Правильно ли говорит ваш воспитанник? (рекомендации воспитателям)
консультация по логопедии

Павленко Светлана Антоновна

Коррекционно –речевая работа воспитателя ДОУ определяется:

  • современными требованиями к работе воспитателя с дошкольниками:
  • составом детей;
  • наличием недостатков и отклонений в речевом развитии  детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravilno_li_govorit_vash_vospitannik.docx16.05 КБ

Предварительный просмотр:

Правильно ли говорит ваш воспитанник?

(рекомендации воспитателям)

Коррекционно –речевая работа воспитателя ДОУ определяется:

  • современными требованиями к работе воспитателя с дошкольниками:
  • составом детей;
  • наличием недостатков и отклонений в речевом развитии  детей.

Речевое развитие  ребенка предполагает формирование  языковых,  речевых и  коммуникативных систем  к старшему дошкольному возрасту .

В период  дошкольного возраста происходят наиболее значимые изменения в овладении языковой знаковой системой, прежде всего словом, как базисным знаком с его неограниченными возможностями словоизменения и формоизменения, что обеспечивает социально –коммуникативные потребности развития, общения и познания.

 При наличии в группах развивающей речевой среды, ребёнок практически овладевает диалогом, монологом и фактически оказывается готов к обучению грамоте.

Помимо правильного внешнего оформления речи, ребёнок должен  уметь передавать эмоциональное отношение к её содержанию и собеседнику.

Воспитатели часто замечают недостатки звукового оформления речи, нечеткость её восприятия, нарушения процессов звуко-слогового  анализа.    Трудности поиска синонимов, антонимов, в речевом оформлении игры, сюжетов рассказов.

Отклонения в речевом развитии детей проявляются на  различных уровнях:

-фонетическом;

-фонематическом;

-просодическом (правильность, выразительность, темп, ритм, умение управлять голосом и т.д.);

-лексико – грамматическом  (затруднения в различении частей слов, частей речи, словоизменении, нарушение связного высказывания и др.)

-нарушение общения.

Для определения направлений коррекционно – речевой работы воспитателю необходимо:

1.Наблюдать за детьми в процессе различных видов деятельности, с целью выявления речевых нарушений.

2.Сопоставить полученные сведения   со сведениями о речевом развитии ребёнка  вне детского сада (побеседовать с родителями, предложить им ответить на ряд вопросов)

Анкета для родителей.

1.Каковы отношения ребёнка с другими членами семьи?
2.Кому он отдаёт предпочтение?

3.Не испытывает ли недостаток внимания или гиперопеку?

4.Нет ли отрицательного отношения к кому –то из членов семьи?

5.Кто занимается воспитанием ребёнка?

6.Легко ли контактирует с другими детьми и взрослыми?

7.Является ли он лидером?

8.Использует ли речевые средства  при общении?

9.Какие книги читают ребёнку?

10.Любит ли он рисовать, лепить?

11. В какие игры играет?

12.Каковы его эмоциональные проявления? Сопровождаются ли они речевыми средствами?

13.Каков характер ребёнка? ( доброжелательный, послушный, вспыльчивый…). Как он ведёт себя дома?

14.Как это проявляется? (кричит, уединяется, затихает…)

15.Есть ли у него животные, птицы. Растения? Отношение к ним.

16.Как семья проводит досуг?

Вопросы воспитатель подбирает по  своему  усмотрению и  по потребностям ребёнка, исходя из наблюдений.

Наблюдая ребёнка в группе, воспитатель отмечает показательные моменты для  его речевого развития :   это  наличие вопросительных  слов, умение ребёнка правильно задать вопрос по содержанию беседы, сказки, понимание причинно – следственных связей. Умеет ли он воспроизводить живые и неживые звуки, подражать голосам. Правильно воспринимать звучащую речь.

Важно определить, знает ли ребёнок  обобщающие слова, синонимы, антонимы.

Выяснить интересующие проблемы с ребёнком воспитатель может, используя различные игры: «Наоборот», «Найди братца», «Отгадай, что это?», «Что лишнее?», «Что к чему подходит?», «Исправь ошибку»  и др.

Широко используйте малые фольклорные формы.

Определяя отклонение в речевом развитии  ребенка воспитателю  важно понять отношение самого ребёнка  к  проблеме. Определить, какие формы и  виды речевой деятельности доступны ребёнку.

 При необходимости, обязательно посоветуйтесь с логопедом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правильно ли говорит ваш ребенок

развитие речи детей дошкольного возраста...

Правильно ли говорит ваш ребенок?

Консультация для родителей...

Как правильно проводить физминутки. Рекомендации воспитателям.

Как правильно проводить физминутки.Рекомендации воспитателям.В подборе упражнений и стихов для физкультминутки надо помнить, что это, своего рода, игра и нужно руководствоваться следующими рекомендаци...

Рекомендации воспитателю "Как правильно реагировать на детскую агрессию"

Агрессия – нормальная и необходимая реакция ребенка, которая нужна ему, чтобы успешно конкурировать с другими детьми и добиваться целей. И если ребенок не умеет ее выражать безопа...

Консультация для воспитателей «ПРАВИЛЬНО ЛИ ГОВОРИТ РЕБЕНОК?»

Порой умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще всего это бывает в тех случаях, когда ребенок много болеет, по каким – то причинам часто от...

Рекомендации для родителей "Правильно ли говорит ваш ребенок?"

Представлены рекомендации для родителей о норме речевого развити детей старшего дошкольного возраста и отклонения....