Тематические сказки как средство развития речи дошкольников
консультация по логопедии (старшая группа)

Формирование граммати­ческого строя речи, расшире­ние словаря и обучение рас­сказыванию занимают важное место в общей системе кор­рекционной работы и прово­дятся в соответствии с инди­видуальными особенностями детей. Учитывая низкую ак­тивность дошкольников с ре­чевой патологией, их утомля­емость, недостаточную переключаемость, логопед при построении занятий подбира­ет соответствующий речевой материал, создает ситуации, стимулирующие потребность дошкольника в речевых вы­сказываниях.

Предлагаемая серия сказок рекомендуется для занятий по развитию речи (закрепление грамматических категорий, расширение лексического за­паса, формирование фонемати­ческого слуха, составление рас­сказов) с детьми среднего и старшего дошкольного возрас­та как в массовых группах, так и в ДОУ компенсирующего вида.

Использование сказки или рассказа по демонстрируемым действиям с подключением творческого мышления — прием, предполагающий уме­ние создать маленький сюжет, найти характер героев, угадать настроение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_4.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тематические сказки как средство развития речи дошкольников

Дошкольники с речевой патологией (с ОНР, задержкой речевого развития) испытывают большие трудности в формировании связной речи, у них также снижена речевая активность, что влечет за собой низкую коммуникативную направленность их речи.

Формирование грамматического строя речи, расширение словаря и обучение рассказыванию занимают важное место в общей системе коррекционной работы и проводятся в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Учитывая низкую активность дошкольников с речевой патологией, их утомляемость, недостаточную переключаемость, логопед при построении занятий подбирает соответствующий речевой материал, создает ситуации, стимулирующие потребность дошкольника в речевых высказываниях.

Предлагаемая серия сказок рекомендуется для занятий по развитию речи (закрепление грамматических категорий, расширение лексического запаса, формирование фонематического слуха, составление рассказов) с детьми среднего и старшего дошкольного возраста как в массовых группах, так и в ДОУ компенсирующего вида.

Использование сказки или рассказа по демонстрируемым действиям с подключением творческого мышления — прием, предполагающий умение создать маленький сюжет, найти характер героев, угадать настроение.

К первому, подготовительному этапу построения сказки относятся:

  • усвоение детьми грамматических категорий, знакомство со звуками и их закрепление;
  • разработка логопедом сюжета сказки, дидактического материала (например, к сказке «Секреты рыжего лиса» пригоден материал: силуэты летних и осенних деревьев, фигурки «огненных зверей», хитрого лиса);
  • изготовление дидактического, наглядного материала.

Второй этап — непосредственное рассказывание сказки логопедом и детьми. На первом занятии дети сначала слушают сказку, а помогают рассказывать уже ее конец. На следующих занятиях логопед старается как можно больше подключать детей к совместному придумыванию и рассказыванию сказки. Финал занятия — сказка, рассказанная детьми при незначительном помощи логопеда.        

Логопед, рассказывая сказку, задает детям вопросы, теме самым стимулируя их в придумывании сюжета и закреплении грамматических категорий.        

Например, отрывок из сказки «Осенние листики».        

«— Мы летим, мы летим, — пели, кружась, листочки».

Листик клена. Какой листик, ребята?

Дети. Кленовый.        

Логопед. Кленовый листик упал (куда?) в лужу.

«— Ой, я теперь кораблик, и уплыву в дальние страны».

Листик березы. А это какой листик?        

Дети. Березовый.

Логопед. Упал (куда?) на узкую дорожку.        

Ребенок. Березовый листик упал на узкую дорожку.

Настроение сказки, присутствие различных зверюшек (веселая птичка, шалунишки  котята, хитрый лис) стимулируют речевую активность детей и помогают им в подборе  слов.

Рассказывание сказок сопровождается действиями на |фланелеграфе, магнитной доске, в настольном театре.

К этой работе обязательно следует привлекать воспитателей и родителей. Составление воспитателем примерного плана занятий по развитию речи в логопедической группе на год, консультации для родителей, родительские уголки способствуют решению поставленных задач.

Тема «Овощи и фрукты»

ЗАДАЧИ

  • Активизировать и обогащать словарь.
  • Закреплять и дифференцировать понятия «овощи» и «фрукты».
  • Обучать употреблению i формы родительного падежа I без предлога.
  • Обучать образованию относительных прилагательных и согласованию их в роде, числе и падеже с существительными.
  • Учить согласованию числительных два, две с существительными в роде, числе и падеже.
  • Расширять словарный запас (знание основных цветов).
  • Составлять загадки по данной теме.
  • Закреплять множественное число существительных.

ОБОРУДОВАНИЕ

Картонные домики; картинки с изображениями овощей и фруктов; пособия к игре «Помоги художнику».

* * *

Логопед. Где-то очень далеко, за лесами и горами есть необычный город. И живут в нем не люди, не птицы, не животные, а... (что?) (Открывает магнитную доску с фруктовыми и овощными домиками.) Правильно! Овощи и фрукты!

В сказочном городе наступило утро. В овощных и фруктовых домиках открылись окошки и двери и их жильцы весело приветствовали друг друга:

— Добрый день, красная морковка! — кричал огурец.

Что отвечала ему морковка, ребята?

Дети. Добрый день, зеленый огурец!

Логопед. Вишенка здоровалась с апельсином, а арбуз с картошкой.

Дети проигрывают приветствия между овощами и фруктами.

И вот открылась маленькая дверца в домике, где жили лимоны, и на улицу весело выбежал желтенький (кто?)... лимончик. Он. улыбнулся ласковому солнышку, вприпрыжку побежал по дорожке и запел такую песенку: один лимон, два лимона, один апельсин, два (что?)...

Ребята, предлагаю петь с лимончиком эту песенку- считалочку:

одна вишенка — две...

один помидор — два...

один огурец — два...

одна морковка — две...

В подготовительной к школе группе эту  игру можно провести и на закрепление навыка словообразования слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: один лимончик, два  лимончика и т.д.

И вдруг лимончик увидел красивую бабочку. Он подбежал к ней и сказал:

— Добрый день, бабочка! Какая ты красивая! Я еще не видел таких ярких и удивительных бабочек, как ты!

— Я прилетела в твой город совсем недавно и ничего здесь не знаю, — ответила бабочка.

— Тогда лети со мной, и я покажу тебе мой город, — предложил лимончик бабочке. Она согласилась, и они отправились в путешествие.

Л и м о н ч и к. На этой улице живут вишни, поэтому как она называется?

Дети. Вишневая.

Б а б о ч к а. Чей это домик?

Лимончик. Здесь живет желтая редька, значит, это дом (чей?)... желтой редьки . А здесь живет (кто?) красная вишенка, значит, это дом (чей?)... красной вишенки.

Устав от прогулки по городу, бабочка и лимончик присели на поляне. И бабочка предложила лимончику сыграть в игру «Короткие и длинные слова».

Бабочка. Все овощи и фрукты разные по внешнему виду, вкусу. И названия у них тоже разные. У одних названия короткие, у других длинные. У каких овощей и фруктов самые короткие названия?

Л и м о н ч и к. Лук, репа...

Бабочка, А у каких овощей и фруктов длинные названия?

Лимончик. Баклажан, огурец, помидор, картошка.

Ой, какая интересная игра! Мне она очень понравилась! А теперь давай поиграем в мою. Назови овощи или фрукты на звуки [а], [п], [к].

Л о г о п е д. Ребята, вы знаете названия овощей и фруктов на эти звуки.

Дет и. [а] — ананас, апельсин, абрикос; [п] — помидор, [п’] — перец; [к] — картошка, клубника.

Л и м о н ч и к. Вот бы придумать  загадки об овощах и фруктах. Вот отгадай: она маленькая, но не смородина, с косточкой, но не слива, красная, но не клубника, растет на дереве, но не яблоко.

Бабочка. Вишня.

Лого п е д. Ребята, а вы хотите придумать и загадать свои загадки?

Дети соглашаются.

И вот в сказочном городе наступил вечер. Лимончик и бабочка пожелали друг другу доброй ночи и договорились обязательно встретиться завтра. И лимончик, очень радостный от того, что у него появился новый друг, весело побежал домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ на тему: «НАРОДНАЯ СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА».

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превр...

Сказка как средство развития речи дошкольника

Статья для воспитателей и родителей....

Презентация для родителей: "Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников"

Презентация подготовлена для проведения семинара с участием родителей....

Консультация для воспитателей. " Сказка как средство развития речи дошкольников".

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».Д. Родари.Развитие речи...

Статья "Сказка как средство развития речи дошкольников"

Особенностью сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речи....

сказка как средство развитие речи дошкольников

Речевое развитие детей дошкольного возраста является оной из наиболее актуальных и сложнорешаемых проблем в современной педагогике. В наш век всеобщей компьютеризации взрослые все больше поощряю...

Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников

Презентация на тему: "Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников"...