Логочас "Зима"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

  • Уточнить и расширить представления о зиме, ее приметах;

 

  • развитие общей, артикуляционной и мелкой моторики;

·        формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logochas_zima.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логочаса  по теме «Зима».

Образовательные области: Физическая культура, Социализация, Познание, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Музыка.

Задачи:

1.Образовательные:

  • Уточнить и расширить представления о зиме, ее приметах;
  • Закрепить названия зимних месяцев;
  • Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения;
  • Учить детей образовывать новые слова от слова «снег»;
  • Продолжать учить детей  определять количество слогов в словах;
  • Закрепить сравнение двух чисел, умение определять, на сколько одно число больше или меньше другого, уравнивать двумя способами;
  • Продолжать учить детей соотносить числительное с существительным;

2. Развивающие:

  • развитие общей, артикуляционной и мелкой моторики;
  • развитие дыхания и правильного речевого выдоха;
  • развитие координации речи с движением;
  • развитие фонематического слуха, навыка звукового анализа и синтеза;
  • развитие у детей интереса и любви к музыке;
  • развитие внимания, памяти, мышления.

3.Воспитательные:

  • формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе;
  • Формирование музыкальной культуре на основе знакомства с классической музыкой;
  • Формировать умение внимательно и заинтересованно слушать и отгадывать загадки;

Оборудование:

Снежинки, загадки, мячик

Картинки: снегопад, снегурочка, снеговик, снегокат, снегирь, снежинка, подснежник

Магнитофон, «Мы повесим шарики» (речь с движением) (фонограмма),

Раздаточный материал: снеговики и снегурочки (на каждого ребенка по 6 штук)

Ход:

Организационный  момент. Приветствие – создание эмоционально -  положительного фона.

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей!  Поздороваемся с  гостями и друг с другом!

Здравствуй, солнце зимнее! (тянемся вверх, ручки вверх)

Здравствуй, небо голубое! (ручки вверх)

Здравствуй, зимний ветерок! (ручки в стороны)

Здравствуй,  беленький снежок! (приседаем, ручки вниз)

Здравствуй, милый мой дружок! (дети по очереди хлопают ладошками по ладоням взрослого)

  1. Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель: Гости сегодня Вам принесли необычные снежинки, давайте рассмотрим их. Чем они похожи и чем отличаются друг от друга. Сколько снежинок?

Дидактическая игра: «Найди отличие».

Воспитатель: подуйте на снежинку, сдуйте снежинку с руки  (Развитие плавного направленного выдоха.)

Воспитатель: Посмотрите, а на снежинках написаны загадки. Хотите их разгадать?

Загадки:

Странная звездочка                      

С неба упала                                  

Мне на ладошку                              

Легла и пропала.                            

 (снежинка)                                              

Художник-невидимка                    

По городу идет:                              

Всем щеки нарумянит,                                                        

Всех ущипнет за нос.

 (мороз)

Он летает белой стаей,

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

 На ладони и во рту.

 (снег)

Что за нелепый человек

Пробрался в 21 век?

Морковка – нос, в руке – метла,

Боится солнца и тепла.

 (снеговик)

Воспитатель: О чем эти загадки?  (О зиме).

Воспитатель: Давайте посмотрим в окно.

Беседа с детьми по теме «Зима»:

  • Какое время года?
  • Назовите приметы зимы? (Стало холодно, солнце светит мало, солнце светит, но не греет; капельки воды превратились в снежинки; вода замерзла, превратилась в лед; выпал снег, появились сугробы, день короче, а ночь длиннее и т. д.)
  • Что было до зимы?
  • Что будет после зимы?
  • Назовите зимние месяцы

Воспитатель: Ребята, хотите послушать, как с помощью музыки композитор П. И. Чайковский рассказывает о зиме (слушание  музыки П. И. Чаковского «Зима»).

Воспитатель: Поиграем  с пальчиками?

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять,      Загибают пальцы на обеих руках.

Мы во двор пришли гулять.    «Идут» по столу указат. и средним  

                                                                   пальцами.

Бабу снежную лепили,             «Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили,    «Насыпают крошки» - имитируют

                                                                   движения всеми пальчиками.

С горки мы потом катались,    Ведут указат. пальцем правой руки  

                                                                   по ладони левой руки.

А ещё в снегу валялись.           Кладут ладони на стол то одной,    

                                                                  то другой стороной.

Все в снегу домой пришли,     Отряхивают ладони.

Съели суп и спать легли.         Двигают воображаемой ложкой,

                                                                  затем укладывают руки под щёку.

Воспитатель:

Артикуляционная гимнастика: Индюк, Лошадка, Болтушка, Маляр, Грибок, Дятел.

Воспитатель:  Ребята, хотите поиграть с мячиком, я называю слово, а вы отбивает столько раз, сколько слогов в этом слове.

Игра с мячом  «прохлопать зимние слова».

Слова: снежинка, снег, зима, лёд, снегурочка,

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: Снежинка волнуется раз… (под музыку  «Вальс снежинок»).

Воспитатель: (работа на полу с раздаточным материалом).  

Подул сильный ветер и все снеговики и снегурочки  разбежались. Хотите мне помочь  их найти?  Тогда вспомните, сколько снежинок у нас было?  (4).

-  Найдите столько же снеговик и выложите в ряд.

- Сколько у тебя снеговик? (4). Посчитай! (согласование числительных с существительными: один снеговик, два снеговика, три снеговика, четыре снеговика, всего четыре снеговика). Предложить ещё двум детям посчитать снеговиков (индивидуальная работа: Варя, Вика Щ.).

- А снегурочек найдите на одну больше.  И выложите в ряд под снеговиками.

- Сколько снегурочек? Посчитай! (согласование числительных с существительными: одна снегурочка, две снегурочки, три снегурочки, четыре снегурочки, пять снегурочек, всего пять  снегурочек) (индивидуальная работа: Ярослав, Полина).

- Почему вы положили 5 снегурочек? (Потому что снеговиков 4, а снегурочек надо положить на одну больше).

- А как сделать поровну? (два способа уравнивания).

Воспитатель:  

Дидактическая игра «Придумай слова»  - учить детей образовывать новые слова от слова «снег»  (снегурочка, снеговик, снегокат, снежки, снегопад, подснежник)

Дети называют слова, картинка появляется на доске

Воспитатель: Назови зимние слова на звук «М»: мороз, метель

                        Когда на улице очень холодно у нас замерзли (придумай слова на звук «Н»): нос, ноги

Воспитатель: Что-то стало очень холодно, давайте поиграем:

Физкультминутка: музыкальная «Мы повесим шарики» (речь с движением) (фонограмма)

Все стоят по кругу.

  • Мы повесим шарики - несколько мелких шагов (бег) вперед (руки плавно вверх) и обратно (руки плавно вниз);
  • А потом фонарики - 4 пружинки на месте с поворотом вправо, влево (руками показываем фонарики на уровне головы);
  • А потом еще дождинки - руками делаем перед собой вверх-вниз поочередно (вешаем дождик);
  • Не забудем про снежинки -1 раз кружимся вокруг себя (руки чуть в стороны - снежинки);
  • Рыбки золоченые - руки перед собой ладошками вместе и вилять вперед, как будто плывет рыбка;
  • Огоньки веселые - дети прыгают ноги врозь - вместе и руки в стороны - вниз, (а взрослые делают волну руками по сторонам с пружинкой);
  • Разбросаем мишуру - 1раз вокруг себя (руками как будто разбрасываем вокруг себя что-то);
  • Продолжаем мы игру - 4 раза хлопаем

Воспитатель: Чем вам нравиться зима?  Попробуйте изобразить с помощью пластилина, красок, карандашей, фломастеров, мозаики.

Предложить детям раскрасить, слепить или сделать из мозаики снежинки

(самостоятельная деятельность детей)