Материал опубликованный в печатных изданиях.
статья по логопедии

Игра-средство развития речи дошкольников.

Использование биоэнергопластики в логопедической работе.

Как правильно учить ребенка читать.

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: "Автоматизация звука (з)в словах".

Методы коррекции дизартрии.

Создание ситуации успеха на логопедических занятиях с использование лего-технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра - средство развития речи дошкольников                                                                                                                                                                                          

На сегодняшний день вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети и взрослые стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.

Психологи утверждают, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи, формирования правильной, чистой речи, культуры речевого общения. Практика показывает, что это очень трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения и коррекции.

Одно из таких средств - игра, которая является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Но для того, чтобы чему-то обучать детей, взрослому надо поработать над собой. Ребенок-дошкольник большую часть времени проводит в детском саду: общается с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. Поэтому особое внимание педагогам  следует уделять своей речи. Поскольку ребенок воспринимает речь взрослого  как образец, педагог должен говорить правильно, не искажая звуков, часто артикулируя каждое слово, не торопясь, не «съедая» окончаний. Особенно четко нужно произносить незнакомые и длинные слова. Живость и богатство интонаций тоже играют немаловажную роль - способствуют улучшению речи.

Детские игры строятся на трех педагогических принципах: простоте, интересе и самодеятельности.

Так как в игре речь связывается с положительным чувством, то она в ней легче всего зарождается и обладает наибольшей выразительностью и естественностью интонаций и модуляций. Формы речи здесь простые и поэтому наиболее доступны детям. Но игра не должна превращаться в дидактические сухие упражнения.

Механическая, вынужденная тренировка в речи  не только ничего не дает, но и усугубляет отвращение ребенка к таким занятиям, вызывает у него отрицательное отношение к речи. Для воспитания правильной речи нужна тренировка, выражающаяся в частых повторениях. Поэтому необходимо сделать эти повторения желательными для ребенка и осознанными им.

Все это дают правильно построенные речевые игры, и вот почему:

  • в игре проявляется собственная деятельность ребенка, которая дает ему большой личный опыт в данной области;
  • речевая тренировка в игре превращается в реальную деятельность ребенка, к которой он всегда горячо стремится, в которой он получает немедленное удовлетворение;
  • в игре наилучшим образом развивается моторно-сенсорное внимание ребенка в области звукопроизношения;
  • в игре развивается стойкий самоподдерживающийся интерес к речевым фактам;
  • благодаря жизнеподобной ситуации, в которой ребенок является действующим, мыслящим и чувствующим субъектом, проявляются максимальная энергия и внимание к объекту действия;
  • в играх ребенок получает удовлетворение своего интереса и одновременно практикует различные свои функции и способности в области правильного образования речевых навыков.

Таким образом, речевые игры вызывают:

  • содружество педагога с ребенком;
  • активное внимание к речи;
  • желание овладеть теми или иными речевыми навыками;
  • разрушение старых навыков речи и овладение новыми;
  • перенесение новых речевых навыков в повседневную жизнь.

Из наблюдений за детьми мы знаем, что они любят забавляться надуванием щек с последующим ударом по ним руками и выстрелом. Мы знаем такие распространенные игры, как: «Кто кого перекричит?», «Кто кого перетянет голосом?», «Кто дольше сможет не дышать?», «Кто быстрее скажет?». Это и есть речевая игра. Она состоит из рабочих движений, которыми обычно пользуются для дыхания речевой сигнализации. Но в настоящем случае эти движения, удовлетворяя потребностям развивающегося ребенка в данный момент, не преследуют указанных целей. Между тем в них заложен глубочайший смысл: ими вырабатываются тонкие речевые движения, и они постоянно тренируются как движения, крайне важные для социальной жизни ребенка.

Каждое движение, каждый момент логопедического процесса можно использовать для игры. Это зависит от изобретательности руководителя, а нередко и от находчивости детей.



Предварительный просмотр:

Использование биоэнергопластики в логопедической работе.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.

Исследования отечественных физиологов (В.М. Бехтерева, М.М. Кольцовой, А.А. Леонтьева и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, в головном мозге расположены очень близко. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек при затруднении в выборе подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно пишущий или рисующий ребенок непроизвольно высовывает язык.

Учителя-логопеды в своей практике успешно применяют артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений. Эти упражнения направлены на развитие основных движений органов артикуляции. Мышцы речевого аппарата укрепляются при ежедневном выполнении артикуляционной гимнастики, и движения языка, губ становятся точными, сильными, уверенными.

Ежедневные занятия гимнастикой снижают интерес ребенка к этому процессу. Из-за этого уменьшается эффективность выполнения артикуляционных упражнений. В этой ситуации приходит на помощь необычный метод выполнения артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребенка, повышает эмоциональный фон воспитанника и педагога в течение всего занятия.

Биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Она включает в себя три базовых понятия:

  • «био» - человек как биологический объект;
  • «энергия» - сила, необходимая для выполнения определенных действий;
  • «пластика» - плавные движения тела, рук, характеризующиеся непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Если движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата пластичны, свободны, то они помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это активизирует интеллектуальную деятельность, развивает мелкую моторику и координацию движений. Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшает речь, мышление, память, внимание.

Принцип биоэнергопластики – сопряженная работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата. Движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплексы упражнений с использованием биоэнергопластики способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата, что влияет на точность артикуляционных укладов.

Результаты применения биоэнергопластики:

  • развитие артикуляционной и мелкой моторики, мышления, памяти, внимания, ориентировки в пространстве, чувства ритма;
  • значительное облегчение постановки и введения звуков в речь;
  • развитие кистей и пальцев рук, их подвижности и гибкости, что облегчает овладение письмом;
  • положительное влияние на физическое и психическое здоровье ребенка.

Использование биоэнергопластики существенно ускоряет процесс коррекции неправильно произносимых звуков у детей с нарушенными кинестетическими ощущениями, поскольку работающая ладонь во много раз увеличивает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче думать при повторяющихся физических действиях (ходьбе, покачивании ногой и др.). На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы. Поэтому следует учитывать, что для развития ребенка нужно движение.

На начальном этапе ребенок знакомится с органами артикуляции, выполняет артикуляционную гимнастику. Упражнения для губ, щек, языка выполняют, сидя перед зеркалом, взрослый (учитель-логопед или мама) сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Ребенок запоминает движения руки взрослого, но сам пока не выполняет.

Развитие мелкой моторики необходимо с самого раннего возраста. Для развития и совершенствования используется целый ряд мероприятий, дидактических игр, упражнений. Целенаправленное, систематическое и поэтапное развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста уже на начальном этапе работы повышает работоспособность за счет тонизирующего воздействия на кору больших полушарий. Одновременно с развитием тонких дифференцированных движений пальцев рук артикуляционный аппарат становится более подвижным, исчезают явления моторной истощаемости. Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.

На следующем этапе при выполнении артикуляционных упражнений подключаются руки ребенка. Взрослый (учитель-логопед или мама) вместе с ребенком выполняет упражнение, сопровождая показ движениями кисти одной руки. Ребенок учится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки. Постепенно подключается вторая рука. Так, ребенок выполняет артикуляционное упражнение и одновременно движениями обеих рук имитирует движения артикуляционного аппарата. Нужно следить за ритмичным выполнением упражнений. Для этого можно использовать счет, музыку, стихотворения. В это время взрослый продолжает давать четкий образец движений.

На заключительном этапе, когда ребенок полностью освоит упражнения, можно рассказать сказку, стихотворение, рассказы. На данном этапе ребенок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук.

Таким образом, биоэнергопластика:

  • оптимизирует психологическую базу речи;
  • улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам;
  • способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;
  • позволяет быстрый переход к выполнению упражнений по ощущениям без зрительной опоры.

Библиографический список

Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. - М.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

Бушлякова Р.Г., Вакуленко Л.С.  Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение. - М.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.



Предварительный просмотр:

Лапаева Марина Викторовна

Как правильно учить ребенка читать?

        Современные родители хотят видеть малыша умным, одаренным, способным покорить воображение близких, знакомых умением читать и считать чуть ли ни с младенчества. Сегодняшняя школа диктует свои условия: «Ребенок должен читать хорошо». Как же помочь дошкольнику овладеть навыками чтения и письма? Какими навыками он должен владеть, чтобы научиться читать и писать?

        Прежде всего, ребенок должен уметь правильно соотносить между собой слуховые, произносительные и графические образы звуков. В этом сложном синтетическом процессе принимают участие разные психические способности ребенка.

        Зрительное пространственное восприятие помогает узнавать и отличать буквы между собой, ориентироваться на листе бумаги, определять направление слева направо, сверху вниз.

        Зрительное внимание, память способствуют удержанию в поле зрения необходимого объема зрительного материала, запоминать начертания и порядок следования букв друг за другом.

        Слуховое восприятие (речевой слух), внимание и память необходимы для различения между собой звуков речи, удержания в памяти их последовательности.

        Кинестетическое (мышечное) восприятие формирует произносительные образы звуков, необходимые для проговаривания текста для себя во время письма.

        Способность соотносить произносительные, слуховые и графические образы между собой позволяет ребенку:

  • услышать и правильно повторить звук, определив правильность его произнесения;
  • соотнести услышанный звук с соответствующей буквой;
  • правильно подобрать букву к звуку, который он сам произносит или произносит про себя;
  • написать букву и правильно прочитать.

Способность к языковому анализу и синтезу помогает:

  • выделять заданный звук из потока звуков, в слоге, слове;
  • выделять слог из слова;
  • выделять слово из предложения;
  • соединять звуки в слог;
  • составлять из слогов слово;
  • составлять из слов предложения.

Несколько советов для успешного обучения:

  1. Начинайте знакомство с гласных звуков: их можно петь, тянуть, «гласить». При произнесении гласных звуков воздух проходит свободно, не встречая преград. Сравните их с тем, как произносятся согласные. Попробуйте пропеть, протянуть согласные звуки. Эти звуки нельзя пропеть, протянуть, прокричать, они согласны с тем, чтобы их не пели и не кричали, их так и называют согласные. Названия букв произносите коротко, как звуки – Б [б], М [м], а не Бэ, Мэ.
  2. Учите ребенка слушать каждый звук и выделять заданный звук из потока других звуков.

Задания и вопросы:

-  Хлопни, когда услышишь звук [а] среди других звуков.

-  Хлопни, когда услышишь в слоге заданный звук.

-  Найди и назови картинки, в названии которых ты услышишь заданный звук.

-  Хлопни, когда услышишь в слове заданный звук.

-  Какой один и тот же звук ты услышал во всех произнесенных словах?

-  Кто больше назовет слов на звук [а]?

-  Что могли бы рассказать о себе звуки [а], [о], а что расскажут о себе звуки [п], [б] при встрече друг с другом?

        И так со всеми звуками.

  1. Познакомьте с буквой, которая обозначает изучаемый звук. Звук мы произносим и слышим, а букву, которая обозначает этот звук, мы видим и пишем [А-А-А].

Задания и вопросы:

-  Какой звук я произнесла?

-  Как ты определил, что это звук [а]?

- Да, ты его услышал. Это буква  А, которая обозначает произнесенный мною звук. На что похожа эта буква?

- Давай слепим ее из пластилина, нарисуем, выложим из палочек.

- Сколько и каких палочек нужно для буквы  А? Одинаковой длины или разной?

-  Найди и покажи эту букву среди других букв.

-  Обведи в кружок все буквы А.

        И так со всеми буквами.

  1. Учите слушать и определять место нахождения звука в слове. Объясните, что слово можно обозначить полоской, разделив ее на три части (начало, середина, конец полоски будут обозначать начало, середину и конец слова). Гласный звук можно обозначить красным квадратиком.

Задания и вопросы:

-  Произнеси слово автобус. Какой первый звук в этом слове? Звук [а].

-  Какой это звук? Гласный.

- Обозначаем его красным квадратиком. Куда мы положим квадратик в нашем слове? В начале слова.

  1.  Ты уже знаешь, что есть гласные и согласные звуки.

Задания и вопросы:

-  Послушай и скажи, одинаково ли звучат эти согласные звуки [п] - [п’], [т] - [т’].

- Как произносятся первые звуки? Твердо.

- А как вторые? Мягко.

Можно послушать, как произносятся твердые и мягкие звуки в словах пушинка – перышко.

Твердые согласные звуки мы обозначим синим цветом, они произносятся твердо, они такие же твердые, как лед. Мягкие звуки мы произносим мягко, они такие же мягкие, как травка, обозначим их каким цветом? Зеленым.

Поиграйте с этими звуками. Вспомните слова, которые начинаются на один и тот же звук, только в одном случае он твердый, а в другом – мягкий (лук – люк).

  1. Мы знаем, что согласные звуки бывают твердыми, как лед, и мягкими, как травка.

Задания и вопросы:

- Послушай звуки, закрыв ушки ладошками [п] - [б]; [т] - [д]; [с] - [з].

- Когда произносишь первый звук с закрытыми ушками, что слышишь? Ничего.

- Мы знаем, что он согласный, твердый, теперь знаем, что он еще и глухой звук.

- Когда произносишь второй звук с закрытыми ушками, что слышишь?

- Правильно, как будто звенит колокольчик. Мы знаем, что этот звук согласный, твердый, а теперь мы узнали, что он еще  звонкий, как колокольчик.

        Когда ребенок научится слышать и выделять заданный звук, находить и определять место заданного звука в слове, можно переходить к слиянию звуков, образованию слогов.

  1. Покажите ребенку разницу в произнесении слов и отдельных звуков.

Задания и вопросы:

- Легко ли понять друг друга, если будем говорить так: «М-е-н-я з-о-в-у-т Р-и-т-а». Мы так не говорим. В нашей речи звуки «дружат», «держатся» друг за друга: «Меня зовут Рита». Поэтому, когда мы читаем, звуки у нас не рассыпаются.

- Обучение чтению начинается с чтения слогов. Если это закрытый слог, объясняйте так: «Произноси первый звук и, потянув его, произноси сразу второй – АП».

- При открытом слоге: «Сложи губки, как будто хочешь произнести первый звук, и сразу произноси второй – ПА».

  1. Обратите внимание на то, что:
  • когда согласные «дружат» с гласными звуками [а], [о], [у], [ы], [э], они, кроме [ч], [щ] - твердые;
  • когда они «дружат» с гласными звуками [и], [е], [ё], [ю], [я], кроме [ж], [ш], [ц]  - мягкие.

Без гласных не получится слога, а без слога не получится слова. Запомните правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. Вместе с ребенком поиграйте, поделите слово на слоги, отхлопывая в ладоши каждый слог, тем самым можно показать ребенку, что слова бывают длинные и короткие (мак, ма-ши-на). 

 Запомните:

  • звуки [ж], [ш], [ц] - всегда твердые;
  • звуки [ч], [щ] - всегда мягкие;
  • звук [й] - мягкий согласный.
  1. Все гласные второго ряда [е], [ё], [ю], [я]  произносите кратко, не растягивая.

Поиграйте в игру «Волшебные звуки» и покажите ребенку, как с помощью гласных согласные из твердых превращаются в мягкие и, наоборот, из мягких - в твердые,  кроме перечисленных выше звуков.

  1.  Соединяя слоги в слова, обратите внимание ребенка на то, что слова мы произносим плавно,

не разделяя их при произношении на слоги.

  1.  Читая с ребенком первые слова, не забывайте и о смысловой стороне прочитанного.

Обучая детей чтению, учитывайте, что для успешного обучения ребенка письму необходимо развитие мелкой моторики.

        Библиографический список



Предварительный просмотр:

Лапаева Марина Викторовна

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [з] в словах»

Цель: закрепление правильного произношения звука [з] в словах.

Задачи:

1.Коррекционно-образовательная:

автоматизировать звук [з] в словах.

2.Коррекционно-развивающие:

-развивать фонематический слух, слоговой анализ, артикуляционную, мелкую и общую моторику, зрительное восприятие, внимание, мышление;

-формировать правильное речевое дыхание;

3.Коррекционно-воспитательная:

воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль во время произношения звука [з] в словах и над собственной речью.

Оборудование: игрушка заяц, набор карточек с изображением артикуляционных упражнений, тренажер для развития  речевого дыхания «Железная дорога» (2 шт.), логопедический пазл, мольберт, корзинка, предметные картинки, изображенные на кочанах капусты и морковях.

I. Вводная часть.

Организационный момент.

Логопед. Собрались сегодня вдруг,

Я – твой друг, и ты – мой друг.

За руки с тобой возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Улыбнулись мы с тобой,

А в гости к нам пришел герой.

Кто же это? Угадай

И  загадку отгадай.

Логопед. Прыг-скок, трусишка,

Хвост-коротышка,

Уши вдоль спинки,

Глазки с косинкой,

Одежда в два цвета,

Белый зимой,

Серый летом. (Заяц).

II. Основная часть.

Логопед. Правильно, это заяц. Как ты думаешь, откуда он к нам прибежал? Где он живет? Какое это животное?

Ребенок отвечает.

Логопед. Зайчик замерз в лесу, прибежал к нам погреться и очень хочет посмотреть, чем интересным мы с тобой занимаемся.

Артикуляционная гимнастика.

Логопед. Давай, покажем Зайчику, что умеют делать наш язычок, губы и зубы.

Ребенок, используя набор карточек с рисунками, выполняет комплекс артикуляционной гимнастики: «Заборчик», «Дудочка», «Окошко», «Часики», «Качели», «Блинчик», «Вкусное варенье».

Произношение звука [з]. Характеристика звука.

Логопед. Какие звуки мы с тобой учимся произносить правильно?

Ребенок отвечает.

Логопед. Сегодня мы будем повторять звук [з]. В каком положении находятся губы, когда мы произносим этот звук? А где у нас  язычок, зубки? Что с горлышком?

Ребенок отвечает.

Логопед. Значит, звук [з] какой?

Ребенок. Звонкий.

Развитие фонематического  слуха.

Логопед. А в слове «заяц» есть звук [з]? А где он находится?

Ребенок отвечает.

Логопед. Вот зайчик и любит этот звук, потому что его имя начинается со звука [з].

Логопед. Звук [з] встречается и в других словах. Давай вместе посмотрим на картинки, назовем их и обведем в кружок только те, в названии которых есть этот звук.

Ребенок выполняет задание на листе бумаги простым карандашом.

Развитие слогового анализа.

Логопед. У нашего зайчика много друзей. Они очень хотят отправиться все вместе в путешествие на поезде. Их надо рассадить в вагончики. Для этого нам надо определить, сколько слогов в имени каждого из них и провести линию от каждого героя к вагончику с соответствующим количеством окошечек.

Ребенок выполняет задание на листе бумаги простым карандашом.

Развитие правильного речевого дыхания.

Логопед. Чтобы поезд  по железной дороге с друзьями зайчика ехал быстро, нам надо правильно и сильно дуть.

Логопед дает инструкцию. Спину держим прямо, плечи не поднимаем вверх, вдыхаем через нос, выдыхаем через рот.

Ребенок правильно и сильно дует, используя тренажер для развития  речевого дыхания «Железная дорога».

Логопед. Вот и отправили мы с тобой друзей зайчика в путешествие на поезде.

Развитие общей и мелкой моторики.

Логопед. Друзья уехали, а зайчик заскучал. Давай мы его развеселим и поиграем вместе с ним.

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальцы по одному),

Вышел зайка погулять (ходьба на месте).

Раз, два, три, четыре, пять (одинаковые пальцы на обеих руках здороваются друг с другом),

Будем с зайкой мы играть (показываем ушки над головой).

Раз, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши),

Любит зайка поскакать (прыжки на месте).

Раз, два, три, четыре, пять (шагаем пальцами по ногам до коленок),

Хочет лапками стучать (стучим ладошками по коленкам).

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальцы по одному),

Будем головой кивать (киваем головой).

Раз, два, три, четыре, пять (одинаковые пальцы на обеих руках здороваются друг с другом),

Будем пазл собирать (подходим к мольберту).

Развитие зрительного восприятия. Закрепление правильного произношения в словах звука [з].

Игра «Логопедический пазл».

Логопед. Пазл вместе соберем, пальчиком по веревочке мы проведем и картинки назовем.

Ребенок собирает пазл, прикрепленный к мольберту магнитами, проводит пальчиком по изображенной на картинках веревочке и называет предметы.

Закрепление правильного произношения в словах звука [з].

Логопед. Зайчику уже пора отправляться домой. Давай на дорожку дадим зайке угощения. Что любит заяц есть?

Ребенок отвечает.

Логопед. Вот мы и будем угощать его капустой, морковью и класть ему в корзинку, только прежде будем называть, какая картинка изображена на них.

III. Заключительная часть.

Подведение итогов.

Логопед. Язычок поупражняли,

Слова со звуком [з] назвали.

И зайчонку объяснили,

Что, зачем мы обводили.

Друзей в вагоны рассадили,

В путешествие пустили.

Правильно мы подышали,

Тело, пальчики размяли.

Пазл вместе мы собрали.

С тобой зайца угостили,

В лес его мы провадили.

Библиографический список.

Комарова Л.А. Автоматизация звука З в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2017. – 32 с.

Перегудова Т.С., Балакирева Е.В. Я умею различать звуки! Рабочая тетрадь по дифференциации смешиваемых звуков. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.- 32с.

Танцюра С.Ю. Артикуляционная гимнастика. Учебно-игровой комплект. – М.: ООО «ТЦ СФЕРА», 2020.

Теремкова Н.Э. Свистящие звуки С, Сь, З, Зь, Ц / Н.Э. Теремкова. – Москва: Издательство ОНИКС-ЛИТ, 2018. – 16 с.: ил. – (Серия «Логопедические пазлы»).



Предварительный просмотр:

Лапаева Марина Викторовна

Методы коррекции дизартрии

В наше время дизартрия - одно из тяжёлых речевых нарушений, встречающихся в логопедической практике.

 Дизартрия – нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевой мускулатуры, речевого дыхания, голоса и артикуляционной моторики.

При дизартрии нарушена моторная сторона речи. Современные дошкольники стали хуже говорить, искажают не только согласные, но и гласные звуки. Дефекты детской речи носят стойкий характер, отмечается много случаев межзубного, зубного и бокового сигматизма. Стойкое смягчение согласных, долгий путь к автоматизации - это все проявление дизартрии.

Система коррекции дизартрии должна включать:

  • формирование правильного звукопроизношения, звукового анализа и синтеза;
  • дифференцированный логопедический массаж и гимнастику;
  • логоритмику и лечебную физкультуру;
  • физиотерапию;
  • медикаментозное лечение.

При разработке средств устранения речевых расстройств логопедия должна опираться на новейшие достижения медицины. Использование здоровьесберегающих технологий поможет исправлению и коррекции психического и физического состояния  ребенка.

На логопедических занятиях параллельно с артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастикой, динамическими паузами, физкультминутками целесообразно применять оздоровительные приёмы (гимнастика для глаз, упражнения на развитие дыхания и для формирования правильной осанки).

В коррекционной педагогике используется точечный массаж, помогающий воздействовать на активные точки кожи, являющиеся нервными проводниками и тесно связанные с внутренними органами. Стимуляция активных точек кожи улучшает кровообращение, нормализует различные процессы в организме, воздействует на органы и системы, связанные с речевой функцией, способствует преодолению артикуляторных, дыхательных, голосовых расстройств, позволяет значительно сократить сроки коррекции нарушений.

Самомассаж биологически активных точек применяется для поддержания голосового аппарата в хорошей форме. Приёмы самомассажа дают хороший результат в короткие сроки при соблюдении последовательности и систематичности.

Самомассаж кистей и пальцев рук проводят в «сухом» бассейне, способствующем:

  • нормализации мышечного тонуса;
  • стимуляции тактильных ощущений;
  • увеличению объёма и амплитуды движений пальцев рук;
  • формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.

Высокой эффективностью, безопасностью обладает су-джок терапия. Использование массажных шариков с кольцевыми пружинами, су-джок массажеров «Чудо-валик» одновременно с упражнениями на коррекцию звукопроизношения и развитие лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности, создаёт базу для быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком.

Уровень развития речи ребенка всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Развитию движений пальцев рук способствуют: рисование на песке, манке; выкладывание букв из гороха, фасоли, пшена, риса; сопряженная гимнастика.

Дыхательная гимнастика способствует насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всех ее центров. Приступая к развитию речевого дыхания, необходимо отработать бесшумный, спокойный вдох и сильный, плавный ротовой выдох. Для выработки хорошей дикции необходимо укрепить мышцы языка, губ, нижней челюсти, отработать речевое дыхание.

Естественному распределению биотоков в организме способствуют упражнения с использованием биоэнергопластики, предполагающих соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Под влиянием таких упражнений синхронизируется работа полушарий головного мозга, улучшается внимание, память, мышление, речь, совершенствуется нервная система. Когда ребенок научится выполнять артикуляционное упражнение без ошибок, подключается рука.

При использовании двигательных упражнений будут совершенствоваться речь, мышление и память. Точное, динамическое выполнение упражнений для рук, ног, туловища способствует совершенствованию движений артикуляционного аппарата. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует их осмысленному употреблению.

Большинству детей с дизартрией свойственны нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения, нарушение эмоционально-волевой сферы, зрительно-моторная дискоординация, двигательное беспокойство. Эти нарушения помогут скорректировать речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики, так как ребенок познает мир через движения и эмоции. Регулярность проведения таких упражнений позволяет:

  • выработать правильное речевое дыхание;
  • стабилизировать общий тонус организма;
  • развить артикуляционную, общую, мелкую моторику;
  • улучшить фонематический слух и ритмико-интонационную сторону речи.

Основная форма логопедической работы при коррекции дизартрии - индивидуальная. Прежде всего, это касается дифференцированного логопедического массажа.

Правильный подбор комплексов массажа способствует нормализации мышечного тонуса артикуляционных органов, улучшает их моторику. Это в свою очередь способствует коррекции произносительной стороны речи и эмоционального состояния детей с нарушениями речи. В результате массажа мозговое кровообращение и метаболизм усиливаются, что улучшает протекание и формирование психических процессов, гармонизирует все происходящие в организме процессы.

Логопедический массаж применяется в тех случаях, когда нарушен тонус артикуляционных мышц. Изменяя их состояния, он способствует улучшению произносительной стороны речи.

Массаж может проводиться на всех этапах коррекционно-логопедического воздействия. В начале коррекционной работы очень важно использовать логопедический массаж, так как ребенок еще не может выполнить определенные артикуляционные движения.

В логопедической практике используется несколько видов массажа. Основной из них - дифференцированный (укрепляющий или расслабляющий), основанный на приемах классического массажа.

Также применяется массаж биологически активных точек специальными приспособлениями (логопедическими зондами, шпателем, вибромассажером). Для проведения такого массажа необходимо владеть его основными приемами, знать все противопоказания.

В ходе такого массажа наносятся механические воздействия в виде поглаживания, пощипывания, растирания, разминания, поколачивания и вибрации. Легкие и медленные поглаживания снижают возбудимость массируемых тканей, что оказывает расслабляющее и успокаивающее воздействие. Энергичные и быстрые движения повышают раздражимость массируемых тканей, сокращают мышцы.

При коррекционно-логопедической работе по преодолению дизартрических расстройств следует применять дифференцированный подход, так как каждый человек индивидуален в силу своих психических, психологических, физиологических возможностей и особенностей.

Библиографический список

Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. - М., 2004.

Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. - М.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

Гирилюк Т.Н. Состояние психомоторной сферы и речи у детей с дизартрией // Логопед.2010.№4.

Дьякова Е. А. Логопедический массаж: Учеб. пособие. - М., 2003.

Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми-дизартриками // Логопед.2010.№1.

Лопатина Л.В. Индивидуальные особенности детей со стертой дизартрией по состоянию неречевых и речевых функций // Логопедия: Методические традиции и новаторство  /  Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. - М. - Воронеж, 2003.



Предварительный просмотр:

Лапаева Марина Викторовна

Создание ситуации успеха на логопедических занятиях с использованием лего-технологий

Создание ситуации успеха - специально организованная деятельность педагога, когда ребенок чувствует радость от процесса или результатов своей деятельности.

Условия создания ситуации успеха:

  • доброжелательность педагога (расположенность, ожидание выполнения, интерес к окончательному результату - все это снимает психологическую зажатость, активизирует ребенка, снижает страх перед неудачей;
  • ребенку с нарушениями речи должно быть интересно выполнять задания, которые требуются от него на данном этапе. Они должны соответствовать возможностям каждого ребенка;
  • игровые задания, речевой материал необходимо сочетать с занимательностью;
  • поощрения использовать так, чтобы дело, которым хотим увлечь, было выполнимым;
  • внушение педагога - интонационно насыщенный способ убеждения ребенка в вере в него;
  • искренняя похвала даже за незначительный успех.

Действия педагога, создающие ситуацию успеха:

  • не заострять внимание ребенка на отрицательных моментах;
  • чаще улыбаться, использовать шуточные высказывания;
  • отмечать индивидуальность ребенка;
  • не сравнивать ребенка с другими детьми.

Этап постановки и автоматизации звуков - очень длительный и однообразный процесс. Это многократное повторение артикуляционных упражнений, слов, предложений с определенным звуком. Это сложно и не всегда интересно. Как правило, сам ребенок не всегда заинтересован в исправлении речевых дефектов, поэтому вскоре логопедические занятия перестают нравиться. Эти все трудности можно преодолеть через игру.

При исправлении речевых нарушений моделируются различные игровые ситуации речевого общения, относящиеся к практическим методам логопедического воздействия.

Целью использования игровых технологий в коррекционной работе логопеда является повышение мотивации ребенка к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности. В игре ребенок развивает речевые навыки, свободно выражая свои мысли и чувства.

Игра положительно влияет на общее психическое состояние, активизирует фантазию и воображение. Игровые приемы помогают чередовать виды речевой деятельности, освобождая детей от однообразных приемов.

Поэтому в ходе коррекционной работы с детьми необходимо создавать эмоционально насыщенную обстановку, игровые ситуации с максимальной речевой активностью.

Отличным способом создания таких игровых ситуаций является лего-технология.

Преимущества лего-технологии перед другими игровыми приемами:

  • при использовании конструктора Лего ребенок создает яркие и привлекательные постройки независимо от его навыков;
  • в работе с конструктором появляется чувство безопасности, так как процесс конструирования ребенок может контролировать;
  • с поделками из конструктора можно играть, не боясь испортить и пораниться;
  • конструктор Лего не вызывает негативного отношения, поэтому коррекционная работа воспринимается как игра;
  • на занятии необязательно сохранять статичную сидячую позу, что очень важно для соматически ослабленных детей, так как конструктор можно расположить и на полу, и на ковре, и на стене;
  • действия с конструктором позволяют раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможности их реализации.

Применение лего-технологий в работе логопеда дает возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологически комфортом. Их использование делает коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая в свою очередь не вызывает у них негативизма, приучает к внимательности и точному выполнению инструкций, что помогает лучшему усвоению закрепляемого материала.

Коррекционно-развивающий процесс становится более эффективным и результативным,  творчески варьируя сочетаемость разных игровых технологий, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребенка.

Комбинация коррекционных и игровых приемов позволяет индивидуализировать процесс развития речи дошкольников с ее нарушениями, способствует положительному эмоциональному состоянию детей и приводит к хорошим результатам в логопедической работе.

Библиографический список

Белкин. А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991 – 168 с.

Громова О.Е. Инновации - в логопедическую практику: методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений: сборник статей. - М.: Линка – Пресс, 2008 – 228 с.

Формирование навыков конструктивно игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов-дефектологов / Авт.- сост.  Т.В. Лусс. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. -    М.: РУДН, 2007 – 133 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация печатного издания МБДОУ "Детский сад 120"

Сайт детского сада – это удобно и популярно, но, к сожалению, не все родители, воспитанников нашего детского сада имеют возможность этой услугой воспользоваться. Сотрудниками детского сада было провед...

Мои печатные издания

Мои печатные издания:1.     Никитина Н.Б. Психологическое сопровождение ребенка в условиях реабилитационного центра: учебно-методическое пособие. Чита: ЗабГГПУ, 2010.-115с.2....

Операция "Живая вода" (отчёт за 2016-2017 г. в печатное издание журнала "Хранители природы")

Вода в жизни ребёнка присутствует с самого его рождения. К старшему возрасту у детей накоплен уже достаточно большой объём знаний. Мы решили включиться в работу и рассказать о проведении операции &laq...

Операция "Листопад" (отчёт за 2016-2017 г. в печатное издание журнала "Хранители природы")

Участниками операции «Листопад» стали дети старшей группы «МАТРЁШКИ». Наш детский сад большой, поэтому нам удалось увидеть много интересного, познавательного и необычного, гуля...

Здоровый образ жизни (блок "Здоровое поколение" ) - отчёт за 2016-2017 г. в печатное издание журнала "Хранители природы"

Формировать привычку к здоровому образу жизни мы начинаем с самого появления ребёнка в детском саду. Сейчас наши дети посещают старшую группу. Благодаря накопленному опыту, объём знаний у детей стал н...

Печатное издание Польши - материал по теме: «Использование сказкотерапии в работе с детьми и взрослыми»

Печатное издание Польши - материал по теме: «Использование сказкотерапии в работе с детьми и взрослыми»...