Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда
презентация по логопедии

 Ирина Владимировна Колосовская

Данный материал можно использовать к презентации "Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyropsihologicheskie_priemy_v_rabote_uchitelya.docx111.02 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд

Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда

2 слайд.

В настоящее время динамично развиваются и очень востребованы нейропсихологические методы работы с детьми. Их эффективность доказана наукой и практикой в решение задач преодоления отставаний в психическом развитии, профилактики и преодолении возникающих трудностей в обучении детей дошкольного возраста. Методы нейропсихологии являются необходимыми базовыми упражнениями, которые «включают» мозговую активность человека и способствуют повышению эффективности и оптимизации всех видов коррекционных занятий с ребёнком. Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и упражнениями, наиболее интересными, на мой взгляд, которые использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.

3 слайд

Игры на развитие межполушарного взаимодействия, которые доступны даже детям младшего дошкольного возраста с задержкой психоречевого развития. Целесообразно использовать такие игры в начале каждого занятия, так как они позволяют включить внимание и сосредоточенность ребёнка для активного познания и дальнейшего взаимодействия с ним на занятии. Задачи игр – это развитие межполушарного взаимодействия, концентрации внимания, зрительно – моторной координацию, автоматизацию звукопроизношения, совершенствование фонематического восприятия.

На подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми старшего возраста использую следующие игры и упражнения:

4 слайд

Двуручное рисование.  Межполушарная доска.

Инструкция:  двумя руками одновременно проведи по линиям, произнося звук Р (любой автоматизируемый звук).

5 слайд

Упражнение «Колечко»

 Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале, упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. При этом я адаптировала ее для автоматизации звуков в слогах.

Инструкция: соединяй большие пальчики с  остальными и произноси слог РА (или цепочку слогов РА-РО-РУ-РЫ)

6 слайд

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

  Использую эту игру для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков.  Инструкция: если услышишь звук Р — ставь кулак, звук РЬ — ставь ладонь.   2 вариант:   звук С —  кулак,    звук З - ребро, звук Ц —  ладонь.

7 слайд

Игра «Старый друг»

В начале игры педагог обязательно показывает детям, как необходимо выполнять действия. При необходимости можно использовать схематичные рисунки. В данной игре логопед предлагает детям обнять себя, положив одну руку на плечо, а другую на бок. Дети встретили старого друга и крепко обняли. После того, как все участники игры усвоили данную позу, педагог предлагает попеременно менять положение (правое плечо-левый бок, левое плечо-правый бок). На первых этапах задание выполняется медленно. Далее подключается инструкция – звуковая дорожка: необходимо менять положение, проговаривая заданные логопедом звуковые дорожки. Например, Маша встретила зайца, и он здоровается ТА_ТА_КА. Никита встретил волка, и он здоровается ТО_ТО_КО.

8 слайд

Игра «Зайчики»

Исходное положение – стоя. Логопед предлагает детям дотронуться до правого уха и улыбнуться («зайчик греет ушки»), если они услышат заданный звук в слове. Если в слове заданного звука нет, то необходимо дотронуться до левого уха и сделать грустное лицо. Данная игра способствует развитию фонематического слуха, памяти, развивает внимание, ловкость, снимает психологическую нагрузку.

9 слайд

Игра «Поймай звук»

Исходное положение: стоя или сидя. Логопед предлагает обхватить голову двумя руками, если ребенок услышит заданный звук (изолированно, в слогах, в словах, в зависимости от этапа работы). Если заданного звука нет, то ребенок показывает ладошки (прячет руки за спину).
Данная игра способствует развитию фонематического восприятия и слухового внимания, мышления, ловкости.

10 слайд

Игра «Робот»

Ребенку предлагается сделать столько движений, сколько слов в предложении. Данная игра способствует развитию межполушарных связей, слоговому анализу и синтезу, закрепляет понятия «слога» и «слова». Улучшает внимание, память, мышление, навыки фонематического анализа, ловкость, подвижность, переключаемость. Позволяет ребенку научиться лучше чувствовать свое тело.

11 слайд

Игры с мячами  (обычными, прыгунами, кинезиологическими)

Инструкция: на звук Ш отбивай мяч правой рукой, на звук Ж левой.

2 вариант: если назову один предмет, отбивай правой рукой мяч, если много — левой.

3 вариант: если назову живой предмет -отбивай мяч правой рукой, если неживой — левой.

12 слайд

Игра «Игра топ, хлоп нос»

Инструкция логопеда: «Давай проведем разминку? Манго – топ, киви – хлоп, банан – покажи нос» (показывает картинки, дети выполняют соответствующие движения).

     В ходе работы можно увидеть, что некоторые движения с первого раза не выполнит даже взрослый. Но трудная и при этом посильная задача поднимает настроение и рождает поиск, а поисковая активность, в свою очередь, вызывает возбуждение в глубинных структурах мозга, которые активизируют работу полушарий.

Хочется отметить, что занятия должны быть систематическими, проходить в спокойной, доброжелательной обстановке. Задания с элементами нейропсихологической гимнастики лучше всего начинать с изучения более простых кинезиологических  упражнений, которые постепенно усложняются.

Хочется отметить, что эти упражнения значительно повышают способность концентрироваться на выполняемой работе, что крайне важно в работе учителя-логопеда.

13 слайд

Спасибо за внимание, будьте здоровы, занимайтесь с удовольствием!

https://i0.wp.com/ds04.infourok.ru/uploads/ex/1201/0009e988-e4ef8fce/hello_html_452ecc6c.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение нейропсихологического метода в работе учителя - логопеда

Использование междисциплинарных связей в целях повышения эффективности коррекционной работы...

Статья "НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА"

Использование нейропсихологического подхода в логопедической работе, а именно метода замещающего онтогенеза (МЗО) А.В.Семенович.    «Метод замещающего онтогенеза» основывает...

Нейропсихологический подход в работе учителя – логопеда и учителя – дефектолога с детьми с ОВЗ.

Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и др.Э...

Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда.

В данной статье рассматривается специфика и адапртированные методы нейропсихологической коррекции в условиях коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ.даются практические советы как и на каких эт...

Педагогическая находка «Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда»

Использование нейропсихологических приемов как  средство решения коррекционно-развивающих задач....

Выступление на районном онлайн - семинаре по теме: «Использование нейропсихологических методов и приемов в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»

laquo;Использование нейропсихологических методов и приемов в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»...

«Нейропсихологические методы и приемы в работе учителя – логопеда»

laquo;Нейропсихологические методы и приемы в  работе учителя – логопеда»Подготовила: учитель – логопед Куфтова И. А. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учрежден...