Интерактивная игра «Как Лилу учила Лосяша» (автоматизация сонорного звука Л)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Лузянина Ольга Леонидовна

Конспект интерактивного занятия на автоматизацию звука [Л].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnaya_igra_kak_lilu_uchila_losyasha.docx30.91 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 компенсирующего вида

Пушкинского района Санкт-Петербурга

План- конспект

Интерактивной игры «Как Лилу учила Лосяша»

(автоматизация сонорного звука Л)

Автор: Учитель-логопед

Лузянина Ольга Леонидовна

Павловск

2021

Интерактивная игра «Как Лилу учила Лосяша»

 (автоматизация сонорного звука Л)

Цели:

 I.  Образовательно-развивающие

Дать понятие о правильной артикуляции звука [л], используя

артикуляционный профиль звука и показ логопеда.

Дать характеристику звука [л] и соотнести звук с буквой.

Сформировать правильный артикуляционный уклад звука [л].

Постановка звука [л] по подражанию.

        Отработка правильного произношения звука [л] в слогах, словах.

II. Коррекционно-развивающие

Развивать направленную воздушную струю.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Развивать общую моторику.

Развивать артикуляционный праксис (артикуляционная гимнастика для губ, языка).

Развивать фонематический слух.

Развивать грамматические категории.

III. Воспитательные

Воспитывать желание, стремление говорить звук [л] правильно.

Воспитывать усидчивость.

Оборудование: компьютер, интерактивный экран, презентация к занятию.  

       Профиль артикуляционного звука [л], кукла Лилу, картинки с  

       изображениями, методическое пособие на воспитание воздушной струи,

       листочки, зеркало, мяч.


Ход занятия

Орг. момент: Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла Лилу. 

Лилу: - Ого! Привет! Я так рада тебя видеть на нашей «Лужайке – Развивай-ке»!  Давай знакомиться? Меня зовут ЛИЛУ.

 А, как тебя зовут? ...

Очень приятно.

А ты любишь играть? …

Ура! Я тоже люблю играть.

Ой!...Ой,ой,ой, кто это?  

Да, это же Лосяш, мой друг! Я его учу правильно и красиво произносить звук/Л/. Давайте, будем вместе учиться и играть!

Лосяш: Привет! Я Лосяш. Рад тебя видеть на нашей лужайке. Лилу, а давайте, сегодня будем учиться и играть на лиловой полянке, я там хочу нарвать букет цветов для любимой мамочки?

Лилу: Хорошо. Но, сначала по порядку: Будем делать мы зарядку!                                                                                       

                           Развитие артикуляционной моторики

Ведь, чтобы чётко говорить-

Нужно с язычком дружить!

Лилу:  Эта гимнастика необходима, чтобы губы и язычок хорошо работали.

Малыш, Будь внимательным, повторяй за Лосяшем все движения.

 

«Улыбка»

Наша Таня – озорница,

Тянет губки к ушкам.

- Посмотрите на меня -

- Я, теперь - лягушка!

     1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

«Окошко»

Открываем рот пошире,

Держим раз, два, три, четыре.

Если прыгает язык,

«А-а-а» поем, и он лежит!

     1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

«Лопаточка»

Язык лопаткой положи

И немного подержи.

Язык нужно расслаблять,

И под счет его держать.

     1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

«Часики»

Влево – вправо, влево – вправо,

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

     1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

«Качели»

На качелях я качаюсь.

Вверх лечу и вниз спускаюсь.

     1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

 «Вкусное варенье»

Блин мы ели с наслажденьем-

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

      1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

Маляр

Подниму я язычок

И покрашу потолок,

Двигаться вперед-назад

Язычок наш очень рад!

     1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

Лилу: Молодцы, вы хорошо выполняли зарядку.

Развитие речевого дыхания

Ой, смотрите, кто это засыпал листьями нашу лодку?

Помогите мне сдуть все эти листья. Готовы? Раз-два-три! Фу-у-у-у-у-у-у-у-у. Не получается!  Надо длительно дуть и щёки не надо надувать!

Давайте, ещё раз попробуем: Раз-два-три! Фу-у-у-у-у-у-у-у-у. Уже лучше! И ещё раз: Фу-у-у-у-у-у-у-у-у. Ура! Спасибо вам, мои друзья! У нас получилось!

Характеристика звука

     На этой лодке мы поплывём на другой берег на лиловую полянку. Но, чтобы добраться до него заведём мотор звуком [л]. Давайте вспомним, когда мы произносим звук Л, губы растянуты в улыбке, Зубки разомкнуты, Кончик языка поднят за верхние зубы. Воздушная струя идет по бокам языка. Голос звенит Л-л-л-л-л. Повтори Л-л-л-л-л. Поплыли!!! Л-л-л-л-л-л-л-л, Л-л-л-л-л-л-л-л, Л-л-л-л-л-л-л

Малыш, если у тебя не получается держать язык вверху, прикуси и держи его зубами. Так же произноси [л], Л-л-л-л-л. Хорошо! Тренироваться нужно каждый день.

А теперь поиграем!

Автоматизация звука [л]  в слогах

Смотрите, какие красивые лотосы! Они не простые, а слоговые.

Спойте песенку «ла» столько раз, сколько увидите лотосов в воде, контролируйте свой язычок, он должен находиться за верхними зубками рядом с бугорками!

- Проговаривайте чётко и правильно звук [л].     Ла-ла - ла-ла-ла

А теперь, спойте песенку «лы-4» , «ло -3», «лу 5», «лэ- 6» 

Повтори слоги сердито: ала-ала-ала, теперь ты…    
Повтори слоги удивлённо: оло-оло-оло, теперь ты…           
Повтори слоги грустно: улу-улу-улу, теперь ты…    
Повтори слоги весело: ылы-ылы-ылы, теперь твоя очередь…       
Повтори слоги шёпотом: элэ-элэ-элэ, теперь ты…    
Молодцы! Вот мы и приплыли. Это моя лиловая поляна, на ней все волшебные цветы лилового цвета.  

Лосяш: Наконец-то мы пришли! Давайте, отдохнём на полянке и поиграем:

Развитие общей моторики

Физминутка

Вот весёлая зарядка.

Выполняй-ка по порядку.

Быстро встань и улыбнись.

Выше, выше потянись.

Ну-ка плечи распрями,

Подними и опусти.

Влево, вправо повернись,

Рук коленями коснись.

С Лосяшем любим мы играть, и как кузнечики скакать.

(скачет на двух ногах)

Как пчелки весело летать и тихонечко жужжать

(машет руками)

На цветочки мы присели и немножко посидели.

(сесть на корточки)

Аромат цветов вздохнули, на минуточку уснули. (руки под щеку)

Развитие фонематического слуха

Лилу: Слышишь, как звучит моя дудочка? А у тебя есть дудочка? Давай, поиграем? Надо В дудочку подуть, если услышишь звук [л]. Если у тебя нет дудочки, тогда скрути лист бумаги в трубочку и дуди в неё.  Готовы?

У, л, м, р, л, с, л, ж, ц, ш, л, х   

Лосяш: Как много цветов растет на полянке. Не знаю, какие мне выбрать?

Лилу: Мой дружок, давай поможем Лосяшу, собрать те цветы, на картинках которых изображены предметы на звук [Л]. Рассмотрим внимательно, что нарисовано на картинках… Повторяй за мной:

 (ЛОТОС – в этом слове слышится звук [Л]?  А, в слове - шуба, лось, чайник, рыба, ландыш, рука, ласточка, жук, санки, Лунтик, лук, лыжи).

 Молодцы! Всё верно!

Автоматизация звука [л] в словах

Лосяш, ты собрал для мамы великолепный букет.

Давайте вспомним, какие картинки со звуком л были изображены на цветах. Проговаривайте чётко и правильно звук [л].

 (лотос, лось, ландыш, ласточка, Лунтик, лук, лыжи).

Развитие мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика «Бабочка»

Руки скрещиваем в запястьях и прижимаем ладони тыльными сторонами друг к другу, выпрямив пальцы. Взмах крыльев осуществляется только легким, но резким движением в запястьях.

Видишь бабочка летает,

На лугу цветы считает:

1,2,3,4,5 – ох считать, не сосчитать - сгибаем пальцы, начиная с мизинца

6,7,8,9,10 –  с нами бабочка считала -разгибаем пальцы по одному, начиная с большого

Даже мудрая сова сосчитать бы не смогла!

Развитие грамматических категорий

(согласование числительных с существительными)

Лилу: - предлагаю поиграть и немножко посчитать с бабочкой.

например: Один лось, два лося, пять лосей. (ландыш, лопата, луковица, лыжник)

Лилу: Молодцы! Нам пора домой, а возвращаться мы будем по волшебному лабиринту. Проходя по нему, будем проговаривать чистоговорки.

Автоматизация звука [л] в чистоговорках

-Ребята, повторяйте за мной чистоговорки, проговаривайте чётко и правильно звук [л].

ла-ла-ла – лампа и пила

ла-ла-ла – лавка и юла

ла-ла-ла – ландыш и пчела

ла-ла-ла – лапа и акула

ло-ло-ло – лошадь и седло

ло-ло-ло – калоши и мыло

ло-ло-ло – лопата и пилот

ло-ло-ло – ложка, колобок

лу-лу-лу – лук и жёлудь

лу-лу-лу – глухарь и голубь

лу-лу-лу – Лунтик на балу

лу-лу-лу – лужа на полу

лы-лы-лы – лыжи и углы

лы-лы-лы – школы и голы

лы-лы-лы – пазлы и узлы

лы-лы-лы – пеналы и столы

       

        Лилу: Вот мы и вернулись! Вы сегодня Молодцы! Вместе с Лосяшем хорошо выполнили все задания. С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой это звук? При произнесении звука [л] где находятся губы, зубы?                       Вам понравилось сегодняшнее путешествие?

        Лосяш: Да, да, спасибо вам! Я побежал к маме. До свидания!

Лилу: До свидания, друзья! Малыш, Заходи на нашу «Лужайку – развивай-ку», будем продолжать учиться правильно произносить звук /Л/ и играть с моими друзьями!

Повторить дома чистоговорки в медленном темпе:

Проговаривайте чётко и правильно звук /Л/.

ла-ла-ла – лампа и пила

ла-ла-ла – лавка и юла

ла-ла-ла – ландыш и пчела

ла-ла-ла – лапа и акула

ло-ло-ло – лошадь и седло

ло-ло-ло – калоши и мыло

ло-ло-ло – лопата и пилот

ло-ло-ло – ложка, колобок

лу-лу-лу – лук и жёлудь

лу-лу-лу – глухарь и голубь

лу-лу-лу – Лунтик на балу

лу-лу-лу – лужа на полу

лы-лы-лы – лыжи и углы

лы-лы-лы – школы и голы

лы-лы-лы – пазлы и узлы

лы-лы-лы – пеналы и столы

                                                Игра «Доскажи словечко» 

Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждёт он и вздыхает
Слова не хватает!
Чтобы снова в добрый путь
Стих потёк, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко!

Ну, давай играть в футбол!
Забивай скорее … 
(гол)

Нам темно. Мы просим маму
Нам включить поярче … 
(лампу)

Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось … 
(мыло)

Молодчина эта Лина,
Лепит всё из …
 (пластилина)

Заглянула в дверь коза,
Очень грустные … 
(глаза)

Ёлочка, ёлочка, колкая … (иголочка)

Сшил себе котёнок тапки,
Чтоб зимой не мёрзли … 
(лапки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учим стихи по мнемодорожкам (автоматизация сонорных звуков)

Презентация детских стихов о животных для заучивания  по мнемодорожкам, которые расположены по мере усложнения. Данный материал может применяться для автоматизации сонорных звуков и развития памя...

"Считай и называй" Игра для автоматизации свистящих, шипящих и сонорных звуков.

      Игра "Считай и называй" предназначена для автоматизвции свистящих, шипящих и сонорных звуков.Принцип игры прост: найти одинаковые картинки , считать и называть их...

Игры-перекладки для автоматизации и дифференциации сонорных звуков позднего генеза "Весёлые раскраски"

Многолетняя практика работы по исправлению недостатков звукопроизношения у детей дошкольного возраста показывает, что в большинстве случаев постановка звука является лишь верхушкой айсберга трудоёмкой...

Логопедические игры для автоматизации и дифференциации сонорных звуков

Трудности на этапе автоматизации поставленных звуков можно преодолеть посредством применения логопедических игр. Практика проведения логопедических занятий показывает, что наибольшее значение в процес...

Игры для автоматизации сонорных звуков.

учитель-логопед С.А. ПоздняковаИгры для автоматизации сонорных звуков...

Интерактивная игра «Учимся различать звуки и буквы»

Цель игры - дифференциация звуков и букв в речи детей старшего дошкольного возраста. Интересные задания включающие в себя анимацию, яркую наглядность, с интересным сюжетом удерживают внимание самых не...

Игры для автоматизации свистящих, щипящих и сонорных звуков.

В эти игры очень эффективно играть, используя наглядный материал программы "Автоматизация согласных"...