Карточки по автоматизации звуков в стихотворках.
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Корнюхина Анна Владимировна

Карточки по автоматизации звуков в стихотворках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Для чего развивать дыхание

в группе компенсирующей направленности для детей, имеющих ОНР?

Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох является более активной фазой дыхания, чем выдох. При вдохе мышцы диафрагмы сокращаются, увеличивая тем самым объем грудной клетки, что способствует наполнению легких воздухом. При выдохе мышца диафрагмы расслабляется. Вместе с межреберными мышцами, которые поднимают и опускают грудную клетку, диафрагма поднимается кверху и сжимает легкие. 
Различают три типа дыхания
: верхнереберный, грудной, грудобрюшной (он же диафрагмально-реберный). При любом типе дыхания диафрагма обязательно задействована, однако, доля ее участия разная. Наименее физиологически оптимальным является ключичное дыхание, так как нижние доли легких участвуют при этом неполностью.
У детей по мере физического развития постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания – грудобрюшной.
Детям с нарушениями речи, находящимися в группе компенсирующей направленности, имеющих ОНР, а также соматически ослабленным детям для развития грудобрюшного типа дыхания требуется обучение и активизация физиологической роли диафрагмальной мышцы с помощью специальных коррекционных физических упражнений, показанных учителем-логопедом, воспитателем, музыкальным руководителем или физ. инструктором. Они развивают дыхание, а также речь.
       Детям с этими нарушениями речи не всегда возможно сразу  дать какие-то сложные дыхательные упражнения. Прежде всего следует озадачиться развитием физиологического дыхания. А для этого нужно предоставить ребенку возможность играть с игрушками, которые будут способствовать развитию дыхания. Это свистки, вертушки, дудочки, губные гармошки, различные пособия и дидактические упражнения. Летом нет ничего лучше, чем сдувать пушинки одуванчиков и лепестки живых цветов. А как хороши для решения этой задачи мыльные пузыри! При этом следует помнить, что нельзя перегружать детей дыхательными упражнениями, даже если это увлекательная игра. В виде нежелательных последствий может быть головокружение. А когда ребенок начнет логопедические занятия, то он сам сможет определиться с собственными возможностями и системой дыхательных упражнений. 

Игры-упражнения, способствующие развитию силы и длительности выдоха: “Подуй на тучку” (выдыхание струи воздуха на игровой предмет), “Сдуй снежинки” (сдувание со стола комочков ваты), “Сдуй листик” (сдувание вырезанных из тонкой цветной бумаги листьев деревьев), “Свечка” (задувание свечи), “Вертушки” (вращение ветряных игрушек), “Сдуй лепесток» (сделать вдох и задержать дыхание, затем сделать длительный выдох), “Загони мяч в ворота” (дети задувают бумажные мячи в ворота) и т.д.

Игры-упражнения, направленные на развитие способности осуществлять плавный выдох и регулировать его силу: пускание мыльных пузырей, поддувание бумажных фигурок и др.

После подготовительного периода, направленного на развитие физиологического дыхания, следует постепенно переходить к развитию собственно речевого дыхания. На данном этапе целесообразно использовать не только упражнения, направленные на развитие правильного выдоха и вдоха, но и вводить задания с воспроизведением речевого материала. Вот несколько примеров:

- Длительное протяжное произнесение гласных звуков: “Кукла Катя хочет спать” (А-а-а), “Дует сильный ветер” (У-у-у) и др.

- Многократное повторение слогов на одном выдохе: “Дождик капает по крыше” (“кап-кап-кап”), “Зайка прыгает” (“Оп-оп-оп”), “Мишка топает” (“Топ-топ-топ”) и т.д.;

- Произнесение на одном выдохе слов и фраз с использованием приема наращивания: “Ветер. Дует ветер. Дует сильный ветер. Дует сильный и холодный ветер”;

- Проговаривание скороговорок и чистоговорок;

- Выразительное чтение стихотворений.

При проведении игр и упражнений, направленных на развитие у ребенка речевого дыхания, необходимо помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка и могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.

После того, как у детей будет сформирован плавный длительный выдох, можно планировать комплексы дыхательно – голосовой гимнастики на каждую неделю. Желательно, чтобы тема комплекса и лексическая тема совпадали. Благодаря частой смене упражнений интерес детей к данной гимнастике поддерживается и укрепляется.

Дыхательная гимнастика сделает ребёнка здоровым и научит правильному произношению. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.   Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир сказок, песен, игр, стихов. Эти упражнения способствуют укреплению иммунитета, профилактике простудных заболеваний, нормализуют эмоциональное состояние у агрессивных и гиперактивных детей.

Таким образом, одновременно решается несколько задач: развивается дыхание, голос и правильное звукопроизношение, формируется осмысленная моторика и двигательное воображение, оздоравливаются дети. А главное – всё это им очень нравится, доставляется огромное удовольствие!



Предварительный просмотр:

Карточка № 1.

«Помоги мишке зарычать-порычи вместе с ним, проведя пальчиком по стрелочке».

Картинки по запросу картинки-зверюшки-мультяшки

Карточка № 2.

«Помоги добраться к домику-порычи». Картинки по запросу избушка рисунок

Похожее изображение

Карточка № 3.

«Проведи тигра по дорожкам-прорычи звук /Р/.

Картинки по запросу картинки животных для детского сада

Карточка № 4.

«Помоги тигренку прогнать динозавра-порычи».Картинки по запросу детские картинки из мультфильмов на белом фоне

                                        Картинки по запросу постановка звука р картинки      Картинки по запросу картинки животных для детского сада

                       Картинки по запросу постановка звука р картинки             Картинки по запросу постановка звука р картинки

  Картинки по запросу постановка звука р картинки  Картинки по запросу постановка звука р картинки    Картинки по запросу постановка звука р картинки                 

Карточка № 5.

Научи львёнка рычать-порычи как можно дольше,

собирая косточки».

Картинки по запросу постановка звука р картинки             Картинки по запросу постановка звука р картинки        Картинки по запросу постановка звука р картинки

Картинки по запросу постановка звука р картинки   Картинки по запросу постановка звука р картинки   Картинки по запросу постановка звука р картинки   Картинки по запросу постановка звука р картинки 

Картинки по запросу постановка звука р картинки  Картинки по запросу постановка звука р картинки   Картинки по запросу постановка звука р картинки   Картинки по запросу постановка звука р картинки   Картинки по запросу постановка звука р картинки

Картинки по запросу постановка звука р картинки  Картинки по запросу постановка звука р картинки  Картинки по запросу постановка звука р картинки  Картинки по запросу постановка звука р картинки   Картинки по запросу постановка звука р картинки  Картинки по запросу постановка звука р картинки 

Похожее изображение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки по автоматизации звука К

Вы можете использовать предложенный материал на своих занятиях, а также дать эту карточку домой для закрепления правильного произношения звука....

Карточки по автоматизации звука Т

Матпериал карточек может быть использован логопедом на занятии, а также предложен в качестве домашнего задания....

Копилка логопеда (карточки по автоматизации звуков С,З,Ц,Ш,Ж,Ч,Щ,Л,Р)

подбор речевого материала в виде карточек 10х15  см  по автоматизации трудных звуков с,з,ш,ц,ч,щ,ж,р,л, можно использовать в качестве домашних заданий на логопункте ДОУ и речевых  групп...

Карточки для автоматизации звуков

Карточки для автоматизации звуков - это наши палочки - выручалочки для воспитателей и родителей, очень удобно использовать: вложил в домашнюю тетрадь или папку, воспитателям - в журнал для вечерних за...

Карточки для автоматизации звуков в словах

Речевой материал удобно скомпанован в карточках, которые можно раздавать родителям или разрезать и вклеивать в тетрадь ребенку....

Карточки для автоматизации звуков в предложениях

Речевой материал удобно скомпанован в карточках, которые можно раздавать родителям или разрезать и вклеивать в тетрадь детям....

Карточки для автоматизации звуков

Картотека заданий для автоматизации звуков [С],[Ш], [Л\'], [Л], [Р]...