Автоматизация звука в домашних условиях
статья по логопедии

Малахова Юлия Александровна

Этапы работы по исправлению звукопроизношения. Что такое автоматизация звука. Как работать со звуком. Последовательность автоматизации звука.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Если ваш ребенок посещает занятия с учителем-логопедом, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно или даже за два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и его родителей.

Исправление звукопроизношения проводится поэтапно:

1-й этап – подготовительный (формирование интереса к логопедическим занятиям; развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия с помощью игр и специальных упражнений; формирование и развитие артикуляционной моторики – это выполнение артикуляционной гимнастики и специальных упражнений для губ, языка, голоса, дыхания и др.) Этот этап у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки.

2-й этап – постановка звуков (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов).

3-й этап – автоматизация – закрепление звука в слогах, в словах, предложениях (протекает у многих детей медленно и требует длительной тренировки).

4-й этап – дифференциация поставленных и автоматизированных звуков (в случаях замены одного звука другим).

5-й этап – автоматизация звуков в самостоятельной (спонтанной) речи – в монологах, диалогах, играх, на прогулках и других формах детской жизнедеятельности.

Ваш ребёнок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо.

Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации».

Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день.

Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки.

Запомните! Звук мы слышим и говорим; Буквы мы пишем и читаем.

Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.

Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

 К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

  • автоматизация звука в слогах (прямых, обратных,

со стечением согласных);

  • автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
  • автоматизация звука в предложениях;
  • автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
  • автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
  • автоматизация звука в разговорной речи.

  Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением) стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.

 Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка.

К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

Как работать со звуком?

  • Проговорите звук совместно с ребенком.
  • Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука.
  • Используете ли вы голос при произнесении этого звука. Выясните, какой это звук – гласный или согласный.
  • Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в конце.
  • Нарисуйте букву, которая обозначает этот звук, вылепите её из пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных палочек.
  • Нарисуйте предметы, в названии которых звук находится в начале слова, в середине и в конце.
  • Придумайте игры со звуком, над которым работали.
  • Проговорите речевой материал на этот звук.

Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого и свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться.

Тренируйтесь, пожалуйста, дома!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Автоматизация звуков в домашних условиях".

Данная консультация поможет  родителям ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки....

Автоматизация звуков в домашних условиях

Игровые приемы по автоматизации звуков в домашних условиях....

Автоматизация звуков в домашних условиях

Рекомендации родителям по автоматизации звуков...

Автоматизация звуков в домашних условиях (для родителей)

Дорогие родители!Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ученик ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при пр...

Автоматизация звуков в домашних условиях

Советы родителям по автоматизации у детей поставленных логопедом звуков....

папка-передвижка "Автоматизация звуков в домашних условиях"

Данный консультативный материал предназначен для знакомства родителей с приемами и игровыми упражнениями, которые можно использовать для автоматизации звуков в домашних условиях. Данные приёмы способс...

Буклет для родителей "Автоматизация звуков в домашних условиях"

Дорогие родители!Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ученик ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при пр...