Применение здоровьесберегающих технологий в системе коррекции общего недоразвития речи у дошкольников
статья по логопедии

Агапова Ольга Владимировна

Дошкольный возраст – благоприятный период оздоровления, он является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка, особенно это касается детей с ограниченными возможностями здоровья. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.   Поэтому, при организации работы с детьми с ОНР необходимо планировать и осуществлять разнообразные здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья  воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад комбинированного вида  № 8 «Солнышко»

Барабинского района Новосибирской области

Применение здоровьесберегающих технологий в системе коррекции общего недоразвития речи у дошкольников

Подготовила: учитель-логопед

        Агапова О.В.

 «Чтобы сделать ребенка умным и    рассудительным,

                    сделайте его крепким и здоровым»

Ж.Ж.Руссо

Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым. К сожалению, в современном мире здоровье человека – наиболее актуальная проблема развития современного общества.

 В настоящее время большой процент детей дошкольного и школьного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией. Дети с ограниченными возможностями здоровья, помимо речевых нарушений, а также нарушений познавательной деятельности, характеризуются нарушением двигательной сферы, ослабленным здоровьем. Ограниченные возможности здоровья препятствуют освоению образовательных программ и являются предпосылкой к нарушению взаимодействия детей с окружающим миром, обуславливают возникновение отклонений в их психическом развитии.

Поэтому сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения - одна из приоритетных задач современной педагогики. Согласно основным положениям Федеральных Государственных Стандартов дошкольного образования, особое внимание уделяется организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Вовремя начатое и правильно организованное обучение таких детей, укрепление их психического здоровья позволят предотвратить или минимизировать вторичные по своему характеру нарушения, а также способствует их успешной социализации.

   Таким образом, возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данной категорией детей, усовершенствование традиционных методов коррекционного воздействия, а также использование новых, нетрадиционных, эффективных форм и методов обучения. В связи с этим актуальным становится вопрос о внедрении в практику  логопедической работы с детьми здоровьесберегающих образовательных технологий.

Дошкольный возраст – благоприятный период оздоровления, он является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка, особенно это касается детей с ограниченными возможностями здоровья. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.   Поэтому, при организации работы с детьми с ОНР мы планируем и осуществляем разнообразные здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья наших воспитанников.

Здоровьесберегающие технологии – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка, педагога и родителей.

        Использование здоровьесберегающих технологий в речевом развитии детей с ОНР осуществляем на основе личностно-ориентированного подхода, с учётом логопедического заключения и индивидуальных особенностей каждого ребёнка. В логопедической работе применяем различные  виды здоровьесберегающих технологий, адаптированные к состоянию дефекта каждого ребёнка и к поставленным задачам его развития. Ежедневно в коррекционной работе используем артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика является эффективным средством укрепления мышц артикуляционного аппарата, развития подвижности и дифференцированности движений органов участвующих в речевом процессе.

Артикуляционная гимнастика проводится в утренние и вечерние часы воспитателем и логопедом во время индивидуальной, подгрупповой работы, как часть организационного момента на фронтальном занятии по обучению грамоте и с родителями дома. Для этой работы подготовлен специальный наглядный материал, создана картотека артикуляционных игр в стихах и индивидуальные зеркала.

Особое внимание уделяем развитию физиологического и речевого дыхания, так как роль дыхания важна в логопедической практике в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи и голосоведения.

Во время работы с детьми следим за тем, чтобы на вдохе грудная клетка не поднималась вверх и живот не втягивался, не делали большой вдох, не дышали часто, производили длительный, плавный выдох, учились делать незаметный для окружающих добор воздуха, следили за правильной осанкой.

В работе по развитию дыхания, используем различное оборудование: стандартное и изготовленное своими руками.

Данное оборудование используем в зависимости от этапа формирования правильного речевого дыхания, с учетом возрастных и психофизических особенностей дошкольников.

На I этапе по формированию правильного неречевого дыхания осуществляем работу по обучению детей длительному плавному выдоху («Султанчик», «Перышко»), целенаправленному ротовому выдоху («Листопад», «Снегопад», «Загони мяч в ворота», «Бабочки», «Русалочка» и мн. др.), учим регулировать силу воздушной струи («Дудочка-язычок», «Веселая дудочка», «Надуй шарик», «Снежок» и др.)

На II этапе по развитию диафрагмально-речевого дыхания проводим работу без использования оборудования, только на речевом материале. Работа осуществляется постепенно с увеличением количества производимых действий и объема речевого материала:

  • произношение гласного на выдохе (от одного звука до всего ряда), а затем шепотом;
  • произношение на одном выдохе одного согласного звука (шипящий или свистящий, если ребенок их произносит);
  • произношение на одном выдохе одного слога (двух – трех слогов);
  • произношение на одном выдохе одного слова (двух – трех слов);
  • рассказывание чистоговорок, поговорок, стихотворных текстов, соблюдая логические паузы.

В ходе таких упражнений у детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Дыхательная гимнастика в нашей группе проводится учителем-логопедом во время индивидуальной работы, на фронтальных занятиях и воспитателем при проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий (упражнения на восстановление дыхания), во время пробуждения детей, во время вечерней коррекционной работы и с родителями дома. Для этих целей

оформлена картотека дыхательной гимнастики.

Кроме этого, систематически используем в коррекционной работе с детьми с ОНР пальчиковые игры и упражнения, так как они оказывают стимулирующее влияние на развитие благоприятно отражается на развитии речи детей.

С. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Пальчиковая гимнастика усиливает согласованную деятельность речевых зон, способствует развитию воображения и памяти, пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. А самое главное, что ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все задания. В ходе проведения пальчиковых игр применяем разнообразные стихотворные строки, чистоговорки, считалки, рифмовки. Для этих целей также оформлена картотека пальчиковых игр.

Кроме пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук широко используем разнообразный материал: шнуровки, массажные мячики, пирамидки, мозаику, сухой бассейн с крупой, спички, счетные палочки, цветные карандаши, штриховку, лепку из пластилина, глины, соленого теста, вырезание ножницами, изготовление поделок из природного материала. Целесообразно использовать пособия по застёгиванию молний, пуговиц, кнопок.

Широкое применение нашла в коррекционной работе игра «Звуковая ладошка». Эта игра не только развивает мелкую моторику рук ребенка, но и способствует формированию правильного речевого дыхания и автоматизации уже поставленных звуков. Особенно это пособие эффективно при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Кроме этого пособия в своей работе широко используем су-джок терапию для развития мелкой моторики, стимулирования речи, пространственного мышления, кровообращения.

Су-джок терапия обладает высокой эффективностью, безопасностью и простотой. В комплект входит су-ждок массажер – шипованный шарик и металлическое кольцо.

Применение такой технологии способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной работы с ребёнком.

Пальчиковые игры полезны всем детям, особенно с речевыми проблемами и проводятся на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях, а также в любой удобный отрезок времени воспитателями и с родителями дома.

Слуховое восприятие - очень важная особенность человека, без него нельзя научиться слышать и понимать речь, а значит, правильно говорить. Слуховое восприятие начинается со слухового внимания – умение сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издающим его предметом, что и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков. Все звуки, которые человек воспринимает и анализирует, а затем воспроизводит, он запоминает благодаря слуховой памяти.

Для того, чтобы ребёнок научился правильно и чётко говорить, хорошо ориентировался в пространстве нужно целенаправленно развивать слуховое восприятие. Работу по развитию слухового внимания начинаем с подготовительных игр, которые подготавливают органы слуха ребёнка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому для его воспроизведения.

Игры подбираем в определенной последовательности: сначала для развития слухового внимания, т. е. умения различать неречевые звуки, используем игры-звучалки, игры-шумелки, записи звуков природы, животных, бытовых предметов и т.д.,  игры на музыкальных инструментах. Затем используем игры для развития речевого слуха, т. е. умения различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего – 2 этап. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих.  И только лишь после этого, переходим к развитию фонематического слуха, т. е. умению слышать составные части слова - 3 этап.

Хорошо развитый речевой слух обеспечивает нормальное и своевременное усвоение звуков, правильное произношение слов, овладение речевой интонацией.

Глаза ребёнка заслуживают исключительного внимания и бережного отношения, так как зрение - основной источник знаний о внешнем мире. Сохранить зрение, научить ребёнка рационально им пользоваться - важнейшая задача родителей и педагогов.

Разработкой комплексов тренировки и восстановления зрения занимаются с давних времён. Когда глаз расслаблен, он будет правильно функционировать - утверждал У.Бейтс. Необходимо научить детей расслабляться и снимать напряжение глаз.

Этому способствуют различные гимнастические упражнения для развития подвижности моторного аппарата глаз, которые проводятся под легкую спокойную музыку. Хорошую, большую амплитуду движений глаз удаётся получить, используя «бегущий огонек», применив прослеживание взора за движением огонька от фонарика, звёздочки от лазерной указки и, конечно же, игровые компьютерные технологии.

Для поддержания интереса детей используем гимнастику с предметами, яркими игрушками (стрекоза, бабочка, птички, фигурки животных и т.д.), которые крепятся на палочке – указке.

Широко используем в работе с дошкольниками таблицы-тренажеры.

«Волшебные» игры для глаз - проводятся в течение 2-3 минут с целью предупреждения нарастающего утомления, укрепления глазных мышц и снятия напряжения на занятиях и в режимных моментах.

Кроме этого, мы систематически используем в коррекционной работе массаж и самомассаж лица, ушных раковин, кистей и пальцев рук, стоп. При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.

Массаж является одним из средств лечебно – профилактической работы, наиболее полно влияет на здоровье и самочувствие каждого ребенка.

Упражнения игрового массажа и самомассажа в сочетании с пальчиковыми упражнениями совокупность движений тела, мелкой моторики рук, в сопровождении с текстом обогащают не только внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на развитие памяти, мышления, развивают фантазию, способствуют снятию напряжения. Потирание кончиков пальцев успокаивает нервную систему.

Физкультминутки (динамические паузы), подвижные игры так же являются одним из важных компонентов укрепления здоровья детей с ОВЗ. Они, прежде всего, создают благоприятную атмосферу в детском коллективе; развивают общую моторику, снимают напряжение, укрепляя организм ребенка, повышают его работоспособность.

Физкультминутка дает возможность педагогам, а также родителям играть с детьми, радовать их и, вместе с тем развивать речь, координацию движения и мелкую моторику. Благодаря упражнениям, входящим в физкультминутку, у детей улучшается осанка, усиливается обмен веществ в организме, развивается произвольное внимание и память, способность сосредотачиваться, дети получают разнообразные сенсорные впечатления.

Физминутки мы обычно проводим на занятиях между этапами работы, когда нужно переключить внимание детей с одной деятельности на другую или во вторую половину занятия, когда замечаем утомление детей.

Для этих целей оформлена картотека динамических пауз и подвижных игр.

В использовании приемов релаксации придерживаемся техники поэтапного перехода в состояние расслабления.

Упражнения выполняются в сопровождении приятной, спокойной музыки. Сначала проводим релаксационный настрой, затем упражнения.

Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.

Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить ребенка управлять своим телом. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей. 

Сохраняя здоровье детей с ОВЗ, мы целенаправленно учим детей сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие.

Так же для этих целей подобрана и оформлена картотеку релаксационных упражнений, приобретены сборники и альбомы релаксирующей музыки, которые успешно используем в своей деятельности.

В будущем планируем использовать биоэнергопластику в коррекции речевых нарушений у детей с ТНР. (Биоэнергопластика — это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями пальцев и кистей рук. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме.) 

         Важным шагом к решению поставленных  задач является взаимодействие с семьёй.

        Для родителей оформлены информационные папки-передвижки о здоровом образе жизни, о том, как правильно проводить артикуляционную, дыхательную гимнастику, подготовлены консультации о крупных возможностях мелкой моторики рук детей.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии наряду с комплексной корреционно-логопедической помощью дают возможность сгладить имеющиеся недостатки в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка с ОВЗ, а также его успешную социализацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая технология "Акваритмические занятия в системе коррекции общего недоразвития речи"

Презентация. Педагогическая технология разработанная совместно с учителем-логопедом для работы с  с детьми логопедических групп....

Использование здоровьесберегающих технологий в группе с общим недоразвитием речи

Использование здоровьесберегающих технологий в группе с общим недоразвитием речи: артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, массаж Ф.Р.Ауглина, кинезиологические упражнения, психогимнастика,...

«Применение здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи на занятиях по развитию речи»

Применение разнообразных здоровьесберегающих технологий на занятиях в ДОУ, позволяющих своевременно скорректировать имеющиеся нарушения речи у дошкольников....

проект " Метод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи у дошкольников"

Проект позволяет представить организацию работы  по коррекции общего недоразвития  речи посредством использования метода наглядного моделирования...

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе преодоления общего недоразвития речи у дошкольников.

В статье обозначены здоровьесберегающие технологии: двигательный игротренинг, кинезиологические упражнения, подвижные игры, цветотерапия....

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе преодоления общего недоразвития речи у дошкольников.

в статье обозначены здоровьесберегающие технологии: двигательный игротренинг, цветотерапия, двигательный игротренинг, кинезиологические упражнения....

Использование возможностей сюжетно-ролевых игр в системе коррекции общего недоразвития речи у дошкольников.

Проблема коммуникативного развития ребенка дошкольного возраста в данный период времени является наиболее актуальной. Объясняется это значением коммуникативной деятельности в процессе социализации реб...