Картотека по автоматизации звука [Б]
картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Егорова Надежда Михайловна

Картотека по автоматизации звука [Б] может быть полезна как учителям-логопедам, так и воспитателям или родителям детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtomatizatsiya_b.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Б

Буква «Б» — как бегемот:
Проглотила бутерброд,
Бублики, блины, банан...
Стал живот, как барабан!
«Б» стройной быть старается,
Зарядкой занимается:
Спинку выпрямила,
Руку вытянула...
(Ирина Лопухина “Логопедия: звуки, буквы и слова”)



_____________________________________________________________________________
Буква Б проснется рано.
Буква Б — бочонок с краном.
Умывайся! Будь здоров,
Богатырь Борис Бобров!
(В.Степанов)



_____________________________________________________________________________
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
(АШибаев)



_____________________________________________________________________________
Вот посмотрите — кто такой,
Загородив дорогу,
Стоит с протянутой рукой,
Согнув баранкой ногу.
(С.Маршак)



_____________________________________________________________________________
Запомните слова со звуком [б ], которые встретятся вам в сказке.

Лесные музыканты
Купил баран на базаре барабан, сел на бревно под березой и ну лупить: бум! бум!! бум!!!
Подошел барсук с баяном:
— Можно с тобой вместе поиграть?
— Конечно, можно! — обрадовался баран.
Тут еще бобер с балалайкой и бурундук с бубном подоспели. Уселись рядком на бревно и давай играть, кто громче. Такой тарарам подняли — все звери сбежались.
— Нельзя ли потише?! — просят звери. А музыканты еще громче заиграли. Тут вышла белочка:
— Если вы не будете играть, мы вам бубликов дадим.
Вот так баран, барсук, бобер и бурундук стали по лесам ходить и со всех бублики да баранки требовать.
— Если не принесете, — грозят, — как заиграем — вам же хуже будет.
Хорошо зажили музыканты. Но вот однажды подошли они к бегемоту и давай играть да орать!
«Ну, — думают, — наедимся сейчас бубликов!» А у бегемота шкура толстая.
— Бис, — бурчит, — браво, браво! Бейте громче, ребята.
Уж ребята били, били, да и оглохли сами. Бросили свои инструменты, и с тех пор в лесу тишина...
(Г.Юдин “Букваренок”)



_____________________________________________________________________________
Звук заблудился

Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем!
Но едва туда вошла буква-озорница,
Очень странные дела начали твориться.
Угадайте какой звук обозначает заблудившаяся буква?
Жучка будку (булку) не доела;
Неохота, надоело.

Ехал дядя без жилета (билета),
Заплатил он штраф за это.

На островок налетел ураган,
На пальме остался последний баран (банан).
(А.Шибаев)


_____________________________________________________________________________
Пословица, тебя мы знаем,
Но не такою ты была:
Неужто буква озорная
Вновь чье-то место заняла?..

Первый клин (блин) комом.
Не ноги (боги) горшки обжигают.
(А.Шибаев)



_____________________________________________________________________________
Веселые звуки.

Б сказала:
— Слушай, А,
Побежим искать слова! —
Смотрят — бочка.
Буквы бочку
Покатили по песочку.
Бочка сделалась легка,
Унеслась под облака.
(Б + А + бочка = бабочка)




Есть волшебные слова:
Скажешь слово —
Слышишь два.
Банка-банка-банка —
Кабан-кабан-кабан.



_____________________________________________________________________________

Любопытный.
Отвечать на вопросы ведущего словами со звуком [Б], [Б’], например:

— Где ты был? (На балконе.)
— Что ты видел? (Бегущего бульдога.)
— Куда ты собираешься пойти? (В библиотеку.)
— А потом? (В булочную.)
— Назови вывески, которые ты встречал в городе. (Баня. Библиотека. Булочная. Билетная касса. Бассейн.)
— Что ты будешь покупать? (Бублики, батон, баранки.)
— Куда бы ты хотел поехать? (В Болгарию, Бельгию, Бразилию.)
— Какие ты знаешь города? (Баку, Бишкек, Белград.)
— Кем ты хочешь стать? (Бухгалтером, балериной, биологом.)
(В.Волина “Учимся играя”)



_____________________________________________________________________________
Наоборот

Маленький —... (большой).
Черный —... (белый).
Медленный —... (быстрый).
Сказка —... (быль).
Порядок —... (беспорядок).



_____________________________________________________________________________
Готов озвучивать сказку? Сегодня у нас история про Карлсона и Малыша.

Однажды вечером Малыш сидел дома. Мама, папа, Боссе и Бетан ушли в театр.
Малышу было очень скучно и одиноко. Вдруг он услышал знакомый звук моторчика: «Б - б - б - б - б!»(а ну-ка, повтори). Решительный и деловитый Карлсон приземлился на подоконник и сразу же схватил Малыша за руку: «Предлагаю поразвлечься! Полетели смотреть салют. Согласен?»
Конечно же, Малыш был согласен! Он уселся на спину Карлсона. Затарахтел моторчик: «Б - б - б - б!» (снова тарахти, только помедленнее, чем в первый раз). «Что-то не нравится мне звук, — нахмурился Карлсон. — Опять мотор барахлит. А может, бензин кончается... Ну ладно, авось долетим!» Они плавно поднялись в небо и полетели на главную площадь города.
Малыш и Карлсон устроились на крыше высокой башни. Салют только что начался. Малышу было так хорошо видно и слышно, что у него даже закладывало уши.
«Бббах! Ббббах! Ббббах!» — палили пушки. (Так, бабахни от души! А можешь еще громче?) И еще: «Бббах! Бббах! Бббах!» Малыш каждый раз втягивал голову в плечи. Карлсон ликовал. Наконец отгремели последние залпы, пора было возвращаться. Малыш и Карлсон отправились в обратный путь.
Они уже подлетали к дому, и вдруг Малыш с ужасом услышал, что звук мотора становится все более неровным: «Б! Б! Б...» Мотор заглох! (Изобрази звук глохнущего мотора). Через секунду они потеряли высоту и плюхнулись в реку: «Бу - бббух!» (Подпрыгни и озвучь ужасно громкий плюх.)
Малыш тут же вынырнул и огляделся. «Буль - буль...» Карлсон идет ко дну, он не умеет плавать! А совсем недавно хвастался, что он — чемпион по плаванию... Что делать? Попробуй сам придумать, как Малыш спас Карлсона.
Придумал? Итак, Карлсон спасен. Мокрый и сердитый, он сидит на берегу и дрожит: «Б - б - б - б - б...» (Покажи, как он дрожал.) Вот положение! Лететь он не может — мотор не заводится. Отсырел. Малыш плачет. Дома, наверное, мама волнуется...
И тут к Карлсону со всех ближних деревьев начинают сбегаться белки. Они несут ему одежду и еду. (Придумай, какую одежду и еду они ему принесли, только учти, что в названии одежды и еды обязательно должен быть звук [Б]. Подсказка для мамы: брюки, ботинки, рубашка, ботики, дубленка, футболка; грибы, рыба, бублики, баранки, колбаса, яблоки, булки, блины, батоны, клубника, бульон.)
Карлсон оживился. Переоделся в сухую одежду, «немножко» перекусил. И вот последний батон съеден. Карлсон делает пробный запуск моторчика. Ура, заработал! Да как ровно: «Б - б - б - б - б!» (тут тарахти быстро и бойко). Малыш вскочил на спину Карлсона, и они быстро добрались до дома.
С тех пор Карлсон, прежде чем отправиться в полет, всегда залетал к Малышу (там у него была заправочная станция) и заправлялся тремя-четырьмя батонами, пятью бубликами и десятком баранок.

(Савина Л.А., Крылова Т.В. “Большой букварь в играх, сказках, стихотворениях, загадках”)



_____________________________________________________________________________
Произноси слова так, как будто разрывается бомба.

бак баня бабуля были
бок бобы бой болен
бумага бодать буфет булка

(Савина Л.А., Крылова Т.В. “Большой букварь в играх, сказках, стихотворениях, загадках”)



_____________________________________________________________________________
Когда трактор работает, его мотор тарахтит «Б - б - б - б...». Поэтому трактора любят звук [Б]. И даже отказываются произносить слова, которые начинаются не на [Б]. Так вот, ты — упрямый трактор. Повторяй за мамой слова, заменяя их первый звук на звук [Б].

Пас - бас Ранка – банка
Рак - бак Соты – боты
Рык - бык Фант – бант
Вал - бал Корт – борт
Сок - бок Таня – баня
Ваза - база Мурка – бурка
Мой - бой Плеск – блеск
Марс - барс Мрак - брак

(Савина Л.А., Крылова Т.В. “Большой букварь в играх, сказках, стихотворениях, загадках”)



_____________________________________________________________________________
Игра называется «Бык и белка».
Мама произносит два слова, одно — низким голосом, как будто мычит бык, другое — высоким голосом, как будто говорит белочка.
(Открою секрет: низким, бычьим, голосом мама произносит слово, где [Б] твердый, такой же твердый, как рога быка. А высоким, беличьим, голосом она произносит слово, где [Б''] мягкий, такой же мягкий, как мех белки.)
Ты должен повторить за мамой слова таким голосом, каким она их произнесла.

быть — бить болеть — билет
кубик — кубок бодать — беда
боты — биты бант - бинт
Тобик — табак были - били
батон — бетон бидон — бутон
Бимка — банка забить — забыть
букет — билет бубен — бивни
кубы — кубик бой - бей

(Савина Л.А., Крылова Т.В. “Большой букварь в играх, сказках, стихотворениях, загадках”)



_____________________________________________________________________________
Слушай внимательно, что говорит папа, и повторяй за ним. Как только услышишь: «Бык бодается» — беги!

У Любы дубленка.
У Любы бант.
Бабуля дала мне бублик.
У бычка темный бок.
Папа покупает батон и бананы.
Бобы были в банке.
Бабуля моется в бане.
Мы подарили бабуле букет.
В комнате у Бори новые обои.
Бык бодается.

(Савина Л.А., Крылова Т.В. “Большой букварь в играх, сказках, стихотворениях, загадках”)



_____________________________________________________________________________
Ты с папой — водители. Представьте, что вы едете по дороге и сбились с пути в тумане.
Сделаем так. Мама завяжет вам глаза. Вы должны встать у разных стен в комнате, так, чтобы вы оба были далеко от двери. Вам нужно найти дверь и выехать в коридор, ни разу не столкнувшись друг с другом. Для этого вы должны все время сигналить, чтобы каждый знал, где находится другой: «Би - би!» (Еще один вариант игры: машины просто ездят по комнате и бибикают, чтобы не врезаться друг в друга.)
Кстати, чем больше машин, тем интереснее играть в эту игру, поэтому советую привлечь бабушку с дедушкой.
(Савина Л.А., Крылова Т.В. “Большой букварь в играх, сказках, стихотворениях, загадках”)



_____________________________________________________________________________
Папа еще не ускользнул смотреть телевизор? Отлично. Тогда играем в игру «Цап-цап, или Убери палец».
Папа держит свою ладонь горизонтально, а ты снизу подставляешь указательный пальчик. Теперь папа будет говорить слова – а ты их повторяй.
Когда услышишь слово «бегемот» — немедленно убирай палец! Хоть зубы у бегемота не особенно острые, зато хватка — железная.

Бим беда автомобиль
беседка белье забить
бидон бег любить
бинт кубик бомбить
билет Тобик забияка
бетон тюбик лебедь
бинокль Бобик обидеть
победить побелить бегемот

(Савина Л.А., Крылова Т.В. “Большой букварь в играх, сказках, стихотворениях, загадках”)



_____________________________________________________________________________
ВОЛШЕБНЫЙ БАРАБАН

Бьет волшебный Барабан:
БАН-БАН-БАН! БАН-БАН-БАН!

А волшебный Барабам:
БАМ-БАМ-БАМ! БАМ-БАМ-БАМ!

А волшебный Барабум:
БУМ-БУМ-БУМ! БУМ-БУМ-БУМ!

А волшебный Барабух:
БУХ-БУХ-БУХ! БУХ-БУХ-БУХ!

Будят гномов по утрам
Барабан и Барабам!
Поднимают страшный шум
Барабах и Барабум!

А без этого без стука
Не разбудишь утром внука!



_____________________________________________________________________________
Чистоговорка

Бу-бу-бу - сидит ворон на дубу.
Бе-бе-бе - он играет на трубе.
Би-би-би - очень просит: не руби
Бы-бы-бы - наши старые дубы.



_____________________________________________________________________________
Ежик и барабан

С барабаном ходит ежик. Бум-бум-бум!
Целый день играет ежик: Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами... Бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно. Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он. Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он. Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались. Бум-бум-бум!
И удары раздавались: Бум-бум-бум!
Ой, как зайчики струхнули! Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули. Бум-бум-бум!

(Г.Виеру)



_____________________________________________________________________________
В сумке есть у нас баранки,
Булки, бублики, буханки,
Пирожки, батоны, плюшки,
И плетенки, и пампушки,
Курабье, бисквит, печенье,
Бутерброды, чай с вареньем.

(И.Лопухина)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека для автоматизации звуков в речи

№ 1 Звук ССлоги: са-са, са-са-са (медленно  и длительно).Слова: сам, сало, сапоги, салат, сажа, сахар, садик, салют, сарай, сова, совок, сайка, собака, сахарный, соловей, сорока, садовник, самолё...

Картотека по автоматизации звука Л.

В картотеке представлен речевой материал для автоматизации звука Л в слогах, словах, фразах, тексте. Использована литература: 1.Крутий К.Л. "Волшебная логопедия", 2.Кондратенко И.Ю. "Произносим звуки ...

Картотека по автоматизации звуков.

Содержит карточки по автоматизации звуков для домашних заданий....

Картотека по автоматизации звуков

Картотека по автоматизации звуков...

Картотека для автоматизации звуков в картинках

Материал содержит карточки для автоматизации всех групп звуков в картинках. Очень удобно использовать для индивидуальных логопедических занятиях....

Картотека по автоматизации звуков в стихах «Трудные звуки»

Вашему вниманию предлагается картотека по автоматизации  звуков в стихах.Автоматизируется звук в строго определенной последовательности: в слогах, словах, предложениях, стихах и наконец — рассказ...

картотека по автоматизации звуков в стихах - Трудные звуки

Стихотворные тексты используются логопедом, воспитателем или родителями на этапе автоматизации уже поставленного звука.После постановки звука  переходят к этапу автоматизации.  Автоматизацию...