Правильно ли говорит ваш воспитанник? (рекомендации воспитателям)
консультация по логопедии

Павленко Светлана Антоновна

Коррекционно –речевая работа воспитателя ДОУ определяется:

  • современными требованиями к работе воспитателя с дошкольниками:
  • составом детей;
  • наличием недостатков и отклонений в речевом развитии  детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravilno_li_govorit_vash_vospitannik.docx16.05 КБ

Предварительный просмотр:

Правильно ли говорит ваш воспитанник?

(рекомендации воспитателям)

Коррекционно –речевая работа воспитателя ДОУ определяется:

  • современными требованиями к работе воспитателя с дошкольниками:
  • составом детей;
  • наличием недостатков и отклонений в речевом развитии  детей.

Речевое развитие  ребенка предполагает формирование  языковых,  речевых и  коммуникативных систем  к старшему дошкольному возрасту .

В период  дошкольного возраста происходят наиболее значимые изменения в овладении языковой знаковой системой, прежде всего словом, как базисным знаком с его неограниченными возможностями словоизменения и формоизменения, что обеспечивает социально –коммуникативные потребности развития, общения и познания.

 При наличии в группах развивающей речевой среды, ребёнок практически овладевает диалогом, монологом и фактически оказывается готов к обучению грамоте.

Помимо правильного внешнего оформления речи, ребёнок должен  уметь передавать эмоциональное отношение к её содержанию и собеседнику.

Воспитатели часто замечают недостатки звукового оформления речи, нечеткость её восприятия, нарушения процессов звуко-слогового  анализа.    Трудности поиска синонимов, антонимов, в речевом оформлении игры, сюжетов рассказов.

Отклонения в речевом развитии детей проявляются на  различных уровнях:

-фонетическом;

-фонематическом;

-просодическом (правильность, выразительность, темп, ритм, умение управлять голосом и т.д.);

-лексико – грамматическом  (затруднения в различении частей слов, частей речи, словоизменении, нарушение связного высказывания и др.)

-нарушение общения.

Для определения направлений коррекционно – речевой работы воспитателю необходимо:

1.Наблюдать за детьми в процессе различных видов деятельности, с целью выявления речевых нарушений.

2.Сопоставить полученные сведения   со сведениями о речевом развитии ребёнка  вне детского сада (побеседовать с родителями, предложить им ответить на ряд вопросов)

Анкета для родителей.

1.Каковы отношения ребёнка с другими членами семьи?
2.Кому он отдаёт предпочтение?

3.Не испытывает ли недостаток внимания или гиперопеку?

4.Нет ли отрицательного отношения к кому –то из членов семьи?

5.Кто занимается воспитанием ребёнка?

6.Легко ли контактирует с другими детьми и взрослыми?

7.Является ли он лидером?

8.Использует ли речевые средства  при общении?

9.Какие книги читают ребёнку?

10.Любит ли он рисовать, лепить?

11. В какие игры играет?

12.Каковы его эмоциональные проявления? Сопровождаются ли они речевыми средствами?

13.Каков характер ребёнка? ( доброжелательный, послушный, вспыльчивый…). Как он ведёт себя дома?

14.Как это проявляется? (кричит, уединяется, затихает…)

15.Есть ли у него животные, птицы. Растения? Отношение к ним.

16.Как семья проводит досуг?

Вопросы воспитатель подбирает по  своему  усмотрению и  по потребностям ребёнка, исходя из наблюдений.

Наблюдая ребёнка в группе, воспитатель отмечает показательные моменты для  его речевого развития :   это  наличие вопросительных  слов, умение ребёнка правильно задать вопрос по содержанию беседы, сказки, понимание причинно – следственных связей. Умеет ли он воспроизводить живые и неживые звуки, подражать голосам. Правильно воспринимать звучащую речь.

Важно определить, знает ли ребёнок  обобщающие слова, синонимы, антонимы.

Выяснить интересующие проблемы с ребёнком воспитатель может, используя различные игры: «Наоборот», «Найди братца», «Отгадай, что это?», «Что лишнее?», «Что к чему подходит?», «Исправь ошибку»  и др.

Широко используйте малые фольклорные формы.

Определяя отклонение в речевом развитии  ребенка воспитателю  важно понять отношение самого ребёнка  к  проблеме. Определить, какие формы и  виды речевой деятельности доступны ребёнку.

 При необходимости, обязательно посоветуйтесь с логопедом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правильно ли говорит ваш ребенок

развитие речи детей дошкольного возраста...

Правильно ли говорит ваш ребенок?

Консультация для родителей...

Правильно ли говорит Ваш ребенок и нужна ли ему помощь логопеда?

Чтобы ответить на этот простой вопрос, попробуйте самостоятельно оценить речевое развитие Вашего ребенка.Для этого Вам понадобятся время (в пределах одного часа) и наглядный материал (картинки, ...

Как правильно проводить физминутки. Рекомендации воспитателям.

Как правильно проводить физминутки.Рекомендации воспитателям.В подборе упражнений и стихов для физкультминутки надо помнить, что это, своего рода, игра и нужно руководствоваться следующими рекомендаци...

Рекомендации воспитателю "Как правильно реагировать на детскую агрессию"

Агрессия – нормальная и необходимая реакция ребенка, которая нужна ему, чтобы успешно конкурировать с другими детьми и добиваться целей. И если ребенок не умеет ее выражать безопа...

Консультация для воспитателей «ПРАВИЛЬНО ЛИ ГОВОРИТ РЕБЕНОК?»

Порой умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще всего это бывает в тех случаях, когда ребенок много болеет, по каким – то причинам часто от...