Эйдотехника
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Зубкова Елена Владимировна

Эйдотехника- это образное запоминание. В работе приведен пример использования данной технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eydotehnika.docx17.24 КБ

Предварительный просмотр:

Среди технологий,используемых в дошкольной коррекционной педагогике для улучшения запоминания детьми стихов, более распространена мнемотехника. Эйдотехника используется достаточно редко. Но для категории детей,которых по нейрофизиологическому типу можно отнести к правополушарникам и имеющих при этом зрительную модальность,выбор данной технологии более целесообразен. Таким детям свойственно образное мышление,они рисуют в своём воображении картины,чтобы представить события или объекты. описываемые в стихах. Правополушарники сначала схватывают суть изложенного, а потом анализируют от общего в частному. Дошкольники,не умеющие ещ читать,не имеют возможности запомнить текст зрительно. Слуховое восприятие,как и слуховая память развиты у них хуже. Поэтому для такой категории детей больше подойдет эйдотехника- образное запоминание.

Предложите ребёнку для заучивания стихотворения после его первого прочтения сначала мысленно нарисовать целостную картину. Затем предложите изобразить это на листе бумаги. Рисунок у таких детей, как правило, цветной,со множеством деталей,в отличие от схематичных или символических рисунков. используемых в мнемотехнике и символическом моделировании. Безусловно, при первом опыте использования данной технологии лучше взять небольшое по объему стихотворение описательного характера.Например:

Наша ёлка велика,

Наша ёлка высока.

Выше папы,

Выше мамы.

Достаёт до потолка.

А на ней игрушки,

Бусы да хлопушки.

Е. Ильина.

Потом можно будет выбрать стихи, в которых на первый план выходит предикативность. Например:

Первый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И. Суриков.

А уже на следующем этапе можно предложить для заучивания стихи, в которых есть трансформация событий. Например:

За окном сосулька тает,

Ветер тучи рвёт в клочки.

Разжимает, разжимает

Клён тугие кулачки.

Прислонился он к окошку.

И, едва растает снег,

Мне зелёную ладошку

Клён протянет раньше всех.

С. Коган

По такому же принципу можно заучивать и скороговорки.Например:

Сидит поп на копне.

Колпак на попе.

Копна под попом.

Поп под колпаком.

Используя мнемотехнику. мы предложили бы ребёнку придумать таблицу пиктограмм. Но ребёнку с образным мышлением символы, как атрибуты знаковой системы,не так подходят, как целостная картина. Перед заучиванием скороговорки проведём беседу,расскажем о том, кто такой поп,напомним сказку А. С. Пушкина "О попе и работнике его Балде",покажем иллюстрации, а затем попросим представить, о чем говорилось в скороговорке и нарисовать. Далее перейдём к повторению.

Таким образом,технология, которой восхищался А. Р. Лурия,описывая уникальные возможности её использования взрослыми,вполне может применяться в дошкольной логопедии и дефектологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотехника и эйдотехника легко и просто!

Система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развития речи, это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания ин...