Система работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста
методическая разработка по логопедии

Касьянова Наталья Викторовна

В данной методической разработке описываются направления работы по коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста. Методы и прёмы, которые наиболее зффективны при преодолении данного речевого нарушения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty.odt18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по преодолению нарушений слоговой структуры у детей   дошкольного возраста

Среди разнообразных   речевых нарушений у дошкольников,   одной из трудных  для коррекции является такое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слова. Данная патология характеризуется трудностью в воспроизведении слов сложного слогового состава (перестановки, замены, выпадения звуков и слогов в слове).  

  Часто можно услышать от малышей в возрасте 2-3 лет такие слова: телемпатура (температура), итавафи (фотографии), ку ема? (сколько время?), и мы не обращаем внимания на эти  речевые ошибки. Но если малыш в возрасте 4-5 лет говорит: кузина (пружина), кадат (квадарат), саетовый (фиолеовый), вертолёт (аталёт) и пр., то это указывает на нарушение слоговой структуры слова, и тогда ребёнку необходима помощь специалиста.

  Слоговая структура занимает значительное место в системе языка. С одной стороны, это, несомненно, часть произносительной стороны речи - фонетики (Т.Г. Егоров, Н.Х. Швачкин и др.). С другой стороны, Р.Е. Левина и А.К. Маркова указывали на наличие связи между структурными деформациями слов и их смысловой недостаточностью у дошкольников. Следовательно, такие лексические единицы, как слова  с малоизвестным значением  чаще всего подвергаются искажению.

 Учитывая данные исследователей, формирование слоговой структуры оказывает воздействие и на грамматику языка. С точки зрения Д.Б. Эльконина, овладение грамматикой языка сопряженно с ориентировкой дошкольника в звуковой системе русского языка.

 Работая над правильностью произношения слоговой структуры слов, создаётся база для усвоения ребёнком различных грамматических конструкций и грамматики в целом.

  В работах Р.Е. Левиной говорится, что возникновение предложений в речи дошкольника неразрывно согласованно со слогообразованием. Благодаря окончаниям, предлогам и союзам, слова в предложении связываются по смыслу. Они часто формируют в потоке речи слабые, безударные слоги и комбинации звуков, которые содержат стечения согласных звуков (под стулом, в кастрюле).

 А.Н. Гвоздев, Б. Киттерман и Т.Г. Егоров  указывают на то, что сила безударных слогов в словах русского языка неодинакова, а в данных образованиях, где два-три согласных звука стоят рядом, их восприятие вызывает затруднение.

 Следовательно, при успешном развитии речи и при неправильном её становлении,  работа всех компонентов языковой системы (фонетики, лексики и грамматики) связана со слоговой структурой слова.

  В работе А.К. Марковой присутствует указание на связь между освоением слоговым составом слова и мотивационной стороной деятельности дошкольника, уровнем его артикуляционных возможностей, состоянием фонематического восприятия. Также подтверждается, что искажения слогового состава слова вызывает затруднения в общении детей, усвоением ими звукового анализа, синтеза, а в последствии грамоты.

Р.Е. Левина указывает на то, что невзирая на системные связи фонетики, лексики и грамматики  каждый из компонентов языковой структуры имеет свои закономерности. В частности, репродуцирование слоговой структуры слова базируется на рядообразовании.

А. К. Маркова указывает, что у детей с моторной алалией неспособность воспроизводить слоговую структуру слова сохраняется дольше, чем ошибки в произношении отдельных звуков, а также обладает стойкостью. Таким образом, нецелесообразно объединять проблемы коррекции нарушений слоговой структуры только с проблемами формирования произношения.

  При работе с дошкольниками, имеющими сложные сочетанные дефекты речи, можно сделать вывод, что оценку нарушения слоговой структуры можно использовать как ключ к дифференциальной диагностике детей с проблемами развития. С позиции предложенного Р. Е. Левиной системного подхода, существуют дефекты речи, следствием которых почти всегда является системное нарушение - Общее недоразвитие речи. Таким образом, ключевым симптомом ОНР (общего недоразвития речи) является нарушение слоговой структуры. Другие дефекты речи у детей: стёртые формы дизартрии, ринофония, фонетико - фонематическое недоразвития речи, нарушения голоса и темпа речи, дислалия, заикание, как правило, системными не являются и к общему недоразвитию речи не приводят.

 Следовательно,    устойчивое нарушение слоговой структуры слова у ребёнка старше четырёхлетнего возраста указывает на серьёзное нарушение фонематического восприятия, свидетельствующее об общем недоразвитии речи у дошкольника.  

Пример  нарушения слоговой структуры слов детьми пятилетнего возраста:

простокваша - итакася,  астокася;

светофор - итафой, сетайо;

матрёшка - атёка, атёська;

карандаш - каантас, андас;

автомобиль - моби, тамиби;

телевизор - изяй, левизь;

диван - динь, ивань.

 Вместе с уменьшением числа слогов, их перестановками, искажениями и выпадениями, можно встретить нарушение воспроизведения стечений согласных звуков. Данный дефект авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др. указывают, как самый часто встречающийся  при воспроизведении слов с разнообразной слоговой структурой дошкольниками, страдающими ОНР (общим недоразвитием речи).

 Зачастую специалисты, работающие с группами детей с общим недоразвитием речи, ставят перед собой цель ограничить лексику бытовыми рамками и убрать из текстов, которые предлагают дошкольникам (даже в возрасте шести лет), редко используемые, трудные слова: велосипедист, виолончелист, посудомойка, скалолазание и пр. Кроме лексического значения, которое необходимо уточнить, данные слова обладают сложной слоговой наполняемостью. Упражнение в произнесении сложных слов будет содействовать улучшению состояния слогового контура, а также   накоплению лексического запаса ребёнка.

 Необходимым пунктом для начала работы над слоговой структурой является наличие фонетико-фонематической базы, т.е. определённого уровня развития фонематического восприятия и произносительных навыков.

 При формировании правильной речи вначале дошкольнику предлагаются упражнения со словами, содержащими только правильно произносимые звуки.

 В процессе усложнения речевого материала для коррекции нарушений слоговой структуры (от слогов к словам, предложениям, затем к стихам и рассказам) увеличивается звуковая гамма используемых слов. Сначала это звуки раннего онтогенеза, затем свистящие, шипящие, звук Р, и наконец, различные их сочетания.

На начальном этапе обучения воспроизведению слоговой структуры вся лексика проговаривается отражённо за педагогом. В конце происходит закрепление при проговаривании выученных стихов, скороговорок, рассказов. И, в самом конце, умение правильно  воспроизводить слоговую структуру слова окончательно автоматизируются в самостоятельных высказываниях (предложениях, рассказах и диалогах).

 Когда дошкольник испытывает трудности в правильном воспроизведении слоговой структуры слова, то слово произносится медленно, по слогам, при синхронном отхлопывании его структуры. Семантика слова уточняется до его проговаривания.  С этой целью слово вводится в разнообразные предложения для окончательного усвоения его значения и слогового состава.

 В работе по коррекции искажений слоговой структуры выделяют четыре ступени:

1. Подготовительный этап (формирование фонетико-фонематической базы).

2. Этап создания слоговой структуры слова.

3. Этап фиксирования навыков правильного воспроизведения слоговой структуры слова (заучивание потешек, поговорок, рассказов с правильно произносимыми звуками).

4. Конечный этап (применение усвоенных навыков для правильного воспроизведения слоговой структуры в самостоятельной речи).

 Этап подготовки начинается с упражнений на невербальном материале, а затем на вербальном, например:

1. Задания и игры: на развитие слухового внимания (узнавание предмета по характерному для него звуку), развитие  слуховой памяти на материале неречевых звуков. (Определи с какой стороны исходит звук? Сколько раз стукнули в бубен?)

2. Работа над ритмическим рисунком (сначала над простым, затем над сложным). Для этого ребёнку предлагаются разные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, помахивание рукой, отстукивание рукой,   топни ножкой,   прошагать слово  и т.д.

3.а) Распознавание ритмов, а затем сопоставление их с определённым ритмическим рисунком;

 б) Повторение определённого ритма за логопедом  с дальнейшей записью его ритмического рисунка;

в) Повторение длительно звучащих звуков (свисток, дудка символ"+") и коротких (ложки, бубен символ "-"), например: - + - + и пр.

4. Упражнения для общей координации с музыкальным сопровождением: шагание, марширование.

5. Упражнения на развитие координации рук: выполнение синхронных движений: ребро (правая рука), кулак (левая рука).

 Далее проводится работа на вербальном материале:

1. Уровень гласных звуков:

- произнеси звук А столько раз, сколько я стукну в бубен;

- пропевание комбинации звуков,

-воспроизведение группы звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенных комбинаций: АИОУ; АИУИЫ и пр.;

- Определение звуковых комбинаций по беззвучной артикуляции.

2. Уровень слогов.

Данные упражнения рекомендуется выполнять на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых звуков, к примеру:

- придумывание всех возможных слогов из данных букв (у кого больше?);

- отсчитывание слогов, произнесённых взрослым;

- определение ударного слога в ряду;

- увеличение числа слогов («Произнеси на один слог больше» );

- сокращение числа слогов («Произнеси на один слог меньше»);

- чтение или повторение за логопедом цепочек слогов:

 о - си , о - со , о - сы , о - ся ;

ы - си , ы - со , ы - сы , ы - ся ;

и - си , и - со , и - сы , и - ся ;

а - си , а - со , а - сы, а - ся .

                                        и со стечением согласных:

о - нси, о - нсо, о - нсы, о - нся;

ы - нси, ы - нсо, ы - нсы, ы - нся;

и - нси, и - нсо, и - нсы, и - нся;

а - нси, а - нсо, а – нсы, а - нся.

- составление слогов по схемам: ГС, СГ, СГС и пр.;

- быстрое чтение слоговых рядов, таблиц и пр.

III. Уровень слова.

    В процессе работы над словами различной слоговой структуры необходимо иметь в виду следующее:

1. Слоговая структура слов увеличивается и усложняется за счёт уже имеющихся в речи конструкций;

2. На основе определённых схем слов производится отработка слоговой структуры, которая закрепляется сначала изолированно, а потом во фразе;

3. В самых трудных случаях работу необходимо начинать с вызывания имеющихся слов - звукоподражаний;

4. Переход к двусложным словам происходит  благодаря усвоению слоговых конструкций:

СГ + СГ (папа, няня) и пр.

IV. Фонематический и слоговой анализ слов:

1. Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько слогов в слове;

2. Запись ребёнком цифры, обозначающей количество слогов в слове;

3. Анализ слова: количество слогов, первый, последний, какой слог стоит перед, после и пр.;

4. "Разрезные картинки" (разложить картинки по количеству слогов в слове, назвать, подписать).

5. Исправление ошибок в словах: маниша,  рагуда;

6. Определение лишнего слова: колокол, диван, листик;

7. Наращивание количества слогов: кот - котик - котище;

8. Анализ слов - определение количества слогов в слове с появлением новой буквы (звука?) ром - гром; бор - убор;

9. Чтение бессмысленных слов с отстукиванием ритмического рисунка слова и пр.

10. Добавление заданного слога  БА: ро..., ба..., лю…;

11. Конструирование слов из кубиков: ко - ро - ва;

12. Образование слов из двух частей: сам, лет (самолёт);

13. Логопед утрированно медленно проговаривает слово по слогам: мы - шо - нок, а ребёнок повторяет слово целиком;

14. Изменить по образцу: нос - носы, дом - ... (с уточнением количества слогов после изменения);

15. Дописывание слогов в названиях  изображённых на картинках предметов: соба..., коро...;

16. Образование новых слов из первых слогов: корова + замок = коза;

 17. Определение пропущенного слога: са...лёт, ма...на;

18. Придумывание окончания слова: шап..., кош...;

19. Придумывание чистоговорок по образцу: са - са - са - оса, за - за - за - коза и пр.

V. Отработка слоговой структуры слов на материале скороговорок, стихов, текстов.

1. Заучивание чистоговорок с различными типами слогов:

То-то-то – у меня пальто

Со-со-со – поломалось колесо

ишка-ишка-ишка – на столе книжка;

2. Самостоятельное придумывание чистоговорок:

Ла-ла-ла-...;

3. Заучивание речёвок, выполнение движений с речью;

4.Чтение потешек, рассказов с отхлопыванием ритма:

Божья коровка,
полети на небо,
принеси нам хлеба,

Чёрного и белого,
только не горелого.

Как на нашем на лугу,
Стоит чашка творогу.
Прилетели две тетери,
Наклевались улетели.

5. Договаривание  предложений:

У Вовы серебристый  само...  .  У Пети  новый вело... .

 7. Составление предложений со словами различной слоговой структуры по сюжетным картинкам;

8. Подбор слова, которое подходит по рифме:

Апрель с водой, май с ... (цветами, травой, солнцем);

9. Чтение предложений и рассказов с последующим делением слов на слоги.

Одновременно с работой над слоговой структурой слов ведётся работа над звуконаполняемостью и звукопроизношением.  

   Таким образом, главным условием правильного формирования слова, с точки зрения его произношения, является:

1. Слоговая структура;

2. Звуковой состав слова.

  Работу по коррекции слоговой структуры слов необходимо вести  длительно, с учётом принципа подачи материала от простого к сложному, системности в подаче материала, с учётом ведущей деятельности ребёнка (занятия в игровой форме) и принципа наглядности.


Список литературы

  1. Агранович  З. Е. Лгопедическая  работа  по  преодолению  нарушений  слоговой  структуры  слова. – С-Пб.: Детство – Пресс, 2000г.
  2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.  Логопедия, Изд. ЛИТУР,2003г.
  3. Гвоздев А.Н.  Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. – М., 1948г.
  4. Большакова Г.В.  Работа логопеда с дошкольниками: Игры и упражнения.   – М.: Просвещение, 1996г.
  5. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Изд. «Гном и Д», 2001г.
  6. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией./ Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи/ Под ред. Левиной Р.Е. – М., 1961г.
  7. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь: развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – С – Пб.: Детство-Пресс, 1998г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевой материал по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.

Среди нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является нарушение слоговой структуры слов. Это нарушение харак­теризуется трудностями в произношении слов сло...

Преодоление нарушений слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста с ОНР

Коррекция слоговой структуры слова - одна из приоритетных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи....

Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР

В статье представлена система работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного с общим недоразвитием речи. Представлены игры и упражнения на развитие как речевых, так и нереч...

СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

  В книге  изложена  система специальных упражнений, направленных  на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста....

СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

  В книге  изложена  система специальных упражнений, направленных  на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.     Пр...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ - ЛОГОПЕДОВ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Консультация для учителей - логопедов ДОУ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА  ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ  СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ  У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Основной э...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ - ЛОГОПЕДОВ. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Федорова Зоя Владимировна, учитель – логопед МДОУ «Детский сад № 41» КГО Консультация для учителей  - логопедов ДОУИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГ...