"Развитие познавательно-речевой сферы воспитанников дома ребенка"
консультация

Фильева Светлана Анатольевна

Семинар - практикум для воспитателей

Оказание помощи воспитателям в выборе форм и методов развития познавательно-речевой сферы детей

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Развитие познавательно-речевой сферы воспитанников дома ребенка " Подготовила учитель-дефектолог Фильева С.А. г. Кузнецк Октябрь 2020г. Семинар - практикум для воспитателей ГБУЗ «Пензенский дом ребенка»

Слайд 2

«Внешняя среда выступает не только как условие формирования психики , но и как источник ее развития» ( Л.С . Выготский )

Слайд 3

Цель: Оказание помощи воспитателям в выборе форм и методов развития познавательно-речевой сферы детей. Задачи: обозначить актуальность проблемы развития познавательно-речевой сферы детей; познакомить с этапами и приемами, используемые при формировании познавательно-речевого развития; решение практических ситуаций и обсуждение проблемных вопросов по познавательно - речевому развитию воспитанников дома ребенка; оказание помощи воспитателям в проведении НОД по познавательному и речевому развитию.

Слайд 4

Приоритетом развития ребенка младенческого и раннего возраста является познание окружающего мира, которое строится на основе образов восприятия. Восприятие предметов и явлений (сенсорное развитие) становится предпосылкой развития таких психических процессов как внимание, память, речь, мышление и воображение. Л.С.Выготский подчеркивал, что все психические процессы в этом возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятия и с помощью восприятия». Полноценное развитие любого ребенка невозможно без развития речи. Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.

Слайд 5

Основные задачи познавательно - речевой деятельности: Обогащать познавательную сферу детей информацией через НОД, наблюдения, предметную, игровую и продуктивную деятельность , речь. Обогащать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми. Поддерживать условия для развития познавательно-речевых процессов воспитанников дома ребенка во всех видах деятельности .

Слайд 6

Основные направления педагогической работы в сфере познавательно - речевого развития воспитанников дома ребенка Обеспечение сохранения и укрепления здоровья наших воспитанников; изменение содержания, форм и методов организации образовательного процесса, использование современ-ных образовательных технологий развития детей младенческого и раннего возраста, в том числе современных технологий познавательного и речевого развития; совершенствование развивающей предметно-пространственной среды; установление партнерских отношений между педагогами и специалистами, обеспечивающих качественное сопровождение ребёнка в образова -тельном процессе.

Слайд 7

Методы и приемы развития речи у детей младенческого и раннего возраста в условиях дома ребенка рассматривание и обыгрывание игрушек с называ-нием предметов и действий с ним; чтение потешек , стихов, соответствующих возрасту в сопровождении иллюстраций или игрушек; использование малых фольклорных форм в режимных моментах ; игры с мелкой и крупной мозаикой, шнуровками и застёжками, прищепками, с разными видами конструкторов для развития мелкой моторики; применение жестов, пиктограмм, мнемодорожек .

Слайд 8

Сенсорное развитие

Слайд 9

Э тапы сенсорного развития с рождения до 4-х летнего возраста I. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ

Слайд 10

II. Знакомство детей со свойствами предметов Форма. Величина. Цвет. Зрительно-моторная координация 1-6 мес 6-12 мес 1г-1,6г. 2г.-2,6г . 3г . к 4 г.

Слайд 11

Способы действия ребенка с предметами

Слайд 12

Развитие речи

Слайд 13

Основные тенденции в развитии речи детей младенческого и раннего возраста Импрессивная речь Экспрессивная речь Слова-названия Слова- укаазания Инструкция Текст Рассказы Гуление , лепет Аморфные слова Слова-предложения «Телеграфная речь» (двухсловная) Полная фраза Рассказ об увиден-ном

Слайд 14

Этапы формирования импрессивной стороны речи Узнавание названных предметов. Узнавание названных предметов на картинном материале. Соотнесение предмета с картинкой. Воспроизведение простых действий. Узнавание частей тела. Узнавание простых действий на сюжетной картинке.

Слайд 15

Этапы активации речи Гласные звуки. 1 слог или два одинаковых слога ( ма , га-га..). Однословное оречевление (мяу, му , би, ту т.п ). Двусложные слова ( ляля , баба, киса…). Формирование фразы со словами: вот, на, дай, тут. Простая фраза (это субъект и его действие — «дядя тук» ; действие и объект — «дай ляля »). Трехсловная фраза (с применением пиктограмм) Развернутая фраза (развитие грамматического строя речи: ед , мн.ч сущ. и гл ; согласование между частями речи, использование предлогов, уменьшительно-ласкательных суффиксов…)

Слайд 16

Развитее познавательно-речевой сферы во время прогулки.

Слайд 17

Гуляя можно не только укреплять здоровье, но и развивать малыша: закрепляйте представление о цвете, форме и величине; количественный счет; пространственные представления; старайтесь больше разговаривать с детьми, называть все, что видите вокруг. Рассказывайте, что делают люди; объясните , какие происходят изменения в природе; закрепляйте речевые навыки детей по лексическим темам: «Одежда», «Осень», «Зима», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие.

Слайд 18

Практическая часть семинара Воспитатели представляют фрагменты НОД по сенсорному и речевому развитию Обсуждение представленного материала

Слайд 19

Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития Наглядные - наблюдения, рассматривание игрушек, картинок, демонстрация презентаций. Практические - упражнения, игры, продуктивные виды деятельности. Словесные – потешки , прибаутки, рассказ, чтение, вопросы, беседы.

Слайд 20

ВАЖНО 1. Богатая и разнообразная сенсорная среда , в которой малыши активно действуют, является важнейшей предпосылкой умственного развития. 2. На начальных этапах активации речи Необходимы жестовые, артикуляционные и мимические подсказки формируем связь между зрительным восприятием и словом. Активизация звукоподражаний из одного слога, потом из двух. Показывая предметы или картинки обязательно оречевляем , формируем связь между зрительным восприятием и словом

Слайд 21

ВАЖНО 3. Больше внимания уделять : пению песенок, соответствующих времени года, определенной теме, предметам, ежедневно находящимся в поле зрения ребенка, которые позволяют увидеть предметы, явления с новой стороны; ежедневным, систематическим пальчиковым играм, имеющим ритмическую стихотворную форму, позволяющую расширить пассивный словарь и знания об окружающем (о семье, о мебели, количественный и порядковый счет и др .); современным психомоторным практикам ( кинезиологическим методам - развитию через движения); обыгрыванию диалогов между игрушками, имитированию в сопровождении с текстом действий предметов ; использованию игр, направленных на совершенствование мимических мышц лица, пропеванию артикуляционных песенок, позволяющих правильно производить выдох и произносить гласные звуки ; использованию в режимных моментах стихотворных форм при организации подвижных и хороводных игр, имитации движений зверей, деревьев и пр.; развитию познавательно-речевой сферы во время прогулки.

Слайд 22

Только развиваясь самим, мы можем развить ребенка. Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Пензенский дом ребенка»

Развитие познавательно-речевой сферы воспитанников дома ребенка.    (Младенческий, ранний возраст).

Семинар - практикум для воспитателей

Подготовила и провела

Учитель-дефектолог

Фильева С.А.

Г.Кузнецк

26.10.2020г.

Семинар - практикум для воспитателей

"Развитие познавательно-речевой сферы воспитанников дома ребенка"

«Внешняя среда выступает не только как условие
формирования психики, но и как источник ее развития»
(Л.С.Выготский)

Цель: Оказание помощи воспитателям в выборе форм и методов развития познавательно-речевой сферы детей.

Задачи:

- обозначить актуальность проблемы развития познавательно-речевой сферы детей;

- познакомить с этапами и приемами, используемые при формировании познавательно-речевого развития;

- решение практических ситуаций и обсуждение проблемных вопросов по познавательно - речевому развитию воспитанников дома ребенка;

- оказание помощи воспитателям в проведении НОД по познавательному и речевому развитию.

  1. Теоритическая часть семинара-практикума

Приоритетом развития ребенка младенческого и раннего возраста является познание окружающего мира, которое строится на основе образов восприятия. Восприятие предметов и явлений (сенсорное развитие) становится предпосылкой развития таких психических процессов как внимание, память, речь, мышление и воображение. Л.С.Выготский подчеркивал, что все психические процессы в этом возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятия и с помощью восприятия». Полноценное развитие любого ребенка невозможно без развития речи. Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной. 

Основные задачи познавательно - речевой деятельности:

- Обогащать познавательную сферу детей информацией через НОД, наблюдения, предметную, игровую и продуктивную деятельность, речь.

- Обогащать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

- Поддерживать условия для развития познавательно-речевых процессов воспитанников дома ребенка во всех видах деятельности.


Основные направления педагогической работы в сфере познавательно-речевого развития воспитанников дома ребенка:

- Обеспечение сохранения и укрепления здоровья наших воспитанников;

- изменение содержания, форм и методов организации образовательного процесса, использование в образовательном процессе современных образовательных технологий развития детей раннего возраста, в том числе современных технологий познавательного и речевого развития;

- совершенствование развивающей предметно-пространственной среды;

- установление партнерских отношений между педагогами и специалистами, обеспечивающих качественное сопровождение ребёнка в образовательном процессе.

Наряду с традиционными методами и приемами развития речи у детей младенческого и раннего возраста используются такие методы и приемы как:

- рассматривание и обыгрывание игрушек с называнием предметов и действий с ним;

- чтение потешек, стихов, соответствующих возрасту в сопровождении иллюстраций или игрушек;

- использование малых фольклорных форм в режимных моментах;

- игры с мелкой и крупной мозаикой, шнуровками и застёжками, прищепками, с разными видами конструкторов для развития мелкой моторики;

- применение жестов, пиктограмм, мнемодорожек.

Сенсорное развитие. 

Для обогащения представлений наших воспитанников о свойствах предметов необходимо, чтобы они знакомились с разнообразными характеристиками и признаками предметов в конкретных практических действиях.

Этапы сенсорного развития у воспитанников дома ребенка

  1. Развитие восприятия

Развитие зрительного восприятия

  • Фиксация взгляда на предмете.
  • Формирование умения следить за предметом
  • Соотнесение по форме, величине, цвету.
  • Развитие связи слова с формой, величиной или цветом


Развитие слухового восприятия

  •  Формирование реакции на неречевые звуки (барабан, дудочка, погремушка и т.д.).
  •  Развитие умения определять направление и источник звука.
  •  Дифференциация неречевых звуков.
  •  Дифференциация тихих и громких звуков.
  •  Дифференциация гласных звуков.
  •  Дифференциация звукоподражаний

Развитие тактильных ощущений

  • Ощупывание объемных предметов и накопление сенсорного опыта.
  •  Дифференциация объемных предметов с различной поверхностью на ощупь. 

II. Знакомство детей со свойствами предметов

Форма. Величина. Цвет.

  • Зрительно-ориентировочные реакции (фиксация взгляда, прослеживание) – до 6 мес.
  • Зрительно-моторная координация (хватание, перекладывание, снимание, нанизывание, открывание и т.п. действия) -6-12 мес.
  • Практические действия, группировка предметов

 1) по образцу (ребенок сравнивает предметы – «такой – не такой», не называя форму, величину, цвет) -1г-1,6г

 2) по названию свойств предметов. Малышу легче запомнить ассоциативные признаки предметов. Например, форму называем: «крыша», «колесо у машины», «яйцо», «печенье», «кирпичик»; цвет: «как солнышко», «как небо», «как ягодка», «как травка» - 2—2,5 года

  • Зрительное сличение предметов  по свойствам и названию -3 г.
  • Называние сенсорных эталонов – ближе к 4 годам 

Способы действия ребенка с предметами

  • Хаотичные действия, в процессе которых малыш действует с предметами без учета его функции (стучит, хватает, бросает, тянет в рот и т.п.).
  • Метод проб и ошибок (ребенок силой пытается втиснуть предмет, например, вставляя фигурку в отверстие любой формы –«Д.С.»).
  • Метод практического примеривания (малыш прикладывает фигурку, не пытаясь втиснуть ее в углубление, пока не подберет подходящее отверстие).
  • Метод зрительного соотнесения. (Например, величина одного кольца пирамидки становится меркой для остальных).

Развитие речи.

Развитие предметной деятельности создает мощный стимул к усвоению речи. Именно речевое общение с взрослым по поводу действий с предметом становится необходимым как орудие делового сотрудничества. Предметная деятельность, кроме того, создает основу для получения разнообразных впечатлений, усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира.

Сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка, условий его жизни.

Развитие речи в малыша неразрывно связано с развитием его мышления.

Основные тенденции в развитии речи детей младенческого и раннего возраста:

  • Сначала ребенок понимает слова-указания, затем слова-названия, позднее понимает инструкцию и, наконец, понимает текст, рассказы. Речь начинает выступать в роли основного средства познания;
  •  В конце первого года жизни, характерна автономная речь, состоящая из аморфных слов-корней. Позднее дети ограничиваются предложениями, состоящими из одного слова, не изменяющегося по родам и падежам. Каждое такое слово-предложение может иметь несколько разных значений. Когда малыш произносит «мама», это может означать и «мама, возьми меня на ручки», и «мама, хочу гулять» и многое другое.
  •  Примерно после полутора лет приходит двухсловная «телеграфная речь», состоящая из необходимых ключевых слов. Предложения из 2—3 слов ребенок конструирует без изменения формы слов. Как правило, это субъект и его действие — «дядя стучит»; действие и объект — «дай би-би».
  • Третий год жизни ребенка характеризуется возрастанием речевой активности: возрастает интерес к речи взрослого (прислушивается не только к речи, обращенной к нему), расширяется круг речевого общения ребенка (много говорит не только с близкими, но и с чужими взрослыми). Но речь в раннем возрасте, как правило, является как бы частью совместной деятельности со взрослым. К трем годам происходит усвоение грамматической структуры предложения, фразы становятся полными или распространенными. На третьем году жизни уже возможен рассказ о виденном, пересказ услышанного.
  •  Фонематический слух развивается раньше артикуляции. Ребенок сначала научается слушать слова, а затем правильно говорить.


Этапы формирования импрессивной стороны речи

  •  Узнавание названных предметов.
  •  Узнавание названных предметов на картинном материале.
  •  Соотнесение предмета с картинкой.
  •  Воспроизведение простых действий.
  •  Узнавание частей тела.
  •  Узнавание простых действий на сюжетной картинке.

Этапы активации речи

  •  Гласные звуки.
  •  1 слог или два одинаковых слога (ма, га-га..).
  •  Однословное оречевление (мяу, му, би, динь т.п).
  •  Двусложные слова (ляля, баба, киса…).
  •  Формирование фразы со словами: вот, на, дай, тут.
  •  Простая фраза  (это субъект и его действие — «дядя тук»; действие и объект — «дай ляля»).
  •  Трехсловная фраза (с применением пиктограмм)
  •  Развернутая фраза (развитие грамматического строя речи: ед, мн.ч сущ. и гл; согласование между частями речи, использование предлогов, уменьшительно-ласкательных суффиксов…)

Развитее познавательно-речевой сферы во время прогулки.

Особое внимание следует уделять развитию познавательно – речевой деятельности во время прогулки. Прогулки на улице безусловно полезны для ребенка. Попрыгать на свежем воздухе значительно интереснее, чем сидеть в четырех стенах группы. К тому же, гуляя можно не только укреплять здоровье, но и развивать малыша:

  • закрепляйте представление о цвете, форме и величине; количественный счет; пространственные представления;  
  • старайтесь больше разговаривать с детьми, называть все, что видите вокруг. Рассказывайте, что делают люди, объясните, какие происходят изменения в природе;
  • закрепляйте речевые навыки детей по лексическим темам: «Одежда», «Осень», «Зима», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие.

II. Практическая часть семинара ( Мастер - класс)

Цель: перенять опыт и навыки коллег в развитии познавательно-речевой сферы воспитанников дома ребенка посредством показа приемов работы и прямого их комментирования.

Воспитатели представляют фрагменты НОД по сенсорному и речевому развитию: проводят имитационное занятие, которое позволит продемонстрировать эффективность предлагаемых методик и приемов с учетом актуального развития воспитанников дома ребенка

Образец бланка с примерными фрагментами НОД по сенсорному и речевому развитию представлен в приложении

III. Рефлексия.

Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития:

  •  Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация презентаций.
  •  Практические - упражнения, игры.
  •  Словесные – потешки, прибаутки, рассказ, чтение, вопросы, беседы.

ВАЖНО

  1. Богатая и разнообразная сенсорная среда, в которой малыши активно действуют, является важнейшей предпосылкой умственного развития.

  1. На начальных этапах активации речи
  •  Необходимы жестовые, артикуляционные и мимические подсказки.
  •  Активизация звукоподражаний из одного слога, потом из двух.
  •  Показывая предметы или картинки обязательно оречевляем, формируем связь между зрительным восприятием и словом

3. Больше внимания уделять:

  •  пению песенок, соответствующих времени года, определенной теме, предметам, ежедневно находящимся в поле зрения ребенка, которые позволяют увидеть предметы, явления с новой стороны;
  •  ежедневным, систематическим пальчиковым играм, имеющим ритмическую стихотворную форму, позволяющую расширить пассивный словарь и знания об окружающем (о семье, о мебели, количественный и порядковый счет и др.);
  •  обыгрыванию диалогов между игрушками, имитированию в сопровождении с текстом действий предметов;
  •  использованию игр, направленных на совершенствование мимических мышц лица,  пропеванию артикуляционных песенок, позволяющих правильно производить выдох и произносить гласные звуки;
  •  использованию в режимных моментах стихотворных форм при организации подвижных и хороводных игр, имитации движений зверей, деревьев и пр.;
  •  развитию познавательно-речевой сферы во время прогулки. 

ОБРАЗЕЦ  ПРЕДСТАВЛЕННЫХ ФРАГМЕНТОВ НОД ПО СЕНСОРНОМУ И РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ.                              Приложение.

ФИО  воспитателя______________________________________ № группы_________  

Тема занятия

ФИ ребенка

Возраст (актуальное развитие)

Особенности сенсорного развития ребенка

Особенности речевого развития ребенка

Основная образовательная задача

Использованное оборудование

Инструкции педагога

1.Знакомство с формой, предмета

Ребенок N.

2г.1мес.

  (6мес.)

Восприятие:

Зрительное:  не соотносит реальный объект с игрушкой. Шарик от кубика не отличает. Рассматривает игрушку в руке, находит частично спрятанную на глазах ребенка игрушку

Слуховое: поворачивает голову в сторону невидимого источника звука

Пространственное:  глазки на себе и на кукле  не пока-зывает

Тактильное: играет с мягкими на ощупь матери-алами

Накопление сенсорного опыта

Лоток, 6 ша-риков (3 чер-ных и 3 бе-лых)

Шарик-«пааа».

Кати! Бух!

2.Где машина?

Импрессивная речь:I уровень понимания речи. Прислуши-вается к голосу взрослого, реагирует на интонацию. Не понимает отдельные инструк-ции в знакомых словосочета-ниях, не подчиняется сло-весным командам: «Пока»; «Дай ручку»; не всегда реагирует на свое имя. На вопрос «Где?» не ищет знакомый предмет. В эмоцио-нальные игры не играет.

Экспрессивная речь: I уровень развития речи. Продолжи-тельно певуче гулит в свободной деятельности  

Развивать зрительные и слуховые ориентиро-вочные реакции ребенка

Машинка, платочек.

Би-би!

Машина едет, БРР машина гудит! Биии

Где би-би? Тю-тю. Вот би-би!

Использованная литература:

ЗАКРЕВСКАЯ О.В. Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста

НИЩЕВА Н.В. Подвижные и дидактические игры на прогулке.

ПАВЛОВА Л.Н. Развивающие игры-занятия с детьми (от рождения до трех лет). Пособие для воспитателей и родителей

УРУНТАЕВА Г.А. Дошкольная психология: учебное пособие для студентов ср.пед.заведений

ХОМЯКОВА Е.Е. Комплексные развивающие занятия (с детьми раннего возраста)

ЯНУШКО Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие познавательно-речевой сферы во взаимодействии с родителями"

Презентация. Содержит материал для педагогов, а так-же для родителей. К презентации есть более подробный доклад с таким-же названием....

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ВОСПИТАННИКОВ ДОМА РЕБЕНКА СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ

В ПОСОБИИ ПРЕДСТАВЛЕНА АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ОБЩЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИООНЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ, РАССМОТРЕНО ПЕРСПЕКТИВНОЕ  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ НЕТРАД...

ПРИЛОЖЕНИЯ К «ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ВОСПИТАННИКОВ ДОМА РЕБЕНКА СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ»

Данное приложение содержит список используемой литературы, рекомендации для воспитателей и родителей, сенсорные игры, описание методики, направленной на диагностику общения у детей раннего возраста....

Семинар- практикум для воспитателей "Развитие познавательно-речевой сферы детей"

Семинар- практикум для воспитателей "Развитие познавательно-речевой сферы детей"Евдокимова Н.А.Цель: Оказание помощи воспитателям в выборе форм и методов развития познавательно-речевой сферы детей....

Развитие познавательно-речевой сферы с применением приемов технологии развития критического мышления «Умники и умницы»

Развитие интеллектуального потенциала дошкольников, формирование предпосылок универсальной учебной деятельности, через применение приемов технологии развития критического мышления, обобщение знаний по...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие мелкой моторики как условие развития познавательно-речевой сферы младшего дошкольника»

Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста выполняет много разных функций. На кончиках детских пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного кол...