Консультация для педагогов "Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в ДОУ"
консультация по логопедии

Фабрикант Ирина Александровна

В настоящее время многими исследователями установлено особое значение движения в формировании мозговых функций человека, а значит и речи. Изначально ребёнку присуща очень большая потребность в движениях, и они приносят ему огромную радость.

Такое утверждение было взято за основу при работе с детьми – логопатами.

Как построить работу по звукопроизношению, чтобы дети успешно преодолевали свои дефекты? Учитель – логопед работает над исправлением произношения у детей, инструктору по физвоспитанию надо научить детей основным движениям. А что, если соединить эти задачи?  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_logopeda.docx17.45 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимодействие учителя-логопеда и

инструктора по физической культуре в ДОУ»

Много можно узнать, сидя за столом, но неизмеримо большего можно достичь, двигаясь, играя. Движение и игра – это физиологическая потребность детей – дошкольников. Двигаясь, играя, дети запоминают намного больше и легче. Умения и навыки формируются как – бы непроизвольно. Как выяснилось, что двигательная активность нужна детям не только для хорошего физического, но и нормального психического  развития. Великий русский физиолог И.М.Сеченов первым высказал мысль о том, что мышечный, двигательный анализатор функционирует не сам по себе, а играет огромную роль в целостной деятельности мозга, и «мышечное чувство» не только усиливает все другие ощущения человека, но и объединяет их.

В настоящее время многими исследователями установлено особое значение движения в формировании мозговых функций человека, а значит и речи. Изначально ребёнку присуща очень большая потребность в движениях, и они приносят ему огромную радость.

Такое утверждение было взято за основу при работе с детьми – логопатами.

Как построить работу по звукопроизношению, чтобы дети успешно преодолевали свои дефекты? Учитель – логопед работает над исправлением произношения у детей, инструктору по физвоспитанию надо научить детей основным движениям. А что, если соединить эти задачи?  

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре

Количество детей, имеющих речевые нарушения, увеличивается с каждым годом.

В связи с тем, что у многих детей с речевыми проблемами по результатам диагностики выявляется нарушение психических функций (внимания, памяти, мышления), общей моторики, координации движений встает необходимость взаимодействия в коррекционной работе других специалистов дошкольного учреждения – педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя и, конечно же, инструктора по физической культуре.

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и инструктора по физической культуре, которая направлена на решение следующих задач:

  • коррекция звукопроизношения;
  • упражнение детей в основных видах движения;
  • становление координации общей моторики;
  • развитие мелкой моторики;
  • умение согласовывать слово и жест;
  • воспитание умения работать сообща.

В начале учебного года учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с диагнозами детей (их речевой характеристикой), психологической характеристикой и возрастными особенностями.

Свою работу мы строим в нескольких направлениях.  Так одним из направлений является включение в занятия дыхательной гимнастики.   От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность.  Особенно эффективны дыхательные упражнения для тех детей, кто страдает синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещё слабы, поэтому им нужны специальные дыхательные упражнения, которые являются прекрасным средством для развития органов дыхания.  

Известно, что дети любят играть в подвижные игры, которые являются для них активной и осмысленной деятельностью. Поэтому   мы активно используем их. Играем и на свежем воздухе. Подвижные игры и упражнения на свежем воздухе являются универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей. В играх в ненавязчивой развлекательной форме используются естественные движения, свойственные человеку: ходьба, бег, прыжки, метания. Посильная физическая нагрузка и свежий воздух укрепляют здоровье детей, способствуют профилактике респираторных, простудных заболеваний.

 Следующим видом совместной деятельности является проведение кинезиологической гимнастики. Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определённые двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейрогенные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

Следующее направление – проведение гимнастики для глаз. Часто у детей дошкольного возраста встречаются заболевания органа зрения. Со всеми детьми мы проводим гимнастику для глаз.

Ещё одной формой совместной деятельности является развитие мелкой моторики рук

 Известно: мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. В.А.Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.

 Простейший метод тренировки - массаж: поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Простейшее упражнение: в течение 2-3 минут ежедневно сгибать и разгибать каждый пальчик ребёнка. На этом упражнении ещё раз можно убедиться в уникальности и мудрости наших предков. Задолго до открытия учёными взаимосвязи руки и речи они сумели придумать потешки – «Сорока – белобока», «Мальчик – пальчик», «Ладушки – ладушки», - которые по сей день мы применяем на практике.  

  Известно, что чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии речи.

Таким образом, взаимосвязь учителя-логопеда и инструктора по физической культуре     имеет большое значение и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей».

Цель: совершенствовать знания педагогов о постоянном взаимодействии инструктора по физической культуре и педагогов ДОУ по физическому воспитанию, сохранению и укреплению здоровья детей.Задачи:1. Совер...

Консультация для воспитателей на тему: «Взаимодействие инструктора по физической культуре с воспитателями ДОУ по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Консультация для воспитателей на тему: «Взаимодействие инструктора по физической культуре с воспитателями ДОУ по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей&raqu...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Консультация для воспитателей на тему: «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Консультация для  воспитателей на тему:«Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья дет...

Проект" Использование игр и упражнений в работе учителя-логопеда, воспитателя и инструктора по физическому воспитанию"

Цель проекта-создать условия для формирования речевого и психомоторного развития у детей через использование комплексов кинезиологических упражнений и нейрогимнастики...

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ «ЛОВКИЙ, ГРАМОТНЫЙ, СПОРТИВНЫЙ»

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ «ЛОВКИЙ, ГРАМОТНЫЙ, СПОРТИВНЫЙ»Цель: Физическое ...

Консультация для воспитателей дошкольных групп «Взаимодействие инструктора по физической культуре с воспитателем в ходе проведения непрерывно образовательной деятельности по физической культуре»

Взаимодействие инструктора  по физической культуре с воспитателями дошкольных групп непосредственно влияет на качество  работы по физическому развитию дошкольников....