Консультация для педагогов ДОУ "Развитие связной речи детей в процессе совместной и свободной деятельности в д/с"
консультация по логопедии

Прохорова Наталья Павловна

 

        Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, по обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие связной речи у дошкольников в повседневной жизни в условиях ДОУ.

Консультация для воспитателей.

составила: учитель-логопед Богомолова Н. П.

        Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, по обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.

         Овладение родным языком характеризуется прежде всего развитием языковых обобщений и элементарного осознания языковых явлений. Усвоение речевых умений происходит в определённой последовательности. Для ранней детской речи характерна ситуативная обусловленность высказываний. Содержание речи понятно собеседнику лишь в том случае, если он знаком с ситуацией, о которой говорит ребёнок. Затем речь ребёнка становится контекстной, т. е. её можно понять в определённом контексте общения. С того момента, когда речь ребёнка потенциально может быть внеситуативной и внеконтекстной, считается, что он овладел минимумом речевых умений. Дальнейшее усложнение детской речи идёт по нескольким путям. Происходит последовательное осознание ребёнком своей речи, а затем вычленение её компонентов.

          Другой путь усложнения речевых умений – это переход от диалогической речи к различным формам монологической. Диалогическая речь в большей степени ситуативна и контекстуальна, многое в ней подразумевается благодаря знанию ситуации обеими собеседниками. Диалогическая речь непроизвольна, реактивна; она мало организована. Большую роль в диалоге играет мимика, жесты, интонации, которые могут изменять значение слова. Диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких говорящих на одну тему, связанную с какой – либо ситуацией. Необходимо развивать у детей умение строить диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику, поддержать), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией.

Для этого проводятся беседы на разные темы, связанные с жизнью ребёнка в семье, детском саду, с его отношениями со сверстниками и взрослыми, его интересами и впечатлениями.

         Монологическая речь – это развёрнутый вид речи. Эта речь в большей степени произвольна: говорящий имеет намерение выразить содержание и должен выбрать для этого содержания адекватную языковую форму и построить на её основе высказывание. Монолог – это организованный вид речи: каждое высказывание говорящий программирует и заранее планирует. Монологическая речь в дошкольном возрасте только начинает развиваться в недрах диалогической.

        Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой культурой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической. Формирование связности речи включает развитие умений строить высказывания разных типов: описание (мир в статике), повествование (динамика событий в движении и времени), рассуждение (установление причинно – следственных связей).

         Описание – это специальный текст, который начинается с общего определения и названия предмета или объекта; затем идёт перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или высказывает отношение к нему. Описание отличается статичностью, нежёсткой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами его компоненты.

          Повествование – это развитие сюжета, развёртывающегося во времени и логической последовательности. Основное назначение повествования – передать развитие действия или состояние предмета, которое включает следующие друг за другом события, сценки, картины. Повествование имеет жёсткую структуру – начало, середина, конец – (завязка, кульминация, развязка).

          Рассуждение – это текст, включающий причинно – следственные конструкции, вопросы, оценку. Он включает в себя тезис (начальное предположение), доказательство выдвинутого положения и вывод, который из него следует.

Полноценное речевое развитие детей должно продолжаться и вне специально организованных занятий: на прогулке, в утренние и вечерние часы. Во время игр воспитатель даёт упражнения, помогающие закрепить умения и навыки, полученные на занятиях.

         Чтобы обеспечить полноценное развитие словаря детей, рекомендуется наряду со специальными занятиями шире привлекать ситуации из повседневной жизни, которые предоставляют больше возможностей для закрепления речевых навыков, полученных на занятиях. Вне занятий следует создавать условия для проявления речевой активности каждого ребёнка, организовывать речевое общение детей во время игры, режимных процессов.

         Для развития связной речи целесообразно выстраивать разговоры и беседы с детьми на различные темы, связанные с жизнью ребёнка, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями. Следует стремиться к тому, чтобы дети отвечали неодносложно на поставленный вопрос («был в зоопарке, гулял»), а учились рассказывать о событиях, опираясь на личный опыт. Поэтому надо правильно ставить вопрос: «Расскажи, где ты вчера был, что интересного видел и запомнил?» Беседа позволяет развить у ребёнка навыки построения диалога, которые необходимы для овладения монологической речью.

        Ребёнок начинает рассказывать, а педагог и небольшая группа детей слушают его. Если рассказ получился интересный, воспитатель записывает его в альбом, чтобы потом прочитать всем детям. Очень важно следить за правильным построением предложений.

Письменная речь – речь контекстная. Её понимание опирается на язык, а не на ситуацию, при письме также замедляется темп речи. Всё это создаёт условия для того, чтобы ребёнок более правильно оформлял свои высказывания. Методика руководства детскими высказываниями в непосредственном общении должна быть неформальной.

        Вне занятий проводится запись детских рассказов: дети могут нарисовать сюжеты своих рассказов, а воспитатель напишет текст, можно придумать название альбому. Тематика рассказов может быть самой разнообразной («Наш участок», «Наш огород», Кто построил этот дом» и т. д.).

        Необходимо ежедневно как можно больше разговаривать с детьми, побуждать их самостоятельно общаться со взрослыми и сверстниками. Особое внимание следует уделять неактивным, молчаливым детям.

        Следует побуждать детей к рассказыванию сказок по их выбору.

        Наряду с организацией сюжетно – ролевых игр и обучению ролевым диалогам необходимо разыгрывать театрализованные произведения по мотивам литературных произведений и фольклорных жанров. Но следует отметить, что для переноса речевых умений, получаемых в игре, в монологическую речь, часто требуются определённые условия. Главное из них – включение в педагогический процесс ситуаций устного рассказа, когда перед ребёнком ставится задача оформить свои мысли в виде рассказа, при этом взрослый помогает, подсказывая сюжетные ходы, логические связи, а нередко и начало каждого предложения.

         Особенно широко используются игровые упражнения для обучения дошкольников описанию игрушек, картинок. Прежде всего необходимо научить их называть предмет, точно и образно характеризовать его свойства, качества, действия, т. е. отбирать слова для описания. Такие упражнения формируют элементарное осознание структуры описания, умение правильно его начать и завершить, самостоятельно найти признаки и расположить их а определённой последовательности, пользоваться разными способами связи между предложениями и частями высказывания – описания. Например, дети отправляются в Страну сказок, но попасть в неё не могут. Сторож Кот Котофеич, охраняющий вход в эту страну, даёт ребятам «волшебные» картинки, и они превращаются в зверят, изображённых на них. Волшебные ворота открываются, если желающий попасть в Страну сказок сумеет описать внешность животного, его повадки. Или дети могут оказать помощь маме – зайчихе в розыске пропавших зайчат. Им показывают открытки (картинки, фотографии) с изображением зайчат, одетых по–разному. Дети могут поздравить с днём рождения Петрушку (Буратино, Незнайку) и по телефону описать, какие подарки для него приготовили.

           Воспитание культуры речевого общения – одна из важнейших воспитательных задач, связанных с усвоением родного языка, которая предполагает не только овладение языковыми нормами, но и совершенствование выразительных средств языка в живом речевом общении. Важно также знание правил и норм речевого этикета, использование их в зависимости от ситуации. Целесообразно создавать специальные ситуации, в которых дети самостоятельно выбирали бы речевую форму общения («Говорим по телефону» «идём в гости»), широко применяли различные наглядные материалы (картинки, альбомы, фотографии, мультфильмы).

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"

Консультация для родителей по  развитию связной речи детей с ОВЗ...

Консультация для педагогов «Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе»

В консультации рассказывается о роли воспитателя в развитии связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе. О правильном выборе воспитателем познавательных материалов, методов и п...

Консультация для педагогов Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами моделирования

Консультация о том, как развивать речь детей с ппомощью моделей , предметов заместителей...

Консультация для педагогов «Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе»

quot;Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе"...

Консультация для педагогов: «Развитие связной речи дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой»

Подготовила: воспитатель Завьялова Наталья Сергеевна МКДОУ дет/сад №29 Еманжелинского муниципального района  Консультация для педагогов: «Развитие связной речи дошкольников в процессе ...

Консультация для педагогов: «Развитие связной речи детей на материале рассказа цепной структуры»

Консультация для педагогов:«Развитие связной речи детей   на материале рассказа цепной структуры»...