Приёмы развития мелкой моторики у дошкольников с нарушениями речи
консультация по логопедии (старшая группа)
Данная консультация будет полезна не только педагогическим работникам, но и родителям детей с нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priyomy_razvitiya_melkoy_motoriki_u_doshkolnikov_s_narusheniyami_rechi.docx | 25.18 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для педагогических работников на тему:
«Приёмы развития мелкой моторики
у дошкольников с нарушениями речи».
Подготовила и провела
Рахимова Анастасия Алексеевна
учитель-логопед
2020-2021 учебный год
Что нужно ребёнку для успешного овладения письмом? Прежде всего, необходимо развить мелкую моторику. Движения пальцев рук и кисти развиваются у ребёнка постепенно в течение всего дошкольного периода. Захватывание предметов – шарика, кубика – формируется примерно к 15 месяцам; графические движения требуют более сложных координаций и поэтому развиваются дольше. Если специально не упражнять руку ребёнка, то и в шесть лет он с трудом будет выполнять графические задания.
В раннем и дошкольном возрасте накапливается опыт движений, развивается двигательный и зрительный контроли. В преддошкольном возрасте наблюдаются первые действия с карандашом на основании двигательной импульсации, размашистые движения без попытки зрительной регуляции. В дошкольном возрасте у ребёнка появляется зрительный, хотя и недостаточно совершенный, контроль за движением карандаша в процессе рисования.
Основные показатели хорошего почерка, кроме его чёткости, - плавность, ритмичность, лёгкость и скорость письма. Действительно, ритмичность в письме освобождает мышцы от излишнего напряжения, рука значительно меньше устаёт, движения становятся легче. В свою очередь, ритм пишущего зависит от скорости письма. В связи с этим, по мнению учёных ( О.И. Галкина, Е.В. Гурьянов, М.М. Кольцова, Т.С. Комарова, А.Р. Лурия, И.Н. Садовникова) для успешного овладения графикой письма необходимы: координация движений, пространственные представления и чувство ритма.
Процесс овладения навыком письма подчиняется закономерностям формирования любого двигательного навыка. В связи с этим развитие двигательного компонента письма на дошкольном этапе играет чрезвычайно важную роль. Чем богаче двигательный опыт ребёнка, тем легче формируются двигательные навыки. Этот опыт, направленный на конкретное двигательное действие (письмо), может успешно приобретаться при выполнении специально подобранных физических упражнений.
В дошкольном возрасте не только можно, но и необходимо развивать координацию движений, пространственные представления, чувство ритма, ручную умелость для подготовки в овладению графикой письма. Решая задачи графической подготовки, воспитатель и логопед на своих занятиях может успешно формировать все эти качества и, прежде всего, ручную умелость.
Для развития ручной умелости могут быть успешно использованы пальчиковые упражнения и игры, в частности, сопровождаемые чтением народных потешек. Эти игры и упражнения создают благоприятный, эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, развивают умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи.
В связи с этим интересны игры, помогающие ребёнку выучить и запомнить графические изображения букв:
- игры с пластилином;
- игры со счётными палочками и мозаикой;
- ниткография;
- игры с буквами из проволоки;
- рисование (пальцем, рукой, палочкой) в воздухе, на запотевшем окне, на песке (на манке);
- игры на развитие тактильных ощущений, рисование пальчиком на теле (щеке, руке, спине).
Приведём примеры пальчиковых игр и упражнений, а также массажа рук.
Массаж рук
«Прижимающий» массаж (самомассаж) «Медведь»
Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Указательный палец другой руки по очереди нажимает на каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его на подушечке влево - вправо. На каждую строчку – нажим на один палец.
Шёл медведь к своей берлоге, (нажим на мизинец)
Да споткнулся на пороге. (нажим на безымянный палец)
«Видно очень мало сил (нажим на средний палец)
Я на зиму накопил», - (нажим на указательный палец)
Так подумал и пошёл (нажим на большой палец)
Он на поиск диких пчёл. (работа с пальцами левой руки. Нажим на
большой палец)
Все медведи – сладкоежки, (нажим на указательный палец)
Любят есть медок без спешки, (нажим на средний палец)
До весны сопят в берлоге. (нажим на мизинец)
Массаж «Щелчки»
Ладонь одной руки прижата к столу, пальцы разведены. Другой рукой нужно приподнять пальцы по одному (ребёнок с силой прижимает ладонь, сопротивляясь подъему), затем опустить.
Поднял ушки бурундук, (работа с пальцами правой руки. Дети
приподнимают мизинец)
Он в лесу услышал звук. (безымянный палец)
- Это что за громкий стук, (средний палец)
Тук да тук, тук да тук? (указательный палец)
- А пойдём, - сказал барсук, - (большой палец)
Сам увидишь этот трюк: (работа с пальцами левой руки. Дети
приподнимают большой палец)
Это дятел сел на сук (указательный палец)
И без крыльев, и без рук (средний палец)
Ищет он, где спрятан жук, - (безымянный палец)
Вот и слышен перестук! (мизинец)
Упражнения для рук
Упражнение «Соединим пальцы».
Педагог читает стихотворение. Дети поочерёдно соединяют все пальцы с большим на каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим в следующем порядке: 2, 3, 4, 5, 5, 4, 3, 2. Затем руки меняются.
Упражнение с мячиком – ёжиком «Поиграем с мячиком».
Дети выполняют движения по тексту.
Я мячом круги катаю, (дети катают мячик между ладонями)
Взад-вперёд его гоняю.
Им поглажу я ладошку (гладят им ладонь)
Будто я сметаю крошку.
И сомну его немножко, (мнут мячик правой рукой)
Как сжимает лапу кошка. (мнут мячик левой рукой)
Каждым пальцем мяч прижму (прижимают мяч по очереди каждым
пальцем)
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк: (перебрасывают мяч из руки в руку)
Мяч летает между рук.
Упражнение «Полянка».
Используется квадратный фрагмент порогового коврика «травка». Педагог кладёт его на колени ребёнку, он выполняет движения по тексту.
На полянке, на лужайке (дети «прыгают» всеми пальцами по коврику)
Целый день скакали зайки.
И катались по траве (прокатывают ладони от основания к кончикам
пальцев)
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали, («прыгают»и «ложатся» ладонями на коврик)
Но напрыгались, устали.
Мимо змеи проползали, (ладонями по очереди ползут, как змеи)
«С добрым утром!» - им сказали.
Стали гладить и ласкать. (ладонями по очереди гладят коврик)
Всех зайчат зайчиха-мать.
Шла медведица спросонок, («переступают» ребром ладони, как
косолапый мишка)
А за нею медвежонок.
А потом пришли детишки, (указательный и средний пальцы «идут»)
Принесли в портфелях книжки.
Стали книжки открывать (раскрывают кисти, как книжки, ладонями
вверх)
И в тетрадочках писать.
Букву Э и букву О
Знаем мы с тобой давно.
И запомним навсегда («пишут» пальцем на коврике соответствующие
буквы, другая рука лежит ладонью на коврике,
придерживая его)
Вместе с буквой У и А.
А последней буквы Ы
Написали дружно мы.
Всё! Тетрадочки убрали («бегут» указательными и средними пальцами)
И обедать побежали.
Упражнение с эспандерами «Друзья».
Используется кистевой эспандер (резиновое кольцо или любой другой эспандер, который ребёнок может сжать). Педагог читает стихотворение. Дети сжимают эспандер на каждый ударный слог. После каждой строчки – смена рук.
Я в друзьях души не чаю,
Я друзей своих встречаю.
Каждый руку мне пожмёт,
Каждый мне привет пошлёт!
Упражнение «Горшки».
Педагог насыпает на блюдце горох. Дети большим и указательным (при необходимости и средним) пальцами берут горошины одну за одной, и удерживая их в руке (как при сборе ягод), набирают целую горсть. После двустишия – смена рук. Каждая горошина берётся на ударный слог (всего, таким образом, их нужно собрать 16 штук). Можно заменить горох жёлтыми и зелёными пульками для детских пистолетов.
С блюдца я беру горошки,
Словно птица клювом крошки,
И полны мои ладошки –
Руки держат все горошки.
Упражнение «Верх ладошки».
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! (дети хлопают в ладоши вверху)
По коленкам – шлёп, шлёп! (хлопают по коленям)
По плечам теперь похлопай, (хлопают по плечам)
По бокам себя прошлёпай! (хлопают по бокам)
Можем хлопнуть за спиной! (хлопают за спиной)
Хлопаем перед собой! (хлопают перед собой)
Вправо можем! Влево можем! (хлопают справа и слева)
И крест – накрест руки сложим. (складывают руки крест – накрест перед грудью).
Упражнение «Вот помощники мои».
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни: (дети смотрят на раскрытые ладони)
И вот эдак, и вот так,
Не обидятся никак. (потирают руки)
Раз, два, три, четыре, пять – (хлопают в ладоши)
Не сидится им опять. (встряхивают кистями)
Постучали, повертели (стучат по столу, делают круговые вращения
кистями)
И работать захотели. (потирают руки)
Поработают немножко, (хлопают в ладоши)
Мы дадим им отдохнуть. (складывают ладони вместе)
Постучали, повертели (стучат по столу, делают круговые вращения
кистями).
И опять обратно в путь. (хлопают в ладоши)
Игры для запоминания
графического изображения букв.
Игры с пластилином.
Можно слепить с детьми буквы из пластилина, а затем прикрепить их на гладкие дощечки, которые используют для тактильного исследования. Педагог просит ребёнка закрыть глаза и попытаться на ощупь определить, какая это буква. Дома ребёнок может вместе со взрослыми вылепить буквы из теста, потом испечь из них печенье.
Игры со счётными палочками или мозаикой.
Дети выкладывают буквы из счётных палочек или мозаики.
Ниткография.
Помощью толстой шерстяной нитки или верёвочки дети изображают букву на кусочке фланели.
Игры с буквами из проволоки.
Можно делать буквы, изгибая тонкую проволоку в разных направлениях. Буквы из проволоки сразу оживают: они могут шевелить «ручками» и «ножками», кланяться и даже ходить по дорожке. Вместе с ребенком можно сочинить забавные истории из жизни букв. Например, такую: «Буква К увидела издали старую знакомую – букву У – и помахала ей ручкой (своей верхней косой палочкой). Буква У ответила ей тем же. Подошли буквы поближе, поздоровались, взялись за руки и пошли гулять. Пришли буквы в лес и услышали песню кукушки: «Ку-ку, ку-ку». Очень понравилась им эта песенка, и решили буквы попробовать спеть её сами. Вышла вперёд буква К, взяла за руку букву У, и они вместе спели: «Ку», а потом ещё и ещё раз… Так они пели и веселись, а им вторила кукушка. Наступил вечер, и буквы поняли, что заблудились. Что делать? Тогда пришла к ним на помощь буква А, она подошла к растерявшимся буквам, поклонилась и встала на место буквы К рядом с буквой У, получилась совсем другая песенка: «Ау»…»
Можно придумать множество историй – насколько хватит фантазии. Играя в эту сказочную игру, ребёнок будет с интересом учиться читать, складывать буквы в слоги.
Лучше подбирать сочетания букв, которые имею определённое значение, - короткие слова или звукоподражания. Например:
АУ – кричат в лесу, когда заблудились;
УА – плачет малыш;
ИА – кричит ослик;
АХ – говорят, когда удивляются;
ОХ – говорят, когда что-нибудь болит;
УХ – говорят, когда тяжело что-то нести или тянуть;
МУ – мычит корова;
НА – значит «возьми»;
НО – погоняем лошадь;
КУ – кукует кукушка;
КО – курочка зовёт цыплят;
ПИ – пищит мышонок;
ГА – гогочет гусь;
ХА, ХИ – смеёмся;
ДА – соглашаемся;
ДУ – играет дудочка;
ТУ – гудит паровоз;
БИ – гудит машинка;
ЛА – поём песенку.
Игра с красками и водой.
Можно предложить ребёнку поиграть в художника и кистью нарисовать большие яркие буквы. Или вместо краски, смочив указательный палец в воде, нарисовать буквы на поверхности стола. Не забывайте также о цветных мелках, которыми можно рисовать на доске или асфальте. Большое удовольствие доставляет детям рисование на запотевшем окне.
Развитие тактильных ощущений.
Чтобы ребёнок лучше запомнил графический образ букв, полезно научить его узнавать буквы тактильным способом. Для этого взрослый указательным пальцем «рисует» букву на руке, щеке или спине ребёнка. Если он уже немного читает, может тактильно «прочитать» короткое слово из 2-3 букв.
«Рисование» букв в воздухе.
Интересно и полезно «рисовать» буквы в воздухе указательным пальцем или всей рукой, как бы дирижируя. Причём в одном варианте рисует взрослый, а ребёнок отгадывает букву, а в другом, наоборот, рисует ребёнок, а отгадывает взрослый.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы развития мелкой моторики у дошкольников с нарушением речи
Подготовка детей к овладению графикой письма на логопедических занятиях Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым...
Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушениями речи
Важным фактором успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка является сформированная мелкая моторика. На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Самый благоприятн...
Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушением речи.
В настоящее время исследователями доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. А сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ у...
Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушением речи имеющих ОВЗ
Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушением речи имеющих ОВЗ...
Приемы развития мелкой моторики у дошкольников с нарушением речи
Подготовка детей к овладению графикой письма на логопедических занятиях Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым...
Приемы развития мелкой моторики у дошкольников с нарушением речи
Приемы развития мелкой моторики у дошкольников с нарушением речи...
Нетрадиционные приёмы развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи
Консультация для родителей о нетрадиционных приёмах развития мелкой моторики....