игры для развития пассивного словаря
статья по логопедии (старшая группа)

светлана валерьевна горбачева

Примеры обучения детей, не умеющих играть.

1.      Куда упал шарик (мячик). Взрослый садится за стол и берет к себе на руки ребенка. Прокатывая на столе от себя мяч или шарик, взрослый привлекает внимание к катящемуся и исчезающему со стола предмету. Затем предлагает ребенку отыскать его на полу.

2.      Поймай зайчика (обезьянку, мишку). Взрослый прячет за подушку игрушку, предупреждая ребенка, чтобы он ее поймал, как только она (он) выглянет. Сначала игрушка появляется в одном и том же месте, но затем в разных местах. Важно, чтобы ребенок следил за передвижением игрушки.

3.      Катание мяча от взрослого к ребенку и обратно. Ребенок сидит на полу, разведя ноги в сторону. В такой же позе сидит напротив него взрослый. Он катит ребенку мяч: "Держи". И предлагает вернуть мяч обратно: "Кати мне". Мяч прокатывается несколько раз.

4.      Подражание движениям с речевым проговариванием взрослым. Например, взрослый ставит ребенка против себя, затем поднимает руки вверх и делает движения кистями рук: "Птички полетели". Предлагает ребенку сделать то же самое: "Покажи, как птички полетели".

      Пассивный номинативный словарь. Детям предлагается запомнить названия их игрушек, частей тела (ноги, руки, голова, глаза, уши, рот, нос), предметов одежды (пальто, шапка, рубашка, платье и т.д.), предметов туалета (мыло, зубная щетка, гребешок, полотенце), предметов домашнего обихода, с которыми ребенок ежедневно соприкасается (стол, стул, чашка, ложка), отдельных предметов и явлений окружающей его жизни (солнце, трава, цветы, дом, машины, самолет), названия животных, которых ребенок часто видит.

Игра «Покажи, где мама»
Цель: уточнение и расширение пассивного словаря.

Оборудование: семейные фотографии.

Ход игры: Взрослый вместе с ребенком рассматривает семейные фотографии и просит найти изображение самого ребенка, показать маму, папу, бабушку, дедушку.

– Покажи, где мама. Найди и покажи, где  папа.

Игра «Румяные щёчки»

Цель: уточнение и расширение пассивного словаря – названия частей тела и лица и их назначение.

Ход игры: Взрослый просит ребенка показать различные части тела или лица.

– Покажи, где у Маши щёчки? Покажи, где у Маши носик? Покажи, где у тебя руки? Покажи, где у тебя ноги? И т. д.

Игра «Прятки»

Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей по теме «Игрушки».

Оборудование: игрушки – мишка, зайчик, машинка, мячик, кукла, ведёрко, др.

Ход игры: Перед началом игры разложите игрушки в разных местах комнаты – на стуле, под столом, на полке, на полу и в других местах. Игрушки должны быть хорошо видны. Предложите детям игру.

– Вот к нам пришла кукла Маша. Она плачет. Знаете, почему кукла Маша плачет? Потому что все игрушки от нее спрятались! Давайте поможем Маше найти игрушки. Ваня, ты найди мишку. Молодец, Ванечка, нашел мишку! Смотри, как Маша радуется. А ты, Оля, найди, пожалуйста, мячик. Не можешь найти? Посмотри на полу (плюс жест).

  В этой игре можно использовать не только различные игрушки, но и картинки с изображением игрушек. В дальнейшем можно использовать другие знакомые детям предметы.

Задание. Соотнесение предметов с их назначением.  Положите перед ребенком знакомые предметы: яблоко, мяч, зубную щетку. Задайте вопросы: «Покажи, чем ты играешь? Чем чистишь зубы? Что ты ешь?»

Пассивный глагольный словарь должен состоять из названий действий, которые ребенок совершает сам (спит, ест, сидит, стоит, идет, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, купается, одевается, раздевается, причесывается, катается, подметает, поливает, едет, кричит, говорит, строит, зовет, рисует, несет, везет, подает).

   Кроме того, ребенок должен знать названия действий, которые совершают близкие ему люди (папа, мама, братья, сестры и т.д.), но этот словарь может ограничиваться названиями только тех действий, которые ребенок неоднократно наблюдал (читает, пишет, рисует, стирает, чинит, варит, моет, шьет, подметает, гладит, рубит, пилит и т.д.), или действий, совершающихся дома, на улице (машина едет, гудит; самолет летит; телефон звонит; листья падают).

Выяснение объема глагольной лексики.

  Разложите перед ребенком сюжетные картинки, на которых одно и то же лицо (девочка или мальчик) совершают различные действия.

  Предоставьте ребенку возможность рассмотреть картинки, а затем показать нужную в ответ на вопрос: «Покажи, где девочка идет (стоит, бежит, ест, спит, играет, умывается)».

  Положите перед ребенком две картинки с изображенными действиями в сходной ситуации. Предложите ему показать нужную в ответ на вопросы: «Покажи, кто умывается? Кто вытирается?» (ест/пьет, бежит/идет и д

Игра «Выполняйте команды!»

Цель: уточнение и расширение пассивного глагольного словаря детей.

Оборудование: игрушка (кукольный театр).

Ход игры: Взрослый выполняет движение с помощью игрушки, сопровождая его собственным показом, одновременно называя словом-действием. Иногда петрушка может ошибаться; в этом случае дети замечают ошибку, и петрушка исправляется. Далее проводится подвижная игра на ковре. Расставьте детей на достаточном расстоянии, чтобы они не мешали друг другу выполнять движения. Встаньте напротив детей.

– Давайте поиграем в такую игру: я буду отдавать команды, а вы выполняйте. Слушайте внимательно и не ошибайтесь! Начали! Идите! Стойте! Поднимите руки вверх! Опустите руки! Садитесь! Встаньте! Прыгайте! Бегите! Похлопайте! Потопайте! Поставьте руки на пояс!

  Давать инструкцию следует одним словом, так как дополнительные слова создают контекст и облегчают понимание слова. Но если дети не понимают команды, можно помочь им – показать нужное действие или дать команду в виде словосочетания: «пой песенку» вместо «пой» и т. д.

   Понимание названий признаков предметов.

  Предложите ребенку сравнить предметы в комнате и показать их, ответив на вопросы: «Где большой стол? Где маленький? «Какой кубик больше? Какой меньше? «Где красный (желтый, синий) мячик?».

   Понимание слов, обозначающих основные цвета спектра, формируется в процессе выполнения учащимися заданий по развитию сенсорно - перцептивной деятельности. Многократное механическое повторение названия цвета непродуктивно. Работу начинаем с выбора по образцу и инструкции «Дай такой» предметов одного цвета из двух контрастных цветов, при правильном выборе говорим «Правильно, такой, зеленый».  Затем закрепляем навыки в играх, например, «Собери цветы»: на лужайке красные и синие цветы. Рядом – ваза с красным цветком. Задание:  найди  вот такой цветок (показ), красный. После выполнения: молодец, собрал все красные цветы. Покажи, где красный цветок?

Игра «Большой или маленький?»

Цель: уточнение и расширение пассивного словаря детей – знакомство с понятиями «большой» и «маленький»; обучение детей соотнесению слов «большой» и «маленький» с величиной предметов; обучение использованию соответствующих жестов.

Оборудование: в этой игре можно сравнивать любые игрушки и предметы; в дальнейшей работе можно использовать картинки.

Ход игры: При формировании понятий «большой» и «маленький» полезно научить детей использовать выразительные жесты. При этом жест всегда сопровождается словом, его обозначающим. Покажите детям большой и маленький мячики.

– Посмотрите, вот мяч, и вот тоже мяч. Мячи одинаковые? Нет, мячи разные. Этот мяч большой! (педагог делает соответствующий жест), а этот мяч маленький (соответствующий жест). Какой этот мяч – покажите (педагог побуждает детей сделать жест). Правильно маленький. А этот мяч какой? Покажите! Большой мяч.

  В речевом сопровождении игры педагог выделяет интонационно произнесение слов «большой» и «маленький». Эту игру полезно повторять, используя разнообразный предметный материал.

     Как только ребенок овладевает минимальным пассивным номинативным и предикативным словарем, начинаем работу по формированию понимания вопросов косвенных падежей  (задаваемые по поводу происходящих действий: где? куда? что? кому? откуда? для кого?).

   Затем проводится работа по дифференциации элементарных грамматических форм.

Задание. Понимание форм единственного и множественного числа имени существительного: «Где кукла? Где куклы? (пирамидка/пирамидки, машина/машины, книга/книги)».

Задание. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов: «Покажи, где стол? Где столик? (книга / книжечка, кукла/куколка)».

Задание. Понимание предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения:  «Положи игрушку в коробку (на коробку, за коробку, под коробку)».

Понимание предложений.

Задание. Выполнение инструкции: «Закрой глаза (подними ножку, погладь кошку, принеси кубик)».

Задание. Установление возможности запомнить и выполнить два действия, сформулированные в одной просьбе: «Возьми мишку и посади его на стул (подойди к столу и возьми карандаш, возьми кубики со стола и сложи их в коробку)».

   Педагогу на данном этапе работы рекомендуется говорить короткими предложениями из 2-4 слов, делая паузы. Все слова проговариваются с естественными интонациями, без скандирования слов по слогам.

    После того как ребенок слышал много раз названия предметов, которые он брал, ощупывал и рассматривал, или слышал названия действий, которые совершал сам (ел, пил, вставал и т.д.), можно попросить принести знакомый предмет или выполнить какое-либо поручение, связанное с этим предметом. Если ребенок не понимает то, о чем его просят, взрослому надо самому взять этот предмет и еще раз его назвать, а затем назвать совершающееся с этим предметом действие.

  Итак, помимо знакомства со словами и их значениями, необходимо проводить работу по знакомству детей с различными сочетаниями слов – фразами. Фразы поначалу усваиваются в контексте конкретной ситуации: взрослый подводит ребенка к раковине и говорит: «Будем мыть руки», в раздевалке говорит: «Давай одеваться на прогулку» и т. п. В дальнейшем смысловой контекст постепенно переходит из практической реальности непосредственно в речь. Например, взрослый предлагает найти и принести мишку, хотя его нет в поле зрения ребенка, предлагает попрыгать, не показывая нужного действия, говорит: «Возьми шоколадку», хотя ребенок находится далеко от кухни и холодильника (в домашних условиях).

      Особое внимание необходимо уделять развитию понимания сначала одноступенчатых, затем двух- и трехступенчатых словесных инструкций.

Приложение 1. Словарик рекомендуемых для запоминания слов по темам

Имена существительные.  

Игрушки: мячик, кубик, машинка, кукла, мишка, зайчик, шарик, юла, ведёрко, лопатка, карандаши, книжка и др.

Части телалицо : ноги, руки, живот, спина, палец, голова, шея, волосы, глаза, уши, рот, губы, зубы, нос, щеки, брови, лоб.

Одежда и обувь: шапка, шарф, варежки, куртка, пальто, платье, юбка, кофта, рубашка, брюки, колготки, трусы, майка, носки, тапочки, сапоги, ботинки, босоножки и др.

Предметы туалета: мыло, зубная щетка, зубная паста, губка, полотенце, расческа, носовой платок и др.

Домквартира: дом, дверь, замок, ключ, лестница, лифт, окно, кухня, комната, ванная, лампа, пол, потолок, стена и др.

Мебель: стол, стул, диван, кровать, шкаф, полка, вешалка и др.

Предметы домашнего обихода: телевизор, телефон, часы, плита, холодильник, вилка, ложка, тарелка, чашка, одеяло, подушка, зеркало и др.

Продукты питания и блюда: хлеб, булка, сыр, колбаса, сосиски, молоко, масло, сметана, творожок, йогурт, печенье, сок, яичко, каша, суп, салат, бутерброд, чай, компот и др.

Овощи и фрукты: капуста, картошка, морковка, лук, огурец, помидор; апельсин, банан, яблоко, груша, слива и др.

Растения: дерево, куст, трава, цветы, ягоды и др.

Названия животных и птиц, которых ребенок часто видит: собака, кошка, птичка, голубь, воробей, ворона, лошадка и др.

Отдельные названия предметов окружающей жизни: улица, дорога, светофор, машины, самолёт, качели, горка, парк и др.

Отдельные названия явлений окружающей жизни: вода, земля, солнце, небо, дождь, снег, ночь, день и др.

Глаголы.  

Собственные действия ребенка: идёт, сидит, стоит, бежит, прыгает, спит, ест, играет, рисует, строит, гуляет, катается, умывается, купается, одевается, раздевается, причёсывается, несёт, падает, кричит, говорит, вытирает и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл игры на развитие словаря21.66 КБ

Предварительный просмотр:

 Примеры обучения детей, не умеющих играть.

1.      Куда упал шарик (мячик). Взрослый садится за стол и берет к себе на руки ребенка. Прокатывая на столе от себя мяч или шарик, взрослый привлекает внимание к катящемуся и исчезающему со стола предмету. Затем предлагает ребенку отыскать его на полу.

2.      Поймай зайчика (обезьянку, мишку). Взрослый прячет за подушку игрушку, предупреждая ребенка, чтобы он ее поймал, как только она (он) выглянет. Сначала игрушка появляется в одном и том же месте, но затем в разных местах. Важно, чтобы ребенок следил за передвижением игрушки.

3.      Катание мяча от взрослого к ребенку и обратно. Ребенок сидит на полу, разведя ноги в сторону. В такой же позе сидит напротив него взрослый. Он катит ребенку мяч: "Держи". И предлагает вернуть мяч обратно: "Кати мне". Мяч прокатывается несколько раз.

4.      Подражание движениям с речевым проговариванием взрослым. Например, взрослый ставит ребенка против себя, затем поднимает руки вверх и делает движения кистями рук: "Птички полетели". Предлагает ребенку сделать то же самое: "Покажи, как птички полетели".

      Пассивный номинативный словарь. Детям предлагается запомнить названия их игрушек, частей тела (ноги, руки, голова, глаза, уши, рот, нос), предметов одежды (пальто, шапка, рубашка, платье и т.д.), предметов туалета (мыло, зубная щетка, гребешок, полотенце), предметов домашнего обихода, с которыми ребенок ежедневно соприкасается (стол, стул, чашка, ложка), отдельных предметов и явлений окружающей его жизни (солнце, трава, цветы, дом, машины, самолет), названия животных, которых ребенок часто видит.

Игра «Покажи, где мама»

Цель: уточнение и расширение пассивного словаря.

Оборудование: семейные фотографии.

Ход игры: Взрослый вместе с ребенком рассматривает семейные фотографии и просит найти изображение самого ребенка, показать маму, папу, бабушку, дедушку.

– Покажи, где мама. Найди и покажи, где  папа.

Игра «Румяные щёчки»

Цель: уточнение и расширение пассивного словаря – названия частей тела и лица и их назначение.

Ход игры: Взрослый просит ребенка показать различные части тела или лица.

– Покажи, где у Маши щёчки? Покажи, где у Маши носик? Покажи, где у тебя руки? Покажи, где у тебя ноги? И т. д.

Игра «Прятки»

Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей по теме «Игрушки».

Оборудование: игрушки – мишка, зайчик, машинка, мячик, кукла, ведёрко, др.

Ход игры: Перед началом игры разложите игрушки в разных местах комнаты – на стуле, под столом, на полке, на полу и в других местах. Игрушки должны быть хорошо видны. Предложите детям игру.

– Вот к нам пришла кукла Маша. Она плачет. Знаете, почему кукла Маша плачет? Потому что все игрушки от нее спрятались! Давайте поможем Маше найти игрушки. Ваня, ты найди мишку. Молодец, Ванечка, нашел мишку! Смотри, как Маша радуется. А ты, Оля, найди, пожалуйста, мячик. Не можешь найти? Посмотри на полу (плюс жест).

  В этой игре можно использовать не только различные игрушки, но и картинки с изображением игрушек. В дальнейшем можно использовать другие знакомые детям предметы.

Задание. Соотнесение предметов с их назначением.  Положите перед ребенком знакомые предметы: яблоко, мяч, зубную щетку. Задайте вопросы: «Покажи, чем ты играешь? Чем чистишь зубы? Что ты ешь?»

Пассивный глагольный словарь должен состоять из названий действий, которые ребенок совершает сам (спит, ест, сидит, стоит, идет, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, купается, одевается, раздевается, причесывается, катается, подметает, поливает, едет, кричит, говорит, строит, зовет, рисует, несет, везет, подает).

   Кроме того, ребенок должен знать названия действий, которые совершают близкие ему люди (папа, мама, братья, сестры и т.д.), но этот словарь может ограничиваться названиями только тех действий, которые ребенок неоднократно наблюдал (читает, пишет, рисует, стирает, чинит, варит, моет, шьет, подметает, гладит, рубит, пилит и т.д.), или действий, совершающихся дома, на улице (машина едет, гудит; самолет летит; телефон звонит; листья падают).

Выяснение объема глагольной лексики.

  Разложите перед ребенком сюжетные картинки, на которых одно и то же лицо (девочка или мальчик) совершают различные действия.

  Предоставьте ребенку возможность рассмотреть картинки, а затем показать нужную в ответ на вопрос: «Покажи, где девочка идет (стоит, бежит, ест, спит, играет, умывается)».

  Положите перед ребенком две картинки с изображенными действиями в сходной ситуации. Предложите ему показать нужную в ответ на вопросы: «Покажи, кто умывается? Кто вытирается?» (ест/пьет, бежит/идет и д

Игра «Выполняйте команды!»

Цель: уточнение и расширение пассивного глагольного словаря детей.

Оборудование: игрушка (кукольный театр).

Ход игры: Взрослый выполняет движение с помощью игрушки, сопровождая его собственным показом, одновременно называя словом-действием. Иногда петрушка может ошибаться; в этом случае дети замечают ошибку, и петрушка исправляется. Далее проводится подвижная игра на ковре. Расставьте детей на достаточном расстоянии, чтобы они не мешали друг другу выполнять движения. Встаньте напротив детей.

– Давайте поиграем в такую игру: я буду отдавать команды, а вы выполняйте. Слушайте внимательно и не ошибайтесь! Начали! Идите! Стойте! Поднимите руки вверх! Опустите руки! Садитесь! Встаньте! Прыгайте! Бегите! Похлопайте! Потопайте! Поставьте руки на пояс!

  Давать инструкцию следует одним словом, так как дополнительные слова создают контекст и облегчают понимание слова. Но если дети не понимают команды, можно помочь им – показать нужное действие или дать команду в виде словосочетания: «пой песенку» вместо «пой» и т. д.

   Понимание названий признаков предметов.

  Предложите ребенку сравнить предметы в комнате и показать их, ответив на вопросы: «Где большой стол? Где маленький? «Какой кубик больше? Какой меньше? «Где красный (желтый, синий) мячик?».

   Понимание слов, обозначающих основные цвета спектра, формируется в процессе выполнения учащимися заданий по развитию сенсорно - перцептивной деятельности. Многократное механическое повторение названия цвета непродуктивно. Работу начинаем с выбора по образцу и инструкции «Дай такой» предметов одного цвета из двух контрастных цветов, при правильном выборе говорим «Правильно, такой, зеленый».  Затем закрепляем навыки в играх, например, «Собери цветы»: на лужайке красные и синие цветы. Рядом – ваза с красным цветком. Задание:  найди  вот такой цветок (показ), красный. После выполнения: молодец, собрал все красные цветы. Покажи, где красный цветок?

Игра «Большой или маленький?»

Цель: уточнение и расширение пассивного словаря детей – знакомство с понятиями «большой» и «маленький»; обучение детей соотнесению слов «большой» и «маленький» с величиной предметов; обучение использованию соответствующих жестов.

Оборудование: в этой игре можно сравнивать любые игрушки и предметы; в дальнейшей работе можно использовать картинки.

Ход игры: При формировании понятий «большой» и «маленький» полезно научить детей использовать выразительные жесты. При этом жест всегда сопровождается словом, его обозначающим. Покажите детям большой и маленький мячики.

– Посмотрите, вот мяч, и вот тоже мяч. Мячи одинаковые? Нет, мячи разные. Этот мяч большой! (педагог делает соответствующий жест), а этот мяч маленький (соответствующий жест). Какой этот мяч – покажите (педагог побуждает детей сделать жест). Правильно маленький. А этот мяч какой? Покажите! Большой мяч.

  В речевом сопровождении игры педагог выделяет интонационно произнесение слов «большой» и «маленький». Эту игру полезно повторять, используя разнообразный предметный материал.

     Как только ребенок овладевает минимальным пассивным номинативным и предикативным словарем, начинаем работу по формированию понимания вопросов косвенных падежей  (задаваемые по поводу происходящих действий: где? куда? что? кому? откуда? для кого?).

   Затем проводится работа по дифференциации элементарных грамматических форм.

Задание. Понимание форм единственного и множественного числа имени существительного: «Где кукла? Где куклы? (пирамидка/пирамидки, машина/машины, книга/книги)».

Задание. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов: «Покажи, где стол? Где столик? (книга / книжечка, кукла/куколка)».

Задание. Понимание предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения:  «Положи игрушку в коробку (на коробку, за коробку, под коробку)».

Понимание предложений.

Задание. Выполнение инструкции: «Закрой глаза (подними ножку, погладь кошку, принеси кубик)».

Задание. Установление возможности запомнить и выполнить два действия, сформулированные в одной просьбе: «Возьми мишку и посади его на стул (подойди к столу и возьми карандаш, возьми кубики со стола и сложи их в коробку)».

   Педагогу на данном этапе работы рекомендуется говорить короткими предложениями из 2-4 слов, делая паузы. Все слова проговариваются с естественными интонациями, без скандирования слов по слогам.

    После того как ребенок слышал много раз названия предметов, которые он брал, ощупывал и рассматривал, или слышал названия действий, которые совершал сам (ел, пил, вставал и т.д.), можно попросить принести знакомый предмет или выполнить какое-либо поручение, связанное с этим предметом. Если ребенок не понимает то, о чем его просят, взрослому надо самому взять этот предмет и еще раз его назвать, а затем назвать совершающееся с этим предметом действие.

  Итак, помимо знакомства со словами и их значениями, необходимо проводить работу по знакомству детей с различными сочетаниями слов – фразами. Фразы поначалу усваиваются в контексте конкретной ситуации: взрослый подводит ребенка к раковине и говорит: «Будем мыть руки», в раздевалке говорит: «Давай одеваться на прогулку» и т. п. В дальнейшем смысловой контекст постепенно переходит из практической реальности непосредственно в речь. Например, взрослый предлагает найти и принести мишку, хотя его нет в поле зрения ребенка, предлагает попрыгать, не показывая нужного действия, говорит: «Возьми шоколадку», хотя ребенок находится далеко от кухни и холодильника (в домашних условиях).

      Особое внимание необходимо уделять развитию понимания сначала одноступенчатых, затем двух- и трехступенчатых словесных инструкций.

Приложение 1. Словарик рекомендуемых для запоминания слов по темам

Имена существительные.  

Игрушки: мячик, кубик, машинка, кукла, мишка, зайчик, шарик, юла, ведёрко, лопатка, карандаши, книжка и др.

Части телалицо : ноги, руки, живот, спина, палец, голова, шея, волосы, глаза, уши, рот, губы, зубы, нос, щеки, брови, лоб.

Одежда и обувь: шапка, шарф, варежки, куртка, пальто, платье, юбка, кофта, рубашка, брюки, колготки, трусы, майка, носки, тапочки, сапоги, ботинки, босоножки и др.

Предметы туалета: мыло, зубная щетка, зубная паста, губка, полотенце, расческа, носовой платок и др.

Домквартира: дом, дверь, замок, ключ, лестница, лифт, окно, кухня, комната, ванная, лампа, пол, потолок, стена и др.

Мебель: стол, стул, диван, кровать, шкаф, полка, вешалка и др.

Предметы домашнего обихода: телевизор, телефон, часы, плита, холодильник, вилка, ложка, тарелка, чашка, одеяло, подушка, зеркало и др.

Продукты питания и блюда: хлеб, булка, сыр, колбаса, сосиски, молоко, масло, сметана, творожок, йогурт, печенье, сок, яичко, каша, суп, салат, бутерброд, чай, компот и др.

Овощи и фрукты: капуста, картошка, морковка, лук, огурец, помидор; апельсин, банан, яблоко, груша, слива и др.

Растения: дерево, куст, трава, цветы, ягоды и др.

Названия животных и птиц, которых ребенок часто видит: собака, кошка, птичка, голубь, воробей, ворона, лошадка и др.

Отдельные названия предметов окружающей жизни: улица, дорога, светофор, машины, самолёт, качели, горка, парк и др.

Отдельные названия явлений окружающей жизни: вода, земля, солнце, небо, дождь, снег, ночь, день и др.

Глаголы.  

Собственные действия ребенка: идёт, сидит, стоит, бежит, прыгает, спит, ест, играет, рисует, строит, гуляет, катается, умывается, купается, одевается, раздевается, причёсывается, несёт, падает, кричит, говорит, вытирает и др.

х играть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития пассивного словаря

Игры для развития пассивного словаря детей. Помощь родителям....

Игры для развития пассивного словаря.

Речь – это средство общения, важнейший компонент познавательной деятельности, а также регулятор поведения. Нарушение речи отрицательно влияет на всю психическую деятельность детей, вследств...

Картотека игр для развития пассивного словаря.

Игры для развития пассивного словаря....

Игры на развитие пассивного словаря у детей дошкольного возраста

Игры на развитие пассивного словаря у детей дошкольного возраста...

Игры для развития пассивного словаря

Игры для развития пассивного словаря Е. А. Янушко...

Игры для развития пассивного словаря

Речь складывается из активного и пассивного словаря. Нужно заложить фундамент для речи – накопить достаточно большой пассивный словарь, для того чтобы появилась возможность перехода к активному ...

Сообщение для воспитателей. Развитие пассивного словаря у детей раннего возраста c ОВЗ

Развитие пассивного словаря у детей раннего возраста c ОВЗ...