Аттестационный материал на высшую категорию учителя - логопеда
материал по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Гурова Валерия Павловна

Аттестационный материал и приложения на высшую категорию учителя - логопеда по теме: "Формирование звуковой культуры речи у детей с ОНР через игровую деятельность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attestatsionnyy_material.docx76.43 КБ
Файл prilozh_monit.docx75.27 КБ
Файл moya_sistema.docx111.55 КБ

Предварительный просмотр:

Для специалистов в сфере коррекционной педагогики

Приложение к заявлению

Гурова

Валерия

Павловна

Учитель – логопед

                                                                                                                                                                                                                      МБДОУ №8 «Сказка»

                                                                                                                                                                                               Карасукского района, Новосибирской области.

Тема (направление) профессиональной деятельности учителя-дефектолога, учителя-логопеда в межаттестационный период (или проблема/тема профессионального проекта): Формирование звуковой культуры речи у детей с ОНР через игровую деятельность.

Цель профессиональной деятельности (или профессионального проекта) в межаттестационный период в соответствии

с выбранной темой (направлением, проблемой): Формировать звуковую культуру речи у детей с ОНР посредствам игровой деятельности. 

Задачи профессиональной деятельности (или профессионального проекта), обеспечивающие достижение цели:

-проанализировать литературные источники и методические пособия по проблеме формирования звуковой культуры речи на основе применений игровых пособий.

-совершенствовать методы и приемы, формирования звуковой культуры речи дошкольников с ОНР в соответствии и требований ФГОС

-создать развивающую предметно-пространственную среду для игровой деятельности (трансформируемая, содержательно-насыщенная, полифункциональная, доступная, вариативная, безопасная)

-обобщить опыт работы по теме: Формирование звуковой культуры речи у детей с ОНР через игровую деятельность.

-Создать систему работы по формированию звуковой культуры речи у детей с ОНР через игровую деятельность.

-установить взаимодействие родителей, воспитателей и логопеда для обеспечения единых требований при реализации задач коррекционной работы.

  1. Вклад аттестуемого в повышение качества проектирования и реализации коррекционно-образовательного процесса
  1.  Обоснование актуальности темы (направления) профессиональной деятельности (или проблемы профессионального проекта): (Представить обоснование актуальности темы (направления)/ проблемы в соответствии поставленным целям и задачам и с учетом особенностей организации и категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).   Игра – это ведущая деятельность в дошкольном возрасте ребенка. Она способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия нескольких органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. На основе этого можно предположить, что для дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Речевому развитию ребенка с общим недоразвитием речи сегодня уделяется особое внимание. Именно речевое развитие во многом определяет уровень коммуникативной активности, а, следовательно, и социальную успешность на всех последующих этапах жизненного пути. В рамках речевой области дошкольного образования по ФГОС предусмотрено: совершенствование фонематического слуха, звуковой культуры речи. Основные трудности социализации детей с общим недоразвитием речи связаны с нарушением звуковой культуры речи. Формирование звуковой культуры речи является одной из приоритетных задач дошкольных образовательных учреждений учителей – логопедов в частности. Успех ребенка в обществе зависит от уровня развития его речевых способностей. Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоционально-интеллектуальной сферы, и могут привести будущих школьников к неуспеваемости по предметам. Современные подходы в логопедии широко рассматривают проблему развития звуковой культуры речи у детей с общим недоразвитием речи. Вся система логопедического воздействия направлена на выстраивание целостной системы и ее последующей активности в речевой деятельности ребенка. Конкретные задачи реализуются через игровую деятельность, так как является ведущим видом деятельности в дошкольном периоде, мотивация облегчает выполнение этих задач. Игра создает прочную мотивацию, вызывает интерес и создает условия для более естественного и активного использования в речи (закрепления) усваиваемых умений и навыков. Использование различных игр определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структуры дефекта, возрастными и индивидуальными особенностями детей. Главная проблема учителя – логопеда – поиск игровых методов, различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами обучения, способствующие формированию звуковой культуры речи. В своей работе я систематизировала и использовала основные традиционные и нетрадиционные приемы в игровой деятельности с ребенком, как развивающий процесс в звуковой культуры речи. Именно поэтому, тема моей работы является: Формирование звуковой культуры речи детей с общим недоразвитием речи через игровую деятельность. Провожу работу с детьми ОВЗ (ограниченные возможности здоровья).    

 Создаю условия, способствующие выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию  коммуникации обучающихся с ОВЗ;

Углубленно изучаю ребенка с ОВЗ, выявляю индивидуальные особенности речевого развития и причин возникновения проблем в развитии, воспитании, обучении и социализации ребенка с ОВЗ;

Провожу коррекционно – речевую работу с детьми в соответствии с их групповыми и индивидуальными программами; в соответствии с рекомендациями ПМПК.

На каждого ребенка ОВЗ составляю индивидуальный маршрут.

Разъясняю и распространяю специальные логопедические знания среди педагогического коллектива ДОУ и родителей, в помощи организации полноценной речевой среды.

Провожу консультации по вопросам организации специальных образовательных условий (введение в содержание обучения специальных разделов, использование специальных методов, приемов, специализированных и коррекционных программ, осуществление дифференцированного и индивидуализированного обучения и др),  консультирование родителей;

Основной формой организации коррекционной работы с детьми являются: индивидуальные и подгрупповые занятия

Занимаюсь разработкой программы и подготовкой документации.                                                                                                                                                                              

  1. Ресурсное обеспечение и программно-методическое сопровождение профессиональной деятельности (или реализации профессионального проекта) в межаттестационный период:

(Представить и обосновать выбор материально-технического, программно-методического, в том числе диагностического инструментария, и информационного обеспечения, соответствие адаптированных образовательных программ, программ курсов коррекционно-развивающей области, ресурсного обеспечения требованиям федеральных государственных образовательных стандартов соответствующего уровня образования и других актуальных федеральных и региональных документов, представить ссылки на сайты образовательной организации или тексты подтверждающих документов, в том числе электронных.   В своей работе использовала литературу: 

       -Парциальная программа Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Коррекция нарушений речи» В этой программе выстроена               коррекционная работа с дошкольниками имеющие особенности развития, посещающих группы комбинированной      направленности. Структура программного материала предусматривает описание исправления звукопроизношения.  Выделен также период формирования звуковой культуры речи.

Использую следующие  учебно-методические комплекты:   - В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко, М.И.Кременецкая «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции     звукопроизношения» в данном пособии предоставлен обобщенный опыт многолетней индивидуальной работы с детьми по коррекции дефектного звукопроизношения с использованием разнообразных видов деятельности детей. Структура данного пособия, порядок изложения материала удобно для практического использования логопедами.

     -В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Домашняя тетрадь для закрепления произношения звуков» в данной тетради предлагаются игры и упражнения, направленные на автоматизацию звуков. В пособии много потешек и чистоговорок, а также небольшое количество стихов, закрепляющие произношение звука. Представленный в пособии материал вполне достаточен для формирования звуковой культуры речи.

    - Е.Н.Спивак «Звуки» «Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков»  в данном пособии предлагается практический материал по автоматизации и дифференциации звуков у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Материал пособия подобран с учетом произносительных возможностей детей, максимально наполнен автоматизируемыми звуками и расположен в порядке усложнения («от простого к сложному»).  

    - Т.А.Ткаченко «Логопедическая энциклопедия» в книге представлена оригинальная и эффективная система из 500 игровых упражнений для исправления недостатков звукопроизношения у дошкольников. Задания предусматривают плавное нарастание сложности упражнений, прочность произносительных навыков, доступность, занимательность и высокую эффективность обучения. В книге предлагаются уже готовые формулировки к заданиям, с которыми взрослый обращается к детям.

     -Е.А.Стребелева «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста». Пособие создано на основе возрастного подхода к диагностике психического развития детей в ранний и дошкольный период. Оно включает описание методик, направленных на выявление уровня познавательного и речевого развития. Методическое пособие издается в комплекте с альбомом «Наглядный материал для обследования детей».

       - Использование информационных технологий в коррекционной работе позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения. Компьютерные технологии позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

           В своей работе использую презентации как на групповых, так и на индивидуальных занятиях.

 Путь дошкольника к формированию звуковой культуры речи лежит через игры. Поэтому эффективна игровая форма работы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. Во все занятия включаются игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические и даже подвижные игры. Вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты. Разнообразные игры не только помогут сформировать звуковую культуру речи, но и способствуют развитию творческого мышления, логического рассуждения.

        Грамотно организованная среда дает  мне возможность неформально построить логопедические занятия так, чтобы избежать монотонности и помогает ребенку быть постоянно занятым полезным и интересным делом.

    В логопедическом кабинете, всё пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, индивидуальные тетради для работы по грамоте, ручки, карандаши, игры на развитие мелкой моторики рук.

                Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. Для этого отведено пространство: стол для индивидуального занятия, столы для групповых занятий, а также занятия могут проходить сидя на ковре. Имеется различное оборудование: мячи, мешочки  набитые песком и крупой,  массажные шарики «Су джок»,  разноцветные ветродуйки, султанчики, ленточки, а также пособия, необходимые для проведения по формированию звуковой культуры речи. Много пособий сделано руками воспитателей и родителей совместно с детьми (Лэпбуки)

                  Так как развитие активной речи является основной задачей развития детей, то  подобраны наборы предметных картинок, сюжетных картин, игры по познавательному и речевому развитию. В коррекционном центре используются: говорящая азбука, настольно – печатные игры для формирования фонематического слуха, для обучения грамоте. Очень много дидактического материала для развития мелкой моторики: это буквы и кубики, сделанные из различных материалов для тактильной чувствительности; фасоль, крупа, камни, ракушки, пуговицы для ощупывания, выкладывания букв и рисунков из них, различные виды мозаики, представляющий возможность нашим воспитанникам действовать индивидуально. Накоплен практический материал для организации речевых игр: пособия для проведения артикуляционных упражнений, материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук. Ведь речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи наших детей.

         Информационное обеспечение: зарегестрированна на сайтах:

- maam.ru…u…zvukovoi-kultury-rechi-s-ispolzovaniem… 

        -  Сайт МБДОУ детский сад №8 "Сказка": skazka8.edusite.ru  Портфолио учителя – логопеда Гуровой В.П.

- infourok.ruuser/gurova-valeriya-pavlovna

        - НООС http://www.edu54.ru

        -Образовательный сайт PRODLENKA

  1. Участие аттестуемого в разработке программно-методического обеспечения коррекционно- педагогического сопровождения образовательного процесса*:

(Представить тексты самостоятельно или в соавторстве разработанных программ коррекционной работы, программ курсов коррекционно-развивающей области, другого программно-методического обеспечения и/или отзывы, рецензии на них, включая ссылки на публикации или тексты подтверждающих документов, в том числе электронных.)

                Свою работу начала с 2016г. в МБДОУ «Детский сад «Колосок»» города Славгорода, Алтайского края. Проводила мониторинг уровня звуковой культуры речи, через игровую деятельность в МБДОУ Детский сад №8 «Сказка».

                -Была участником разработки «Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи»  (4-7 лет). МБДОУ Детский сад №8 «Сказка».

               Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 8 «Сказка» Карасукского района Новосибирской области (далее – АООП ДО) является нормативно-управленческим документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации образовательного процесса в ДОО. «Программа» обеспечивает образовательную деятельность в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детского сада комбинированного вида №8 «Сказка» Карасукского района Новосибирской области: в группах комбинированной направленности (совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ) в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с тяжелыми нарушениями речи, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.(ст.2 п.28 закона Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»).

  https://skazka8.edusite.ru/sveden/education.html 

- На каждого ребенка ОВЗ составляю индивидуальный маршрут. Индивидуальный образовательный маршрут учитывает: индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие  особые образовательные потребности; сотрудничество организации с семьей;

Цель индивидуального образовательного маршрута : обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей с ТНР ( с тяжелыми нарушениями речи)  и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.

Обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей ( законных представителей) в вопросах развития, воспитания,  образования, охраны и укрепления здоровья ребенка

              -Создала Родительский клуб «Звукарик» (Приложение №4)

Основная цель работы клубаформирование активной сознательной позиции родителей к процессу формирования звуковой культуры речи.

Задачи работы клуба:

-Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

- Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития, пробудить интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка.

-Обучить родителей конкретным приемам логопедической работы.

-Привлечь специалистов к работе клуба с целью формирования у родителей представлений и практических умений в разных областях развития ребенка.

- Обсуждение и распространение личного опыта по коррекции речи среди членов клуба.

        Опираясь на опыт работы в логопедической группе, наблюдаю недостаточную осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценку ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них. Ложные установки в отношении речи детей говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Чтобы реализовать принцип партнерства и учета интересов семьи мы используем не только традиционные формы работы. Набрав новых детей, на первом организационном родительском собрании «Давайте познакомимся», возникла идея создания наиболее интересной и продуктивной формы сотрудничества - родительского клуба. Мы предположили, что создание клуба для родителей, объединенных одной проблемой (квалифицированная логопедическая помощь детям) – это возможность в дружеской атмосфере оказания теоретической и практической поддержки родителям в развитии речи детей, коррекции и профилактике речевых нарушений. Поскольку в нашей группе приоритетным направлением является формирование звуковой культуры речи, это и обусловило название клуба «Звукарик».

              Проводя работу в рамках клуба, замечаю, что родители стали активнее проявлять интерес к жизни группы, успехам детей, а также принимают активное участие в создании игровых пособий.  

  1. Совершенствование коррекционно-педагогических методов и технологий обучения, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе обучающихся с ОВЗ, в соответствии с темой (направлением) профессиональной деятельности в межаттестационный период (или проблемой профессионального проекта):

(Указать методические разработки, подтверждающие деятельность аттестуемого по совершенствованию коррекционно-педагогических методов и технологий работы с обучающимися, включая ссылки на публикации.)

Для того, чтобы систематизировать свою работу по данному направлению я создала свою систему работы (Приложение№5) по формированию звуковой культуры речи с детьми с общим недоразвитием речи, посредством игровой деятельности.

  Процесс овладения звуковой стороной слова, звуковой культурой не осуществляется стихийно.  Работа осуществляется постепенно и последовательно с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей и принципов организации работы:

- Работа   проводиться систематически, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись и становились более прочными;

-Работа ведется  поэтапно в течение дня во всех видах деятельности. Это, дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка;

-При организации развивающей работы, я  учитываю  индивидуальные особенности ребенка (темперамент, способности).

Работу веду в трех направлениях.

 Работа с детьми

      Создание предметно-развивающей среды. (Приложение№6)

       Работа с родителями.

       Работа с детьми по формированию звуковой культуры речи проводится  в блоке совместной деятельности педагога и детей, в самостоятельной деятельности.

       Для систематического и последовательного проведения занятий по воспитанию звуковой культуры речи за основу беру  работу над «живым» звуком слова. На каждом возрастном этапе материал постепенно усложняю, при этом обязательно в него включаю все разделы воспитания звуковой культуры речи.

Учитывая возрастные особенности развития речи детей, формирование звуковой культуры речи я распределяю  на три основных этапа:

На 1 этом этапе работы соответственно возрасту детей даю  игры, потешки, песни, рассказы, стихотворения, включающие различные звукоподражания. Стараюсь  вводить  звукоподражания в содержание игр – занятий, в занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, в занятия с дидактическими игрушками, в музыкальные занятия

На 2 этапе с детьми формирование звуковой культуры речи осуществляю  в процессе работы над звукопроизношением. Работу над звукопроизношением легко сочетаю с развитием речевого слуха, речевого дыхания, голоса, артикуляционного аппарата, дикции и интонации.

На 3 этапе формирование звуковой культуры речи связываю с работой по дифференциации звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: шипящих- свистящих, звонких – глухих и т. д. Работа по дифференциации звуков  правильно построена только в том случае, если различение звуков проводится одновременно как по акустическим, так и по артикуляционным их свойствам. Такая систематическая работа, направленная на практическое изучение различных особенностей звуков, помогает детям, пришедшим в детский сад позже, уточнить

свое звукопроизношение, способствует развитию фонематического слуха, все это является необходимым условием для дальнейшего успешного обучения родному языку.

      Провожу, отработку всех разделов ЗКР осуществляю ее через дидактические игры, посредством использования скороговорок, загадок, считалок, пословиц, поговорок, потешек и стихотворений.

В совместной деятельности с детьми осуществляю работу по развитию мелкой и общей моторики, артикуляционного аппарата, по развитию речевого слуха, речевого дыхания, по воспитанию умения владеть голосом, четко и правильно произносить звуки, рассказывать в необходимом темпе с соответствующей интонацией.

Работая над звуковой культурой речи детей, формирую активный и пассивный словарь, грамматический строй речи, ее связность, что в конечном итоге является подготовкой детей к школе.

     Второе направление –создание предметно развивающей среды

Среда в дошкольном возрасте – поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное окружение. Я думаю, что она должна быть разнообразна и наполнена случайностями, требующими от ребенка поиска, способов познания.

      Для работы с детьми по формированию звуковой культуры речи создаю специальные зоны

Речевой уголок, для развития мелкой моторики («завяжи шнурок»«сделай геометрическую фигуру»«гусеница»- дети пристегивают гусенице лапки); артикуляционного аппарата (зеркало, предметные картинки, листочки, снежинки, капельки – для развития дыхания); силы голоса («волшебная баночка»). В качестве звукового дизайна использую записи шелеста листвы, плеска воды, пение птиц и т. д. Звуковой фон использую в зимние вечера, создавая особый уют, несет познавательную и эмоциональную нагрузку.

     Для развития интонационной выразительности использую различные виды театра:

-настольный театр («Теремок»«Колобок»«Волк и семеро козлят» и. д.) -теневой театр («Три поросенка»«Красная Шапочка» и т. д.)

     Детям предлагаю сюжетно – ролевые игры («Магазин»«Почтальон»«Модельер» и т. д.).

Одним из условий наилучшего закрепления материала по формированию звуковой культуры речи является повторение его в спокойной домашней обстановке, в привычных условиях, работа с  родителями – это специальные консультации для родителей: «Занятии в детском саду по развитию речи: требования к формированию звуковой культуры речи»; «Методы и приемы формирования звуковой культуры речи»; «Методы и приемы формирования культуры речевого общения в детском саду»; «Учите играя».

-Собрания тематические, беседы, открытые занятия в конце учебного года.

Цели открытых занятий:

- показать способы работы с  логопедом, которые нужно знать родителям при оказании помощи детям в формировании навыков правильного звукопроизношения, развитию мелодика – интонационной и темпо – ритмической сторон речи;

- привлечь внимание родителей к ребенку, его проблемам;

-показать достижения детей, раскрыть их лучшие стороны, заинтересовать родителей делами ребенка.

     Важной формой осуществления контакта с родителями является индивидуальная работа, которая строилась на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей. Родители должны знать о ребенке не только положительную информацию, но и отрицательную; должны знать проблемы ребенка и помогать их разрешить.

Таким образом, решая задачи по развитию звуковой культуры речи, я с детьми пришла к следующим результатам:

-у детей вырос уровень звуковой культуры речи, дети стали более активны, общительнее, любознательны, повысилась речевая активность;

- дети знают много стихов, прекрасно справляются со звуковым анализом слова;

     В данный период времени все дети читают: бегло или по слогам.

По итогам диагностики на конец года, доля детей в подготовительной группе с хорошей речью составляет 87 % и со значительным улучшением 13%.

     Таким образом, нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды — неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.

      Почти все личностные качества закладываются в детстве, и немалую роль в этом играет речь, и в этом я убедилась.     Благодаря совместной работе, я смогла помочь детям стать такими как все, заинтересовать их так чтобы им самим захотелось участвовать в процессе коррекции речи. Свой опыт работы, я представила учителям – логопедам детских садов Карасукского района на методических объединениях в форме консультации: «Формирование звуковой культуры речи детей с общим недоразвитием речи через игровую деятельность».

  1. Продуктивное использование современных коррекционно-педагогических технологий при достижении цели и реализации задач профессиональной деятельности (или профессионального проекта) в межаттестационный период

*:

(Указать методические разработки, подтверждающие использование коррекционно-педагогических технологий, включая ссылки на публикации).

          В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития детей дошкольного возраста. Использование в коррекционной работе современных технологий, разнообразных нетрадиционных методов и приемов оказывает положительное влияние на развитие произвольного внимания и памяти детей, самостоятельности, усидчивости, моторики пальцев рук, творческого воображения, словарного запаса, а также предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

         Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному педагогу необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей.

            Исходя из вышеизложенного, назрела необходимость использования в работе спектра современных образовательных технологий. В своей профессиональной деятельности я активно использую следующие современные образовательные технологии.

        Технология развивающего обучения  направлена на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения; формирование теоретического мышления и сознания.

   Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и детей на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.

Применение в учебном процессе: ориентация учебного процесса на потенциальные возможности детей. Взаимодействие воспитанников с окружающей средой как самостоятельных субъектов на всех этапах деятельности: целеполагание, планирование, организация, реализация целей, анализ результатов деятельности.

Результатом использования данной технологии является: усвоение новых знаний и приобретение умений творческой деятельности. Развитие внимания, наблюдательности, активного мышления, активизация познавательной деятельности. Технология развивающего обучения рассматривают ребенка как самостоятельного субъекта процесса обучения, взаимодействующего с окружающим миром.

        Игровые технологии направлены на включение детей в образовательную деятельность, коллективную деятельность и общение, организацию заинтересованной познавательной деятельности дошкольников.

Применение в учебном процессе: имитирование реальных ситуаций, придуманных или восстановленных сказочных сюжетов или мини-историй.

       Результатом использования данной технологии является: обеспечение  заинтересованного восприятия детьми изучаемого материала и привлекание  их к овладению новыми знаниями. Игра помогает сконцентрировать внимание детей на учебной задаче, позволяет сделать более доступными сложные задачи обучения и способствует становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников.   Одно из преимуществ игры – то, что она всегда требует активных действий каждого ребенка. Поэтому с ее помощью в непосредственной образовательной деятельности я организую не только умственную, но и моторную активность детей, поскольку выполнение игровых заданий во многих случаях связано с различными движениями, что   особенно важно для детей.

       Технология сотрудничества направлена на реализацию равенства, партнерства в  отношениях педагога и ребенка, гуманно-личностный подход к ребенку.

Применяю в учебном процессе: совместно с детьми вырабатываю цели, содержание занятий, даю оценку, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.         Важнейшее место в нем занимают отношения "педагог - ребёнок". В концепции сотрудничества ребёнок представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим.

Результатом использования данной технологии является: развитие навыков культуры общения, создание атмосферы сотрудничества и равенства, развитие самостоятельного критического мышления.

      Технология проблемного обучения направлена на усвоение  способов самостоятельного приобретения знаний, умений, навыков, мотивирование поиска существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать.        

Применяю в учебном процессе:  создаю для детей проблемную ситуацию; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний.

Результатом использования данной технологии является: высокая самостоятельность детей, творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развитие мыслительных и творческих способностей детей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации.

      Цифровые образовательные технологии направлены на положительное воздействие на различные стороны речи, психическое развитие детей, расширять уровень образовательных возможностей с помощью современных мультимедийных средств.

Применяю в учебном процессе: использование обучающих компьютерных программ, компьютерных презентаций на всех этапах обучения в индивидуальной и групповой образовательной деятельности как наглядный дидактический материал, а так же как средство визуализации и опосредованного произношения.

Результатом использования данной технологии является: повышение мотивации к обучению, увеличение концентрации внимания, развитие творческих способностей, формирование навыка самоконтроля, умения самостоятельно приобретать новые знания.

        Здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение и укрепление здоровья детей.

я широко использую в коррекционной работе с детьми динамические паузы, пальчиковые игры, логопедический массаж, артикуляционную и дыхательную гимнастику, психогимнастику, элементы самомассажа и релаксации.

     Совместно с музыкальным руководителем мы проводим для воспитанников нашего детского дома занятия по логопедической ритмике. Основная цель логоритмики: преодоление речевых нарушений с помощью развития и исправления неречевых и речевых психических функций. Логоритмика помогает решить ряд важнейших задач.

-укрепляю костно-мышечного аппарата; развиваю дыхания; координацию движений и моторных функций; ловкость, силу, выносливость.

- формированию двигательные умения и навыки, развиваю  ловкость, силу, переключаемость, координацию движений; освоение знаний о логоритмике.

- воспитываю и развиваю чувства ритма, способности ощущать в музыке, движения ритмической выразительности, воспитываю музыкальный образ и умение ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, т.е. умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности, личностные качества, чувства коллективизма, умения соблюдать правила выполнения упражнений и организаторских способностей.

- развиваю речевое дыхание, артикуляционный аппарат, фонематическое восприятие, грамматический строй языка и связной речи; формирую и развиваю слуховое и зрительное внимание, память и др.

      Результатом использования данной технологии является: повышение успеваемости детей, улучшение внимания, восприятия; снижение уровня заболеваемости; повышение работоспособности, выносливости; развитие  психических процессов; улучшение зрения; развитие общей и мелкой моторики; повышение речевой активности; увеличение уровня социальной адаптации.

      Технология наглядного моделирования облегчает запоминание у детей и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Применяю в учебном процессе: использую мнемотаблицы, коллажи, при обучении составлению описательных рассказов, пересказов,  заучивании стихов, для обогащения словарного запаса, а также при автоматизации звуков. Обеспечивает запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

     Результатом использования данной технологии является: облегчение детям с ОНР в  овладении связной речью, т.к. использование картинок, символов, облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;

    Данные технологии реализуются довольно успешно, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей, о чем свидетельствуют результаты мониторинга.

         Основанием для аттестации на указанную в заявлении квалификационную категорию считаю следующие результаты

 работы:

Критерий и  показатели

Результаты

Подтверждающие документы1

2. Результаты освоения обучающимися образовательных программ

Для выявления уровня  сформированности звуковой культуры речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность  был проведен педагогический мониторинг в течение трех лет(разработан на основе по методики  автора Е.А. Стребелевой).

Приложение  № 1

http://skazka8.edusite.ru/p35aa1.html 

2.1. Стабильные положительные результаты освоения образовательных программ (в том числе адаптированных) по итогам мониторингов, проводимых аттестуемым и организацией, в том числе по развитию социальных компетентностей, мотивации к

познанию и развитию обучающихся.

2.1. Результаты мониторинга 2016-2017г.  показывают, что показатели «Развитие слухового восприятия», «Состояние артикуляционного аппарата», «Состояние звукопроизношения» и «Состояние фонематического слуха» у большего количества детей не сформированы, но к концу первого года обучения  наблюдается увеличение количества детей, показатель которых находится в стадии формирования: степень активности в развитии артикуляционного аппарата и в постановке звуков Была углублена работа по формированию звуковой культуры речи детей, подобраны эффективные методы и технологии, введена проектная деятельность.

По результатам мониторинга на конец 2017-2018  учебного года уровень сформированности звуковой культуры речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность вырос на 13%, на стадии формирования снизился  на 6%,  не сформирован снизился на 7%. Это свидетельствует о том, что в процессе реализации игровой деятельности для  формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста, мне удалось частично достичь поставленных целей и задач.  

     По результатам мониторинга на конец 2018-2019  учебного года уровень сформированности звуковой культуры речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность вырос на 40%, на стадии формирования снизился на 34%, уровень не сформирован отсутствует.

        Таким образом, вся проделанная работа свидетельствует о том, что это указывает на эффективность использования игровой деятельности в развитии звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.

                                         

Приложение №  2

http://skazka8.edusite.ru/p35aa1.html

Приложение №3

Приложение №8

Приложение №9

2.2.        Достижение        обучающимися положительной динамики** результатов освоения образовательных программ (в том числе адаптированных) по итогам мониторингов, проводимых аттестуемым и

организацией, в том числе по развитию социальных компетентностей обучающихся.

По итогам педагогического мониторинга за 2017-2019г.г. доказана положительная динамика  развития. На конец 2019  учебного года уровень сформированности звуковой культуры речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность вырос на 87% , на стадии формирования уменьшился на 13%, не сформирован снизился на 0%.

 Я считаю, что положительная динамике по формированию звуковой культуры речи достигнута благодаря:

- созданной предметно – развивающей среде, отвечающей требованиям ФГОС;

-применению современных методик и образовательных технологий(игровые, развивающего обучения, здоровьесберегающие и другие) при формировании грамматического строя речи, адаптированные методы обучения и воспитания через игровую деятельность;

- систематичности индивидуальной, подгрупповой работ, учитывающих зону ближайшего развития ребёнка;        

- осуществлению комплексного подхода, тесному сотрудничеству с родителями.

Таким образом, программные коррекционные задачи выполнены, использование современных методик, технологий обучения и методов логопедической работы оправданы. Предметно-развивающая среда по требованиям ФГОС способствует достижению положительной динамики в формировании звуковой культуры речи.

2.3. Достижение обучающимися стабильных положительных результатов освоения образовательных программ (в том числе адаптированных) по итогам внешней экспертизы (в том числе включая мониторинг системы образования, проводимый в порядке,

установленном постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662).

2.3. Информация о результатах независимой оценке находиться на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях: https://bus.gov.ru/pub/info-card/36613

2.4. Участие обучающихся в социально- значимых        мероприятиях,                научной (интеллектуальной),        творческой,

физкультурно-спортивной и других видах деятельности.

2.4

-2019г. - Диплом среди воспитанников дошкольного возраста в своем образовательном учреждении в конкурсе чтецов «Душой к природе прикоснись» в номинации «За самое лирическое исполнение» (Касьянова Арина).

-2019г.-Диплом среди воспитанников дошкольного возраста в своем образовательном учреждении в конкурсе чтецов «Душой к природе прикоснись» в номинации «Самый обаятельный исполнитель» (Фатильников Кирилл)

-2020г.-Грамота среди воспитанников дошкольного возраста в своем образовательном учреждении за знания правил дорожного движения.

-2020г.-Грамота среди воспитанников дошкольного возраста в своем образовательном учреждении за активное участие в интеллектуальной игре «Умники и умницы».

2.5. Достижения обучающихся в социально- значимых мероприятиях, олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях.*

Мои воспитанники участники многих мероприятий:

2019г. Диплом победителя муниципального конкурса чтецов «Театр одного актера» (Губенко Элина)

-2020г Диплом за 1 место во Всероссийской олимпиаде  «Самый умный дошколенок!» (Фатильников Кирилл)

-2020г. Диплом за 1 место в международном конкурсе «Чтение – лучшее учение» (Ткаленко Таисия).

Приложение № 10

http://skazka8.edusite.ru/p35aa1.html 

3. Непрерывный профессиональный рост

3.1. Активное самообразование и темп повышения квалификации в соответствии с темой (направлением) профессиональной деятельности учителя-дефектолога, учителя- логопеда в межаттестационный период (или проблемой/темой        профессионального проекта).

3.1

Прошла повышение переквалификации:

 -2017г «Проектирование программы оказания логопедической помощи с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей обучающихся с нарушением речи» Барнаул.

  - 2017г. «Реализация образовательных программ дошкольного образования на основе требования ФГОС» г.Канск

  - 2018г. «Организация воспитательно-образовательного процесса с детьми с особыми возможностями здоровья и инвалидами в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» г. Славгород

 -2018г.  «Формирование универсальных учебных действий обучающихся средствами программы «Шахматный всеобуч» г.Барнаул

-2019г.Удостоверение о повышении квалификации «Оказание первой помощи»

Приложение № 11

http://skazka8.edusite.ru/p35aa1.html 

3.2. Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов профессиональной деятельности аттестуемого, активное участие в работе методических объединений, других педагогических сообществ.

3.2

-2017г.Диплом победителя конкурса «Лучшее портфолио учителя – логопеда» в рамках муниципального учебно-методического объединения учителей – логопедов.

- 2018г.Диплом победителя конкурса «Я не только логопед»» в рамках муниципального учебно-методического объединения учителей – логопедов.

- Буклеты

Приложение № 12

http://skazka8.edusite.ru/p35aa1.html 

3.3. Транслирование в педагогических коллективах опыта экспериментальной и инновационной деятельности.*

3.3

- 2019г.Сертификат члена экспертной комиссии в подтверждение факта проведенной работы в команде жюри внутрисадового смотра – конкурса «Лучший уголок психологической разгрузки в условиях ДОУ»

- 2020г.Сертификат за участие в методическом объединении для учителей – логопедов ДОУ Карасукского района и предоставление опыта работы по теме: «Специфика работы с детьми ОВЗ»

-2020г. Сертификат о прослушивании Всероссийского вебинара «Моделирование профессиональной компетентности учителя – логопеда»

Приложение № 13

http://skazka8.edusite.ru/p35aa1.html 

3.4. Участие в профессиональных конкурсах.*

3.4.

-  2018г. Сертификат участия в семинаре Ассоциации молодых педагогов Алтайского края Славгородского образовательного округа «Творческий поиск. Самоменеджмент как основа творческого становления молодого педагога»

-2019г. Сертификат участия в воркшопе Ассоциации молодых педагогов Алтайского края Славгородского образовательного округа «Медиаграмотность как важнейшая компетенция современного педагога»

- 2019г. Диплом участника Всероссийского педагогического конкурса в номинации «Детство – самая счастливая пора»

- 2019г. Сертификат участника в семинаре «Здоровый педагог – здоровый ребенок»

- 2019г. Благодарность за активное участие во Всероссийском конкурсе «Лэпбук открываем – речь развиваем».

-Благодарность выражает международный образовательный портал МААМ за творческий подход в обобщении педагогического опыта.

- 2020г. Почетная грамота за вклад в развитие специального (коррекционного) образования и распространение лучших педагогических практик.

-2020г. Сертификат участие в вебинаре «Игровые технологии в дошкольном образовании».

Приложение № 14

http://skazka8.edusite.ru/p35aa1.html 

3.5. Общественное        признание профессионализма аттестуемого участниками образовательных отношений.

3.5.

2017г. Благодарность от выпускников д/с «Колосок» г.Славгород.

2017г. Благодарность от директора МБУК ГДК г. Славгорода за участие выставке

2018г. Награда признания с почетностью за высокое мастерство и стремление к совершенствованию в профессиональной деятельности.

2018г.Почетная грамота от заместителя главы администрации края по образованию. «За добросовестный труд, успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, большой личный вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения.

2019г. Почетная грамота за безупречный добросовестный труд, высокий профессионализм и неиссякаемый педагогический талант.

Приложение № 15

http://skazka8.edusite.ru/p35aa1.html 



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                 Приложение 1

Мониторинг выявления уровня развития звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Мною была выбрана методика автора Е.А.Стребелевой.

Целью мониторинга являлось выявление  уровня сформированности звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.                                      

Критерии:

Сформирован - Правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка. Умение дифференцировать звуки (различать на слух и при произношении). Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания

На стадии формирования – Неустойчивость и недостаточная четкость произношения и дифференциации звуков

Не сформирован -  Дефекты в произношении звуков, отсутствие их дифференциации. Неумение регулировать темпы речи и дыхание

Инструментарий:

1.Методика «Назови правильно».

Оборудование: картинки по обследованию звукопроизношения.

С:сад, коляска, глобус.  Сь: василек, такси.

З: замок, Незнайка.  Зь: земляника, обезьяна.

Ц: цапля, кольцо, индеец.

Ш: шашки, ошейник, карандаш.  Ж: жираф, жук, лыжи.

Щ: щука, щенок, плащ. Ч: чайник. печенье, мяч.

Л: лампа, волк, стол. Ль: лимон, плита, соль.

Р: рак, марки, мухомор. Рь: река, пряники, фонарь.

И: лейка. яблоко, еж, крылья. К: куртка, скрипка, шкаф.

Г: грядка, виноград. Х: хлеб, ткачиха, петух.

Ход обследования: ребенку предлагают назвать картинки.

2.Методика «Повтори предложения».

Оборудование: сюжетные картинки.

У сома усы. У Зины зонт.

Кузнец кует цепь. Шапка да шубка - вот в весь Мишутка.

У ежа ежата. Дятел долбил ель.

К нам во двор забрался крот. Майя и Юра поют.

3 Методика «Повтори за мной»

Цель: проверка сформированности умения ребенка произносить слова различной слоговой структуры в предложениях.

Ход обследования: взрослый предлагает ребенку повторить следующие

предложения:

В магазине продаются полотер, пылесос. Листья падают - наступает листопад. Мотоциклист едет на мотоцикле. Фотограф фотографирует детей.

Бабушка вяжет внучке воротник. Рыбу ловит рыболов. Пчел разводит пчеловод. На стройку приехал самосвал.

4. Методика «Эхо».

Цель: проверка слухового внимания, восприятия и умения воспроизвести слоговые ряды в заданной последовательности.

Ход обследования: ребенку предлагают поиграть в игру «Эхо»: взрослый произносит следующие слоговые ряды: па-па-ба, та-да-та; па-ба-па; па-ба, па-ба, на-ба; ка-ха-ка; са-за, са-за, са-за; са-ша. са-ша, са-ша.

5.Методика «Повтори»

Цель: проверка слухового внимания, восприятия и умения правильно воспроизвести предлагаемые слова в заданной последовательности.

Ход обследования: взрослый предлагает ребенку повторить Ряд слов: крыша-крыса; полено-колено; земля-змея: дочка-точка -коч-ка; бабушка-кадушка-подушка мишка-миска-мьшка.

6.Методика «Будь внимательным»

Цель: проверка уровня сформированности фонематического слуха.

Ход обследовании: взрослый предлагает ребенку поиграть. Я буду называть слова, если услышишь звук «з», хлопни в ладоши», взрослый называет слова: дерево, зайка, василек, речка, корзина, Зина, кустик, звонок.

Затем ребенку предлагают определенные звуки, с которыми он должен придумать слова: «ш», «с», «л». При затруднениях взрослый сам называет несколько слов.

7.Методика «Угадай, сколько звуков».

Цель: проверка уровня сформированости фонематического слуха и умения

выполнять звуковой анализ слова.

Ход обследования: взрослый называет ребенку слово и предлагает ответить на вопрос: «Сколько звуков в этом слове? Назови первый звук, третий, второй». Например, «дом». При затруднениях взрослый сам выделяет звуки, объясняя ребенку место каждого звука в этом слове. Затем предлагаются другие слова: ваза, машина, ручка, пенал, книга.

                               

          Приложение 2

Мониторинг формирования звуковой культуры речи детей

за 2016-2017учебный год.

Списочный состав- 15 человека 1 год обучения (средняя группа)

Уровни речевого развития

Звуковая культура речи

Развитие

слухового

восприятия.

Состояние

артикуляционного

аппарата.

Состояние

звукопроизношения.

 Состояние

фонематического слуха.

Итоговый результат

     Сформированный

13%-2 чел.

13%-2 чел

13%-2 чел

13%-2чел

13%-2 чел

Не достаточно сформированный

67%-10 чел.

54% - 8 чел

47%-7 чел

60%- 9 чел

60%-9 чел

Не сформированный

20%-3 чел.

33%-5 чел

40%-6 чел

27%- 4 чел

27%- 4чел

Вывод:                                                                                                                                 По результатам мониторинга за 2016-2017г.г. видна  положительная динамика  развития. На конец 2017  учебного года уровень сформированности звуковой культуры речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность достигает 13%, на стадии формирования 60%, не сформирован 27%.

Приложение 2

Мониторинг формирования звуковой культуры речи детей

за 2017-2018учебный год.

Списочный состав- 15 человека 2-й год обучения (старшая группа)

Уровни речевого развития

Звуковая культура речи

Развитие

слухового

восприятия.

Состояние

артикуляционного

аппарата.

Состояние

звукопроизношения.

 Состояние

фонематического слуха.

     Итоговый

      результат

     Сформированный

27%-4 чел.

40%-6 чел

33%-5 чел

47%-7чел

40%-6 чел

Не достаточно сформированный

67%-10чел.

54% - 8 чел

61%-9 чел

47%- 7 чел

54%-8 чел

Не сформированный

6%-1 чел.

6%-1 чел

6%-1чел

6%- 1 чел

6%- 1чел

Вывод: По результатам мониторинга на конец 2017-2018  учебного года уровень сформированности звуковой культуры речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность вырос на 13%, на стадии формирования снизился  на 6%,  не сформирован снизился на 7%. Это свидетельствует о том, что в процессе реализации игровой деятельности для  формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста, мне удалось частично достичь поставленных целей и задач.                                                 

   

       Приложение 2

Мониторинг формирования звуковой культуры речи детей

за 2018-2019учебный год.

Списочный состав- 15 человека 3-й год обучения (подготовительная к школе  группа)

Уровни речевого развития

Звуковая культура речи

Развитие

слухового

восприятия.

Состояние

артикуляционного

аппарата.

Состояние

звукопроизношения.

 Состояние

фонематического слуха.

Итоговый результат

     Сформированный

73%-11 чел.

80%-12чел

67%-10 чел

87%-13чел

80%-12 чел

Не достаточно сформированный

27%-4чел.

20% - 3 чел

33%-5 чел

13%- 2 чел

20%-3 чел

Не сформированный

-

-

-

-

-

Вывод:

По результатам мониторинга на конец 2018-2019  учебного года уровень сформированности звуковой культуры речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность вырос на 40%, на стадии формирования снизился на 34%, уровень не сформирован отсутствует.

        Таким образом, вся проделанная работа свидетельствует о том, что это указывает на эффективность использования игровой деятельности в развитии звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.

Приложение 3

Таблица по выявлению уровня сформированности звуковой культуры речи у детей через игровую деятельность

 за 3 года обучения.

                     Уровни

развития

Итоговый показатель за 2016-2017 учебный год

Итоговый показатель за 2017-2018 учебный год

Итоговый показатель за 2018-2019 учебный год

Итоговый показатель в% по группе

Сформирован

2ч.-13%

6ч.-40%

12ч.-87%

На стадии формирования

9ч.-60%

8ч.-54%

3ч.-13%

Не сформирован

4ч.- 27%

1ч.-6%

-

Вывод:

По итогам педагогического мониторинга за 2017-2019г.г. доказана положительная динамика  развития. На конец 2019  учебного года уровень сформированности звуковой культуры речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность вырос на 87% , на стадии формирования уменьшился на 13%, не сформирован снизился на 0%.

 Я считаю, что положительная динамике по формированию звуковой культуры речи достигнута благодаря:

- созданной предметно – развивающей среде, отвечающей требованиям ФГОС;

-применению современных методик и образовательных технологий(игровые, развивающего обучения, здоровьесберегающие и другие) при формировании грамматического строя речи, адаптированные методы обучения и воспитания через игровую деятельность;

- систематичности индивидуальной, подгрупповой работ, учитывающих зону ближайшего развития ребёнка;        

- осуществлению комплексного подхода, тесному сотрудничеству с родителями.

Таким образом, программные коррекционные задачи выполнены, использование современных методик, технологий обучения и методов логопедической работы оправданы. Предметно-развивающая среда по требованиям ФГОС способствует достижению положительной динамики в формировании звуковой культуры речи.



Предварительный просмотр:

Система работы учителя - логопеда по теме:

«Формирование звуковой культуры речи у детей с ОНР через игровую деятельность»

Гурова Валерия Павловна

2019 год

         

          Актуальность:

     Речевому развитию ребенка с общим недоразвитием речи сегодня уделяется особое внимание. Именно речевое развитие во многом определяет уровень коммуникативной активности, а, следовательно, и социальную успешность на всех последующих этапах жизненного пути.

      В рамках речевой области дошкольного образования по ФГОС предусмотрено: совершенствование фонематического слуха, звуковой культуры речи. Основные трудности социализации детей с общим недоразвитием речи связаны с нарушением звуковой культуры речи. Формирование звуковой культуры речи является одной из приоритетных задач дошкольных образовательных учреждений учителей – логопедов в частности.

      Успех ребенка в обществе зависит от уровня развития его речевых способностей. Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоционально-интеллектуальной сферы, и могут привести будущих школьников к неуспеваемости по предметам.

     Современные подходы в логопедии широко рассматривают проблему развития звуковой культуры речи у детей с общим недоразвитием речи. Вся система логопедического воздействия направлена на выстраивание целостной системы и ее последующей активности в речевой деятельности ребенка. Конкретные задачи реализуются через игровую деятельность, так как является ведущим видом деятельности в дошкольном периоде, мотивация облегчает выполнение этих задач.  

      Игра создает прочную мотивацию, вызывает интерес и создает условия для более естественного и активного использования в речи (закрепления) усваиваемых умений и навыков.      

     Игра – это ведущая деятельность в дошкольном возрасте ребенка. Она способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия нескольких органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. На основе этого можно предположить, что для дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.

      Использование различных игр определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структуры дефекта, возрастными и индивидуальными особенностями детей. Главная проблема учителя – логопеда – поиск игровых методов, различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами обучения, способствующие формированию звуковой культуры речи. В своей работе я систематизировала и использовала основные традиционные и нетрадиционные приемы в игровой деятельности с ребенком, как развивающий процесс в звуковой культуры речи.

        Именно поэтому, тема моей работы является:    Формирование звуковой культуры речи детей с общим недоразвитием речи через игровую деятельность.

Цель моей работы: Формировать звуковую культуру речи у детей с ОНР посредствам игровой деятельности.

Задачи:

-проанализировать литературные источники и методические пособия по проблеме формирования звуковой культуры речи на основе применений игровых пособий.

-совершенствовать методы и приемы, формирования звуковой культуры речи дошкольников с ОНР в соответствии и требований ФГОС

-создать развивающую предметно-пространственную среду для игровой деятельности (трансформируемая, содержательно-насыщенная, полифункциональная, доступная, вариативная, безопасная)

-обобщить опыт работы по теме: Формирование звуковой культуры речи у детей с ОНР через игровую деятельность.

-установить взаимодействие родителей, воспитателей и логопеда для обеспечения единых требований при реализации задач коррекционной работы.

           Процесс овладения звуковой стороной словазвуковой культурой не    осуществляется стихийноРабота осуществляется постепенно и последовательно с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей и принципов организации работы:

- Работа   проводиться систематически, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись и становились более прочными;

-Работа ведется  поэтапно в течение дня во всех видах деятельности. Это, дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка;

-При организации развивающей работы, я  учитываю индивидуальные особенности ребенка (темперамент, способности).

            Работу веду в трех направлениях.

         Работа с детьми

 Создание предметно-развивающей среды.

 Работа с родителями.

 Работа с детьми по формированию звуковой культуры речи проводится  в блоке совместной деятельности педагога и детей, в самостоятельной деятельности.

         Для систематического и последовательного проведения занятий по воспитанию звуковой культуры речи за основу беру  работу над «живым» звуком слова. На каждом возрастном этапе материал постепенно усложняю, при этом обязательно в него включаю все разделы воспитания звуковой культуры речи.

     Учитывая возрастные особенности развития речи детейформирование звуковой культуры речи я распределяю  на три основных этапа:

На 1 этом этапе работы соответственно возрасту детей даю  игры, потешки, песни, рассказы, стихотворения, включающие различные звукоподражания.     Стараюсь  вводить  звукоподражания в содержание игр – занятий, в занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, в занятия с дидактическими игрушками, в музыкальные занятия

На 2 этапе с детьми формирование звуковой культуры речи осуществляю  в процессе работы над звукопроизношениемРаботу над звукопроизношением легко сочетаю с развитием речевого слуха, речевого дыхания, голоса, артикуляционного аппарата, дикции и интонации.

На 3 этапе формирование звуковой культуры речи связываю с работой по дифференциации звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: шипящих- свистящих, звонких – глухих и т. д. Работа по дифференциации звуков  правильно построена только в том случае, если различение звуков проводится одновременно как по акустическим, так и по артикуляционным их свойствам.   Такая систематическая работа, направленная на практическое изучение различных особенностей звуков, помогает детям, пришедшим в детский сад позже, уточнить свое звукопроизношение, способствует развитию фонематического слуха, все это является необходимым условием для дальнейшего успешного обучения родному языку.

Провожу, отработку всех разделов ЗКР осуществляю ее через дидактические игры, посредством использования скороговорок, загадок, считалок, пословиц, поговорок, потешек и стихотворений.

В совместной деятельности с детьми осуществляю работу по развитию мелкой и общей моторики, артикуляционного аппарата, по развитию речевого слуха, речевого дыхания, по воспитанию умения владеть голосом, четко и правильно произносить звуки, рассказывать в необходимом темпе с соответствующей интонацией.

     Работая над звуковой культурой речи детейформирую активный и пассивный словарь, грамматический строй речи, ее связность, что в конечном итоге является подготовкой детей к школе.

     Второе направление –создание предметно развивающей среды

Среда в дошкольном возрасте – поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное окружение. Я думаю, что она должна быть разнообразна и наполнена случайностями, требующими от ребенка поиска, способов познания.

      Для работы с детьми по формированию звуковой культуры речи создаю специальные зоны.

      Речевой уголок, для развития мелкой моторики («завяжи шнурок»«сделай геометрическую фигуру»«гусеница»- дети пристегивают гусенице лапки); артикуляционного аппарата (зеркало, предметные картинки, листочки, снежинки, капельки – для развития дыхания); силы голоса («волшебная баночка»). В качестве звукового дизайна использую записи шелеста листвы, плеска воды, пение птиц и т. д. Звуковой фон использую в зимние вечера, создавая особый уют, несет познавательную и эмоциональную нагрузку.

     Для развития интонационной выразительности использую различные виды театра:

-настольный театр («Теремок»«Колобок»«Волк и семеро козлят» и. д.) -теневой театр («Три поросенка»«Красная Шапочка» и т. д.)

     Детям предлагаю сюжетно – ролевые игры («Магазин»«Почтальон»«Модельер» и т. д.).

Одним из условий наилучшего закрепления материала по формированию звуковой культуры речи является повторение его в спокойной домашней обстановке, в привычных условиях, работа с  родителями – это специальные консультации для родителей: «Занятии в детском саду по развитию речи: требования к формированию звуковой культуры речи»; «Методы и приемы формирования звуковой культуры речи»; «Методы и приемы формирования культуры речевого общения в детском саду»; «Учите играя».

-Собрания тематические, беседы, открытые занятия в конце учебного года.

Цели открытых занятий:

- показать способы работы с  логопедом, которые нужно знать родителям при оказании помощи детям в формировании навыков правильного звукопроизношения, развитию мелодика – интонационной и темпо – ритмической сторон речи;

- привлечь внимание родителей к ребенку, его проблемам;

-показать достижения детей, раскрыть их лучшие стороны, заинтересовать родителей делами ребенка.

     Важной формой осуществления контакта с родителями является индивидуальная работа, которая строилась на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей. Родители должны знать о ребенке не только положительную информацию, но и отрицательную; должны знать проблемы ребенка и помогать их разрешить.

Таким образом, решая задачи по развитию звуковой культуры речи, я с детьми пришла к следующим результатам:

-у детей вырос уровень звуковой культуры речи, дети стали более активны, общительнее, любознательны, повысилась речевая активность;

- дети знают много стихов, прекрасно справляются со звуковым анализом слова;

     В данный период времени все дети читают: бегло или по слогам.

По итогам диагностики на конец года, доля детей в подготовительной группе с хорошей речью составляет 87 % и со значительным улучшением 13%.

     Таким образом, нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды — неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.

      Почти все личностные качества закладываются в детстве, и немалую роль в этом играет речь, и в этом я убедилась.     Благодаря совместной работе, я смогла помочь детям стать такими как все, заинтересовать их так чтобы им самим захотелось участвовать в процессе коррекции речи. Свой опыт работы, я представила учителям – логопедам детских садов Карасукского района на методических объединениях в форме консультации: «Формирование звуковой культуры речи детей с общим недоразвитием речи через игровую деятельность».

Перспективный план

 по формированию звуковой культуры речи у детей с ОНР

 через игровую деятельность

Число, месяц, год

Темы  НОД

Обучение грамоте

02.09.2019

День знаний

Обследование детей

03.09.-06.09.2019

Наш детский сад

Предложение

9.09-13.09.2019

Осень

Слово

16.09-20.09.2019

Во саду ли в огороде

Слог

23.09-27.09.2019

Лес– наше богатство

Звук А, буква А

30.09-04.10.2019

Откуда пришёл хлеб

Звук У, буква У

07.10-11.10. 2019

Транспорт

Звук О, буква О

14.10-18.10.2019

Быт человека

Звук Э, буква Э

21.10-25.10.2019

Наша Родина – мой город

Звук И, буква И

28.10-01.11.2019

В гостях у сказки

Звук Ы, буква Ы

05. 11-08.11.2019

Я вырасту здоровым

Звуки М-Мь, БукваМ

11.11-15.11.2019

Азбука Питания

Звуки Н-Нь  Буква Н

18.11-22.11.2019

Вещи человека

Звуки Б-Бь   Буква Б

25.11-29.11.2019

Моя семья

Звуки П-Пь  Буква П

2.12-6.12.2019

Зимушка-зима

Звуки Д-Дь  Буква Д

9.12-13.12.2019

Зимние виды спорта

Звуки Т-Ть  Буква Т

16.12-20.12.2019

Маленькие исследователи

Звуки В-Вь  Буква В

23.12-31.12.2019

Новый год

Звуки Ф-Фь  Буква Ф

9.01-10.01.2020

Книжкина неделя

Звуки Г-Гь  Буква Г

13.01-17.01.2020

Зимующие птицы

Звуки К-КЬ  Буква К

20.01-24.01.2020г

Зимовье зверей

Звуки Х –Хь  Буква Х

27.01-31.01.2020

Дикие животные разных стран

Звуки С-СЬ  Буква С

3.02-7.02.2018

Подворье

Звуки З-Зь  Буква З

10.02-14.02.2020

Подводный мир

Звук Ц  Буква Ц

17.02-21.02.2020

День защитников Отечества

Звук Ж  Буква Ж

25.02-28.02.2020

Всякий труд почётен

Звук Ш  Буква Ш

2.03-06.03.2020

Мамин день

Звук Щ  Буква Щ

10.03.-13.03.2020

пПриобщение к народным истокам

Звук Ч  Буква Ч

16.03-20.03.2020

Весна красна

Звуки Л-Ль  Буква Л

23.03-27.03.2020

Перелётные птицы

Звуки Р-Рь  Буква Р

30.03-03.04.2020

Опасности вокруг нас

Буква Ъ-Ь

06.04-10.04.2020

Космос

Буква Й

13.04-17.04.2020

Человек охраняет природу

Звуки Й-Э  Буква Е

20.04-24.04.2020

Насекомые и пауки

Звуки Й-О  Буква Ё

27.04-30.04.2020

Мы все такие разные

Звуки Й-У  Буква Ю

6.05-8.05.2020

День Победы

 Звуки Й-А  Бука Я

12.05-15.05.2020

Цветы

Гласные звуки и буквы

18.05-29.05.2018

До свидание детский сад

Итоговое

Приложение №4

Перспективный план работы

по формированию звуковой культуры речи у детей с ОНР

 через игровую деятельность

 с воспитателями и специалистами МДОУ

Сроки

выполнения

Наименование мероприятия

Ответственные

Сентябрь

  1. Круглый стол «Перспективное планирование по коррекционно – развивающей работе с участием воспитателей, муз. руководителя, физ. руководителя, педагога -психолога».

2. Родительское собрание совместно с воспитателями группы: «Содержание коррекционно – развивающего обучения. Мы пойдем в первый класс».

3. Индивидуальная консультация: «Обсуждение особенностей развития воспитанников» (по вопросам специалистов).         

 4. ПМПк в ДОУ: «Об итогах диагностического обследования детей старшей логопедической группы и утверждение приоритетных направлений индивидуальных коррекционных программ воспитанников».

5. Сбор медицинских сведений о развитии детей

Учитель-логопед

Муз. руководитель

физ. руководитель, педагог-психолог, воспитатели.

Медсестра МДОУ

Октябрь

  1. Индивидуальная консультация: «Обсуждение особенностей развития воспитанников» (по вопросам специалистов).         

2.Подготовка к районному методическому объединению

3. Индивидуальные консультации для воспитателей  " Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста".

Учитель-логопед

Воспитатели

Ноябрь

1. Практикум: «Развитие Звуковой культуры речи». Подбор игр и упражнений (для воспитателей).

2. Индивидуальная консультация: «Обсуждение особенностей развития воспитанников» (по вопросам специалистов).         

 3. Консультация: «Развитие артикуляционного аппарата в работе с дошкольниками массовых групп с нарушениями речи».

Учитель-логопед

Декабрь

1. Круглый стол: «Подготовка к новогоднему празднику» (отбор стихов, приемы отработки произношения, особенности заучивания ).         

 2. Устный журнал «Индивидуальный подход к развитию речи» (для специалистов).         

3. Индивидуальная консультация: «Обсуждение особенностей развития воспитанников» (по вопросам специалистов).

4. Родительское собрание совместно с воспитателями группы «Динамика речевого продвижения каждого ребенка»

Учитель-логопед

Муз. руководитель

воспитатели

Воспитатели

Январь

1. Консультация для воспитателей "Связная речь на занятии и не только"

2. Форум «Как помочь ребенку заговорить?» (для специалистов).

3. Индивидуальная консультация: «Обсуждение особенностей развития воспитанников» (по вопросам специалистов).

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Февраль

1. Форум «Вербальные и невербальные средства коммуникации» (для специалистов).

2. Семинар-практикум: «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи» (для воспитателей).

3. Круглый стол: «Подготовка к празднованию Дня защитника отечества» (отбор стихов, приемы отработки произношения, особенности развития моторики).

4. Индивидуальная консультация: «Обсуждение особенностей развития воспитанников» (по вопросам специалистов).

Учитель-логопед

Воспитатели

Муз. руководитель

Март

1. Консультация для воспитателей "Использование ИКТ в развитии грамматического строя речи у дошкольников с речевой патологией".

2. Индивидуальная консультация: «Обсуждение особенностей развития воспитанников» (по вопросам специалистов).

3. Круглый стол: «Развитие грамматического строя речи. Игры с мячом». (для специалистов).

Учитель-логопед

физ. руководитель

Апрель

1. Круглый стол: «Подготовка к выпуску детей из детского сада» (отбор стихов, приемы отработки произношения, просодики).

2. Индивидуальная консультация: «Обсуждение особенностей развития воспитанников» (по вопросам специалистов).

3. Практикум "Использование пальчиковой гимнастики с музыкальным сопровождением (Л. Яртова) на музыкальном и физкультурном занятиях для отработки ритма"

Учитель-логопед

Муз. руководитель

воспитатели

Май

1.  Родительское собрание совместно с воспитателями группы «Итоги коррекционной работы за год»

2. ПМПк в ДОУ:  Вывод  детей подготовительной логопедической группы

Учитель-логопед

Воспитатели

Участники ПМПк

.

Приложение №6

Перспективный план работы

 по формированию звуковой культуры речи у детей с ОНР

через игровую деятельность с родителями


Формы и методы работы

Направление, тематика, содержание деятельности

Сроки

1

Анкеты

Знакомство с индивидуальными особенностями ребёнка для повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы (ознакомительная).

сентябрь

2

Беседы:

Ознакомительные

Установление доверительных отношений между семьёй и учителем-логопедом, создание полноценных условий для эмоционально-психического здоровья детей.

ноябрь

Индивидуальные

Тематические

Сбор анамнестических данных детей

Беседы по результатам комплексного психолого-логопедического обследования детей.

Ознакомление с индивидуальным планом работы на учебный год.

Совместное нахождение методов и способов логопедической помощи ребёнку.

Влияние среды общения на развитие ребёнка. Выявление потребностей детей в условиях семейного воспитания.

сентябрь

ноябрь-декабрь

3

Родительские собрания

  1. Знакомство с графиком работы .Требования, особенности и специфика занятий. Знакомство с результатами диагностики. Основные направления корркционно-логопедической работы.
  2. Подведение итогов за первое полугодие. Кратко осветить динамику речевого продвижения каждого ребёнка.  Оценить роль каждой семьи в системе комплексного воздействия.
  3. Подвести итоги всей коррекционной работы с детьми, дать рекомендации к их дальнейшему обучению (в детском саду). Предложить ряд игр и упражнений, которые можно проводить с детьми в летний период.

сентябрь

январь

май

4

Индивидуальные практикумы

- по правильному проведению комплексов артикуляционной гимнастики;

- по проведению пальчиковой гимнастики;

- по выполнению домашних заданий логопеда;

- по выполнению с детьми звукового анализа слов;

- по выполнению детьми анализа предложений;

-по составлению рассказа с использованием условных обозначений.

в течение года

5

Наглядная агитация

Оформление стенда логопеда по темам:

- «Для чего нужны занятия с логопедом?»

- «Каким бывает недоразвитие речи?»

- «О леворуких детях»

- «Как помочь ребёнку развить связную речь?»

- «Для чего нужна артикуляционная гимнастика?»

в течение года

6

Консультации

«Тревожат ли Вас речевые проблемы ребёнка?»

«Формирование графических навыков»

«О шнурках и их пользе»

«Воспитание культуры речи дошкольников»

«Причины задержки и нарушения речи в дошкольном возрасте»

«Что необходимо для правильного звукопроизношения?»

«Как заниматься с ребёнком?»

«Фонематический слух-основа правильной речи»

«Исправление произношения шипящих звуков»

«Пальцы помогают думать и говорить»

«Развитие речи детей и ознакомление с художественной литературой»

в течение года

7

Домашние тетради

Совместная работа с родителями по коррекции речевых нарушений у детей. Нацеливание родителей на необходимость помогать дома детям правильно произносить те или иные звуки и выполнять коррекционные задания.

в течение года

8

Педагогическая библиотека

Ознакомление родителей с популярной педагогической, логопедической и психологической литературой по различным проблемам

по запросу родителей

в течение года

МОДЕЛЬ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА                        

     

     

C:\Users\ЛЕРОЧКА\Desktop\image041_0.png

C:\Users\ЛЕРОЧКА\Desktop\ВсР.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для папки-передвижки учителя-логопеда

В данном документе содержится материал по лексической теме "Моя страна. Москва - столица России."...

Материал для папки-передвижки учителя-логопеда

Документ содержит материал для папки-передвижки по лексической теме "Моя семья, моя улица, наш город."...

Материал для папки-передвижки учителя-логопеда

Документ содержит материал для папки-передвижки по лексической теме "Посуда"....

Материал для папки-передвижки учителя-логопеда

В данном документе можно найти материал для папки-передвижки учителя-логопеда...

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ "ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕЧЕВЫХ ЕДИНИЦАХ У ДЕТЕЙ" И РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ. Автор: учитель – логопед высшей квалификационной категории Гришина Ирина Юрьевна (irinag2121@mail.ru)

  Комплект из 30 цветных таблиц разработан с целью  повышения результативности усвоения детьми сложных понятий, звуков, букв, их последовательности, классификации и т. д., что позволя...

Картотека рекомендаций для родителей по закреплению пройденного материала на занятиях с учителем-логопедом (старшая группа)

Картотека рекомендаций учителя-логопеда по закреплению пройденного материала (старшая группа)...

БУКЛЕТ Рекомендации по закреплению пройденного материала на занятиях с учителем- логопедом

БУКЛЕТ Рекомендации по закреплению пройденного материала на занятиях с учителем- логопедом...