Использование мнемотехники в работе учителя-логопеда по развитию связной речи у детей с ОНР.
статья по логопедии (подготовительная группа)

Шляхтенко Юлия Борисовна

Я работаю учителем –логопедом с детьми с различными нарушениями речи в детском саду и естественно я понимаю, что образовательный процесс должен быть для них интересным, развивающим, а правильно подобранные технологии должны способствовать эффективному развитию речи. Очень важно пробудить у детей с речевой патологией интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности –игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Поэтому использование мнемотехники для развития речи детей в настоящее время становится актуальным, так как мнемотехника - это система методов и приемов, облегчающих эффективное запоминание, увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovaniemnemotehnikivraboteuchitelya.docx16.2 КБ

Предварительный просмотр:

Использование мнемотехники в работе учителя-логопеда по развитию связной речи у детей с ОНР.

Учитель-логопед Шляхтенко Юлия Борисовна

ГБДОУ № 79 Выборгского района Г. Санкт-Петербурга

Я работаю учителем –логопедом с детьми с различными нарушениями речи в детском саду и естественно я понимаю, что образовательный процесс должен быть для них интересным, развивающим, а правильно подобранные технологии должны способствовать эффективному развитию речи. Очень важно пробудить у детей с речевой патологией интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности –игру.

 Формирование связной речи у детей  –это сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи. Логопед должен научить детей связно, грамматически и фонетически правильно говорить, излагать свои мысли, рассказывать о чем- то. В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с нарушениями речевого развития, для которых характерно позднее речевое развитие, ограниченность словаря как пассивного, так и активного, отсутствие фразовой речи, несформированность связной речи, и, как её компонента – монологической речи. Поэтому одной из главных задач развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается мною через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, составление рассказов по картине, заучивание стихотворений, загадок, чистоговорок и скороговорок. И конечно необходимо учитывать факторы, облегчающие процесс становления связной речи это – наглядность. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Поэтому использование мнемотехники для развития речи детей в настоящее время становится актуальным, так как мнемотехника - это система методов и приемов, облегчающих эффективное запоминание, увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

С помощью мнемотехники можно решить следующие задачи:

– развитие связной речи;

– развитие у детей умения с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице;

– обучение детей правильному звукопроизношению;

– развитие у детей сообразительности, наблюдательности, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

– развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти.

 У детей с речевыми нарушениями недостаточно развита краткосрочная и долгосрочная память, снижено внимание, есть нарушения слухового и зрительного восприятия, они не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. А мой опыт работы показывает, что эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с речевой патологией служат приёмы мнемотехники. Один из приемов мнемотехники-  это использование мнемотаблиц.

В мнемотаблицах наглядность представлена в виде предметных картинок, последовательно расположенных в соответствии с планом высказывания, путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.  

 Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать последовательный рассказ.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются с целью:

– обучения составлению рассказов;

– при пересказах художественных произведений;

– при проговаривании чистоговорок и скороговорок;

– при отгадывании и загадывании загадок;

– при заучивании стихотворений.

У детей с общим недоразвитием речи наибольшие затруднения возникают при составлении описательных рассказов о предметах. Для решения этой проблемы мною используются схемы – описания по разным лексическим темам, которые мы проходим в течение года. По данным схемам ребенок без больших затруднений может придумать и описательный рассказ о предмете, и составить загадку, что очень любят дети. Они с огромным удовольствием придумывают загадки по схемам и так радуются, когда другие малыши отгадывают. 

Мы также знакомы с проблемой нежелания или невозможности выучить стихотворение, пересказать текст. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Мнемотаблицы действительно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание, или строчку стишка придумывается картинка; таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагают готовую план-схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Я, как логопед, использую мнемотехнику и для автоматизации поставленных звуков.
В процессе использования приемов мнемотехники, немного  совершенствовала схемы и модели. Мне хотелось придумать что-то новое, учитывая проблему уровня развития речи именно тех детей, с которыми я работаю.

Понимаю, что эта работа приносит свои плоды, ведь использование приёмов мнемотехники даёт хорошие результаты коррекционной работы по формированию у детей с ОНР навыка составления связных распространённых предложений, при разучивании стихотворений. В ходе целенаправленного обучения дети в достаточной степени овладевают языковыми средствами, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных приемов работы со сказками в развитии связной речи детей

В статье описываются методы и приемы работы со сказками, используя технологию ТРИЗ (теории решения изобретательских задач)....

Использование мнемотехники в работе учителя -логопеда

Мнемотехника  в помощь развитию речи для дошкольников...

Использование мнемотехники в работе учителя-логопеда

Использование мнемотехники в работе учителя-логопеда...

Методическая тема: "Использование мнемотехники в работе учителя - логопеда с детьми с ТНР"

Мнемотехника  помогает упростить процесс запоминания, развивает ассоциативное мышление и воображение, повышает внимательность. Более гото, приемы мнемотехники приводят к обогащениюсловарного пасс...

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей "Развитие связной речи"

Формирование связного высказывания – одна из основных задач развития речи детей, так как умение связно излагать свои мысли позволяет ребенку свободно общаться, успешно обучаться, понимать литера...