Консультации для педагогов
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Сытина Ольга Ивановна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Логопедическая работа по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи

Слайд 2

Цель коррекционной работы – повышение словообразовательной компетентности дошкольников с ОНР. Задачи коррекционной работы: формирование достаточного лексического запаса; проведение определенной логической обработки морфологического состава словаря; развитие умения группировать лексический материал в соответствии с поставленной задачей; практическое выделение общего и различного в звучании и значении элементов слов; оперирование в речи однокоренными словами; многократное повторение в активном и пассивном речевом опыте однокоренных слов, их активное использование; овладение различными способами образования новых слов.

Слайд 3

Словообразование существительных мужского и женского рода Сравнение двух однородных предметов. Дидактическая игра «Назови меня ласково». Игровое задание «Что для чего?». Прием договаривания детьми слова. Упражнение «Измени слово».

Слайд 4

Словообразование существительных с суффиксами – енок/ - онок. Дидактическая игра «Кто пришел?» Игра «Кто у кого?» Игра «Кого не стало?» Задание «Собери семью». Игра «Найди ошибки Незнайки».

Слайд 5

Образование притяжательных прилагательных с суффиксами - ин; -й Упражнение «Угадай, кто хозяин» (Чей это? Это лисий хвост.) Сравнение конкретных предметов, включение прилагательных в предложения. Игровое упражнение «Найди ошибки Незнайки».

Слайд 6

Образование прилагательных с помощью суффиксов – ов/- ев, - н. Игра в лото «С какого дерева лист?» Выполнение несложных поделок или аппликаций. Сравнение готовых аппликаций. Действия детей с предметами (отбор, группировка) с выделением нужных признаков и слов, их обозначающих.

Слайд 7

Образование родственных слов. Дидактическая игра «Четвёртый лишний» Игровое упражнение «Объясни, почему так называется» Упражнение «Подбери слово» Упражнение «Запомни, повтори» Повторение усвоенных словоформ (гриб-грибок-грибочек)

Слайд 8

Самостоятельная игровая и учебная деятельность детей

Слайд 9

ВЫВОД: Реализация комплексной, целенаправленной программы логопедической коррекции, отличающейся системностью, поэтапностью и разнообразием применяемых методов и приемов помогает сформировать словообразовательные умения и навыки у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Слайд 10

Благодарю за внимание!



Предварительный просмотр:

Формы работы с Су – джок шариками:

1. Массаж шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/

Я мячом круги катаю, взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну.

А теперь последний трюк: мяч летает между рук.

2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение/

Раз – два – три – четыре – пять,    /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

3. Автоматизация звуков.

а) /ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш/

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

б) Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.

Ходит ежик без дорожек, не бежит ни от кого.

С головы до ножек весь в иголках ежик. Как же взять его?

4. Совершенствование лексико-грамматических категорий

а) Упражнение «Один-много». Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

б) Аналогично провожу упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».

5. Упражнения для развития памяти и внимания

Дети выполняют инструкцию:

- надень колечко на мизинец правой руки,

- возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.;

- ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

6. Выполнение гимнастики

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.

1 - руки развести в стороны;

2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;

3 - руки развести в стороны; 4 - опустить руки.

7. Звуковой анализ слов

Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.

8. Совершенствование навыков употребления предлогов.

На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки. Затем наоборот - ребенок должен описать действие взрослого: достать шарик из коробки; спрятать под коробку и т. д.

9. Слоговой анализ слов

Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.

Самомассаж рук

Самомассаж кистей рук оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей, активизирует биологически активные точки. Самомассаж кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов. При этом в процессе самомассажа укрепляются мышцы, суставы и связки не только массируемой, но и массирующей кисти. Помимо этого самомассаж рук – важная составляющая сенсорного воспитания: ощущения, возникающие одновременно в обеих кистях рук ребенка, отличаются друг от друга не только происхождением, но и разными условиями восприятия, потому что массируемая рука пассивно воспринимает механические раздражения, а массирующая рука еще и создает их. Самомассаж рук можно проводить не только с использованием специальных мячей, но и с помощью прищепок, шишек, орехов, палочек, карандашей. Чем точнее ребенок выполняет движения пальцами, чем тоньше, дифференцированнее работа мышц кистей рук, тем быстрее и лучше развивается речь, а, следовательно, и мышление.

Начинать и заканчивать массаж необходимо с легкого поглаживания рук ребенка.

1. Поглаживание руки от кончиков пальцев к локтю;

2. Разминаем каждый палец от ногтя к запястью, также прорабатываем каждый сустав:

Мышь полезла в первый раз (второй, третий…),

 Посмотреть который час

 Вдруг часы пробили «Бом!» Мышь слетела кувырком…

 (движение от запястья к ногтю); И так прорабатываем каждый палец.

3. Пощипывание боковых краев кистей рук;

4. Разминаем подушечки пальцев (надавливание):

Раз, два, три, четыре, пять, вышли пальчики гулять.

Этот пальчик в лес пошел, этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал, этот пальчик жарить стал,

Ну, а этот только ел - оттого и потолстел.

5. Разминаем бугор под большим пальцем;

6. Разминаем бугор под четырьмя пальцами на ладони;

7.Ребром руки разминаем ладошку в различных направлениях;

8. Разминаем ладонь кулаком:

Моя черепашка в коробке живет,

Купается в ванне, по полу ползет.

Ее на ладошке я буду носить, Она не захочет меня укусить.

9. Разминаем запястье руки круговыми движениями, захватив его большим и указательными пальцами другой руки («кольцо»);

10. Загибаем пальцы внутрь, и затем разгибаем наружу, потряхиваем ими:

Бом, бом, бом, бом, по гвоздям бьем молотком.

Гвозди не вбиваются, только загибаются. (Загибаем пальцы)

Значит, клещи надо взять, будем гвозди вырывать.

Я тянул, тянул, тянул, все я гвозди разогнул.

(Потряхиваем, разгибаем и потягиваем пальцы)

11. Разминаем руку от запястья до локтя;

12. Сцепить пальцы «Домиком» и потереть ими друг об друга:

Сцепим пальцы мы в замок, чтоб чужой войти не мог.

Пустим только белочку, ёжика и зайчика,

Пустим только девочку, пустим только мальчика.

Самомассаж «ёжиками».

1. Самомассаж рук начинаем с общих круговых, разогревающих движений мяча в ладонях, до появления “теплоты” в мышцах. Затем растираем мячом ладони движениями вверх-вниз, сжимаем и разжимаем мяч. После этого, медленно с нажимом катаем мяч вверх-вниз по руке, начиная от кончиков пальцев и заканчивая локтевым сгибом. Движения сначала проводим на внешней стороне руки, затем на внутренней. Добиваемся ощущения тепла. Самомассаж рук заканчиваем пальчиковой гимнастикой с использованием разнообразных потешек и скороговорок.

2. Расставить руки на столе на расстоянии примерно 25-30 см и покатать мяч по столу из руки в руку. Каждой рукой покатать мяч по столу вперед и назад, прокатывая от кончика среднего пальца до основания ладони, довольно плотно прижимая. Покатать по столу открытой жесткой ладонью, каждой рукой поочередно. Покатать круговыми движениями между открытыми ладонями. Покатать между ладонями вперед-назад. Взять мяч круглой кистью и, не поднимая пальцы и не отпуская мяч, покатать круговыми движениями по столу, каждой рукой поочередно. Сжать между ладонями мячик, найдя по колючке для каждого пальчика. Сжимать и отпускать несколько раз подряд. Подбросить мячик вверх и поймать его.

Пальчиковая гимнастика

«Ёжик» (су-джок).
Катиться колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек.
По ладошки бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит
(круговые движения шариком между ладонями).
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда, сюда, мне щекотно да, да, да
(движения по пальцам).
Уходи, колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!
(пускаем по столу и ловим подушечками пальцев).

«Орешки для белочки».
В руки я орех возьму и немного покручу.
Так, так и вот так. Я орешек покручу.

Между пальцев положу и вот так его держу. 
Так, так, и вот так между пальцев положу.

Я в ладошку положу, крепко я его сожму.
Не разбил орешек сам, белке я его отдам.

«Черепаха» (у детей в руках Су Джок).

Шла большая черепаха и кусала всех от страха,

(дети катают Су Джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(шарик между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку). Никого я не боюсь (дети катают Су Джок между ладоней).

Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

«Ёжик».

Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож.

(дети катают Су Джок между ладонями)

На спине иголки (массажные движения большого пальца)

Очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)

Нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже (массажные движения мизинца)

На ежа похожи (дети катают Су Джок между ладонями).

Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

«Мальчик-пальчик».

- Мальчик-пальчик, где ты был?

(надеваем кольцо  Су Джок на большой палец)

- С этим братцем в лес ходил,

(надеваем кольцо  Су Джок на указательный палец)

 - С этим братцем щи варил,

(надеваем кольцо  Су Джок на средний палец)

- С этим братцем кашу ел,

(надеваем кольцо  Су Джок на безымянный палец)

- С этим братцем песни пел

(надеваем кольцо  Су Джок на мизинец).

Упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

«Карандаш».
Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик, быть послушным научу.

С колючим мячом.

По тропинке, по дорожке топают к нам чьи-то ножки.

(Правой рукой слегка ударять мячиком по столу с продвижением вперёд).

Это ёжик, посмотри, к нам пробрался из глуши.

(Катаем мячик в ладошках, пальцы широко растопырить).

По столу всласть находился

(Левой рукой катаем по столу мяч круговыми движениями).

И в ручей потом свалился.

(Перекидываем из руки в руку).

Уколоть он нас решил, только понял – нету сил.

(Катаем по тыльной стороне левой, правой кисти).

Он пофыркал, с пальцев слез

(Подержать в левой ладошке и переложить в правую ладонь).

И ушёл обратно в лес.

(Правой рукой слегка ударять мячиком по столу с продвижением вперёд).

Кистевой эспандер.

Кисти рук я развиваю, эспандер в руках сжимаю.

Раз, два – правой жму, три, четыре – левой жму.
Поработал так немножко, всё – горячая ладошка.

(Одновременное сжимание кистевых эспандеров в правой и левой кистях рук).

Колючий еж
Гладь мои ладошки, еж! Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить! Я хочу с тобой поладить!

(Катаем мячик между ладошками, гладим его, дотрагиваемся пальцами до отдельных "колючек").

Игра с Ежиком
Мы возьмем в ладошки «Ежик» (берем массажный мячик) 

И потрем его слегка,    

(в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему).   

Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем то же самое)  

Помассируем бока (катаем между ладошек).  

«Ежик» я в руках кручу, (пальчиками крутим мячик)  

Поиграть я с ним хочу. 
Домик сделаю в ладошках –  
(прячем мячик в ладошках),  

Не достанет его кошка (прижимаем ладошки к себе).

Веселый счет
«Ежик» в руки нужно взять (берем массажный мячик),  

Чтоб иголки посчитать (катаем между ладошек).

Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками одной руки нажимаем на шипики) 

Начинаем счет опять (перекладываем мячик в другую руку).  

Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками другой руки нажимаем на шипики).

  

Мячик-Ежик
Мячик-ежик мы возьмем, 
(берем массажный мячик)  

Покатаем и потрем (катаем между ладошек)  

Вверх подбросим и поймаем, (можно просто поднять мячик вверх)  

И иголки посчитаем (пальчиками одной руки нажимаем на шипы)  

Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)  

Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)  

И немножко покатаем… (ручкой катаем мячик)  

Потом ручку поменяем (меняем ручку и тоже катаем мячик).

Этот шарик не простой

Этот шарик не простой, весь колючий, вот такой.

Меж ладошками кладём, им ладошки разотрём.

Вверх и вниз его катаем, свои ручки развиваем!

Можно шар катать по кругу, перекидывать друг другу.

1, 2, 3, 4, 5 – всем пора нам отдыхать!
(Движения соответствуют тексту)

Испечем мы каравай
Месим, месим тесто,
(Сжимаем мяч, мяч в правой руке)

Есть в печи место (перекидываем в левую руку и сжимаем)

Испечем мы каравай (несколько раз энергично сжимаем мяч обеими руками)

Перекидывай, валяй!

( катаем мяч между ладошками)



Предварительный просмотр:

Работа над речевым дыханием.

Дыхание является физиологической основой речи.

Аристотель утверждал: «Ум - властелин чувств, а дыхание - властелин ума».

Известная фраза Ламперти «Школа пения есть школа дыхания» может относиться и к постановке речевого голоса, хотя механизм речи и механизм пения различны.

Какими же качествами должно обладать фонационное, то есть озвученное дыхание?

Во-первых, оно должно быть глубоким, то есть осуществляться нижне рёберными мышцами, мышцами брюшного пресса и диафрагмы.

«Опустить» дыхание на диафрагму можно при помощи упражнения «Шарик»: надуть при глубоком вдохе живот (контроль рукой), выдохнуть протяжно воздух.

Это упражнение следует повторять до тех пор, пока ребёнок не научится делать глубокий вдох без контроля.

Следить, чтобы упражнение выполнялось без напряжения, чтобы не закружилась голова.

Врачи утверждают, что чем глубже дыхание человека, тем больше энергии получает организм.

Следующий этап работы - научить спокойно, ровно дышать, выработать умение направлять воздушную струю.

Используем все варианты дыхания:

Упражнение 1

1) вдох через рот => выдох через рот;

2) вдох через нос => выдох через нос;

3) вдох через рот => выдох через нос;

4) вдох через нос => выдох через рот.

Последний вариант лежит в основе речевого дыхания,

поэтому его необходимо отрабатывать особенно тщательно. Далее нужно научить распределять дыхание.

Упражнение 2

Глубокий вдох через нос, на выдохе счёт до 10, 12, 15...

Упражнение 3 «Цветок»

Поработать над силой и продолжительностью выдоха, наращивая фразу постепенно, по 1-му слову. Ребёнок нюхает воображаемый цветок, произнося:

«Ах!»

«Ах, пахнет!»

«Ах, как пахнет!»

«Ах, как пахнет цветок!» (платок)

«Ах, как пахнет этот цветок!»

«Ах, как хорошо пахнет этот цветок!»

«Ах, как хорошо пахнет этот душистый цветок!»

«Ах, как хорошо пахнет этот душистый красный цветок!»

Упражнение 4 «Звонок»

1) Не отрывая пальца от воображаемого звонка, одним длинным нажатием звоним в дверь: ззззззззззззззз...

2) Нетерпеливо звоним несколько раз: зззз... зззз... зззз...

3) Звоним короткими назойливыми звонками: зз.. зз.. зз.. зз..

В 3-х разных вариантах этого упражнения меняется тип выдыхания: от плавного и спокойного (1) к выдоху с силой (2), а потом рывками (3).

Так и в речевом потоке постоянно происходит переключение с одного из этих 3-х основных выдыханий на другой, создавая в этот момент особые сложности для непоставленного голоса. Необходимо тренировать три вида выдыхания в различных ситуациях.

Упражнение 5 «Пчела»

1-й тип выдыхания. Издали к нам приближается пчела:

2-й шип выдыхания. Начинает кружить над головой:

3-й тип выдыхания. Отгоняем пчелу: жж... жж... жж...

Можно использовать аналогичные упражнения: воздушный шарик (сссс...), насос, мотоцикл (рррр...), пульверизатор (фффф...).

При 3-м типе выдоха проявляется 3-е важнейшее качество дыхания: оно должно быть частым. Это означает необходимость автоматического частого рефлекторного добора воздуха. Навык переключения дыхания закрепить на упражнениях с текстом.

Упражнение 6 «Стон»

Напряженье с глотки снять

И свободно зазвучать,

Отыскав удобный тон,

Помогает тихий стон: ммм...

Расслаблюсь я, начну ступать,

На стоне маму буду звать:

Маммм, ммёду намм...

От стона перейду к приказу:

Мёду наммм, мамм (3-й тип).

Я упражненье повторю

И этот навык закреплю:

Мам - ммаммм, ммёду наммм! (умоляю)

Мёду наммм, ммаммм! (требую)

Тип выдыхания меняется с изменением действенных задач: умоляем или требуем. Так и характер речи, звучания всегда зависит от конкретной речевой ситуации и речевого намерения.

Проследим, какие различные многообразные оттенки приобретает междометие «Ой!» в зависимости от меняющихся действенных задач:

Удивляемся

Ой!

Насмехаемся

Ой!

Пугаемся

Ой!

Восхищаемся

Ой!

Задумываемся

Ой!

Стыдим

Ой!

Кокетничаем

Ой!

Иронизируем

Ой!

Подзадориваем

Ой!

Жалуемся

Ой!

и так далее.

Упражнение 7 «Ай, да я!»

Похвалиться.

Подтрунить «Ну и ну!».

Лёгкие, свободные восклицания раскрепощают мышцы фонационного аппарата, рождают верный звук.

В качестве тренинга полезно использовать стихотворные тексты.

Стихи как ритмически организованная речь хорошо запоминаются: вызывая положительную речевую эмоцию, ритмическое переживание, они приводят в действие весь организм человека, рождают свободное звучание. Они носят тренировочный характер, нацелены на запоминание правил и называются мнемоническими, если нацелены на тренировку того или иного элемента внешней техники речи. Словесные приказы включают в игру, дают определённую психологическую готовность, располагают к выполнению намеченной цели.

В стихах с междометиями можно поставить перед детьми задачу подразнить, побаловаться, выработать навык партнёрства.

Птичий двор

Кур стерегу: Ку-ка-ре-ку!

Снеслась в кустах: Кудах-тах-тах!

Пугаю кур: Муррр-мурр!

Завтра дождь с утра: Кря-кря-кря!

Молока кому: Му-му-му/

Шум

Э. Машковская

Жил-был шум.

Ел шум: Хрум-хрум!

Ел суп: Хлюп-хлюп!

Спал так: Храп-храп!

Шёл шум: Бум-бум!

С базара

Э. Машковская

- Откуда идёшь ты, лягушка-квакушка?

- С базара домой, дорогая подружка!

- А что ты купила?

- Всего понемножку:

квапусту, квасоль и квартошку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....