Система работы над предложением с детьми старшего дошкольного возраста (обновлен 25.12.2020)
консультация по логопедии (старшая группа)

Чура Екатерина Сергеевна

Для успешного обучения в школе ребенку необходимо научиться в старшем дошкольном возрасте проводить анализ и синтез предложений. Эта работа способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию детей. Без нее представление о слове у школьника носит неопределенный характер, а умение проводить анализ словесного состава предложения развивается очень медленно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фамилия, имя, отчество: Чура Екатерина Сергеевна МДОУ «Детский сад «Сказка»

Должность: учитель-логопед

Категория: высшая

Форма: выступление

Система работы над предложением с детьми старшего дошкольного возраста

Для успешного обучения в школе ребенку необходимо научиться в старшем дошкольном возрасте проводить анализ и синтез предложений. Эта работа способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию детей. Без нее представление о слове у школьника носит неопределенный характер, а умение проводить анализ словесного состава предложения развивается очень медленно.

С чего начинать работу?

  1. С вычленения предложений из рассказа и подсчета их количества.

Для этого используется короткий (в 3-4 предложения) рассказ, который специально составляется педагогом и демонстрируется картина. Во время чтения педагог интонационно выделяет конец предложения и делает паузы между предложениями НАПРИМЕР «Дети гуляют на улице. Коля катается на лыжах. Даша лепит снеговика. Оля катается на санках». Педагог спрашивает детей: «О ком был рассказ?», задает конкретные вопросы: что я сказала про детей? Что я сказала про Колю? Что я сказала про Дашу? Что я сказала про вторую девочку?

Затем педагог говорит, что в этом рассказе было 4 предложения: первое – про детей, второе – про мальчика, девочку, третье – про мальчика. Внимание детей привлекается к понижению голоса в конце предложения. Послушав, сколько раз голос был понижен, дети определят число предложений.

2. Затем предложения нужно заучить, называя первое, второе и т.д. по порядку.

При этом дети выкладывают палочки или загибают пальцы.

  1. Далее детям предлагается самим составить рассказ по какой-нибудь картине, с несколькими эпизодами.

Рассказ может быть коллективный, каждый ребенок составляет предложение. Педагог повторяет их, делая небольшие паузы и понижая голос в конце предложения. Дети считают предложения, загибая пальчики.

«Дети прибираются в комнате. Дима заправляет постель. Катя пылесосит пол.»

Каждый раз педагог спрашивает о ком, о чем говорится данное предложение. Тем самым показывая смысловую сторону предложения, как единицы речи. Педагог подчеркивает, что в предложении предмет не просто называется, а о нем что-то сообщается.

Далее целесообразно графически изобразить предложение, показать детям, как можно «написать» его — длинной чертой;

Начало предложения отмечается уголком, а в конце ставят точку.

Можно так же использовать полоски бумаги.

4. В дальнейшем детей упражняют в определении количества предложений в готовом тексте. Текст произносится с паузами, а дети обозначают предложения на схемах. Затем проверяется правильность выполнения задания.

Все эти приемы сопровождаются выделением предложений, их подсчетом, анализом смыслового содержания. На этом этапе детей подводят к мысли, что наша речь состоит из предложений, что о каждом предмете можно сказать предложение. Но, прежде всего, эти задания направлены на то, чтобы дети стали понимать и употреблять слово «предложение».

5. На следующем этапе дети уясняют, что предложение состоит из слов.

Обучение начинается с анализа простых предложений без предлогов и союзов, состоящих из 2 — 3 слов (Кукла сидит. Кукла держит шарик).

В основе обучения лежит пространственное моделирование слов при помощи абстрактных символов (линии, полоски). Последнее помогает ребенку понять линейность (последовательность) и дискретность (членораздельность) речи.

На первых занятиях в процессе действий с игрушками детям показывают, что про любую игрушку можно сказать разные предложения (Кукла сидит. Кукла лежит. Кукла завтракает). Предложения повторяются детьми. Затем они сами составляют предложения про игрушки. Одно из предложений произносит воспитатель с паузами после каждого слова. Дети в это время считают, сколько слов, какое первое слово, какое второе. Аналогичная работа проводится и с другими предложениями из 2 — 3 слов.

В результате у детей формируются представления о том, что про каждый предмет можно сказать предложения, что предложения состоят из слов. Так складывается первичная ориентировка в анализе предложения. С самого начала целесообразно использовать схемы.

В дальнейшем дети учатся составлять и анализировать предложения из разного количества слов, называть слова последовательно и вразбивку, соотносить со схемой.

6. Далее работа усложняется. Составление  предложений  с  предлогом.  

На протяжении всего периода обучения используются следующие приемы:

1. четкое произнесение слов с паузой; выделение слов голосом, их количественный и порядковый счет (сколько слов, какое первое слово, какое идет потом,

2. произнесение слов под хлопки (воспитателем, отдельными детьми, всей группой); последовательное называние слов в предложении;

3. перепрыгивание через скакалку,

4. отстукивание на барабане или бубне столько раз, сколько

5. подсчет слов в предложении на пальцах, с помощью счетных палочек; в громкой речи, про себя;

6. разные варианты игры «Живые слова»;

7. произнесение слов вразбивку;

8. произнесение слов по рядам;

9. шепотный анализ предложения;

Для закрепления навыка анализа и синтеза предложения на этом этапе используются следующие задания:

1. Определение количества слов в предложении. Сколько слов в предложении?

1. Определение последовательности слов. Назови первое слово, второе, третье.

2. Определение места слова по отношении к другим словам. Между какими словами стоит слово… После какого слова стоит слово … Перед каким словом стоит слово. Назови соседей слова …

3. Название первого и последнего слова в предложении.

4. Которое по счету слово…

5. Назовите третье слово.

6. Называние слов в разбивку: назови второе, первое, третье, слово.

7. «Путаница». Составление предложений по деформированной фразе.

8. «Исправь мою ошибку» Допускается намеренная ошибка в графическом обозначении предложения. Правильно ли я записала предложение? Согласны ли вы со мной?

9. Подбор предложений к заданной схеме. Какая схема правильная?

10. Какого слова не стало? Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну полоску.

11. Подбери недостающее слово. Кошка … мышку. Заяц …морковку.

12. Придумывание предложений с определенным количеством слов.

13. Придумывание предложений с предложенным словом.

14. Придумать предложение по двум или трем словам.

15. Распространение предложений, путем увеличения количества слов используя полоски-символы.

16. Посоветуйте, между какими словами вставить слово вкусный. Соня пьет сок.

Таким образом, предложенная система работы над предложением является составной частью подготовки дошкольников к обучению грамоте. Она помогает не только преодолеть трудности, которые дети испытывают при вычленении слов из состава предложений, а повышают уровень произвольности речи и способствует сознательному оперированию языком и его элементами.

Большое распространение получило моделирование словесного состава предложения в игре «Живые слова». Слова в этой живой модели изображают дети. В процессе игры воспитатель вызывает столько детей, сколько слов в предложении, и говорит каждому, каким словом он будет. Затем «живым словам» предлагается встать последовательно, слева направо, соответственно словесному составу предложения. При назывании слов по порядку дети могут «прочесть» задуманное или произнесенное предложение. Таким образом, и в этой «живой» модели речевая действительность выделяется как объект наблюдения, изучения. В разных вариантах игры дети учатся наблюдать за языком, видеть, что происходит при изменении порядка слов, распространении предложения путем добавления одного, двух слов, замене одного слова, составлении предложений из набора слов. В разных вариантах этой игры как составные части используются упражнения на анализ и синтез предложений («Какое первое слово? Какое слово идет потом?»).

В другом варианте игры — «Путаница» — нарушается последовательность слов в предложении, а дети восстанавливают порядок. Таким образом, дети подводятся к мысли о том, что в предложении все слова связаны между собой по смыслу и следуют друг за другом.

Постепенно у детей формируется умение анализировать состав предложения без опоры на наглядный материал. Умственное действие анализа начинает происходить во внутреннем плане.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система работы над предложением с детьми старшего дошкольного возраста Учитель-логопед ВКК Чура Е.С. МАДОУ «Детский сад «Сказка»

Слайд 2

1. вычленение предложений из рассказа и подсчет их количества. 3 - 4 предложения Внимание детей привлекается к понижению голоса в конце предложения .

Слайд 3

2. Затем предложения нужно заучить, называя первое, второе и т.д. по порядку. При этом дети выкладывают палочки или загибают пальцы.

Слайд 4

3. Самостоятельное составление рассказа детьми Каждый раз педагог спрашивает о ком, о чем говорится данное предложение . Тем самым показывая смысловую сторону предложения, как единицы речи.

Слайд 5

Приёмы закрепления представлений о предложении: придумать предложение по игрушкам, предметным картинкам; придумывание предложений с заданным словом; придумывание предложения, которое начиналось бы с определённого слова; придумывание предложения по двум предметным картинкам; составление предложений по сюжетным картинкам, по «живым сценкам». Добавляется графическое изображение предложения

Слайд 6

4. определении количества предложений в готовом тексте . Выделение предложений. Подсчет. Анализ смыслового содержания. Схема работы: 1. 2 . 3 . О ком? О чем?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система игровых заданий, способствующих овладению детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня навыками составления описательных рассказов

Предложенная система  игровых заданий способствует успешному овладению детьми с ОНР составлению описательных рассказов. Игровые задания требуют использования приобретённых ранее знаний в новых об...

Практический материал учителя-логопеда "Система работы с не говорящими детьми младшего дошкольного возраста"

Цикл занятий , которые помогут развить у детей дыхание, слуховое восприятие, артикулиционный аппарат...

Консультация для педагогов "Система работы над предложением с детьми старшего дошкольного возраста "

Цель: рассказать педагогам систему работы над предложением с детьми старшего дошкольного возраста....

Система работы по валеологии с детьми старшего дошкольного возраста

Главная цель валеологии заключается в том, чтобы научить ребенка с раннего детства умно относиться к своему здоровью, уважать физическую культуру, закаливать свой организм, рационально питаться. Выпол...

Система работы над предложением с детьми старшего дошкольного возраста

                   Работа над предложением в дошкольном возрасте способствует не только подготовке к обучению       гр...