Система работы по коррекции лексико-грамматических категорий
статья по логопедии

Афанасьева Вера Анатольевна

подборка материала по теме, база- Ткаченко 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lek-gr_kateg.docx42.92 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА  РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

 

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ

 

 ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОНР

 (по Т. А. Ткаченко)

 

 

 У ребёнка с нормальным речевым развитием к 5 годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка; он говорит развёрнутыми фразами, используя сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов, падежных, родовых окончаний и пр.

     Иная картина наблюдается у дошкольника того же возраста с общим недоразвитием речи. Так, даже при 3-м уровне речевого развития (самом высоком) словарный запас ребёнка не превышает 1,5-2 тыс. слов; ограниченность словаря отмечается и в активном, и в пассивном плане. Преобладание слов – названий обиходно-бытовых предметов и действий, недостаток слов-обобщений, слов-признаков, слов, выражающих оттенки значений или абстрактные понятия, - характерные лексические особенности речи дошкольников данной категории. Бедность словарного запаса, естественно, приводит к частым заменам одного названия другим, причём замены происходят как по смысловому, так и по звуковому и морфологическому признакам. Вот как объясняют  некоторые понятия дети с 3-м уровнем речевого развития:

    ПОЧКА – письмо что ли (смешение по звуковому признаку со словом «почта»);

    СПАЛЬНЯ – это диван (смысловая замена);

    МЯСОРУБКА – когда рубят топором (смешение по морфологическому признаку);

    СКВОРЕЦ – царь там жил (смешение со словом «дворец»);

    ХЛЕБНИЦА – там хлеб покупают;

    КОРНИ – чтобы птички клевали («корм») и пр.

    Такое смешение понятий не всегда бросается в глаза при живом речевом общении: дети пользуются обиходными названиями, осмысленно заменяют одно слово другим – знакомым и понятным. Особенно ярко ограниченность и неполность лексических средств проявляется в заданиях, связанных со словообразованием, например: СЛИВНОЙ компот (вместо СЛИВОВЫЙ), МЯСНЫЙ бульон (вместо МЯСНОЙ), ПРИШИЛА юбку (вместо ПОДШИЛА юбку), ШЬЁТ РУКУ (вместо ПРИШИВАЕТ РУКАВ), ВЕДЁРЫНЬКА (уменьшительное от ВЕДРО), БЕРЁЗНАЯ роща (вместо БЕРЁЗОВАЯ). Характерно, что все эти ошибки зафиксированы у детей не до начала специального обучения, а в его процессе. Это свидетельствует о слабости лексического переноса, сниженном языковом чутье и неумении пользоваться морфологическими элементами при словообразовании.

    В грамматическом оформлении речи детей у детей данной категории можно отметить низкий уровень способности к построению предложения. Такие дошкольники (даже при 3-м уровне речевого развития) зачастую не могут правильно повторять фразы более чем из 4-х слов: искажают порядок слов или уменьшают их количество. Естественно, что в самостоятельной речи они пользуются простыми нераспространёнными предложениями, но даже и здесь у них нередки ошибки при употреблении падежных окончаний, предлогов, согласовании различных  частей речи, например: УХАЖИВАЛ А ЁЖИКУ (за ёжиком), ЗАБОТИЛИСЬ БЕЛКОЙ (о белке), ОДНА ДЕВЕЛЯ (одно дерево), ДВЕ КОЛЕСЫ (два колеса), ТРИ  ВЕДРЫ (ведра), подошёл ДВА ГУСЯ (к двум гусям), играл ДВЕ КОТЁНКИ (с двумя котятами).

     Лексические и грамматические недостатки часто сочетаются.

Например, на вопрос «Какое варенье варят из слив?» один ребёнок отвечает «сливное», а другой – «сливное». В обоих случаях ответы ошибочны как лексически (значение слов), так и грамматически (способ словообразования).

     При планировании проведении работы по коррекции лексико-грамматических нарушений логопеды-практики нередко отводят ведущее место СЛОВАРЮ ДЕТЕЙ. Логопед высшей категории Т. А. Ткаченко в периоды аттестации дошкольных учреждений г. Москвы  заметила, что логопеды  изучают с детьми правила уличного движения, разницу между овощами, фруктами и бахчёвыми культурами, сравнительные характеристики зимующих и перелётных птиц и пр., то есть пополняют общие знания детей. Но ведь этим должен заниматься не логопед, а воспитатель коррекционной группы. К тому же такая работа хоть и полезна, так как расширяет, уточняет словарь дошкольников, однако НЕ СПОСОБСТВУЕТ УСТРАНЕНИЮ АГРАММАТИЗМА – ВЕДУЩЕГО ПРИЗНАКА НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ (аграмматизм – проявление недостаточной сформированности грамматического строя речи). И если учесть, что помимо устранения аграмматизмов логопеду необходимо заниматься коррекцией произношения, слоговой структуры, фонематического восприятия, внимания, связной речи, то возложения на него ещё и функций воспитателя вряд ли можно считать целесообразным.

 

       Подход Т. А. Ткаченко к проблеме формирования лексико-грамматических представлений состоит в следующем:

1)    Чёткое деление функций между воспитателем и логопедом.

ЛОГОПЕД на групповых занятиях знакомит детей с каждой новой лексико-грамматической категорией, выявляет тех малышей, с которыми необходимо закреплять материал, и осуществляет эту работу на индивидуальных логопедических занятиях; руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизацией словарного запаса дошкольников на занятиях и в свободное время.

ВОСПИТАТЕЛЬ проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим и с художественной литературой ПО ОСОБОЙ СИСТЕМЕ – с учётом лексических тем, пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей в процессе большинства режимных моментов; систематически контролирует грамматическую правильность речи детей в течение всего  времени общения с ними.

2)    Акцент при планировании проведении логопедических занятий делается не на словарных темах, а на изучаемой грамматической категории (предлоге, падежной форме существительных, согласовании различных частей речи, конструкции фразы пр.). Словарю отводится роль «строительного материала», из которого формируется стойкий динамический стереотип грамматических закономерностей родного языка.

      Разумеется,  не требуется, чтобы дошкольники знали грамматическую теорию. Нужно, чтобы они практически улавливали некоторые общие закономерности в структуре услышанных фраз и могли осуществить перенос на самостоятельно смоделированное предложение, а также находили неточности, сознательно допущенные педагогом в словосочетаниях, и могли их исправить.

3)    Словарь для лексико-грамматических занятий  логопеда не ограничивается одной - двумя лексическими темами («Овощи», «Мебель», «Дикие животные» и пр.), как это часто наблюдается в коррекционных группах. Тем самым исключается  лексическая замкнутость, а словарь ребёнка (активный и пассивный) расширяется без ограничений. Так, например, на занятии по согласованию числительных ОДИН, ОДНА с существительными могут быть задействованы темы: «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Продукты», «Одежда», «Животные» и т. д. Логопед обязательно называет эти обобщения, производит анализ словосочетаний и формулирует вывод – ЕСЛИ В КОНЦЕ СЛОВА ЕСТЬ ЗВУК «А» ТО ПРО ТАКОЙ ПРЕДМЕТ МЫ ГОВОРИМ «ОДНА». Важно, что используется при этом значительная лексическая база, а не 1-2 обобщения.

4)    Высокая умственная и речевая нагрузка, содержащаяся в каждом упражнении, позволяет не только добиться значительного обучающего эффекта, но и поддерживает интерес ребёнка к занятиям.

       При выборе слов для лексико-грамматического занятия необходимо ориентироваться на постоянный подъём «лексической планки», то есть на усвоение семантики новых слов, даваемых в каждом упражнении, а также тренинг по их использованию в словосочетаниях и предложениях.

5)    Последовательность в изучении лексико-грамматических категорий не случайна. Она установлена в соответствии с физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи ребёнка при общем её недоразвитии.

 

 

 

ПРИМЕРНЫЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ  ИГРЫ  И  УПРАЖНЕНИЯ

 

 

ПРЕДЛОГИ

 

 

УПР. № 1

 

ЦЕЛИ: Учить ребёнка правильно образовывать форму Родительного падежа единственного числа существительного с предлогом «У».

СОДЕРЖАНИЕ: Взрослый предлагает ребёнку поиграть и правильно ответить на следующие вопросы:

- У кого добрые глаза? (у мамы, у папы, у бабушки, у дедушки).

- У кого сильные руки?

- У кого копыта? Лапы? Ноги? Щетина? Рога? Длинный хвост? Длинные уши? Когти? Вымя? Пятачок? Полосатая шкура? Пятнистая шкура? И т. п.

    Если ребёнок отвечает существительным в Именительном падеже или искажает нужную падежную форму, взрослый уточняет вопрос (у кого?) и сам на выбор ребёнку даёт 2 ответа, например: У тигР или У тигРА – как правильно?

УПР. № 2

 

ЦЕЛИ: Уточнить для ребёнка пространственное расположение предметов, выраженное предлогом «НА»; учить выделять «МАЛЕНЬКОЕ СЛОВО «НА» в предложении; развивать внимание и речевую память.

      СОДЕРЖАНИЕ: Логопед внятно, чётко, выделяя голосом предлог «НА», произносит такие 2-ступенчатые и 3-ступенчатые инструкции:

- Положи тетрадь на стол, а лист бумаги на стул.

- Поставь блюдце на подоконник, кубик на стол, а книгу на полку.

      Когда задания с «маленьким словом «НА» будут выполнятся  без ошибок, можно объяснить ПРАВИЛО:

      МАЛЕНЬКОЕ СЛОВО «НА» ПОЯВЛЯЕТСЯ ТОГДА КОГДА ПРЕДМЕТ НАХОДИТСЯ НАВЕРХУ.(СМ. СХЕМУ)

 

Задача ребёнка – выделить в стихотворении «маленькое слово «НА»:

Воробей сидел НА ветке у окна,

Ну а я – НА табуретке у окна.

Посидели, посмотрели, покачались, полетели:

Воробей  НА крышу с ветки,

А я НА пол с табуретки.

УПР. № 3

ЦЕЛИ: Уточнить для ребёнка пространственное расположение предметов, выраженное предлогом ПОД; учить выделять предлог ПОД  в предложении и составлять предложения с этим предлогом.

СОДЕРЖАНИЕ: Логопед рассказывает рассказ об озорном котёнке и предлагает детям придумать: ПОД что мог залезть котёнок? ( ПОД забор, ПОД крыльцо, ПОД шкаф, ПОД кровать, ПОД стол и т. д.) Составление предложений: Котёнок залезал ПОД забор. Котёнок залезал ПОД крыльцо. И т.п.

 

ПРАВИЛО: МАЛЕНЬКОЕ СЛОВО «ПОД» ПОЯВЛЯЕТСЯ  ТОГДА,  КОГДА ПРЕДМЕТ НАХОДИТСЯ ВНИЗУ. (СМ. СХЕМУ)

 

УПР. № 4

ЦЕЛИ: уточнить пространственное расположение предметов, выраженное с помощью предлога  В; учить ребёнка выделять в предложении предлог В и составлять предложения с этим предлогом.

СОДЕРЖАНИЕ: Взрослый просит положить одну из игрушек (кубик, машинку и т. п.) последовательно: В ящик, В банку, В мешок. Когда каждое действие выполнено, логопед спрашивает: «Где находится предмет? Какое маленькое слово помогло выполнить задания?» После правильного ответа ребёнок заучивает ПРАВИЛО:

 

   МАЛЕНЬКОЕ СЛОВО «В» ПОЯВЛЯЕТСЯ ТОГДА, КОГДА ПРЕДМЕТ НАХОДИТСЯ ВНУТРИ. (СМ. СХЕМУ)

 

- Во что (в какую еду) кладут  соль, а в какую – сахар?

Ответы: Соль кладут в пюре. Соль кладут в кашу. Соль кладут в бульон.

Сахар кладут в кашу (кефир, кофе, молоко, какао и т. п.)

-В какую посуду кладут хлеб? Горчицу? Перец? Салат? Конфеты? Соль? Молоко? Селёдку? Масло? Варенье? И т. п.

Если ребёнок затрудняется перечислить предметы посуды, следует показать их ещё раз, назвать предметы несколько раз, а при необходимости спросить ещё раз:

- Что кладут В салатницу, перечницу, сухарницу, селёдочницу, маслёнку, блинницу и т.д.?

- Что наливают в супницу, кофейник, соусник, молочник и т. п.?  

 После уточнения названий предметов посуды, акцент перемещается на предлог В.

Продолжать учить ребёнка составлять предложения с предлогом В, уточнить и активизировать его словарь по темам: «Животные», «Птицы», «Насекомые».

 

ИГРА «КТО ГДЕ ЖИВЁТ?»

 

Пчела живёт В улье. Коза живёт В сарае. Белка живёт В дупле.

 

УПР. № 5

 

ЦЕЛИ: Учить составлять предложения с предлогами В, НА, ПОД по трём опорным словам.

Лиса-лезть-нора. Коля- сидеть-стул. Дедушка-спать-диван. Жук-спрятаться-лист. Лебеди-плавать-пруд. Мама-идти-зонт. Гриб-расти-ёлка. И д.р.

 

УПР.№ 6

 

ЦЕЛИ: Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогом К; учить распространению предложений определениями.

СОДЕРЖАНИЕ: Логопед предлагает детям посмотреть на бабочку и подумать, К ЧЕМУ или К КОМУ она может подлететь (деревья, цветы, постройки и пр.)

При затруднении логопед объясняет ПРАВИЛО:

 

МАЛЕНЬКОЕ СЛОВО «К» ПОЯВЛЯЕТСЯ КОГДА КТО-ТО ИЛИ ЧТО-ТО ПРИБЛИЖАЕТСЯ К ПРЕДМЕТУ. (СМ. СХЕМУ)

Ответы: Бабочка подлетела К большому красивому цветку. Бабочка подлетела К детским красным качелям.

 

УПР. № 7

ЦЕЛИ: Учить ребёнка составлять предложения по двум опорным  словам с включением предлога К.

СОДЕРЖАНИЕ: Логопед просит детей посмотреть на СХЕМУ ПРЕДЛОГА «К» и вспомнить, когда появляется в предложении это «маленькое слово». Затем просит послушать пару слов, подумать, кто и как будет «приближаться» (так как «К» - предлог движения), и составить предложение с «МАЛЕНЬКИМ СЛОВОМ «К»:

 

  МАЛЬЧИК-ОКНО. ДЕВОЧКА-ДОСКА. ПАССАЖИР-САМОЛЁТ. ВОДИТЕЛЬ-АВТОБУС. ДОЯРКА-КОРОВА. МАМА-КОЛЯСКА. ПОЕЗД-ВОКЗАЛ. И пр.

 

УПР. № 8

ЦЕЛИ: Учить составлять предложения с глаголами-антонимами, заменяя в заданном предложении предлог К на предлог ОТ.

СОДЕРЖАНИЕ: Логопед предлагает детям внимательно прослушать предложение и заменить действие на противоположное, причём предупреждает, что «маленькое слово К» нужно заменить словом ОТ.

 

ПРАВИЛО: МАЛЕНЬКОЕ СЛОВО «ОТ» ПОЯВЛЯЕТСЯ ТОГДА, КОГДА КТО-ТО ИЛИ ЧТО-ТО УДАЛЯЕТСЯ ОТ ПРЕДМЕТА.

 

Затем логопед читает предложения:

 

Белобокая сорока подлетела К ёлке.   -   Белобокая сорока ОТЛЕТЕЛА ОТ

                                                                  ёлки.                                                                

Ядовитая змея подползла К камню.               И т. д.

Скорый поезд подъехал К платформе.

Виктор пододвинул миску К собаке.

Мяч подкатился К воротам.

Корабль подплыл К пристани.

Ученик подошёл К учителю.

 

УПР. № 9

ЦЕЛИ: Учить детей правильно употреблять форму Творительного падежа существительных в единственном числе с предлогом С.

СОДЕРЖАНИЕ:  - С чем ведро, если в нём: вода, молоко, бельё, снег, мусор,?

                              - С чем кастрюля, если в ней: суп, рассольник, бульон, картошка, каша, борщ, вермишель?

                               - С чем банка, если в ней: клюква, капуста, повидло, варенье, сметана, мука?

                              - С чем чашка, если в ней: чай, кофе, кефир, компот, сок, лимонад, квас, ряженка, молоко?

(Ответы детей: ведро С мусором; стакан С чаем; банка С мукой; кастрюля С кашей и т. п.)

 

УПР. № 10

ЦЕЛИ: Учить детей употреблять форму Предложного падежа существительных в единственном числе с предлогом «О».

СОДЕРЖАНИЕ 1: логопед предлагает рассмотреть картину фермерского хозяйства, перечислить предметы и животных и рассказать О КОМ и О ЧЁМ заботятся люди на ферме.

Упражнение считается выполненным, когда составлены предложения обо всех объектах на картине без ошибок.

СОДЕРЖАНИЕ 2: расскажите кто о чём мечтает.

- Я мечтаю О новом платье;

- Я мечтаю О путешествии;

- Я мечтаю О собаке и др.

 

ИТОГОВОЕ УПР. № 11

ЦЕЛИ: Учить детей правильно употреблять все формы косвенных падежей существительных в единственном числе, чётко проговаривая окончания последнего слова.

СОДЕРЖАНИЕ: 1. (ЛИСТОК) Муравей сидел около… -  Жук спрятался под… - Гусеница сидела на… - Божья коровка подползла к…

                            2. (ЯБЛОКО) Петя откусил кусок от … - Восемь косточек было в… - Маша шла с большим …

                            3. (КНИГА) Много картинок было в … - Коля положил карандаш на … -  Гости пришли с… - Мама не может ездить в метро без…

                            4. (МАШИНА) Пять человек сидело в… - Папа отошёл от… - Сосед купил новую.. - Механик лежит под… -  Дети сели в…

                             5. (ПОЛОТЕНЦЕ) Пловец вытирался большим … -  В бассейне не обойтись без… - Много полосок было на… -  Мыло лежало под …;  и т. д.

 

ПРИСТАВОЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ

 

УПР. № 1

ЦЕЛИ: Учить детей различать по смыслу глаголы с общей корневой частью и разными приставками; учить подбирать при составлении словосочетаний нужный по смыслу приставочный глагол, а к нему несколько существительных.

СОДЕРЖАНИЕ: логопед объясняет, что сейчас будет называть похожие слова-действия. Затем берёт игрушечную машинку и производит с ней разные действия, о которых рассказывает:

- Машинка ВЫЕХАЛА из гаража, ВЪЕХАЛА на мостик, СЪЕХАЛА с мостика, ОБЪЕХАЛА яму, ПОДЪЕХАЛА к воротам, ЗАЕХАЛА в ворота, ДОЕХАЛА до дома, др.

Затем, производя те же действия, просит детей «подсказать» правильное слово-действие:

-Машинка из гаража  - ?  Машинка к дому  - ? От дома - ? В ворота - ? И т. п.

Когда дети смогут точно,  без ошибок  подбирать нужный приставочный глагол, можно переходить к подбору нескольких существительных к одному глаголу:

-К чему может подъехать машинка? (к дому, к гаражу, к воротам, к больнице, к театру, к стройке и т. п.)

- От чего машинка может отъехать? Куда она может въехать? Что – объехать? Откуда – съехать? Что – переехать? И т. п.

 

УПР. № 2

ЦЕЛЬ: Учить подбирать нужный по смыслу приставочный глагол.

СОДЕРЖАНИЕ: логопед предлагает детям внимательно слушать и выбрать для рыбки, лягушки и бабочки правильное, точное действие:

-Рыбка к камню (отплыла или подплыла),

                   от берега (переплыла или отплыла),

                   всю реку (вплыла или переплыла).

-Бабочка к цветку (отлетела или подлетела),

                   с ветки на цветок (облетела или перелетела),

                   вокруг капусты (влетела или облетела),

                   в комнату (подлетела или влетела).

-Лягушка к бревну (подпрыгнула или впрыгнула),

                  с бревна (отпрыгнула или спрыгнула),

                  от журавля (перепрыгнула или отпрыгнула).

 

УПР. № 3

ЦЕЛЬ: та же

СОДЕРЖАНИЕ: логопед наливает воду в стакан, берёт чашку, кружку и лейку. Затем, произведя на глазах у детей соответствующие действия, закрепляет значение слов: ПЕРЕЛИВАТЬ, ПОЛИВАТЬ, ДОЛИВАТЬ, НАЛИВАТЬ, ОБЛИВАТЬ, ЗАЛИВАТЬ, ВЛИВАТЬ, ОТЛИВАТЬ, СЛИВАТЬ.

 

УПР. № 4

ЦЕЛЬ: та же

-Речь с движением:

1) Ехали мы, ехали, в лес ЗАехали,

Лес ПРОехали, дальше ПОехали.

Ехали мы, ехали, к речке ПОДъехали,

Речку ПЕРЕехали и дальше ПОехали.

Ехали мы, ехали, к горе ПОДъехали,

Гору мы ОБъехали и дальше ПОехали.

Ехали мы, ехали, в город Въехали,

По городу ПРОехали, из города Уехали.

 

2) Влас с корзинкой в лес ПОшёл,

Всю полянку ОБОшёл,

К старой ёлке ПОДОшёл,

И огромный гриб Нашёл.

 

УПР. №5

ЦЕЛЬ: та же

Логопед просит детей прослушать стихотворение и обратить внимание на слова-действия:

 

1)Птицы могут летать высоко,

Пролетать над озёрами синими,

Улетать из гнезда далеко,

Ввысь взлетать над горами красивыми.

Облетать они могут лес,

Залетать за башни высокие,

Подлетать под низкий навес

И слетать с крыш в ямы глубокие.

 

2) Стихотворение С. Я. Маршака «МЯЧ»

 

                                                                      УПР. №6

 

ЦЕЛИ: Употребление предложно-падежных конструкций; образование приставочных глаголов.

1)    Найти ошибку и исправить её:

Повар ставит кастрюлю на ПЛИТА (на плиту). – Повар ставит кастрюлю на плиту.

Картошку варят в КАСТРЮЛЯ (в кастрюле) -…

Суп наливают в ТАРЕЛКА (в тарелку) - …

Котлеты жарят на СКОВОРОДА (на сковороде) - …

Чай наливают в ЧАШКА (в чашку) - …

 

2)    Изменить слова по образцу, составить с каждым словом предложение:

 

Скажу – ПОДскажу                              Ставлю - ПОставлю

Мету – ПОДмету                                  Мешаю - ПОмешаю

Несу – ПОДнесу                                   Кладу – Положу

 

Запомните: ПОЛОЖУ, НО КЛАДУ.

 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ

 

 

УПР. № 1 «БЕГИТЕ КО МНЕ»

ЦЕЛИ: Учить детей правильно подбирать числительные ОДИН или ОДНА к существительным и наоборот – существительное к числительному.

СОДЕРЖАНИЕ: Логопед предлагает назвать все предметы, изображённые на картинке: мебель, посуду, овощи, фрукты, игрушки, затем – только съедобное. После этого просит послушать, как по-разному говорят про некоторые предметы:

ОДИН кубик, НО ОДНА кукла; ОДИН половник, НО ОДНА кастрюля.

Затем детям раздаются картинки  (по одной) и даётся инструкция:

Бегите ко мне те, у кого из вас предметы, про которые говорят «ОДНА»;

Бегите ко мне те, у кого из вас предметы, про которые говорят «ОДИН»;

Заучивание стихотворения:

 

Мама у меня ОДНА

И ОДНА у нас страна.

Нос ОДИН и рот ОДИН,

Я – ОДИН у мамы сын.

 

УПР. № 2

ЦЕЛЬ: согласование числительных «ДВА», «ДВЕ» с существительными.

СОДЕРЖАНИЕ: Логопед  с детьми рассматривает картину «зимний лес». Детям предлагается составить предложения об объектах и предметах на картине (о птицах, животных, деревьях и т. д.). Логопед предлагает детям стать волшебниками и с помощью цифры «2» увеличивать количество предметов.

Сорока сидит на суку. – ДВЕ сороки сидят на суку.

Филин ухает в  лесу. – ДВА филина ухают в лесу.

Лиса ищет зайца. – ДВЕ лисы ищут зайца.

 

                                                            УПР. №3 «1-2-5»

ЦЕЛЬ: Согласование числительных ОДИН, ДВА, ПЯТЬ с существительными.

Сосчитай:

 домашних животных, (диких животных, овощи, фрукты, одежду и т. д.)

ОДНА лошадь, ДВЕ лошади, ПЯТЬ лошадей.

ОДИН ёж, ДВА ежа, ПЯТЬ ежей.

ОДИН баклажан, ДВА баклажана, ПЯТЬ баклажанов.

ОДНО яблоко, ДВА яблока, ПЯТЬ яблок.

ОДНО пальто, ДВА пальто, ПЯТЬ пальто.

 

                                                             УПР. №4

ЦЕЛЬ: та же.

Скажи верно:

Было ДВЕ белки – стало ПЯТЬ… (белок)

Было ДВЕ лисы – стало ПЯТЬ… (лис)

Было ДВА зайца – стало ПЯТЬ… (зайцев)   

Было ДВА  медведя – стало ПЯТЬ… (медведей)

Было ПЯТЬ лис – осталось ДВЕ … (лисы)

Было ПЯТЬ белок – осталось ДВЕ… (белки)

Было ПЯТЬ волков – осталось ДВА… (волка)

 

УПР. № 5

ЦЕЛИ: Учить детей образовывать словосочетание в родительном падеже от словосочетания в именительном падеже, согласовывая при этом числительное и существительное между собой.

СОДЕРЖАНИЕ: На доске размещают картинки: 2 оленя, 5 волков,  3 вороны, и 4 кабана (количество животных пересчитывается детьми и называется в именительном падеже).

ЗАДАНИЕ: Догадаться и правильно ответить: У кого 4 рога? 2 хвоста? 5 хвостов? 6 лап? 4 пятачка?

ОТВЕТЫ: Пять хвостов у пяти волков; шесть лап у трёх ворон и пр.

 

УПР. № 6 «ЧУДО-ДЕРЕВО»

ЦЕЛИ: те же

СОДЕРЖАНИЕ: Детям показывают изображение дерева, в котором сделаны прорези. В них вставлены картинки: 2 кофты, 3 платья, 4 сапога, 5 юбок, 2 шубы и др.

Логопед читает стих:

 

А у наших у ворот

Чудо-дерево растёт,

И на ветках зреют в срок

Много платьев и сапог,

Зреют кофты, туфли, брюки,

Подставляйте, дети, руки!

 

Дети хором проговаривают словосочетания, считают «плоды».

Дети закрывают глаза, логопед в это время убирает 1-2 картинки. Открыв глаза, дети должны сказать: чего нет на дереве?

ОТВЕТЫ: на дереве нет трёх платьев, четырёх сапог и др.

 

УПР. № 7

ЦЕЛИ: те же

РЕЧЬ С ДВИЖЕНИЕМ:

Слон сильнее двух коров,

Толще бегемот трёх львов,

Лошадь быстрее пяти лягушат,

Выше жираф четырёх медвежат.

 

Вопросы по тексту: Слон сильнее кого? Бегемот толще кого? И т. д.

 

 

 

УПР. № 8

ЦЕЛИ: Учить детей согласовывать словосочетание из числительных и существительного в творительном падеже от исходной формы – именительного падежа, согласовывая их между собой и с глаголами в предложении.

СОДЕРЖАНИЕ: На доску выставляется картина с изображением живо уголка в детском саду, где обитают 2 черепахи, 3 кролика, 4 попугая, 5 рыбок.

ВОПРОС: За кем ухаживали дети в живом уголке?

 

УПР. №  9

ЦЕЛИ: те же

СОДЕРЖАНИЕ: Дети представляют, что попали в гости к дедушке Егору – у него большой сад и огород (выставляется картина).

Дедушка Егор угостил детей:  ДВУМЯ морковками, ТРЕМЯ помидорами, ЧЕТЫРЬМЯ грушами, ПЯТЬЮ сливами и др.

 

СОГЛАСОВАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ

 

УПР. № 1

ЦЕЛИ: Учить детей согласовывать местоимения МОЙ, МОЯ с существительными в роде. Подбирать к местоимению существительные с соответствующей родовой принадлежностью и по заданному обобщению учить исправлять ошибки в согласовании.

Логопед читает стихотворение «ЖАДИНА»:

Глеб к игрушкам побежал,

Все их в кучу он собрал:

-МОЙ медведь, МОЯ машина,

Мячик МОЙ, МОЙ Буратино!

Никому я их не дам!

- Ну сиди, играй в них сам!

 

Затем уточняется, про какие игрушки Жадина говорил МОЙ, а про какие МОЯ!

(придумываем свои варианты)

 

УПР. № 2

ЦЕЛИ: те же

В гости к детям приходит Незнайка и говорит:

- Этот стол теперь МОЯ,                - Дети исправляют Незнайкину                                        

- И хозяин тоже я!                        - ошибку  и                                                                 

                           - произносят правильное словосочетание.

 

Логопед:

-Этот стол и ТВОЙ и МОЙ,

И сидим тут мы с тобой!

Незнайка снова:

- МОЙ кроватка, МОЙ подушка,

Спальня МОЙ и МОЙ игрушка!

 

Дети исправляют Незнайкины ошибки и говорят ему:

- И кроватка там ТВОЯ, и подушка там ТВОЯ,

И ТВОИ под этой спинкой наволочка и простынка,

Только спальня не ТВОЯ, спальня общая!

 

УПР. № 3

ЦЕЛИ: те же

СОДЕРЖАНИЕ: Логопед просит детей повторять за ним движения, произнося такие стихи:

МОЙ мячик весело скачет,

МОЯ машина едет на вершину,

МОЙ мишка совсем малышка,

МОЯ кошка поспит немножко.

 

УПР. № 4

ЦЕЛИ: Согласование местоимений НАШ, НАША, НАШИ  с существительными; Учить детей различать окончания местоимений и подбирать существительные в соответствии с родом и числом местоимения.

Логопед предлагает детям послушать стихотворение:

НАША армия сильна, охраняет нас она,

НАШИ славные бойцы – патриоты, молодцы.

НАШ народ спокойно спит: армия его хранит.

 

ВОПРОС: про что в стихотворении сказано: НАШ? НАША? НАШИ?

 

УПР. № 5

ЦЕЛИ: те же

Логопед читает рассказ про детский сад:

Наш детский садик очень красивый. Наша группа чистая и светлая. Наш участок зелёный, большой, ухоженный. Наша мебель яркая, удобная, лёгкая. Наши воспитатели самые добрые на свете.

Дети пересказывают рассказ и думают, о чём ещё в садике можно сказать НАШ? НАША? НАШИ?

 

УПР. № 6

ЦЕЛИ: те же

Дети снова вспоминают про ЖАДИНУ, вот что он говорил:

«Это МОИ игрушки, не трогайте! Это МОЙ аквариум, не подходите! Это МОЯ канарейка, я её буду кормить!»

 

Логопед предлагает исправить ошибки  Жадины и заменить всё, о чём  он говорил «МОЁ» на ОБЩЕЕ. Дети исправляют словосочетания, заменяя местоимение  и правильно согласовывая его с существительным.

 

 

УПР. № 7 «ИГРА С МЯЧОМ»

ЦЕЛИ: те же

Логопед предлагает детям исправить неточности в согласовании слов и  бросает мяч детям по очереди:

НАШ медсестра, НАША музыкальный руководитель, НАШ заведующая, НАШ повара;

 

ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

 

УПР. №1

ЦЕЛИ: Совершенствовать навыки словообразования. Учить детей образовывать относительные прилагательные и включать их в предложения.

СОДЕРЖАНИЕ: На столах у детей ёмкости  разными крупами. Каждый ребёнок должен назвать какую кашу он сварит из данной крупы:

Из манки я сварю манную кашу.

Из овсянки я сварю овсяную кашу.

Из гречки я сварю гречневую кашу.

Из перловки я сварю перловую кашу. И т. д.

 

УПР. № 2  «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

ЦЕЛИ: те же.

СОДЕРЖАНИЕ: На столах у детей стоят блюдца с разными видами варенья. Дети пробуют варенье и говорят, из каких ягод оно приготовлено:

Это варенье сварено из малины, значит оно малиновое.

Это варенье сварено из яблок, значит оно яблочное.

Это варенье сварено из груш, значит оно грушевое.

Это варенье сварено из клюквы, значит оно  клюквенное. И т. д.

 

УПР. № 3 «ВЕСЁЛЫЙ ПОВАР»

 

ЦЕЛИ: Образование относительных прилагательных и согласование с существительными в роде.

 

Из мяса можно приготовить: мяснОЙ бульон, мяснЫЕ котлеты, мяснОЕ суфле.

Из молока можно приготовить: молочнУЮ кашу, молочнЫЙ суп, молочнЫЙ йогурт.

Из сливок можно приготовить: сливочнОЕ мороженое, сливочнЫЕ конфеты, сливочнОЕ масло.

Из картофеля можно приготовить: картофельнЫЕ оладьи, картофельнУЮ запеканку, картофельнОЕ пюре.

Из кабачков можно приготовить: кабачковУЮ икру, кабачковОЕ варенье.

Из овощей можно приготовить: овощнОЕ рагу, овощнОЙ суп, овощнОЙ сок, овощнУЮ приправу.

Из томатов можно приготовить: томатнУЮ пасту, томатнЫЙ сок.

 

 

 

ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

 

УПР. № 1 «НАЙДИ СВОЮ ОДЕЖДУ»

ЦЕЛИ: Закрепить умение детей образовывать притяжательные прилагательные от существительных и включать их в предложение.

СОДЕРЖАНИЕ: У логопеда на столе различные предметы детской одежды: шарф, шапка, куртка и т. д. Логопед поднимает по вещи и спрашивает: ЧЕЙ шарф? ЧЬЯ куртка? И т. д.

Ответы детей: Димин шарф, Олина куртка, Серёжина шапка и т. д.

 

УПР. № 2

ЦЕЛИ: те же

СОДЕРЖАНИЕ: За ширмой находятся игрушки, изображающие разных зверей – медведя, зайца, лису и др. Логопед показывает из-за ширмы отдельные части тела зверя и просит детей назвать: ЧЕЙ хвост? ЧЬЯ мордочка? ЧЬИ лапы? ЧЬЁ ухо? (лисий, кошачья, заячьи, медвежье и пр.)

УПР. № 3 «НЕВИДАННЫЙ ЗВЕРЬ»

ЦЕЛИ: те же

СОДЕРЖАНИЕ: Логопед показывает детям портрет НЕВИДАННОГО ЗВЕРЯ (на картинке скомбинированы части тела различных животных: слоновий хобот, куриные лапы, верблюжий горб, тигриный хвост, львиная грива пр.).

ВОПРОС: ЧЬИ части тела вы узнали? (ответы полным предложением, акцент на притяжательных прилагательных)

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.       АЛЕКСАНДРОВА Т. В.  Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников: Пособие для логопедов и воспитателей. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

2.       АРУШАНОВА А. Г. Речь и речевое развитие детей: Формирование грамматического строя речи. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2004.

3.       БЕЛОБРЫКИНА О. А. Речь и общение.- Ярославль: АКАДЕМИЯ  РАЗВИТИЯ,1998.

4.       ВАСИЛЬЕВА С. А.  Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников.- М.: ШКОЛЬНАЯ ПРЕССА, 2004.

5.       ВОЛОДИНА В. Наречия в словаре детей с ОНР /статья из журнала « Дошкольное воспитание» № 8, 2000/.

     6.  ГРАБ Л. М.  Тематическое планирование коррекционной работы в     

          логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР. – М.: ГНОМ и Д, 2005.

7.  ГРАБ Л. М.  Рабочая тетрадь для детей с ОНР. – М.: ГНОМ и Д, 2005.

8.  ЖУКОВА Н.С.,  МАСТЮКОВА. Е. М.,  ФИЛИЧЕВА Т. Б.  

     Преодоление   общего  недоразвития  речи у дошкольников. М.:

     Просвещение, 1990.

     9.  ЖУКОВА Н. С., МАСТЮКОВА Е. М., ФИЛИЧЕВА Т, Б. Логопедия.  

          Екатеринбург: АРТ ЛТД, 1998.

   10.  КОНОВАЛЕНКО В. В., КОНОВАЛЕНКО С. В.  Фронтальные  

          логопедические занятия в старшей группе для детей с общим  

          недоразвитием речи. 3-й уровень. 1, 2, 3,периоды. – М.: ГНОМ и Д,  

          2000.

   11.  ЛОГОПЕДИЯ.  /Под ред. ВОЛКОВОЙ Л. С., ШАХОВСКОЙ С. Н. –   

          М.: ВЛАДОС, 1999.

   12.  НИЩЕВА Н. В. Система коррекционной работы в логопедической

          группе для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

   13. НОВОТОРЦЕВА Н. В.  Развитие речи детей-2. Ярославль: АКАДЕМИЯ

          РАЗВИТИЯ, 1997.

   14. НОВОТОРЦЕВА Н.В. Развитие речи детей-3. Ярославль: АКАДЕМИЯ

          РАЗВИТИЯ, 1997.15)  Основы теории и практики логопедии. /Под ред.  

          ЛЕВИНОЙ Р. Е. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ,1967.

   16.  РУССКОВА Т. А. Учимся пространственной ориентации: Альбом с  

          заданиями и упражнениями. – М.: ГНОМ и Д, 2000.

   17.  СКВОРЦОВА И. В. Программа развития и обучения дошкольника. 100

          логопедических игр. Для детей 4-6 лет. – СПб.: Издательский Дом

          «НЕВА»; М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005.

   18.  СМИРНОВА Л. Н.  Логопедия в детском саду: занятия с детьми 4-5 лет  

          с ОНР. М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2004.

   19.  СМИРНОВА Л. Н.  Логопедия в детском саду: занятия с детьми 6-7 лет

          с ОНР. М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2004.

   20.  ТЕРЕМКОВА Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7

          лет с ОНР.  1, 2, 3 альбомы. – М.: ГНОМ и Д, 2005.

   21.  ТИМОНЕН Е. И., ТУЮЛАЙНЕН Е. Т.  Непрерывная система

          коррекции общего недоразвития речи в условиях специальной группы  

          детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи. – СПб.:  

          ДЕТСТВО  ПРЕСС, 2004.

   22.  ТКАЧЕНКО Т. А.  Учим говорить правильно. Система коррекции

          общего недоразвития речи у детей 5 лет. – М.: ГНОМ и Д, 2003.

   23.  ТКАЧЕНКО Т. А.  Учим говорить правильно. Система коррекции

     общего недоразвития речи у детей 6 лет. – М.: ГНОМ и Д, 2004.

   24.  ТКАЧЕНКО Т. А. Формирование лексико-грамматических

          представлений. Сборник упражнений и методических рекомендаций    

          для занятий с дошкольниками. («Учим говорить правильно»). – М.:  

          ГНОМ и  Д, 2003.

   25.  ТКАЧЕНКО Т. А. Формирование лексико-грамматических

          представлений: Альбом дошкольника. – М.: ГНОМ и Д, 2003.

   26.  ТОЦЕНКО Е. Д.  Занятия по развитию лексико-грамматических

          категорий языка для детей с ОНР. / статья из журнала «Логопед в

          детском саду» № 2/. М.: КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, 2004.

   27.  ТУМАНОВА Т. В., ФИЛИЧЕВА Т. Б. Дети с общим недоразвитием  

          речи. М., 2000.

          

   28.  ФИЛИЧЕВА Т. Б., ЧИРКИНА Г.  Подготовка к школе детей с ОНР в

          условиях специального детского сада. М.: - Просвещение, 1993.

29.    ФИЛИЧЕВА Т. Б., СОБОЛЕВА А. В. Развитие речи дошкольника. –

      Екатеринбург: ЛИТУР, 2000.

   30.  ХВАТЦЕВ М.  Недостатки речи у дошкольников. М.: Просвещение,

          1958.

   31.  Школа для детей с тяжёлыми нарушениями речи. /Под ред. ЛЕВИНОЙ

          Р. Е. – М.: АПН РСФСР, 1961.

   32.  ЯСТРЕБОВА А. В., СПИРОВА Л. Ф., БЕССОНОВА Т. П.  Учителю о

          детях с недостатками речи. – М.: АРКТИ, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по формированию лексико - грамматических категорий ОНР, III ур.р.р., 1 период

Перспективный план работы логопеда на 1 период направлен на формирование экспрессивного и импрессивного словаря, развитие  практических навыков по совершенствованию лексико - грамматических навык...

Система игр и игровых упражнений по расширению активного словаря и коррекции лексико – грамматического строя речи у детей младшего возраста с ОНР

Развитие речи ребенка в младшем возрасте является одной из основных задач дошкольного обучения. Эта тема достаточно актуальна, т. к. в логопедии делается акцент на расширение активного слова...

Система работы по развитию лексико–грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Проблема формирования лексико-грамматического строя речи является одной из самых важных и актуальных проблем у современных детей. В данной презентации представлена система работы по развитию лексико-г...

Содержание логопедической работы по коррекции лексико-грамматического недоразвития у старших дошкольников с дизартрией

Содержание логопедической работы по коррекции лексико-грамматического недоразвития у старших дошкольников с дизартрией...

ИГРЫ НА КОРРЕКЦИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ .

Упражнять в словообразовании, постановка существительных в уменьшительно – ласкательную форму, а также обогащать словарь по лексической теме  и закрепление пройденных предлогов -...