобы дети отвечали "полным ответом". Ключевые вопросы к детям на занятии побуждали их к продуктивному диалогу, направляли ход беседы, ставили перед дошкольниками проблему, побуждали оценивать, проводить рефлексию.

Заключительную часть занятия организовала таким образом, что прослеживалось решение проблемной и поисковой ситуации, чтобы дети увидели решение поставленной задачи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Информация к занятию

Воспитатель: Маркина Светлана Александровна

Группа: подготовительная группа (6-7лет)

ОО: коммуникативно познавательно -исследовательская деятельность

УМК:

Тема: «Обитатели морских водоемов»

Цель: научить детей составлять описательные рассказы по плану –схеме.

Целевые ориентиры: способствовать развитию у детей коммуникативной, познавательной активности, составлять текст опираясь на схему, умения делать выводы самостоятельно.

Задачи:

Коррекционно- обучающие: закрепить умение детей употребление прилагательных в речи. Обогащать речь прилагательными (медуза какая? прозрачная, опасная, медленная)

Коррекционно  - развивающие: развивать умения составлять описательные рассказы о животных морей и океанов по самостоятельному плану схеме; умение работтать в группах.

Коррекционно –воспитывающие: воспитывать в детях приемлемые нормы вежливого речевого общения; воспитывать эстетический вкус при помощи звукового сопровождения и использованием ИКТ

Использование технологий: ИКТ технология, технология исследовательской деятельности (опыты, здоровье сберегающая технология(физкультминутка))

Материал и оборудование:

Методы и приемы:

Наглядные: показ, демонстрация.

Словесные: художественное слово, беседа, вопрос-ответ.

Игровые: дидактические игры, сюрпризный момент.

Здоровье сберегающие технологии: физкульминутка.

Предварительная работа: знакомство с обитателями морских и пресноводных водоемов, особенностями их проживания и пропитания.

Словарная работа: медуза, морская звезда, осьминог, акула, дельфин, морской конек, соленая вода, пресноводный, водоем, хищник, опасный, обжечь, дружелюбный.

Необходимое оборудование: мяч, демонстрационный материал об обитателях морских водоемов, музыкальное сопровождение.

Этапы занятия (с указанием временных рамок):

организационный момент (1 мин)

- мотивация (2 мин)

     - совместная деятельность (15 мин)

самостоятельная деятельность (10 мин)

подведение итога, рефлексия (2мин)

    Конспект занятия

I

Водная часть (начало занятия)

Создание проблемной ситуации. Создание мотива для деятельности детей. Определение цели.

Ответы детей

1,1

Создание интереса к образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, напомните мне пожалуйста какой сегодня день недели? (ответ) Правильно. А какое сегодня число? (ответ) Молодцы. А какой месяц?  Март – это какой месяц? (ответ)Конечно, весенний. Сейчас мы вспомним стихотворение про весенние месяцы.

Идет матушка-весна

Отворяйте ворота.

Первый март пришел –

Белый снег сошел.

А потом пришел апрель:

Отворил окно и дверь.

А потом пришел май,

Солнце в терем приглашай.

Воспитатель: Молодцы! Вот какие они три весенних месяца, все разные, но несут нам радость. И про весну много есть сказок, вы любите сказки? А хотели бы побывать в очень волшебной сказке? (да). Тогда я предлагаю вам закрыть глаза и послушать (воспитатель включает звук моря). Ой, ребята как вы думаете где мы с вами оказались?  Море шумит, что-то рассказать нам хочет. Ребята, смотрите, что оно выбросило к нам на берег. (Достает ракушку) Что это? (ответ) Правильно, ракушка. Мы с вами знаем, что, если приложить ее к уху, она расскажет нам все морские секреты. Сейчас мы ее послушаем. (прикладывает к уху ракушку). Ракушка рассказала о том, что случилась беда: потерялась маленькая морская звезда! Поможем ей найти ее дом? Конечно, поможем. Для этого нам необходимо выполнить несколько заданий, нам их загадает море. А как шумит и выглядит море давайте посмотрим на экране?А  так же вспомним кто обитает в нашем море (ответ).Давайте подойдем по ближе к нашему морю, посмотрите тут песок, как говорило море, а в этом песке должны быть задания, Амалия опусти ручку в песок и попробуй на там найти задания .Вот первая капсула с заданием, послушайте его.

Здравствуйте!

Ответ

На море.

Ракушку

1,2

Мотивация деятельности детей

Воспитатель: Первое задание: кто, где живет? Давайте сначала вспомним, какие водоемы вы знаете? (ответы). Какие из них с соленой водой, а какие с пресной водой? (ответ) Отлично, я кидаю мячик и называю животное, вы ловите и называете водоем.

Медуза акула

Щука карась

Дельфин кит

Рак осьминог

Рыбка-клоун морская звезда.

Воспитатель: Молодцы, сейчас мы спросим у моря, справились вы или нет(прикладываю ракушку к уху). Море сказало, что вы справились, пойдем дальше?

А на чем передвигаются по воде? На лодке, кто управляет? Капитан. Давайте выберем капитана, и дадим ему атрибуты которые ему необходимы(кепка моряка, воротник, бинокль)

II

III

IV

Основная часть

Знакомство с морскими обитателями

Практическая часть, работа по схеме.

Ввод нового материала

Воспитатель: Молодцы, сейчас мы спросим у моря, справились вы или нет. (прикладывает ракушку к уху). Справились, пойдем дальше?

Воспитатель: Второе задание: скажи, что их много. Я говорю морское животное и кидаю мяч, вы ловите и говорите, что этого животного много. Например, акула – много акул.

Акула, медуза, морской конек, дельфин, ракушка, кит, морская звезда, осьминог, кальмар, рыба-молот, каракатица, черепаха.

Воспитатель: Здорово, море говорит, что вы справились. И мы идем дальше.

Воспитатель: Третье задание: скажи, это животное какое? Я говорю животное, а вы говорите, какое оно.

Воспитатель: Молодцы, море говорит вы справились и с этим заданием.

Воспитатель: а следующее, третье задание такое: скажи, это животное какое? Я говорю животное, а вы говорите какое оно.

Медуза –какая?

Акула –какая?

Дельфин –какой?

Кит-какой?

Морские звезды- какие?

Ракушки –какие?

Воспитатель: Дети, вы справились. Давайте, отдохнем. Встаньте, пожалуйста.

Физкульминутка: Рыбка плавает в водице (сложить ладони вместе)

Рыбка любит поиграть (прыжки на месте)

Рыбка, рыбка – озорница (дети грозят пальчиком)

Мы хотим тебя поймать! (хлопают в ладоши)

Рыбка спинку изогнула (наклон вперед)

Крошку хлебную взяла, (хлопают в ладоши)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла (складываю ладони вместе).

Воспитатель: Молодцы! А у нас следующее задание: составь рассказ. Дети, что это? (показывает на схему – ответ). Правильно. Нам нужно по картинке при помощи схемы составить рассказ о морском обитателе. Первое предложение – кто это, второе – где живет, третье – что ест, и четвертое – ваше любое.

Например, это медуза. Она живет в море или океане. Она питается маленькими рыбками. Медуза очень опасна. Она может обжечь.

(Дети составляют рассказы).

Воспитатель: Здорово, у вас получилось. И последнее задание: скажи, что делает. Дети, кто это? (показывает осьминога – ответ) Правильно. Спросим мы у осьминога восемь ног тебе немного? Ну и что ж что восемь ног! – отвечает осьминог. А что осьминог делает своими ногами? (Ответы – рисует, умывается, ест, одевается ит. д.)

А на чем передвигаются по воде? На лодке, кто управляет? Капитан. Давайте выберем капитана, и дадим ему атрибуты которые ему необходимы(кепка моряка, воротник, бинокль)

Прозрачная ,опасная,  медленная.

Опасная, прожорливая, хищная, злая, быстрая.

Дружелюбный, добрый, ласковый, мокрый.

Огромный, тяжелый, загадочный, добрый.

Разноцветные, пятиконечные, веселые.

Разноцветные, красивые, неподвижные, говорливые.

V

Заключительная часть

Оценка деятельности детей, самооценка и поощрение.

Под видение итогов образовательной деятельности

3,1

Под видение итогов образовательной деятельности

Воспитатель: Молодцы, ребята. Море мне говорит, что вы замечательно со всеми заданиями справились. А где же наша морская звезда? Да мы же уже сказали, где она живет, и она поплыла к своей семье. Ну, что, давайте, скажем, морю «До свидания»!

Воспитатель: Дети, а что вам понравилось больше всего на нашем занятии сегодня? (Ответы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ДОУ «Обучение детей составлению описательных рассказов на основе схем-моделей Т.А.Ткаченко»

Одна из основных задач массовых дошкольных учреждений – обучение связной речи, т.е. умению четко, последовательно излагать свои мысли.   Однако, при обучении детей с общим недоразвитием реч...

Мастер – класс «Как правильно учить детей составлять описательные рассказы по мнемотаблице».

Мастер – класс  «Как правильно учить детей составлять описательные рассказы по мнемотаблице».Мнемотаблицы для составления описательных рассказов для детей старшего и подготовительного возраста.Це...

«Обучение детей составлению описательных рассказов на основе схем-моделей»

Самым сложным видом рассказывания является описательный рассказ о предмете, он вызывает наибольшие затруднения. Но существуют факторы, облегчающие процесс становления связной речи: 1. Один из так...

Консультация для воспитателей "Обучение детей составлению описательных рассказов с помощью схем", 2020

Слово, опирающееся на ясные  и чёткие представления, обогащает ребёнка знаниями, развивает фонематические способности, помогает развитию мышления, памяти, внимания....

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов дошкольного образования НА ТЕМУ: «Как правильно учить детей составлять описательные рассказы по мнемотаблице»

Целевые ориентиры: - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание; - сохранение и воспроизведение информации; - развитие речи. Задачи: - развитие памяти; - логического...

Как научить ребенка составлять описательные рассказы по картинкам и мнемосхемам (консультация для педагогов)

Умение составлять рассказ по картинке развивает языковые навыки. Когда ребенок  рассказывает историю по картинке, он учится использовать разнообразную лексику, правильно строить  предложения...

Консультация для воспитателей «Обучение детей составлению описательных рассказов на основе схем-моделей Т. А. Ткаченко»

Существует ряд методик развития речи дошкольника (А. М. Бородич, Ф. А. Сохин, О. И. Соловьева, О. С. Ушакова и др.). Однако, при обучении детей развитию речи, использовать эти методики в полной мере н...