Конспект индивидуального коррекционно – развивающего логопедического занятия "Звук [р] в слогах, словах, предложениях"
план-конспект занятия по логопедии

Денисова Лариса Геннадьевна

Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_individualnogo_zanyatiya_zvuk_r.doc356.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального

коррекционно – развивающего

логопедического занятия

Тема: «Звук [р] в слогах, словах, предложениях»

Цель: автоматизация звука [ р] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

1.Упражнять в правильном произнесении звука [р] в слогах, словах и предложениях.

2. Развивать фонематический слух, навыки звукового   анализа и синтеза.

3. Совершенствовать лексико-грамматические категории.

4. Развивать целостное восприятие, мелкую моторику.

Оборудование:

Разрезная картинка «Автобус», карточки с цифрами 2 и 3, игрушки: собачка, слон, три «тумбы» (разноцветные кубики), картинки со звуком [р] в начале, в середине, в конце слова, мозаика, проектор, презентация, настенное зеркало, мяч.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

— Полина, сегодня мы с тобой отправимся в цирк. Нас ждет интересное представление. СЛАЙД 2

II. Артикуляционная гимнастика. Но прежде чем идти в цирк, нужно дома навести порядок. Сначала почистим коврик (упражнение «Качели»). Постираем и прополощем платочки (упражнение «Индюк»). Повесим платочки на балкон, пусть ветерок их высушит (упражнение «Парус»). Вытрем пыль с полочек (упражнение «Маляр»). А теперь — бегом в цирк (упражнение «Барабанщик»).

 Впереди остановка. На чём можно ехать в цирк? Собери картинку, и ты узнаешь, на чём мы поедем в цирк. (Ребенок собирает из частей картинки автобус.)

— Так на чём мы поедем?

— На автобусе. СЛАЙД 3

— Завели мотор! Поехали! «Мотор рычит Р-Р-Р...» (Ребенок громко произносит звук [р]). 

III. Характеристика звука [р].

— Какой звук произносим? Какой он -  звук [Р]?

— Согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом, буквой Р.

IV. Автоматизация звука.

1)  в слогах

— Вот мы и в цирке. Как ты думаешь, какие артисты работают в цирке? Представление начинается. Выступают дрессированные собачки. СЛАЙД 4 

— Они знают цифры: произнесут им цифру, и собачки лают столько же раз.

— Я произнесу слог, а ты его повтори, соответствующее  цифре количество раз:

пра 2        дры 3        пар 2        пар 3

пру 3        бро 2        pop 3        рэр 2

— Молодец!

2) в словах: образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

На арене выступает клоун. СЛАЙД 5. Он пытается показать фокус:

большие предметы превратить в маленькие. Поможем ему? (Ответ ребёнка)

— Большое ведро, а маленькое ... ведёрко, коробка – коробочка,

Торт – тортик, помидор - помидорчик, картина – картиночка, карандаш – карандашик, рубашка рубашечка.

3)в предложениях

— Как ты думаешь, что делает клоун в цирке? (Ответ ребёнка) Клоун смешит в цирке детей, вот и тебя он тоже хочет рассмешить.

— Послушай, правильно ли он говорит и исправь, если нужно ошибки. 

 Игра с мячом «Бывает, не бывает»

– Дровами рубят топор.

– Сахар грызёт Иру.

– Дорога едет по грузовику.

– Градусник несёт врача.

– Крышка накрыта ведром.

– Забор красит Рому.

 V. Развитие фонематического слуха. Образование существительных, обозначающие названия профессий.

— Во время представления громко играет цирковой оркестр. СЛАЙД 6

— Давай посмотрим, какие инструменты в нём есть. Назови такие инструменты, в названиях которых есть звук [р]: барабан, труба, пианино, гитара, бубны, гармошка.

— Молодец! Правильно назвала инструменты! Как назовём человека, который играет на гармошке?  Отвечай, пожалуйста, полным ответом. (Гармонист)

VI. Динамическая пауза

— Если мы будем играть на гармошке, кем мы будем? (Имитация игры на гармошке)

Мы играем на гармошке

Громко хлопаем в ладошки!

Головой слегка качаем,

Руки кверху поднимаем!

VII. Развитие звукового анализа. СЛАЙД 7

 А представление в это время продолжается. На арену выходит дрессированный слон. Ему по команде нужно занять одну из трёх тумб. Командой для него служит картинка. Если звук [ р] в начале слова, слон встанет на первую тумбу, если в середине – на вторую, а если в конце слова – на третью тумбу. Логопед показывает картинки (ромашки, комар, рыба, баран, забор, корова)

Ребёнок называет картину, определяет место звука в слове и помещает слона на нужную тумбу.

VIII. Упражнение в правильном произнесении звука [р].

— Представление заканчивается. Артисты прощаются со зрителями. Ребёнок проговаривает чистоговорки за логопедом.

Ирк – ирк – ирк – все любят цирк.

Тры – тры – тры – шары в руках у детворы

Тра – тра – тра – до свидания, детвора.

Пра – пра – пра – артистам отдыхать пора.

— Прощаясь, артисты подарили нам мозаику, давай фишками мозаики выложим букву Р.

IX. Итог занятия. СЛАЙД 8.

— Пора возвращаться домой. Полина, скажи, выступление каких артистов тебе понравилось? Отвечай, пожалуйста, полным ответом.

— А какой звук мы брали с собой в цирк?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Ш. Постановка звука Р"

При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребенка должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в ж...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня на тему «Приключения Милы»

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня на тему «Приключения Милы...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня

Цель: автоматизировать звук [Л] в словах, словосочетаниях, предложениях, фразовой речи.Задачи:Формирование правильного диафрагмального дыхан...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия на тему "Автоматизация звука [ш]. Постановка звука [р] "

Индивидуальное  логопедическое занятие  "Автоматизация звука [л] " направлено на автоматизацию поставленного звука [л] в слогах, словах и предложениях. Конспект содержит подробное ...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука Ш. Тема «Играем с Мишкой».

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука Ш в середине слова....

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука «С» в словах у ребенка 5 лет с расстройством аутистического спектра с общим недоразвитием речи II уровня.

Тема:Логопедическая: автоматизация звука [С] в словах.Лексическая: «Транспорт».Цель занятия: автоматизация звука [С] в словах (в начале, в середине и в конце сло...