Заикание у ребёнка. Причина и помощь.
консультация по логопедии

Наталья Владимировна Хотеенкова

Заикание- это нарушение коммуникативной функции речи, которое сопровождается нарушением темпа, ритма и плавности речи, вызванное судорогами артикуляционного аппарата. Заикание- самый распространённый детский  невроз.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaikanie_u_rebenka.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Заикание у ребенка. Причина и помощь».

Заикание – это нарушение коммуникативной функции речи, которое сопровождается нарушением темпа, ритма и плавности речи, вызванное судорогами артикуляционного аппарата. Заикание относится к самым распространённым детским неврозам.

Задержка произношения звуков и слогов связана с судорогами речевой мускулатуры: мышц языка, губ, гортани. Они подразделяются на тонические и клонические судороги.

Тонические  судороги – это затруднение произношения согласных звуков.

Клонические  судороги — это когда ребёнок повторяет звуки или слоги в начале слова, произносит лишние гласные (и, а) перед словом или фразой. Встречается и тонико-клоническое заикание.

Первые проявления заикания возможны разного характера:

1) Это могут быть повторения первых звуков, слогов и невозможность дальнейшего проговаривания слов. Ребёнок как бы начинает пропевать первый слог. Например – «Та-та-та тапки».

2)Либо невозможность начала фразы — тонические судороги.

Появляются голосовые судороги — протягивание гласного звука в начале или середине слова. Первые симптомы заикания возникают в период развития фразовой речи. Это возраст от 2 до 5 лет. Если вы замечаете, что у ребёнка отмечаются сбой в дыхании во время речи, голосовые трудности, он не может начать фразу, если начинаются повторы первых слогов слов или протягивания гласных звуков, то это тревожные симптомы и нужно обратить на них внимание.

Если вовремя не обратить внимание, то такое речевое поведение может перерасти в настоящее заикание, с проблемами в речи и трудностями в социальной сфере.

Когда ребёнок начинает говорить фразами, он постигает затруднения при подборе слов, согласуя их в числе, роде и падеже. Иногда мы видим, что на этой фазе ребёнок разговаривает взахлёб, с небрежностью, он испытывает затруднения при подборе слов, он торопится, несколько раз повторяет одно и то же слово. И тогда мы слышим у ребёнка такие специфические запинки, которые квалифицируются как склонность к заиканию.

У ребёнка 2 — 3-летнего возраста стоит отличать заикание от запинок несудорожного характера. При запинках нет судорог артикуляционного аппарата — ни голосовых, ни дыхательных. Запинки всегда имеют эмоциональную природу. Они случаются, так как в возрасте 2 — 5 лет речевые возможности малыша не успевают за его мыслями, и ребёнок как бы захлёбывается. Это называется физиологическими итерациями или запинками. Ребёнок с заиканием при просьбе сказать лучше ухудшит свою речь, а ребёнок с запинками, наоборот, улучшит.

Причины возникновения заикания

Внутренние причины:

  • Патология во время беременности и родов. Это факторы, которые могут неблагоприятно отразиться на мозговых структурах ребёнка, отвечающие за речь и двигательную функции. В частности, любая хроническая патология у родителей, болезни мамы во время беременности.
  • Неблагоприятная наследственность. Если у родителей есть заикание или даже быстрый темп речи, подвижная возбудимая психика, то передаётся именно такой тип нервной системы ослабленного характера, который потом способствует возникновению заикания.
  • Органические поражения нервной системы при черепно-мозговых травмах, нейроинфекции.
  • Болезни органов речи (гортань, нос, глотка).

Внешние причины:

Функциональные причины могут послужить толчком по запуску заикания, при этом должна быть предрасположенность органического характера, определённый тип нервной системы, который не выдержит определённых нагрузок, стрессов.

1) Испуг, тяжёлые болезни в период с 2 до 5 лет, которые вызывают ослабление организма и снижают устойчивость нервной системы организма. Также это неблагоприятная обстановка в семье.

2) Заикание у детей может быть как результат излишне строгого воспитания, повышенных запросов к ребёнку. Иногда родители желают сделать из своих детей гениев, заставляя учить длинные стихи, говорить и запоминать трудные слова и тексты. Всё это может привести к нарушению развития речи. Заикание у детей может усиливаться или уменьшаться. Заикание становиться более сильным, если ребёнок переутомляется, простывает, нарушает режим дня, его часто наказывают.

3) Заикание может возникнуть из-за диссонанса между полушариями мозга, например, когда ребёнка-левшу переучивают в правшу. По данным организации всемирного здравоохранения около 60 — 70% переученных левшей заикаются.

4) Заикание может возникнуть по подражанию заикающемуся члену семьи или другому ребёнку.

5) Заикание у детей может усиливаться или уменьшаться. Иногда носит сезонный характер, то есть проявляется только весной и осенью.

6) Заикание становиться более сильным, если ребёнок переутомляется, простывает, нарушает режим дня, его часто наказывают.

Виталий Боград, действительный член АМТН, член-корреспондент РАНМ так объясняет механизм возникновения заикания: «Страх или испуг вызывает скачок в напряжении, возникает «короткое замыкание», в результате которого разрывается цепочка логического мышления. А процесс речи связан непосредственно с мышлением. В момент речи бессознательно вспоминается ситуация сбоя и происходит прерывание во время произношения».

Если ваш ребенок нормально разговаривал и вдруг начал заикаться, с большой долей вероятности речь идет об эмоциональной перегрузке или неврозах. Однако только диагностика может дать точный ответ.

Помощь заикающемуся ребёнку

Категорически нельзя при заикании поправлять и ругать ребёнка, принимая это за баловство! Не стоит обсуждать эту проблему при ребёнке.

Категорически нельзя ссориться в семье или разговаривать на повышенных тонах перед ребёнком!

Не стоит повышать на ребёнка голос, это лишь усугубляет заикание.

Правило №1. Самое первое и важное, что должны сделать родители – это сначала обратиться к неврологу: получить лечение, пройти курс и потом на базе этого начинать занятия с логопедом. Задача педиатра – вылечить сопутствующую патологию, укрепить организм, провести профилактику простудных заболеваний, в частности, заболевания лор органов и голосовых связок. Также важно вылечить хронические заболевания, вывести их на стойкую, длительную ремиссию. При этом благоприятны физиотерапевтические процедуры: занятия в бассейне, массаж, электросон.

Психотерапевт или психолог может показать ребёнку, как победить свои проблемы, помочь комфортно ощущать себя независимо от ситуации, помогает побороть страх в общении с людьми, даёт понять, что он полноценный и ничем не отличающийся от других детей. Занятия осуществляются вместе с родителями, помогающими ребёнку преодолеть заболевание.

Стоить помнить, что чем раньше вы примете меры, тем лучше. Чем больше стаж заикания, тем тяжелее от него избавиться. Следует попытаться избавиться от заикания до зачисления ребёнка в школу, а для этого нужно как можно раньше обратиться к неврологу и логопеду и следовать всем  указаниям, так как в программу школьного обучения входят выступления на публике при ответе на вопросы учителя, что может послужить большой проблемой для вашего чада.

Борьба с заиканием с возрастом будет более сложной из-за закрепления навыков неправильной речи, сопутствующих нарушений, укрепления и увеличения неврозов.

Правило №2.Перейти на замедленный темп речи всей семье. Обычно ребёнок легко подхватывает этот темп и через 2 — 3 недели начинает отзеркаливать его. Хорошо играть в молчанку. Вам необходимо придумать любую сказочную историю, объясняя ребёнку, почему нужно побольше молчать, и только при необходимости можно разговаривать шепотом. Режим молчания необходим при возникновении или внезапном усилении заикания в течение 2-3 недель, затем постепенно разрешаем разговаривать 1 словом, и постепенно переходим к коротким фразам на выдохе. Учим носиком вздыхать и на выдохе спокойно разговаривать.

Правило №3.Ограничение общения. Желательно не посещать учебные, дошкольные учреждения, остаться дома на 2 месяца. Также нужно прекратить все визиты к гостям. Никаких громких массовых мероприятий типа: салют, парад, цирк и прочее.

Правило № 4.Анализ ситуации в семье. Необходимо обратить внимание, когда ребёнок начинает заикаться, в какое время суток, отмечать все провоцирующие факторы. Это нужно для того, чтобы, когда вы пойдете к специалисту, у вас уже был дневник наблюдений.

Правило № 5.Спокойствие и только спокойствие! То есть необходимо снизить возбуждение ребёнка: убрать телевизор, громкую музыку, эмоциональную нагрузку, дополнительные занятия. Полезно, особенно перед сном включать спокойные релаксирующие аудиосказки. Важно исключить переутомление и перевозбуждение ребёнка. Реже делайте замечания и чаще хвалите ребёнка. Можно начать пить успокоительный сбор. Например, «Баю-бай», детский травяной чай «Успокой-ка».

Правило № 6.Ежедневно проводить игры для профилактики заикания. Они помогают выработать правильное дыхание с глубоким вдохом и медленным выдохом. Прежде всего, занимайтесь с ребёнком спокойными играми. Например, вместе рисуйте, лепите, конструируйте. Очень полезно увлечь ребёнка неспешным чтением вслух и размеренным декларированием стихов построчно на выдохе. Такие занятия помогут скорректировать речь. Учите стихи с короткой строкой и чётким ритмом. Отлично помогает маршировка, хлопки под музыку, танцы, пение. Пропевание трудных моментов и шёпотная речь помогает избавиться от судорожных моментов. Полезно часто глубоко вздыхать и зевать.

Рекомендуемые упражнения помогут сформировать правильное дыхание с глубоким вдохом через нос и медленным выдох через рот:

  • «Стеклодувы». Для этого вам понадобятся обычные мыльные пузыри. Задача малыша — надуть пузырь как можно больше;
  • «Кто быстрее». Для неё вам понадобятся ватные шарики. Задача ребёнка — сдуть шарик со стола первым;
  • Для детей чуть постарше подойдёт игра с надуванием шаров.
  • Во время купания поиграйте в «Регату». Перемещайте дутьём лёгкие игрушки;
  • «Фонтанчик». Игра заключается в том, что ребёнок берёт соломку и дует через неё в воду.
  • Если дети постарше, то можно использовать дыхательную гимнастику Стрельниковой. Она основана на коротком вдохе носом.
  • «Домашняя песочница». Нервную систему хорошо укрепляют игры с песком и водой. Песочная терапия занимает особое место при работе с неврозами. Сначала нужно позволить играть с песком ребёнку молча. А на заключительных этапах просить рассказать, что ребёнок построил. Аналог такой игры «Пластилин». При этом найдите слова, чтобы похвалить ребёнка за креатив, а потом вместе достройте, долепите, доведите его творческую мысль до совершенства. Например: сплющенную лепёшку можно превратить в блюдо с фруктами или конфетами, или в корзинку с грибами, или попросите малыша сделать ещё три лепёшки, а вы сотворите корпус от автомобиля и получится машина. Учите творить играя!

Важно!

  • При общении с ребенком ни в коем случае не паникуйте, не показывайте свою озабоченность его заиканием. Иногда, в случае с особенно ранимыми детьми, даже не стоит употреблять в своей речи слово «заикание».
  • Не ругайте, не требуйте от него «начать говорить правильно прямо сейчас».Общайтесь с ребенком ровно, спокойно, доброжелательно. Гармоничные отношения в семье – один из главных критериев успешного лечения.
  • Помогите ему изменить манеру речи. Ведь дети подражают речи окружающих. Поэтому старайтесь говорить не торопясь, используя в речи понятные для ребенка слова. Важно научить хорошо артикулировать звуки, почаще говорите и читайте ему медленно, плавно, широко открывая рот, чтобы ребенок воспользовался этим приемом неосознанно. Как правило, хоть какой-то результат таких упражнений ощутим уже через две недели.
  • Организуйте каждый день совместное с ребенком время. Можно играть с ним в настольные игры, собирать конструктор, склеивать модели самолетов и кораблей, лепить. Пойте вместе, танцуйте или просто двигайтесь под музыку.
  • Самое главное: показывайте позитивный жизненный настрой, умение преодолевать трудности с улыбкой спокойствием, без страха и паники.
  • Очень полезно, укладывая ребёнка спать, сделать ему расслабляющий массаж. Он проводится мамой, которая сидит у изголовья постели ребёнка. Проводятся мягкие массирующие движения, которые расслабляют органы артикуляции, верхний плечевой пояс.
  • Полезно дублирование речи пальцами ведущей руки. Речевой центр и центры, отвечающие за ведущую руку, имеют в коре головного мозга почти одно и то же представительство. Когда двигается рука, то сигнал бежит в мозг. Та часть коры головного мозга приходит в возбуждение и, поскольку речевые центры находятся здесь же, то рука начинает, как на буксире, тянуть за собой речь. То есть мы делаем движение руки на каждый слог. Детям младшего возраста можно делать движения двумя пальчиками.
  • Необходимо организовать посещение логопеда. На логопедических уроках подбираются упражнения, убирающие напряжение и делающие речь плавной и ритмичной. Ребёнку следует повторять упражнения дома, закрепляя навыки правильной речи. Уроки имеют определённую систему, этапность, последовательность от слова к фразе. Речь детей при таких упражнениях становится размеренной, спокойной, интонация не меняется. При достижении отсутствия заикания в повествовательном рассказе ребёнок привносит эмоциональную окраску в речь: где-то повысит голос, где-то сделает акцент, а где-то театральную паузу. На занятиях имитируются разные повседневные ситуации, в которых оказывается ребёнок. Это учит его бороться с заиканием вне кабинета логопеда. Правильная речь обязательно на занятиях. Примером может быть речь логопеда, других детей, уже прошедших курс лечения. Логопедическая ритмика — важный пункт в лечении заикания. Это упражнения для голосовых, мимических мышц, подвижные игры, пение, хороводы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗПР: причины, проявления, помощь

Причины задержки психического развития у детей дошкольного возраста, возможные проявления, пути преодоления....

Родительское собрание "Задержка психического развития: причины, проявления, помощь"

Цель: Распространение педагогических знаний среди родителей об особенностях детей с задержкой психического развития и повышение их педагогической компетентности в вопросах преодоления задержки психиче...

Агрессивный ребёнок.Причины.

В нашей жизни, к сожелению, происходит много событий, которые сами по себе могут ожесточить, озлобить, довести до отчаения и вызвать негативные переживания.Дети чётко улавливают настроение окружающих....

Предраспологающие причины возникновения заикания у ребёнка.

Родители, которые узнали от специалистов о том, что у ребенка есть проблемы с развитием речи, в данной ситуации заикание , часто интересуются, чем оно вызвано. Этот вопрос становится для родителей осо...

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции заикания у ребёнка старшего дошкольного возраста

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции заикания у ребёнка старшего дошкольного возраста. Лексическая тема "Домашние птицы". Воспитание навыка плавной речи в отраж...

СДВГ- что это такое: симптомы, причины, пути помощи ребенку и семье

В презентации демонстрируется вся необходимая для родителей и педагогов информация о СДВГ: симптомы, признаки и проявления в поведении, причины, отличия СДВГ от темпераментного характера, путь помощи,...