Особенности развития фонематического восприятия и понимания речи у детей 4-5 лет
презентация к уроку по логопедии (средняя группа)

Шкирдова Екатерина Михайловна

Особенности развития фонематического восприятия

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ С ТНР МБДОУ «Детский сад № 141 « Пилеш » г.Чебоксары

Слайд 2

Термин «фонематическое восприятие» был введен Д.Б.Элькониным , включает в себя 3 операции: - умение определять последовательность звуков в слове, - умение определять позицию звука в слове (начало, середина и конец), - подсчет количества звуков в слове.

Слайд 3

Ребенок дифференцирует: гласные и согласные звуки, звонкие – глухие (б-п, в-ф, г-к и т.д.), мягкие – твердые звуки (м- мь и т.д.).

Слайд 4

Нарушение фонематического восприятия: - ребенок не различает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи, - его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. - ребенок не пользуется многими предлогами, не договаривает окончания слов.

Слайд 5

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ I этап – узнавать неречевые звуки; II этап - различение одинаковых звуков и звукокомплексов , слов и фраз по высоте, силе, тембру голоса; III этап - различение слов, близких звуковому составу; IV этап - дифференциация слогов; V этап - дифференциация фонем; VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.

Слайд 6

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ УЗНАВАТЬ И РАЗЛИЧАТЬ НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ. НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ. «Угадай, что делают», «Угадай, кто кричит», «Угадай, на чем играю», «Где звучало», «Угадай, кто идет», «Солнце и дождик», «Хлопни, как я», «Дятел».

Слайд 7

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ РАЗЛИЧАТЬ ОДИНАКОВЫЕ СЛОВА, ЗВУКОКОМПЛЕКСЫ И ЗВУКИ ПО ВЫСОТЕ , СИЛЕ И ТЕМБРУ ГОЛОСА «Далеко – близко», «Большой, средний, маленький», «Взрослый или детеныш», «Телефон».

Слайд 8

ИГРЫ НА РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ , БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ «Красный – зеленый», «Цепочка», «Подбери картинку», «Какое слово лишнее», «Самое короткое слово», «Самое длинное слово», «Подскажи словечко».

Слайд 9

ИГРЫ НА ДИФФЕРЕНЦИАЦИю СЛОГОВ И ФОНЕМ Воспроизведения сочетания слогов: с изменением ударного слога: ДА-ДА-ДА ; имеющих общий согласный звук: МУ-МЫ-МА ; НО-НА-НУ; имеющих общий гласный: ТА-КА-ПА ; имеющих различия по глухости-звонкости : ПА-БА, ПА-БА-ПА ; имеющих различия по твёрдости-мягкости : МА-МЯ ;

Слайд 10

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКА ЭЛЕМЕНТАРНОГО ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ Определение количества слогов; Выделение первого и последнего звука в слове; Определение места, количества и последовательность звуков в слове; Развитие фонематических представлений.

Слайд 11

Игра «Слушай и выполняЙ »

Слайд 12

Проведение специальных игр и упражнений способствует успешному развитию фонематических процессов, что является основой для дальнейшего успешного обучения в школе .

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия,  раскрываются приемы работы на каждом этапе....

Особенности развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В публикации рассматриваются вопросы развития фонематического воприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Консультация для родителей "Роль развития фонематического восприятия в формировании речи детей дошкольного возраста"

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов. В процессе обучения грамоте важно развить у ребёнка четко...

Особенности развития звуковой и интонационной культуры речи у детей дошкольного возраста с учетом ФГОС дошкольного образования

Речь — это важнейшее достижение человека, которое позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.Звуковая культура речи является составной частью общей ре...

Конспект ООД учителя-логопеда по развитию фонематического восприятия, звуки [Х], [Х, ] у детей с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста

Конспект организованной образовательной деятельности учителя-логопеда по развитию фонематического восприятия, звуки [Х], [Х, ] у детей с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возра...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И ЗВУКОСЛОГОВОГО АНАЛИЗА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР

ull;Умение сосредотачиваться на звуке – слуховое внимание – очень важная особенность человека, без которой невозможно слышать и понимать речь. Так же важно различать и анализировать звук...