Методические рекомендации для ближайшего окружения ребенка с задержкой психического развития.
методическая разработка по логопедии

Екатерина Александровна Усик

Не имея глубоких знаний о природе задержки психического развития, педагоги и родители не всегда понимают трудности детей в обучении, неадекватно оценивают их возможности, не осознают своей роли в воспитании и развитии таких детей; более того, они испытывают чувство неудовлетворенности вследствие несбывшихся ожиданий, что негативно отражается на их отношениях.  Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, насколько родители понимают состояние своего  ребёнка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь. Практика показывает, что достичь оптимального взаимодействия с семьями  можно, используя эффективные формы работы с родителями воспитанников  детского сада.

Каждый ребенок — особенный, это бесспорно. Но есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Дети с задержкой психического развития составляют с каждым годом все больший и больший процент в массовых детских садах. Как нужно построить работу с такими детьми в условиях ДОУ и дома?

В новых условиях инклюзивного образования таких детей становится все больше и больше. Поэтому как педагогам так и родителям тоже необходимо повышать свой профессиональный уровень в сфере специального образования, учиться работать с новой категорией детей, чтобы дать последним равные стартовые возможности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zpr_rekomendatsii.docx25.59 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для ближайшего окружения ребенка с задержкой психического развития.

Не имея глубоких знаний о природе задержки психического развития, педагоги и родители не всегда понимают трудности детей в обучении, неадекватно оценивают их возможности, не осознают своей роли в воспитании и развитии таких детей; более того, они испытывают чувство неудовлетворенности вследствие несбывшихся ожиданий, что негативно отражается на их отношениях.  Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, насколько родители понимают состояние своего  ребёнка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь. Практика показывает, что достичь оптимального взаимодействия с семьями  можно, используя эффективные формы работы с родителями воспитанников  детского сада.

Каждый ребенок — особенный, это бесспорно. Но есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Дети с задержкой психического развития составляют с каждым годом все больший и больший процент в массовых детских садах. Как нужно построить работу с такими детьми в условиях ДОУ и дома?

В новых условиях инклюзивного образования таких детей становится все больше и больше. Поэтому как педагогам так и родителям тоже необходимо повышать свой профессиональный уровень в сфере специального образования, учиться работать с новой категорией детей, чтобы дать последним равные стартовые возможности.

  1. правил работы с детьми с ЗПР для педагогов ДОУ.
  • Постоянно держать таких детей в поле зрения, не оставлять их без внимания.
  • Многократно повторять материала на занятиях.
  • Создавать ситуации успеха, поощрять за малейшие дела.
  • При проведении любого вида занятий или игр педагог  должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и коррекционные задачи.
  • Закреплять пройденный материал в свободной деятельности, во время режимных моментов.
  • Предлагать ребенку с ЗПР облегченные задания, не сообщая об этом воспитаннику.
  • Проводить дополнительные индивидуальные занятия по закреплению материала.
  • Давать ребенку не многоступенчатую инструкцию, а дробить ее на части.
  • Поскольку дети с ЗПР имеют низкую работоспособность, быстро истощаются, не нужно принуждать ребенка к активной мыслительной деятельности в конце занятия.
  • Необходимо использовать максимальное количество анализаторов при усвоении нового материала.
  • Поскольку у детей с ЗПР отсутствует любознательность и низкая учебная мотивация, необходимо применять красивую, яркую наглядность.
  • Речь самого педагога должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения. Следует избегать сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи воспитателя детьми.
  • Не концентрировать внимание на недостатках ребенка.
  • Давать посильные поручения, вырабатывать самостоятельность, ответственность, критичность к своим действиям.
  • Предоставлять ребенку выбор, формировать умение принимать решения, брать на себя ответственность.
  • Учить анализировать свои действия, критично относится к результатам своего труда. Обсуждения заканчивать на положительной ноте.
  • Включать ребенка в общественную жизнь, показывать его значимость в социуме, учить осознавать себя личностью.
  • Установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
  • При необходимости посоветовать родителям обратиться к специалистам (дефектолог, психолог).
  • При необходимости посоветовать обратиться за медикаментозной помощью к узким специалистам (невропатолог, иммунолог, отоларинголог, офтальмолог).
  • На современном этапе становления инклюзивного образования необходимо опереться на тот опыт интегративного образования, который к этому времени сложился в специализированных учреждениях, имеющих квалифицированных специалистов, методическую базу специальные условия, учитывающие индивидуальные особенности детей.
  • Педагоги массовых детских садов, перенявших данный опыт, имеют возможность достичь высоких результатов в работе с детьми с ОВЗ в условиях общеобразовательных учреждений.

Рекомендации для родителей детей с ЗПР.

  • Избегать гиперопеки, когда за ребенка делают все, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам, считая его маленьким. Именно в простых видах деятельностях, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность. Конечно, контроль необходим, но его необходимо организовывать не «над», а «рядом».
  • Не завышать требования. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенность в понимании ситуации, но и может проявиться как агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования родителей приводят к кому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы.
  • Развивайте навыки постепенно, начиная с самых простых - тех, которыми малыш уже обладает, и заканчивая сложными. Рисование, лепка, аппликация - все эти занятия помогают развивать координацию, концентрацию, внимание.
  • Внимательно отнестись к организации труда и отдыха ребенка, чтобы сохранить работоспособность и не нанести вреда здоровью.
  • Помогать познавать ребенку и понимать окружающий мир с помощью общения: интересные и увлекательные рассказы взрослых, а затем можно задать вопросы о том, что нового узнал ребенок.
  • Познавательная активность, стремление к умственному труду должны формироваться на легком, доступном и интересном для ребенка материале.
  • Физическое развитие. Физические упражнения улучшают обмен веществ, кровообращение, дыхание, тонизируют деятельность центрального и периферического отделов нервной системы, положительно влияют на состояние костно-мышечного аппарата. Все это содействует улучшению общего состояния организма ребенка, повышению его умственной и физической работоспособности, поднятию компенсаторных возможностей центральной нервной системы. Такая активизация деятельности всего организма и, в первую очередь, центральной нервной системы является важным условием успешного обучения и преодоления недостатков детей с ЗПР.
  • Консультация специалистов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сенсорное развитие ребенка с задержкой психического развития

В данной работе я отразила свои мышления по одному из направлений работы с детьми с задержкой психического развития....

сенсорное развитие ребенка с задержкой психического развития

В данной работе я отразила свои мышления по одному из направлений работы с детьми с задержкой психического развития....

"Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с задержкой психического развития"

Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка с ОВЗ....

Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка с задержкой психического развития в образовательной организации

Рекомендации  по созданию специальных образовательных условий для ребенка с задержкой психического развития в образовательной организации...

Рекомендации для родителей ребенка с задержкой психического развития по развитию, обучению и воспитанию.

Рекомендации для родителей ребенка с задержкой психического развития по развитию, обучению и воспитанию Содержание:1. Для развития познавательных процессов необходимо выполнять упражнения.2.Разви...

Рекомендации для родителей ребенка с задержкой психического развития по развитию, обучению и воспитанию.

Воспитание в семье ребенка с ЗПР - ответственная задача, так как важнейшим в процессе воспитания любых детей, и особенно детей с ЗПР, является понимание состояния ребенка прежде всего родителями. С пр...

Рекомендации для родителей ребенка с задержкой психического развития

Рекомендации для родителей ребенка с задержкой психического развития по развитию, обучению и воспитанию....